урок химии "Коррозия металлов"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ТЕХ КАРТА по теме Коррозия металлов 9 класс.docx
Технологическая карта урока «Коррозия металлов» в 9 классе (базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.) Тема урока: Коррозия. Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;             формирование комплекса знаний о коррозии;            совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать результаты демонстрационного опыта;            формулировать познавательные цели,             контролировать и оценивать достижение результата,             строить содержательную коммуникацию при парной  работе.  Задачи:  Предметные:    определить отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты; классифицировать коррозию по различным признакам; привести доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии Метапредметные:     осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного опыта; анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы; провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия. Меры борьбы против коррозии;                                                                   умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения. Тип урока: урок открытия новых знаний Материально­техническое обеспечение:  ­ компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet; ­ электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс; ­ карточки с контекстными заданиями для парной и групповой  работы; ­ тексты с информацией; ­ демонстрационный опыт;Этап урока № 1 1 Самоопределение к 2 деятельности.  Организационный  момент  2 Постановка  учебной проблемы. (формулирование  вопроса) 3 Поиск решения  проблемы Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД СТРУКТУРА И ХОД УРОКА 3 4 Приветствует обучающихся, определяет  готовность к уроку  Приветствуют учителя, проверяют свои  рабочие места Обучающиеся отвечают на вопрос. И  задают вопрос учителю: Почему одна половинка потемнела, а вторая нет? Формулируют гипотезы Отвечают на вопрос. (окисление катионов железа) Ржавчина. Отвечают на вопрос:  окисление железа. Формулируют тему урока: Коррозия. Цель: узнать что это? Показывает учащимся две половинки  яблока. Что вы наблюдаете? Фиксирует вопрос на доске. Предлагает учащимся высказать  собственное мнение(сформировать  гипотезу) по вопросу. Задает вопрос: Что способствует  потемнению яблока? Создает проблемную ситуацию путем  предложения видеоряда:     Как вы думаете, что объединяет видеоряд  и потемневшую половинку яблока?   Создает условия для формулирования  темы, цели. Задает вопрос: Почему это происходит? Для того чтобы ответить на этот вопрос и  сформулировать тему урока, учитель  предлагает обучающимся  прослушать  стихотворение: Хвастается новенький металл «Как силен я, смел и как удал! Неподвластен никакой угрозе я Кроме рыжей крысы с именем  КОРРОЗИЯ Сформулируйте тему урока и цель. 5 Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Познавательные:  логические – анализ объектов  с целью выделения признаков; Коммуникативные:  постановка вопросов; формулируют собственное  мнение и позицию; планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Регулятивные:  самостоятельно формулируют  познавательную цель; целеполагание; Коммуникативные:  планируют общие способы  работы; представлять конкретное  содержание и сообщать его в  письменной и устной форме; Познавательные:  формулирование  познавательной цели; анализируют объект,самостоятельно создают  алгоритмы деятельности при  решении проблем творческого  и поискового характера; осуществляют поиск и  выделение необходимой  информации; Предлагает сформулировать  определение  коррозии. Предлагают варианты определения. Демонстрирует слайд с определением. Задает учащимся вопрос: Что может  разъедать железо? Отвечают на вопрос.  Факторы  окружающей среды. Как вы думаете,  какой может быть  коррозия? Разбирают виды коррозии. Демонстрирует слайд с видами коррозии. Виды коррозии – химическая и  электрохимическая. Предлагает демонстрационный опыт 5 пробирок Почему в пробирке с добавлением  гидроксида натрия нет коррозии. Предлагает поработать с текстам и найти  информацию о таких веществах. Предлагает еще два стакана с  демонстрацией (железо + медь; железо +  цинк) Почему так ведет себя железо? Читает стихотворение: Железо, жертвуя собой, Способно(и вполне свободно) Восстановить – но не любой Работают в группах и предлагают свои  варианты. Работают в парах анализируют  результат  демонстрационного опыта и делают  вывод, озвучивают свои выводы. Высказывают свое мнение о результате  опыта. Работают с текстом и находят  необходимую информацию.(ингибиторы) Предлагают свои варианты.Металл, а только благородный. Каким металлом является медь, а каким  цинк? Организует работу по формированию  понятия коррозия и её причины. Слайд с выводами. Организует работу по выполнению  продуктивного задания. В результате которого учащиеся узнают о  мерах защиты от коррозии. Читает стихотворение: Рыжей крысе­ржавчине, что шарит по  углам, Ни одной железочки,  болшьше я не дам! Пусть не разевает свой зубастый рот – Ей больше не достанется «железный  бутерброт». Предлагает вернуться к вопросу, который  возник в начале урока. Почему одна половинка яблока потемнела,  а вторая нет? 3 Продуктивное  задание 4 Рефлексия Используя ряд напряжения металлов  доказывают почему так ведет себя  железо. Выполняют продуктивное задание. И  определяют  меры борьбы с коррозией. Отвечают на вопрос: одна половинка  обработана веществом, которое тормозит  коррозии. (лимон) Спрашивает: информация урока вам  пригодится в будущем и где? Отвечают на вопрос. Возвращается к цели урока. Мы достигли  цели? Да!   причинно­   Познавательные:  выражают   смысл   ситуации различными средствами (рисунки,   символы,   схемы, знаки); устанавливают следственные связи; Личностные:  смыслообразование Коммуникативные:  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли. Познавательные:  рефлексия; структурируют знания; Личностные:  оптимизм в восприятии мира Коммуникативные:  оценивают   результат,   усвоения;  учатся   управлять   поведением   достигнутый   и   уровеньпартнера   ­   убеждать   его, контролировать, корректировать   и   оценивать его действия; Регулятивные: осознают качество и уровень  усвоения; оценивают  достигнутый   результат; 5 Домашнее задание Формулирует задание: Из предложенных заданий выберите 1 и  выполните его. Фиксируют задание. Приложение 1. Катализ тораа  — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции. Многие гетерогенные катализаторы содержат металлы. Некоторые металлы, особенно относящиеся к VIII группе периодической системы элементов, обладают каталитической активностью сами по себе; типичный пример — платина. Но большинство металлов проявляют каталитические свойства, находясь в составе соединений; пример — глинозем (оксид алюминия Al2O3). Ингибитор (лат. inhibere —   задерживать) —   вещество,   замедляющее   или   предотвращающее   течение   какой­либо   химической реакции: коррозии металла, старения полимеров, окисления топлива и смазочных масел, пищевых жиров и др. Особое   практическое   значение   имеют   ингибиторы   коррозии   металла.   По   современным   представлениям,   механизм   действия   ингибиторов коррозии   имеет   электрохимическую   природу.   Применительно   к   коррозии   металла   ингибитором   называют   вещество,   которое, адсорбируясь на поверхности металла, делает её потенциал положительнее, тем самым замедляя процесс коррозии. К   ингибиторам   также   часто   причисляют   вещества,   снижающие   активность   коррозионной среды или   создающие   на   поверхности   металла защитные пленки, являющиеся продуктом взаимодействия ингибитора с раствором, металлом или продуктом его коррозии (кроющие ингибиторы). Адсорбенты —   высокодисперсные   природные   или   искусственные   материалы   с   большой удельной   поверхностью,   на   которой происходит адсорбция веществ   из   соприкасающихся   с   ней   газов   или   жидкостей.   Адсорбенты   применяют   в   противогазах,   в   качестве   носителей катализаторов, для очистки газов, спиртов, масел, для разделения спиртов, при переработке нефти, в медицине для поглощения газов и ядов.Широкое   применение   адсорбенты   находят   в   установках   по   разделению   воздуха —   так   называемых   азотных   генераторах   и   кислородных генераторах. Помимо этого адсобционные установки применяются и при выделении водорода — водородные генераторы. Приложение 2. Приложение 3.  Домашнее задание: ЗАДАНИЕ № 1. достигаемые метапредметные результаты:   познавательные УУД –     выбор знаково­символических средств для построения модели;  выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); структурирование знаний.Охарактеризуйте способы процессы, представленные на схемах. 1. 2. 3. ЗАДАНИЕ № 2 достигаемые метапредметные результаты:   познавательные УУД –     выбор знаково­символических средств для построения модели;  выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); структурирование знаний. Используя рисунок, составьте схему, показывающую меры борьбы с коррозиейЗАДАНИЕ № 3 достигаемые метапредметные результаты:  познавательные УУД –   извлечение необходимой информации из графических источников;  Рассмотрите рисунок и опишите процессы, которые происходят в различных сосудах: достигаемые метапредметные результаты:  познавательные УУД –  ЗАДАНИЕ № 4 извлечение необходимой информации из графических источников;  Рассмотрите рисунок и опишите виды коррозии 1. 2. 3. достигаемые метапредметные результаты:   познавательные УУД –    выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); структурирование знаний. ЗАДАНИЕ № 5 используя рисунок, составьте рассказ о представленном процессе.Приложение 4. Анонс урока: Педагог: Тема урока: Класс: Тип урока: Технология: Цель урока: Перевалова Светлана Викторовна «Коррозия металлов» 9 «Б» Открытие нового знания Проблемное обучение углубление   представлений   о   материальном   единстве   и   возможности познания окружающего мира;  формирование комплекса знаний о коррозии; совершенствование   умений   выделять   проблему   в   теме   занятия, анализировать результаты демонстрационного опыта; контролировать и оценивать достижение результата,строить содержательную коммуникацию при групповой и парной  работе.  Задачи урока: Предметные:    определить   отличительные   признаки   процессов   коррозии, проанализировав демонстрационные опыты; классифицировать коррозию по различным признакам; привести доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии Метапредметные:     осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и   цель   через   выполнение   задания   на   анализ   результатов демонстрационного опыта; анализировать   при   парной   работе   информацию   из   разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео­ информации в символы, схемы; провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии; выразить   в   ходе   рефлексивной   деятельности   свои   мысли   с достаточной полнотой и точностью. Критерии достижения  цели: обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия. Меры борьбы против коррозии;  умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения. Материально­ техническое обеспечение:  - компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point; - электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С.Химия. 8 класс; - карточки с контекстными заданиями для парной и групповой работы; - тексты с информацией; - демонстрационный опыт; УУД: Личностные: Формирование   ценностных   отношений   друг   к   другу,   учителю, результатам обучения; Сформированность   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и творческих способностей учащихся; Метапредметные: Формирование   умений   воспринимать,   перерабатывать   и   предъявлять информацию   в   словесной,   символической   формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его   образной,