Технологическая карта урока «Коррозия металлов» в 9 классе (базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.)
Тема урока: Коррозия.
Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;
формирование комплекса знаний о коррозии;
совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать результаты демонстрационного опыта;
формулировать познавательные цели,
контролировать и оценивать достижение результата,
строить содержательную коммуникацию при парной работе.
Задачи:
Предметные:
определить отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты;
классифицировать коррозию по различным признакам;
привести доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии
Метапредметные:
осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного
опыта;
анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в
символы, схемы;
провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии;
выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия. Меры борьбы против коррозии;
умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Материальнотехническое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
карточки с контекстными заданиями для парной и групповой работы;
тексты с информацией;
демонстрационный опыт;Этап урока
№
1
1 Самоопределение к
2
деятельности.
Организационный
момент
2 Постановка
учебной проблемы.
(формулирование
вопроса)
3 Поиск решения
проблемы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
3
4
Приветствует обучающихся, определяет
готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свои
рабочие места
Обучающиеся отвечают на вопрос. И
задают вопрос учителю:
Почему одна половинка потемнела, а
вторая нет?
Формулируют гипотезы
Отвечают на вопрос. (окисление катионов
железа)
Ржавчина.
Отвечают на вопрос: окисление железа.
Формулируют тему урока: Коррозия.
Цель: узнать что это?
Показывает учащимся две половинки
яблока. Что вы наблюдаете?
Фиксирует вопрос на доске.
Предлагает учащимся высказать
собственное мнение(сформировать
гипотезу) по вопросу.
Задает вопрос: Что способствует
потемнению яблока?
Создает проблемную ситуацию путем
предложения видеоряда:
Как вы думаете, что объединяет видеоряд
и потемневшую половинку яблока?
Создает условия для формулирования
темы, цели.
Задает вопрос: Почему это происходит?
Для того чтобы ответить на этот вопрос и
сформулировать тему урока, учитель
предлагает обучающимся прослушать
стихотворение:
Хвастается новенький металл
«Как силен я, смел и как удал!
Неподвластен никакой угрозе я
Кроме рыжей крысы с именем
КОРРОЗИЯ
Сформулируйте тему урока и цель.
5
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические – анализ объектов
с целью выделения признаков;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
формулируют собственное
мнение и позицию;
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
самостоятельно формулируют
познавательную цель;
целеполагание;
Коммуникативные:
планируют общие способы
работы;
представлять конкретное
содержание и сообщать его в
письменной и устной форме;
Познавательные:
формулирование
познавательной цели;
анализируют объект,самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого
и поискового характера;
осуществляют поиск и
выделение необходимой
информации;
Предлагает сформулировать определение
коррозии.
Предлагают варианты определения.
Демонстрирует слайд с определением.
Задает учащимся вопрос: Что может
разъедать железо?
Отвечают на вопрос. Факторы
окружающей среды.
Как вы думаете, какой может быть
коррозия?
Разбирают виды коррозии.
Демонстрирует слайд с видами коррозии.
Виды коррозии – химическая и
электрохимическая.
Предлагает демонстрационный опыт
5 пробирок
Почему в пробирке с добавлением
гидроксида натрия нет коррозии.
Предлагает поработать с текстам и найти
информацию о таких веществах.
Предлагает еще два стакана с
демонстрацией (железо + медь; железо +
цинк)
Почему так ведет себя железо?
Читает стихотворение:
Железо, жертвуя собой,
Способно(и вполне свободно)
Восстановить – но не любой
Работают в группах и предлагают свои
варианты.
Работают в парах анализируют результат
демонстрационного опыта и делают
вывод, озвучивают свои выводы.
Высказывают свое мнение о результате
опыта.
Работают с текстом и находят
необходимую информацию.(ингибиторы)
Предлагают свои варианты.Металл, а только благородный.
Каким металлом является медь, а каким
цинк?
Организует работу по формированию
понятия коррозия и её причины.
Слайд с выводами.
Организует работу по выполнению
продуктивного задания.
В результате которого учащиеся узнают о
мерах защиты от коррозии.
Читает стихотворение:
Рыжей крысержавчине, что шарит по
углам,
Ни одной железочки, болшьше я не дам!
Пусть не разевает свой зубастый рот –
Ей больше не достанется «железный
бутерброт».
Предлагает вернуться к вопросу, который
возник в начале урока.
Почему одна половинка яблока потемнела,
а вторая нет?
3 Продуктивное
задание
4 Рефлексия
Используя ряд напряжения металлов
доказывают почему так ведет себя
железо.
Выполняют продуктивное задание. И
определяют меры борьбы с коррозией.
Отвечают на вопрос: одна половинка
обработана веществом, которое тормозит
коррозии. (лимон)
Спрашивает: информация урока вам
пригодится в будущем и где?
Отвечают на вопрос.
Возвращается к цели урока. Мы достигли
цели?
Да!
причинно
Познавательные:
выражают смысл ситуации
различными
средствами
(рисунки, символы, схемы,
знаки);
устанавливают
следственные связи;
Личностные:
смыслообразование
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
рефлексия;
структурируют знания;
Личностные:
оптимизм в восприятии мира
Коммуникативные:
оценивают
результат,
усвоения;
учатся управлять поведением
достигнутый
и уровеньпартнера убеждать его,
контролировать,
корректировать и оценивать
его действия;
Регулятивные:
осознают качество и уровень
усвоения;
оценивают достигнутый
результат;
5 Домашнее задание
Формулирует задание:
Из предложенных заданий выберите 1 и
выполните его.
Фиксируют задание.
Приложение 1.
Катализ тораа
— химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.
Многие гетерогенные катализаторы содержат металлы. Некоторые металлы, особенно относящиеся к VIII группе периодической системы
элементов, обладают каталитической активностью сами по себе; типичный пример — платина. Но большинство металлов проявляют каталитические
свойства, находясь в составе соединений; пример — глинозем (оксид алюминия Al2O3).
Ингибитор (лат. inhibere — задерживать) — вещество,
замедляющее или предотвращающее течение какойлибо химической
реакции: коррозии металла, старения полимеров, окисления топлива и смазочных масел, пищевых жиров и др.
Особое практическое значение имеют ингибиторы коррозии металла. По современным представлениям, механизм действия ингибиторов
коррозии имеет электрохимическую природу. Применительно к коррозии металла ингибитором называют вещество, которое, адсорбируясь на
поверхности металла, делает её потенциал положительнее, тем самым замедляя процесс коррозии.
К ингибиторам также часто причисляют вещества, снижающие активность коррозионной среды или создающие на поверхности металла
защитные пленки, являющиеся продуктом взаимодействия ингибитора с раствором, металлом или продуктом его коррозии (кроющие ингибиторы).
Адсорбенты — высокодисперсные природные или искусственные материалы с большой удельной поверхностью, на которой
происходит адсорбция веществ из соприкасающихся с ней газов или жидкостей. Адсорбенты применяют в противогазах, в качестве носителей
катализаторов, для очистки газов, спиртов, масел, для разделения спиртов, при переработке нефти, в медицине для поглощения газов и ядов.Широкое применение адсорбенты находят в установках по разделению воздуха — так называемых азотных генераторах и кислородных
генераторах. Помимо этого адсобционные установки применяются и при выделении водорода — водородные генераторы.
Приложение 2.
Приложение 3. Домашнее задание:
ЗАДАНИЕ № 1.
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД –
выбор знаковосимволических средств для построения модели;
выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
структурирование знаний.Охарактеризуйте способы процессы, представленные на схемах.
1. 2.
3.
ЗАДАНИЕ № 2
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД –
выбор знаковосимволических средств для построения модели;
выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
структурирование знаний.
Используя рисунок, составьте схему, показывающую меры борьбы с коррозиейЗАДАНИЕ № 3
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД –
извлечение необходимой информации из графических источников;
Рассмотрите рисунок и опишите процессы, которые происходят в различных сосудах:
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД –
ЗАДАНИЕ № 4
извлечение необходимой информации из графических источников;
Рассмотрите рисунок и опишите виды коррозии
1. 2. 3.
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД –
выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
структурирование знаний.
ЗАДАНИЕ № 5
используя рисунок, составьте рассказ о представленном процессе.Приложение 4. Анонс урока:
Педагог:
Тема урока:
Класс:
Тип урока:
Технология:
Цель урока:
Перевалова Светлана Викторовна
«Коррозия металлов»
9 «Б»
Открытие нового знания
Проблемное обучение
углубление представлений о материальном единстве и возможности
познания окружающего мира;
формирование комплекса знаний о коррозии;
совершенствование умений выделять проблему в теме занятия,
анализировать результаты демонстрационного опыта;
контролировать и оценивать достижение результата,строить содержательную коммуникацию при групповой и парной работе.
Задачи урока:
Предметные:
определить отличительные признаки процессов коррозии,
проанализировав демонстрационные опыты;
классифицировать коррозию по различным признакам;
привести доказательства целесообразности использования методов
защиты от коррозии
Метапредметные:
осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему
и цель через выполнение задания на анализ результатов
демонстрационного опыта;
анализировать при парной работе информацию из разных
источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео
информации в символы, схемы;
провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению
видов коррозии;
выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с
достаточной полнотой и точностью.
Критерии достижения
цели:
обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия.
Меры борьбы против коррозии;
умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения.
Материально
техническое
обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Power Point;
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С.Химия. 8 класс;
- карточки с контекстными заданиями для парной и
групповой работы;
- тексты с информацией;
- демонстрационный опыт;
УУД:
Личностные:
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,
результатам обучения;
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
Метапредметные:
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной,
символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии
с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
образной,