Тема урока: Дети и искусство (5 класс, 3 урок)
Образовательная цель урока:
предполагается, что итогом деятельности учащихся будет совершенствование представлений о теме детства и своеобразии ее воплощения в произведениях разных видов искусства (живопись, скульптура, музыка).
Задачи личностного развития:
1) содействовать актуализации представления о значении искусства в жизни детей;
2) проследить развитие темы детства в процессе восприятия художественных произведений;
3) совершенствовать умения дифференцировать произведения искусства по видам и жанрам, характеризовать произведения искусства на тему детства;
4) создать условия для развития у учащихся навыков рефлексионной деятельности, коммуникативных компетенций через работу в группах.
Воспитательные задачи:
1) содействовать развитию культуры художественного восприятия;
2) создать условия для воспитания чувства гуманизма, эмоциональной отзывчивости.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-калейдоскоп.
Дидактическое обеспечение урока, оборудование: учебник «Искусство (отечественная и мировая художественная культура), 5 класс»; репродукции картин; опорные памятки; образовательные продукты скретч.
Эпиграф:
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня мне выпала удивительная возможность провести урок в вашем замечательном классе. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте улыбнемся друг другу. А теперь подарите улыбку мне и нашим гостям. Присаживайтесь на свои места.
2. Формулировка темы урока.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Василия Александровича Сухомлинского: Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- А на каком уроке у вас есть возможность окунуться в такой прекрасный мир?
- А как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
3. Подготовка к работе на основном этапе урока. Мотивация деятельности учащихся.
- Ребята, думаю, вы привыкли к тому, что чаще всего учитель приходит к вам на урок и сам выбирает, каким способом вам объяснять новую тему, какую форму проведения урока использовать. Однако сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Все дело в том, что у меня есть необычный помощник для проведения уроков искусства и он сегодня со мной. Кто он? Где он? У меня есть виртуальный помощник, зовут его Алекс. Этот мальчик ваш ровесник, он много путешествует и обладает даром волшебства.
Алекс появляется на экране и произносит слова:
- Здравствуйте! Дети, я предлагаю вам с Анной Викторовной самим выбрать, в какой форме мы будем проводить урок по теме «Дети и искусство».
Учитель:
- Алекс, а как же я?
Алекс:
- Не переживайте, Анна Викторовна, и вам найдется место на уроке. Итак, я предлагаю три формы проведения урока: галерея, виртуальное путешествие и концерт. Выбираем.
Ответы учащихся.
Алекс:
- Ничего страшного, ведь я же волшебник и могу осуществить желание каждого из вас. Поможет нам в этом сегодняшний урок-калейдоскоп, на котором найдется место и галерее, и виртуальному путешествию, и концерту.
4. Совместное целеполагание.
- Перед тем как запустить наш калейдоскоп, нам нужно определиться с тем, какие цели мы ставим перед собой, для чего нам это нужно. Алекс тут нам кое-что предложил, но я не уверена, что это правильные и точные цели. Давайте вместе выберем, что нам важно сегодня достичь на уроке по теме «Искусство и дети».
На доске учитель открывает 3 цели, из которых нужно выбрать две, которые подходят для урока.
Как вы думаете, какие цели нам необходимо выбрать из предложенных.
1) узнать, как представлена тема детства в разных видах искусства (живопись, скульптура, музыка);
2) учиться различать произведения искусства по видам и жанрам, характеризовать произведения искусства на тему детства;
3) узнать о возможностях искусства в воплощении сказочных героев.
5. Изучение новой темы.
- Итак, все готово. Запускаем наш калейдоскоп. Закрываем на несколько секунд глаза. Смотрим на доску. Мы оказались с вами в галерее картин, которые посвящены образам детей.
5.1. Картинная галерея.
Задание для групп (класс разбит на 3 группы по рядам).
- Мы очутились в нашей галерее.
- Вы знаете, что освоение любого вида искусства — хореографии, музыки или живописи — начинается с ранних лет и часто требует серьезной ежедневной работы.
- Разрешите представить вашему вниманию репродукции полотен знаменитых художников. Картину «Юный живописец» И. И. Фирсова у нас будут анализировать ребята 1-ого ряда. Полотно художника В. М. Максимова «Будущий художник» - 2-й ряда. А третий ряд проанализирует картину «Урок рисования» Сергея Бочарова.
- У вас на партах лежит раздаточный материал с заданием. Ваша задача проанализировать картины, ответив на поставленные вопросы. Время выполнения задания 4-5 минут.
Задание для анализа картины
Пользуясь памяткой, проанализируйте картину «Юный живописец» И. И. Фирсова
- Как вы думаете, где происходит действие картины?
- Опишите главного героя картины — мальчика-подростка. Чем он занимается, каково его состояние и настроение, что мы можем сказать о его характере?
- Каково настроение главного героя?
- Какие чувства вызывает у вас это полотно?
(Да, перед нами уже знакомая вам обстановка мастерской художника, а может быть, учебный класс художественного училища. Мальчик так увлеченно и сосредоточенно работает, наверное, уже не первый час. Его маленькая «модель» явно устала и позирует только благодаря уговорам и поддержке мамы (или няни)).
Задание для анализа картины
Пользуясь памяткой, проанализируйте картину «Будущий художник» В. М. Максимова
- Охарактеризуйте героя этой картины. Как вы думаете, какие чувства и мысли хотел передать нам, зрителям, автор этой картины?
- Каково настроение главного героя?
- Какие чувства вызывает у вас это полотно?
(Русский живописец XIX века Василий Максимович Максимов изобразил на этой картине себя в детстве. Художник родился в бедной крестьянской семье и начал обучаться живописи в иконописной мастерской. Живопись стала его профессией и делом всей жизни).
Задание для анализа картины
Пользуясь памяткой, проанализируйте картину «Урок рисования» С. П. Бочарова.
- Охарактеризуйте героя этой картины. Как вы думаете, какие чувства и мысли хотел передать нам, зрителям, автор этой картины?
- Каково настроение главного героя?
- Какие чувства вызывает у вас это полотно?
Обобщение по результатам выступлений учащихся.
- Что хотели передать художники?
- А вы с интересом и желанием занимаетесь искусством или, может быть, кого-то направляют мама, учитель?
Физкультминутка.
Прием «Художники».
- А сейчас мы с вами немного поиграем.
- Я буду называть фамилии известных людей, а вы будете вставать, когда услышите фамилии художников.
Тропинин, Пушкин, Серов, Лермонтов, Венецианов, Бажов, Репин, Кустодиев, Толстой, Чайковский.
Упражнение «Дружба»
- Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.
5.2. Виртуальное путешествие в Париж.
- Мы переносимся с вами в город Париж, в котором находится оригинальная бронзовая статуя Моцарта, сделанная в 1883 году художником Барриа Луи-Эрнестом. Интересна история увлечения Моцарта скрипкой. До его шестого дня рождения, Вольфганг играл только на фортепиано. По возвращении из Вены он привез с собой небольшую скрипку, которая была подарена ему. Он часто забавлялся с ней.
Через некоторое время в семью Моцарта приехали друзья, которые были скрипачами. Леопольд Моцарт и его друзья собирались вместе играть новую музыку. Один из гостей играл первую скрипку, а другой-вторую скрипку. Леопольд Моцарт играл на контрабасе.
Теперь вы знаете, что вторая скрипка-это самая простая часть. Вольфганг спросил, может ли он играть эту роль. Его отец сказал: "Нет, сын мой, ты никогда не получал никаких уроков скрипки. Ты не можешь играть хорошо."
Вольфганга задели эти слова, он начал горько плакать. Когда он уходил со своей маленькой скрипкой под мышкой, один из гостей сказал: "Позвольте ребенку остаться и поиграть вторую скрипку со мной." Наконец отец согласился. "Вы можете играть с нами,"- сказал он."
Зазвучала музыка, Вольфганг играл вторую скрипку. Вскоре скрипач, который играл в той же части, увидел, что он был не нужен. Ничего не говоря, он положил свою скрипку. Отец тоже заметил, насколько хорошо ребенок играет и у него появились слезы радости на глазах.
5.3. Концерт.
- Ребята, а вы знаете, что есть связь между Чайковским и Моцартом. Итак, мы переходим к третьей части калейдоскопа – концерту. Прослушайте небольшую пьесу из «Де́тского альбо́ма» П.И.Чайковского «Новая кукла». (Сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано»).
- А отражают ли ваши переживания, чувства, когда вы получаете новую игрушку?
Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. «Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Лёгким ветерком радости предстаёт эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом...
6. Викторина в скретч.
7. Подведение итогов урока.
- В каких видах искусства воплощается тема детства?
- В чем своеобразие воплощения темы детства в произведениях разных видов искусства?
- Возвращаемся к поставленным в начале урока целям. Как вы считаете, удалось ли достигнуть цели урока?
- Узнали ли вы себя в героях произведений искусства, которые мы сегодня рассматривали?
- Как вы думаете, почему тема детства в искусстве близка людям любого возраста?
Учащиеся рассуждают, отвечая на вопросы.
- Создавая произведения на тему детства, художники помогают людям внимательнее вглядываться, лучше понимать, что происходит в этот период жизни, потому что от того, каким было детство человека, во многом зависит вся его остальная жизнь.
8. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся устно по цепочке закончить предложения:
- Мой самый любимый детский образ в художественном произведении — это...
- Благодаря рассмотренным на уроке произведениям искусства я узнал (-а) о себе, что...
- Было интересно…
- Было трудно …
- В начале урока вы мне подарили свои улыбки. Я надеюсь, что ваше настроение не изменилось. Если урок вам понравился, то подарите мне свои чудесные улыбки. А если у вас испортилось настроение или вам не понравился урок, то спрячьтесь в домик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.