Урок-исследование по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.
Оценка 4.9

Урок-исследование по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
22.01.2018
Урок-исследование  по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.
Цель урока : Рассмотреть особенности «лагерной» литературы и особенности автобиограф.прозы;, совершенствовать умения исследовать тексты художественных произведений биографического и исторического характера.; развивать умения строить устные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества нескольких литераторов, работы с первоисточником; воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий.Урок -исследование по русской литературе в 11 классе предусматривает раскрытие темы через сопоставление "лагерной прозы" В.Шаламова и А,Солженицына. Содержание урока предусматривает опережающие задания , справочный материал , связанный с историческими событиями, индивидуальные и групповые задания на уроке, содержащие исследовательский характер
Тема2.docЛагерная литература.doc
Тема : Нелегальная литература.  Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына. ТДЦ: Рассмотреть особенности  «лагерной» литературы и  особенности автобиограф.прозы;, совершенствовать  умения исследовать тексты художественных произведений  биографического и исторического характера.; развивать  умения строить устные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным  произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества  нескольких литераторов, работы с первоисточником;   воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми,  перед своей страной; способность  противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий.                                                        Урок­размышление.                                                                                  Не хочу мести, не хочу суда.  Хочу, чтобы люди знали и помнили,  как все это было. Акмал Икрамов Камил,  , расстрелян в 1938 г. I. Орг момент ХОД УРОКА II. Подготовка к восприятию (музыка) Тема неволи, острожной или тюремной,  не была открытием литературы 20 в. У истоков этой традиции – «Записки из мертвого дома» Ф. М. Достоевского, в которых рассказывается о пережитом на каторге, но не было самого  определения «лагерь», не было  лагерей как массового явления. Политика и литература сплелись только в 20 в. Такую литературу критики называют «задержанная», «реабилитированная», «лагерная проза» (термин 20 в.).Сегодня на уроке мы должны ответить наследующие вопросы ( на доске – Ребята, чем характерна сталинская эпоха?  Что значит тоталитарный режим? Что такое репрессии? ГУЛАГ? (Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или  устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.) III Чтобы начать наш урок, нам нужно  рассмотреть эти исторические события , о которых будет идти речь в  произведениях, эпоху, в которой  посвящена лагерная литература. Историческая справка (опер зад ученик) – За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских  репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи  незаконно осужденных людей. В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим  безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения. С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек,  в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек. Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно­трудовых колоний и 50 колоний для  несовершеннолетних, поэтому  А.И. Солженицын вводит понятие  «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими  островками и побольше. Все это вместе нельзя представить  себе иначе, сравнить с чем­то другим, не с архипелагом.  Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». – В русской прозе 1970–90­х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла  отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов,  испытавших на себе ад ГУЛАГа.  Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто  открыто заговорил на эту тему. IV Н/М–Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Солженицына и Шаламова.  1 1. Рассказ о биографии и творчестве В.Т. Шаламова – Что такое Колыма? Как же Колыма вошла в жизнь В. Шаламова? – Назовите одним словом 1­ое впечатление от знакомства с рассказами этого сборника.. – Каким же В.Шаламов изображает лагерь? (Чтение фрагмента художественного текста) – И это понятно. Ибо «Колымские рассказы» – это боль, страдание, ужас, зверства человека, переживавшего это 17  лет. 2. Рассказ о биографии и творчестве  А.И. Солженицына – Судьба Солженицына не менее уникальна, что выражается в тяжести испытаний, выпавших на его долю: война с  фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана  Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского читателя. 3. Формулировка вывода – Творчество Шаламова и Солженицына объединяет общее понятие – враги народа. Кто они, враги народа, у этих  писателей? За что они осуждены?  V. Отражение  лагерной темы в творчестве Солженицына и Шаламова     1. Работа в группах, заполнение таблицы «Герои Солженицына»       « Герои Шаламова» Сословная принадлежность   Род занятий   Качества характера Нравственные принципы   Жизненная позиция   Политические взгляды     Приговор Авторская позиция                 Рассказ “Ночью”. Один из учеников рассказывает его краткое содержание. рассказ поражает обыденностью происходящего в нем: то, что совершают зэки, ­ против общепринятых  нравственных норм, это крайнее кощунство, у них почти полностью утрачивается сознание, остается чисто животный инстинкт. ­ Какими средствами автор достигает ощущения будничности смерти, равнодушного отношения к ней заключенных? Прежде всего, это манера изложения: спокойная, замедленная. Будничное описание создает ощущение привычности  смерти. Рассказ отличают краткость, точность, экономность языковых средств, сдержанная интонация, конкретность и в то же время емкость изложения. Конкретность повествованию придают натуралистические подробности: ­ Найдите психологические определения, которые раскрывают внутренний мир персонажей? (“ввалившиеся,  блестящие глаза” Багрецова, “ равнодушный” ответ Глебова, финальная “улыбка” Багрецова; обратить внимание на  пейзаж как эмоциональный фон, на котором развертывается действие: “ синий свет взошедшей луны”, показывающий “каждый уступ, каждое дерево в особом, не дневном виде”.) Это еще более усиливает угнетающую обстановку. ­ Как вы относитесь к описанному поступку героев рассказа? Шаламов не дает прямую оценку своим героям. Он сдержан, ненавязчив. Только внимательное чтение рассказа (не  случайно повествование начинается с голодного ужина двух зэков) позволяет уловить не осуждение автором жертв  лагеря, которые могли первоначально показаться мародерами, а жалость и сочувствие к этим истощенным людям,  пытающимся таким способом еще как­то продержаться. Никто так не описал мук голода, как Шаламов. От постоянных физических мук начинается “ растление ума и  сердца”, “расчеловечение человека”. “ Каждая минута лагерной жизни ­ отравленная минута”. Рассказ “Ягоды”. Краткий пересказ.  ­ Оправдана ли кольцевая композиция рассказа? 2 Да. Конвоир Фадеев “ поставил приклад винтовки около моей головы”, в конце рассказа – конвоир Серошапка “  концом винтовки…задел мое плечо”. Прикосновение винтовки ­ выразительная деталь, указывающая на то, что  заключенный в лагере постоянно находится под прицелом. Лагерь, по Шаламову, ­ это место, где происходит  обесценивание человеческой жизни, где меняются все понятия о добре и зле. Итак, страшнее “колымских кругов” ада ничего не было (в рассказах Шаламова царствует смерть), и потому  восприятие этого художника трагично, пессимистично. Варлам Тихонович констатировал: “Лагерь был великой  пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдержали”. И только немногие, наделенные особой духовной силой, сумели проявить великое  терпение, мужество, стойкость. Яркий пример – сам автор, доказавший прежде всего самому себе, что он не  сломался, не предал заложенные в нем с детства высокие нравственные принципы, сумел сохранить в себе  человеческие качества, а значит, способность к сопротивлению против всего бесчеловечного, безнравственного.  Рассказ А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” читать легче – герой выживает, несмотря ни на что…  ­ Познакомимся с историей создания этого произведения. Инд. зад. . Обратимся к содержанию рассказа. ­ Определяя общую тональность повествования, найдите эпитет к слову “день”. “Почти счастливый день…” ­ думает об этом дне Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня.  ­ Перечитайте или перескажите эти “счастливые” события жизни героя в этот день. (“…в карцер не посадили, на  Соцгородок бригаду не выгнали, в обед закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену клал весело, с  ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся”). ­ Согласны ли вы с определением “счастливый”? “Почти счастливый день” не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. Если такой день счастливый, то какой тогда несчастливый? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына. Но, несмотря на страшные детали лагерной жизни, рассказ Солженицына оптимистичен по духу. Он доказывает, что  и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека.  ­ Герой рассказа. Кто он, как попал в лагерь? ­ Что помогает ему выжить? Доброта и благожелательное отношение к людям. Он не обозлился и не потерял человечности. Шухов готов  поделиться последним с хорошим человеком просто для того, чтобы доставить ему удовольствие. Иван Денисович  угощает печеньем Алешку – баптиста, чтобы хоть чем­то побаловать, “ведь тот всем угождает, а сам заработать не  может. Им не командует только тот, кто не хочет”. К Гопчику, 16­летнему пареньку, осужденному за то, что носил в лес бендеровцам молоко, Шухов относится как к  родному сыну. Наблюдая за ним, сравнивает его то с “белкой”, то с “ зайчишкой”, то с “козленком”.  Шухову, как и толстовскому Платону Каратаеву, незазорно “подработать”: “шить кому­нибудь из старой подкладки  чехол на рукавички, богатому бригадиру подать сухие валенки прямо на койку, где кому подмести или поднести  что­нибудь, или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку”. Иван Денисович приспосабливается к лагерной жизни с мужицкой смекалкой и умением. Он крепко запомнил слова  первого бригадира, старого лагерного волка: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. Эти слова объясняют теорию выживания Шухова: не унижаться, не доносить, не жить  за чужой счет, не причинять неудобств кому­либо, не осуждать никого: каждый выживает, как может. : в октябре получил Шухов ботинки дюжие, твердоносые, с простором на две теплых портянки. С неделю как  именинник все новенькими каблучками постукивал. А в декабре валенки подоспели – житуха, умирать не надо”). 3 Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе  работы. Труд сплачивает, очеловечивает зэков. Они шутят, веселятся, входят в азарт. Дело в том, что  работает бригада. В лагере бригада – семья, бригадир – отец. (“Стояла ТЭЦ два месяца, как скелет серый. А  вот пришла 104 бригада – и опять жизнь начинается”. “Бригадир в плечах здоров, да и образ у него широкий.  Кого хошь в лагере обманывай, только Андрей Прокофьича не обманывай. И будешь жив”). ­ Сравним отношение Шаламова и Солженицына к лагерному труду. Вывод: “ В лагере работа убивает, ничего, кроме глубочайшего унижения для человека, в ней нет”. Вывод: “От  болезни работа – первое лекарство; вкалывай на совесть – одно спасение; бригада – семья”.  (Шаламов. Ключевые слова: “ Страшно, намертво, навсегда; хватали, толкали, раскачивали, швыряли, сбросили,  привязывали, умирали; сбивая, сгоняя, спуская, карабкаясь, цепляясь; гибель, смерть”.) (Солженицын. Ключевые слова: “ Видел…стену свою, рубил ретиво, работу эту правил лихо, пошла работа, гладко  пойдет, зорче смотреть”.) ­ Почему? Может быть, потому что опыт лагерной жизни различен: Шаламов из 74 с половиной лет прожитой жизни 20 лет был  узником ГУЛАГа (3 года в Приуралье и 17 лет на Колыме), поэтому восприятие этого художника более трагично,  пессимистично. Солженицын же ставил перед собой задачу: показать русский национальный характер в сложных жизненных  обстоятельствах.  Итак, в отличие от В.Т.Шаламова, А.И.Солженицын, рассказывая о лагере и лагерниках, пишет не о том, как  страдали, убивали, издевались, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей.  Подведем итоги. Дать ответ на вопрос: “Что мог противопоставить человек адской махине, перемалывающей его  своими зубьями зла?” (Терпение, доброту, совесть, веру в торжество справедливости, любовь к жизни 2. Обсуждение ответов учащихся – Какова авторская позиция? Кто из героев выражает точку зрения автора? – Какой способ изображения лагерной жизни оказался более исторически оправданным? – Чья точка зрения вам наиболее близка? VI. Подведение итогов – Какова цель нашего занятия? Для чего мы обсуждали сегодня лагерную тему в творчестве С.и Ш.? И вообще,  имели ли право Солженицын, Шаламов и др. обсуждать эту тему на мировом уровне, ведь это не самые светлые  страницы нашей истории?  Заключительное слово учителя.  «Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это  было». Эти слова произнес Акмал Икрамов Камил, писатель, расстрелянный в 1938 г. – Заканчивая наш разговор, хочется сказать, что все безвинные жертвы имеют права на нашу память, нашу скорбь,  право на бессмертие. На любом погосте хочется помолчать, побыть хоты бы минуту наедине со своими мыслями.  Помолчим и мы. (Минута молчания) – В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего изволите?». В жизни самая  тяжелая утрата – это утрата собственной свободы. Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений Евтушенко, «мы должны знать, как это  произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение  будущего, его гарант». VII. Домашнее задание   эссе « Мое отношение к «лагерной прозе» ­на «5» и «4». Составить вопросы по В.Шаламова  и А.Солженицына. 4

Урок-исследование по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование  по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование  по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование  по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.

Урок-исследование  по русской литературе в 11 классе "Нелегальная литература. Лагерная проза в творчестве В.Шаламова И А.Солженицына.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018