Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—4 кл
05.08.2019
На уроке русского языка «Необычная буква» постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учениками самостоятельно. На уроке проводиться мини-исследование.
Цель: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.
урок русского языка Необычная буква- подсказчик.docx
Автор: Кунаковская Ирина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Кавказский район
Кропоткин
Класс: 3
УМК: Школа России
Учебная тема: «Словообразование»
Продолжительность урока – 40 минут
Тип урока – урок с элементами исследования
Тема урока: «Необычная буква»
Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)
Задачи урока:
Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы
и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию,
формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие
коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.
Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой
учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с
разделительным ъ знаком коллективное создание алгоритма о правописании
разделительного твердого знака;
сформулировать правило по написанию
разделительного твердого знака
Развивающие: • создать условия для развития познавательной активности детей,
умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической
зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание
мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных
действий.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка
проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная
работа учащихся под контролем учителя, подготовка к проектной деятельности.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление
алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся: осознавать смысл изучения правописания
разделительного твердого знака и успешного использования его в словах; понимать
значимость правильного написания твердого знака; развитие навыка сотрудничества со
взрослыми и сверстниками на уроке
Стр. 1 Метапредметные результаты:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами
своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление
причинноследственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения
учебного задания; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании
твердого знака; уметь формулировать правило по написанию твердого знака
Предметные результаты: уметь правильно писать слова с разделительным твердым
знаком
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, электронное
пособие «Игры и задачи», 14 классы, задания и игры для начальной школы,
предназначенные для электронной поддержки основных тем в начальной школе
Разработчик: Лутцева Е.А .,Рубин А.Г.
Презентация выполнена с использованием программы MimioStudio Блокнот, для создания
быстрого опроса использована программа MimioVote, результаты проведённого опроса
сохранены с помощью программы MimioStudio Журнал успеваемости.
Список использованной литературы:
1.
И.В.Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым
написанием: 24 классы.М.:ВАКО,2009
2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на
уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001
3. Лушина Е.А. Уроки – исследования// Начальная школа. 2001.№8.
Безрукова В.С. все о современном уроке: проблемы и решения. М.:
«Сентябрь», 2004.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со временной
школе. Воспитание: от формирования к развитию. М. Ростов н/Д, 2000.
5. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Прак тич.
пособие. Ростов н/Д: "Учитель", 2001.
Структура урокаисследования включает несколько этапов:
актуализация знаний;
мотивация;
создание проблемной ситуации;
определение темы исследования;
формулирование цели исследования;
выдвижение гипотезы;
проверка гипотезы;
интерпретация полученных данных;
вывод по результатам исследовательской работы;
применение новых знаний в учебной деятельности;
подведение итогов урока; домашнее задание
Стр. 2 I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.
Учитель.
На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания
слов русской речи. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать
маленькое, но очень важное открытие.
Постарайтесь всё понять
И всё грамотно писать.
III. Постановка учебной задачи.
1. Определение темы исследования.
- Сегодня мы с вами будем исследователями. Тема нашего
урока «Необычная буква подсказчик». И определить, что же
это за буква поможет нам грамматическая сказка.
Угадайте, о какой букве пойдёт речь на нашем уроке.
Грамматическая сказка.
Разделительные Ъ и Ь
Давнымдавно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно,
потому, что оба должны были разделять на письме согласные
буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался
Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И,
разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на это
смотреть королеве Орфографии.
И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять
только на стыке приставки и корня после согласных перед
буквами Е, Ё, Ю,Я.
А Ь пусть займёт место перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне
и перед окончаниями слов.»
Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила
их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый
стал занимать своё место.
Учитель.
О каких буквах идёт речь в сказке? (ъ и ь)
Какую функцию выполняют эти буквы? Почему они
ссорились?
Как рассудила их королева «Орфографии»?
Какова тема нашего исследования?
Стр. 3
Примечание
СЛАЙД 2
Задача: найти
предмет учебного
исследования. Дети
должны ясно
представлять, что они
будут исследовать, что
будут искать
Предмет исследования
позволит
сформулировать суть
проблемы, скорее
всего в виде
проблемного вопроса.
Этот вопрос станет
основой той учебной
задачи, которые
ученики будут решать
на уроке.
СЛАЙД 3
ТЕМА исследования
Где пишется
разделительный ъ
СЛАЙД 4 Примечание
СЛАЙД 5
На эти вопросы
найдете
ответы,
работая в парах.
Дети
выполняют
задание с записью в
тетрадь,
делают
вывод.
СЛАЙД 6
2. Формулирование цели исследования.
Учитель.
Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
( Узнать какова роль твердого знака? Когда в словах
нужно писать разделительный ъ?)
Между какими частями основы слова пишется
разделительный твердый знак? В какой части слова
пишется разделительный ь?
Молодцы, ребята, вы, верно, определили тему и цель нашего
урока. Наша задача исследовать, когда нужно писать ъ в
словах.
2.1. Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение:
«Спор букв»
Не чересчур ли ты добряк?
так знаку Ь промолвил Ъ знак.
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж промолчал!
знак Ь твердому на это отвечал.
Ты тверд и груб, как суковатый дуб
Давнымдавно пора как букву ЯТЬ
Тебя из азбуки изъять…
Друзья, Ваш разговор никчемные слова
услышав этот спор, сказала буква А.
Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте
2.2. Сопоставление Ъ и Ь знаков
Что общего?
Какие общие действия?
В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
В чём трудность выполнения задания?
Докажи.
У под...езда дома пят...,
Об...явление опят...
“Мар...и, Дар...и и Тат...яны,
Ол...ги, Соф...и и Ул...яны!
На кон...ки пора встават...,
По л...ду скол...зкому гонят...!”
Стр. 4 3. Выдвижение гипотезы.
Ах ты, бедный твердый знак! Не звучишь у нас никак.
Что же делать, как же быть? Надо звук тебе добыть.
Сколько мучились, старались, но, ни с чем они остались.
Не звучит наш мягкий знак, не понять его никак.
Коль не хочешь ты звучать, значит, будешь разделять.
Стал он разделительным нужным и общительным.
Очень нужен твердый знак! Без него нельзя никак!
Учитель.
Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам
сливаться)
Между какими частями основы слова пишется
разделительный твердый знак? (Между приставкой и
корнем).
Всегда ли между приставкой и корнем пишется
разделительный твёрдый знак?
3.1. Определить пути решения проблемы
Учитель.
Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовый алгоритм
Путь 2: Выработать алгоритм работы над правильным
написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.
Каким путём мы пойдём и почему?
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им
овладеть и запомнить его).
Хорошо! Итак, мы сами вырабатываем алгоритм
4. Локализация проблемы исследовательскопроектной
деятельности:
Учитель.
Спишем и разберем слова по составу. А вы будьте
внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что
то важное.
Вы…езд, пере…езд, про…езд.
Об…езд, под…езд, в…езд.
Стр. 5
Примечание
учащимся
Чтение
стихотворения
«Твёрдый знак»
СЛАЙД 7
ГИПОТЕЗА
Определение путей
достижения
цели
урока учащимися
СЛАЙД 8 Объясните значение слов. К какой группе слов можем отнести слова?
Обозначьте задание к выполнению.
Примечание
Как вы думаете, какую проблему вы будете
решать в ходе исследования?
Какую букву нужно вставить и почему?
Везде ли есть необходимость вставить букву?
4.1. Проверка гипотезы
Сравните приставки в словах первой и второй строчек.
Между какими частями основы пропущены буквы?
В какой части слова пропущены буквы?
На какую букву оканчиваются приставки: гласную или
согласную?
С какой буквы начинается корень слова? Что мы знаем об
этой букве? ( Она йотированная, особенная)
Что подсказывает нам твердый знак?
Сформулируем вывод.
Мы узнали только то, что Ъ разделительный пишется
МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и
КОРНЕМ (начинающийся на "хитрый" гласный = Е)
Учитель.
– Правильно, ребята. Именно Ъ знак позволяет этой
хитрой гласной показывать 2 звука,
первый из
которых [j!]=[й!].
Какие хитрые гласные вы ещё знает? (е,ю,я)
А как же разделительный мягкий знак?
Разделительный Ь знак пишется либо в корне, либо после
корня после согласного перед "хитрой" гласной и буквой И.
4.2. Интерпретация полученных данных
Сделайте вывод о том, когда в словах пишется
разделительный твердый знак.
Что подсказывает нам разделительный твёрдый знак?
ПРОВЕРКА
ГИПОТЕЗЫ
СЛАЙД 9
Учащиеся вспоминают,
из каких частей состоит
слово.
Высказывают
свои предположения.
Замечают,
когда
пишется ъ
(Формулируют
если
правило:
приставка
на
заканчивается
а
согласную букву,
корень начинается с
гласной буквы: е, ё, ю.
я,
после приставки
пишем разделительный
твердый знак)
СЛАЙД 10
Как мы будем работать
орфограммой? (составим алгоритм работы)
с
данной
Как вы считаете, с чего начнём составлять
алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)
Дальше на что мы должны смотреть?
по
Вывод
результатам
исследовательской
работы
Стр. 6 Примечание
Примечание
СЛАЙД 11
Учитель. Для того, чтобы быть более уверенным в правильной
постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить
корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и
выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять.
Алгоритм получается следующего вида:
Нужен ли твёрдый знак?
Приставка оканчивается на согласный?
Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?
В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
После коррекции, пояснения ответов, на доске
появляются схемы
Ъ –е Ъ е
ё ё
ю я и ю я
Фронтально проговаривают, делают вывод
Учитель. ЭТО САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, позволяющие
определить выбор Ъ и Ь знаков.
СЛАЙД14
5.Динамическая пауза (2 мин.)
6. Применение новых знаний в учебной деятельности. Работа с
электронным пособием.
6.1. Задание №1 из образовательного комплекса «Игры и
задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова.
Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?
Твёрдый знак сказал с обидою:
Это где ж такое видано?
Мягкий знак есть в правилах,
А я сижу, грущу.
Так учить не правильно!
Я не допущу!
Сам стихи я настрочу.
Сам с собой их разучу.
Ищи меня после приставки,
Ищи после согласной.
Меня туда поставили
Перед особой гласной.
Особенных четыре –
Я, Е, Ё, и Ю.
Стр. 7
СЛАЙД 12
Стихотворение
записывается в тетерадь
СЛАЙД13
Игры и задачи, 1
4 классы • Задания и
игры для начальной
школы,
предназначенные для
электронной
поддержки основных
тем в начальной школе
Разработчик: Лутцева
Е.А .,Рубин А.Г.
СЛАЙД 15
Игры и задачи, 14
классы • Задания и
игры для начальной
школы,
предназначенные для
электронной поддержки
основных тем в
начальной школе
Разработчик: Лутцева
Е.А .,Рубин А.Г. Таких нет в целом мире
Я, Е, Ё и Ю.)
Что о себе рассказал твёрдый знак?
Учитель.
Очень простое "НЕВОЗМОЖНО":Разделительные Ь
и Ъ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя
гласными и двумя согласными!
6.2. Задание №2. Найди ошибки. Исправь.
Перепиши правильно.
Обозначь задание к выполнению.
Волк ужасно разярён,
Сесть ежа не может он
Еж, хотя он и седобен:
Для седенья неудобен:
Сежась, выставил иголки
Обегорил злого волка. (В. Лунин)
Учитель.
Подумайте, сколько ошибок пропущено в стихотворении?
Какая буква пропущена?
Что показывает нам твёрдый знак?
6.3. Задание № 3 из образовательного комплекса «Игры и задачи».
Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где
нужен разделительный Ь?
Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать
народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой
двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ.
гос.ти
с.язвить
с.есть
осен.ю
с.ёмка
доч.ка
волч.и
бур.ян
Есть терпенье – будет и уменье.
Как вы понимаете эту народную мудрость?
6.4. Тестопросник
Задание №4 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Стр. 8 1.
2.
3.
4.
5.
В каком слове пишется разделительный Ъ
обез..яна
под..езд
руч..и
п..ющий
В каком слове пишется разделительный Ъ
лад..я
в..юга
в..езд
нав..ючить
В каком слове пишется разделительный Ь
с..емка
раз..ясните
об..явление
ш..ют
В каком слове пишется разделительный Ь
л..ется
об..ем
пред..явитель
с..язвить
В каком слове пишется разделительный Ь
пред..обеденный
пред..юбилейный
под..ёмный
кол..е
7.Домашнее задание. Проектная работа.
Варианты работ: придумать рассказ, сказку, написать очерк, стихотворение
о разделительном твёрдом и мягком знаках, составить кроссворд,
8. Рефлексия.. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке,
и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и
намечаются дальнейшие цели деятельности.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
Активно
Пассивно
Доволен
Не доволен
Стр. 9 3. За урок я
Устал
Не устал
4. Материал урока мне
Понятен
Не понятен
5. На уроке было
Интересно
Скучно
Стр. 10
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.