На уроке русского языка «Необычная буква» постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учениками самостоятельно. На уроке проводиться мини-исследование.
Цель: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.
Автор: Кунаковская Ирина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Кавказский район
Кропоткин
Класс: 3
УМК: Школа России
Учебная тема: «Словообразование»
Продолжительность урока – 40 минут
Тип урока – урок с элементами исследования
Тема урока: «Необычная буква»
Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)
Задачи урока:
Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы
и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию,
формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие
коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.
Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой
учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с
разделительным ъ знаком коллективное создание алгоритма о правописании
разделительного твердого знака;
сформулировать правило по написанию
разделительного твердого знака
Развивающие: • создать условия для развития познавательной активности детей,
умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической
зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание
мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных
действий.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка
проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная
работа учащихся под контролем учителя, подготовка к проектной деятельности.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление
алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся: осознавать смысл изучения правописания
разделительного твердого знака и успешного использования его в словах; понимать
значимость правильного написания твердого знака; развитие навыка сотрудничества со
взрослыми и сверстниками на уроке
Стр. 1Метапредметные результаты:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами
своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление
причинноследственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения
учебного задания; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании
твердого знака; уметь формулировать правило по написанию твердого знака
Предметные результаты: уметь правильно писать слова с разделительным твердым
знаком
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, электронное
пособие «Игры и задачи», 14 классы, задания и игры для начальной школы,
предназначенные для электронной поддержки основных тем в начальной школе
Разработчик: Лутцева Е.А .,Рубин А.Г.
Презентация выполнена с использованием программы MimioStudio Блокнот, для создания
быстрого опроса использована программа MimioVote, результаты проведённого опроса
сохранены с помощью программы MimioStudio Журнал успеваемости.
Список использованной литературы:
1.
И.В.Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым
написанием: 24 классы.М.:ВАКО,2009
2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на
уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001
3. Лушина Е.А. Уроки – исследования// Начальная школа. 2001.№8.
Безрукова В.С. все о современном уроке: проблемы и решения. М.:
«Сентябрь», 2004.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со временной
школе. Воспитание: от формирования к развитию. М. Ростов н/Д, 2000.
5. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Прак тич.
пособие. Ростов н/Д: "Учитель", 2001.
Структура урокаисследования включает несколько этапов:
актуализация знаний;
мотивация;
создание проблемной ситуации;
определение темы исследования;
формулирование цели исследования;
выдвижение гипотезы;
проверка гипотезы;
интерпретация полученных данных;
вывод по результатам исследовательской работы;
применение новых знаний в учебной деятельности;
подведение итогов урока; домашнее задание
Стр. 2I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.
Учитель.
На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания
слов русской речи. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать
маленькое, но очень важное открытие.
Постарайтесь всё понять
И всё грамотно писать.
III. Постановка учебной задачи.
1. Определение темы исследования.
- Сегодня мы с вами будем исследователями. Тема нашего
урока «Необычная буква подсказчик». И определить, что же
это за буква поможет нам грамматическая сказка.
Угадайте, о какой букве пойдёт речь на нашем уроке.
Грамматическая сказка.
Разделительные Ъ и Ь
Давнымдавно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно,
потому, что оба должны были разделять на письме согласные
буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался
Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И,
разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на это
смотреть королеве Орфографии.
И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять
только на стыке приставки и корня после согласных перед
буквами Е, Ё, Ю,Я.
А Ь пусть займёт место перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне
и перед окончаниями слов.»
Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила
их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый
стал занимать своё место.
Учитель.
О каких буквах идёт речь в сказке? (ъ и ь)
Какую функцию выполняют эти буквы? Почему они
ссорились?
Как рассудила их королева «Орфографии»?
Какова тема нашего исследования?
Стр. 3
Примечание
СЛАЙД 2
Задача: найти
предмет учебного
исследования. Дети
должны ясно
представлять, что они
будут исследовать, что
будут искать
Предмет исследования
позволит
сформулировать суть
проблемы, скорее
всего в виде
проблемного вопроса.
Этот вопрос станет
основой той учебной
задачи, которые
ученики будут решать
на уроке.
СЛАЙД 3
ТЕМА исследования
Где пишется
разделительный ъ
СЛАЙД 4Примечание
СЛАЙД 5
На эти вопросы
найдете
ответы,
работая в парах.
Дети
выполняют
задание с записью в
тетрадь,
делают
вывод.
СЛАЙД 6
2. Формулирование цели исследования.
Учитель.
Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
( Узнать какова роль твердого знака? Когда в словах
нужно писать разделительный ъ?)
Между какими частями основы слова пишется
разделительный твердый знак? В какой части слова
пишется разделительный ь?
Молодцы, ребята, вы, верно, определили тему и цель нашего
урока. Наша задача исследовать, когда нужно писать ъ в
словах.
2.1. Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение:
«Спор букв»
Не чересчур ли ты добряк?
так знаку Ь промолвил Ъ знак.
Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Кто б говорил, но ты б уж промолчал!
знак Ь твердому на это отвечал.
Ты тверд и груб, как суковатый дуб
Давнымдавно пора как букву ЯТЬ
Тебя из азбуки изъять…
Друзья, Ваш разговор никчемные слова
услышав этот спор, сказала буква А.
Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте
2.2. Сопоставление Ъ и Ь знаков
Что общего?
Какие общие действия?
В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
В чём трудность выполнения задания?
Докажи.
У под...езда дома пят...,
Об...явление опят...
“Мар...и, Дар...и и Тат...яны,
Ол...ги, Соф...и и Ул...яны!
На кон...ки пора встават...,
По л...ду скол...зкому гонят...!”
Стр. 43. Выдвижение гипотезы.
Ах ты, бедный твердый знак! Не звучишь у нас никак.
Что же делать, как же быть? Надо звук тебе добыть.
Сколько мучились, старались, но, ни с чем они остались.
Не звучит наш мягкий знак, не понять его никак.
Коль не хочешь ты звучать, значит, будешь разделять.
Стал он разделительным нужным и общительным.
Очень нужен твердый знак! Без него нельзя никак!
Учитель.
Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам
сливаться)
Между какими частями основы слова пишется
разделительный твердый знак? (Между приставкой и
корнем).
Всегда ли между приставкой и корнем пишется
разделительный твёрдый знак?
3.1. Определить пути решения проблемы
Учитель.
Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовый алгоритм
Путь 2: Выработать алгоритм работы над правильным
написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.
Каким путём мы пойдём и почему?
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им
овладеть и запомнить его).
Хорошо! Итак, мы сами вырабатываем алгоритм
4. Локализация проблемы исследовательскопроектной
деятельности:
Учитель.
Спишем и разберем слова по составу. А вы будьте
внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что
то важное.
Вы…езд, пере…езд, про…езд.
Об…езд, под…езд, в…езд.
Стр. 5
Примечание
учащимся
Чтение
стихотворения
«Твёрдый знак»
СЛАЙД 7
ГИПОТЕЗА
Определение путей
достижения
цели
урока учащимися
СЛАЙД 8 Объясните значение слов. К какой группе слов можем отнести слова?
Обозначьте задание к выполнению.
Примечание
Как вы думаете, какую проблему вы будете
решать в ходе исследования?
Какую букву нужно вставить и почему?
Везде ли есть необходимость вставить букву?
4.1. Проверка гипотезы
Сравните приставки в словах первой и второй строчек.
Между какими частями основы пропущены буквы?
В какой части слова пропущены буквы?
На какую букву оканчиваются приставки: гласную или
согласную?
С какой буквы начинается корень слова? Что мы знаем об
этой букве? ( Она йотированная, особенная)
Что подсказывает нам твердый знак?
Сформулируем вывод.
Мы узнали только то, что Ъ разделительный пишется
МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и
КОРНЕМ (начинающийся на "хитрый" гласный = Е)
Учитель.
– Правильно, ребята. Именно Ъ знак позволяет этой
хитрой гласной показывать 2 звука,
первый из
которых [j!]=[й!].
Какие хитрые гласные вы ещё знает? (е,ю,я)
А как же разделительный мягкий знак?
Разделительный Ь знак пишется либо в корне, либо после
корня после согласного перед "хитрой" гласной и буквой И.
4.2. Интерпретация полученных данных
Сделайте вывод о том, когда в словах пишется
разделительный твердый знак.
Что подсказывает нам разделительный твёрдый знак?
ПРОВЕРКА
ГИПОТЕЗЫ
СЛАЙД 9
Учащиеся вспоминают,
из каких частей состоит
слово.
Высказывают
свои предположения.
Замечают,
когда
пишется ъ
(Формулируют
если
правило:
приставка
на
заканчивается
а
согласную букву,
корень начинается с
гласной буквы: е, ё, ю.
я,
после приставки
пишем разделительный
твердый знак)
СЛАЙД 10
Как мы будем работать
орфограммой? (составим алгоритм работы)
с
данной
Как вы считаете, с чего начнём составлять
алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)
Дальше на что мы должны смотреть?
по
Вывод
результатам
исследовательской
работы
Стр. 6Примечание
Примечание
СЛАЙД 11
Учитель. Для того, чтобы быть более уверенным в правильной
постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить
корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и
выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять.
Алгоритм получается следующего вида:
Нужен ли твёрдый знак?
Приставка оканчивается на согласный?
Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?
В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
После коррекции, пояснения ответов, на доске
появляются схемы
Ъ –е Ъ е
ё ё
ю я и ю я
Фронтально проговаривают, делают вывод
Учитель. ЭТО САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, позволяющие
определить выбор Ъ и Ь знаков.
СЛАЙД14
5.Динамическая пауза (2 мин.)
6. Применение новых знаний в учебной деятельности. Работа с
электронным пособием.
6.1. Задание №1 из образовательного комплекса «Игры и
задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова.
Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?
Твёрдый знак сказал с обидою:
Это где ж такое видано?
Мягкий знак есть в правилах,
А я сижу, грущу.
Так учить не правильно!
Я не допущу!
Сам стихи я настрочу.
Сам с собой их разучу.
Ищи меня после приставки,
Ищи после согласной.
Меня туда поставили
Перед особой гласной.
Особенных четыре –
Я, Е, Ё, и Ю.
Стр. 7
СЛАЙД 12
Стихотворение
записывается в тетерадь
СЛАЙД13
Игры и задачи, 1
4 классы • Задания и
игры для начальной
школы,
предназначенные для
электронной
поддержки основных
тем в начальной школе
Разработчик: Лутцева
Е.А .,Рубин А.Г.
СЛАЙД 15
Игры и задачи, 14
классы • Задания и
игры для начальной
школы,
предназначенные для
электронной поддержки
основных тем в
начальной школе
Разработчик: Лутцева
Е.А .,Рубин А.Г.Таких нет в целом мире
Я, Е, Ё и Ю.)
Что о себе рассказал твёрдый знак?
Учитель.
Очень простое "НЕВОЗМОЖНО":Разделительные Ь
и Ъ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя
гласными и двумя согласными!
6.2. Задание №2. Найди ошибки. Исправь.
Перепиши правильно.
Обозначь задание к выполнению.
Волк ужасно разярён,
Сесть ежа не может он
Еж, хотя он и седобен:
Для седенья неудобен:
Сежась, выставил иголки
Обегорил злого волка. (В. Лунин)
Учитель.
Подумайте, сколько ошибок пропущено в стихотворении?
Какая буква пропущена?
Что показывает нам твёрдый знак?
6.3. Задание № 3 из образовательного комплекса «Игры и задачи».
Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где
нужен разделительный Ь?
Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать
народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой
двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ.
гос.ти
с.язвить
с.есть
осен.ю
с.ёмка
доч.ка
волч.и
бур.ян
Есть терпенье – будет и уменье.
Как вы понимаете эту народную мудрость?
6.4. Тестопросник
Задание №4 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Стр. 81.
2.
3.
4.
5.
В каком слове пишется разделительный Ъ
обез..яна
под..езд
руч..и
п..ющий
В каком слове пишется разделительный Ъ
лад..я
в..юга
в..езд
нав..ючить
В каком слове пишется разделительный Ь
с..емка
раз..ясните
об..явление
ш..ют
В каком слове пишется разделительный Ь
л..ется
об..ем
пред..явитель
с..язвить
В каком слове пишется разделительный Ь
пред..обеденный
пред..юбилейный
под..ёмный
кол..е
7.Домашнее задание. Проектная работа.
Варианты работ: придумать рассказ, сказку, написать очерк, стихотворение
о разделительном твёрдом и мягком знаках, составить кроссворд,
8. Рефлексия.. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке,
и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и
намечаются дальнейшие цели деятельности.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
Активно
Пассивно
Доволен
Не доволен
Стр. 93. За урок я
Устал
Не устал
4. Материал урока мне
Понятен
Не понятен
5. На уроке было
Интересно
Скучно
Стр. 10