Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Оценка 5

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—4 кл
05.08.2019
Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
На уроке русского языка «Необычная буква» постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учениками самостоятельно. На уроке проводиться мини-исследование. Цель: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.
урок русского языка Необычная буква- подсказчик.docx
Автор: Кунаковская Ирина Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Образовательное учреждение:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №2  Кавказский район Кропоткин Класс: 3 УМК: Школа России Учебная тема: «Словообразование» Продолжительность урока – 40 минут Тип урока – урок с элементами исследования Тема урока: «Необычная буква» Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ) Задачи урока:   Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и   самостоятельно   их   решать,   создание   мотивов   к   обучению   и   самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков. Образовательные:   создать   условия   для   учебной   деятельности,   в   ходе   которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным   ъ   знаком   коллективное   создание   алгоритма   о   правописании разделительного   твердого   знака;   сформулировать   правило   по   написанию разделительного твердого знака Развивающие:  •   создать   условия   для   развития   познавательной   активности   детей, умения   рассуждать,   делать   выводы;   способствовать   развитию   орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям Целевое   назначение   урока: первичное   усвоение   новых   знаний   и   способов   учебных действий.   Методы проведения урока:  исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, подготовка к проектной деятельности.   Планируемый   результат: воспроизведение   своими   словами   правила,   составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.  Представление о планируемых результатах:   Личностные   результаты   учащихся:  осознавать   смысл   изучения   правописания разделительного   твердого   знака   и   успешного   использования   его   в   словах;   понимать значимость правильного написания твердого знака; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке Стр. 1 Метапредметные результаты:   оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих   одноклассников;  строить   логические   рассуждения,   включающие   установление причинно­следственных   связей;   осуществлять   поиск   информации   для   выполнения учебного задания; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака; уметь формулировать правило по написанию твердого знака Предметные результаты:  уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком Оборудование: проектор,   компьютер,   экран,   презентация,   учебник,   электронное пособие   «Игры   и   задачи»,   1­4   классы,     задания   и   игры   для   начальной   школы, предназначенные   для   электронной   поддержки   основных   тем   в   начальной   школе Разработчик: Лутцева Е.А .,Рубин А.Г. Презентация   выполнена     с  использованием     программы   MimioStudio  Блокнот,   для   создания быстрого   опроса   использована   программа  MimioVote,   результаты   проведённого   опроса сохранены  с помощью программы MimioStudio Журнал успеваемости. Список использованной литературы: 1.   И.В.Клюхина.   Сценарий   занятий   по   изучению   слов   с   непроверяемым написанием: 2­4 классы.­М.:ВАКО,2009 2. Г.А.Бакулина.   Интеллектуальное   развитие   младших   школьников   на уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 3. Лушина   Е.А.   Уроки   –   исследования//   Начальная   школа.   2001.№8. Безрукова   В.С.   все   о   современном   уроке:   проблемы   и   решения.   ­   М.: «Сентябрь», 2004. 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. ­ М.  ­ Ростов н/Д, 2000. 5. Кульневич   СВ.,   Лакоценина   Т.П.   Совсем   необычный   урок:   Прак   тич. пособие. ­ Ростов н/Д: "Учитель", 2001. Структура урока­исследования  включает несколько этапов: ­ актуализация знаний; ­ мотивация; ­ создание проблемной ситуации; ­ определение темы исследования; ­ формулирование цели исследования; ­ выдвижение гипотезы; ­ проверка гипотезы; ­ интерпретация полученных данных; ­ вывод по результатам исследовательской работы; ­ применение новых знаний в учебной деятельности; ­ подведение итогов урока; ­ домашнее задание Стр. 2 I.Организационный момент        II. Актуализация знаний  Цель: мотивировать учащихся на изучение темы. Учитель. ­ На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов   русской   речи.   Сегодня   вам,   ребята,   предстоит   сделать маленькое, но очень важное открытие.  Постарайтесь всё понять И всё грамотно писать. III. Постановка учебной задачи.  1. Определение темы исследования. -  Сегодня   мы   с   вами   будем   исследователями.   Тема   нашего урока «Необычная буква ­ подсказчик». И определить, что же это за буква поможет нам грамматическая сказка. ­ Угадайте, о какой букве пойдёт речь на нашем уроке. Грамматическая сказка. Разделительные Ъ и Ь    Давным­давно   жили   два   друга   Ъ   и   Ь.   Жили   они   дружно, потому, что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И, разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на это смотреть королеве Орфографии.  И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только   на   стыке   приставки   и   корня   после   согласных   перед буквами  Е, Ё, Ю,Я.  А Ь пусть займёт место перед буквами  Е, Ё, Ю, Я, И   в корне и перед окончаниями слов.»  Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место. Учитель. ­ О каких буквах идёт речь в сказке? (ъ и ь) ­Какую   функцию   выполняют   эти   буквы?   Почему   они ссорились? ­Как рассудила их королева «Орфографии»? ­ Какова тема нашего исследования? Стр. 3 Примечание СЛАЙД  2 Задача: найти  предмет учебного  исследования. Дети  должны ясно  представлять, что они  будут исследовать, что будут искать  Предмет исследования позволит  сформулировать суть  проблемы, скорее  всего в виде  проблемного вопроса.  Этот вопрос станет  основой той учебной  задачи, которые  ученики будут решать  на уроке. СЛАЙД 3 ТЕМА исследования Где пишется  разделительный ъ СЛАЙД 4 Примечание  СЛАЙД 5   На   эти   вопросы найдете ответы, работая в парах. Дети выполняют задание   с   записью   в тетрадь, делают вывод. СЛАЙД 6     2. Формулирование цели исследования. Учитель.  ­Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (  Узнать   какова   роль   твердого   знака?   Когда   в   словах нужно писать разделительный  ъ?)   ­Между   какими   частями   основы   слова   пишется разделительный   твердый   знак? В   какой   части   слова пишется разделительный ь? ­Молодцы, ребята, вы, верно, определили тему и цель  нашего урока.  Наша   задача   исследовать,   когда   нужно   писать  ъ  в словах. 2.1. Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение: «Спор букв» ­Не чересчур ли ты добряк?­ так знаку Ь промолвил Ъ знак. ­Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! ­Кто б говорил, но ты б уж промолчал!­ знак  Ь твердому на это отвечал. ­Ты тверд и груб, как суковатый дуб Давным­давно пора как букву ЯТЬ Тебя из азбуки изъять… ­Друзья, Ваш разговор­ никчемные слова­ услышав этот спор, сказала буква А. ­Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте 2.2. Сопоставление Ъ и Ь знаков Что общего? Какие общие действия?   ­В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки? ­ В чём трудность выполнения задания?  ­Докажи. У под...езда дома пят..., Об...явление опят... “Мар...и, Дар...и и Тат...яны, Ол...ги, Соф...и и Ул...яны! На кон...ки пора встават..., По л...ду скол...зкому гонят...!” Стр. 4 3. Выдвижение гипотезы. Ах ты, бедный твердый знак! Не звучишь у нас никак.  Что же делать, как же быть? Надо звук тебе добыть. Сколько мучились, старались, но, ни с чем они остались. Не звучит наш мягкий знак, не понять его никак.  Коль не хочешь ты звучать,­ значит, будешь разделять. Стал он разделительным ­ нужным и общительным. Очень нужен твердый знак! Без него нельзя никак! Учитель. ­Какова роль твердого знака?   (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)   ­   Между   какими   частями   основы   слова   пишется разделительный   твердый   знак? (Между   приставкой   и корнем). ­   Всегда   ли   между   приставкой   и   корнем   пишется разделительный твёрдый знак?   3.1.  Определить пути решения проблемы Учитель. ­Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовый алгоритм Путь   2:  Выработать   алгоритм   работы   над   правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком. ­Каким путём мы пойдём и почему? (Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его). ­Хорошо! Итак, мы сами вырабатываем алгоритм 4. Локализация   проблемы   исследовательско­проектной деятельности:   Учитель.  ­Спишем и разберем слова по составу. А вы будьте внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что­ то важное. Вы…езд,     пере…езд,    про…езд.  Об…езд,   под…езд,       в…езд. Стр. 5 Примечание   учащимся Чтение стихотворения «Твёрдый знак»  СЛАЙД 7 ГИПОТЕЗА Определение   путей достижения цели урока учащимися   СЛАЙД 8 ­ Объясните значение слов. К какой группе слов можем отнести слова? ­ Обозначьте задание к выполнению.  Примечание  ­ Как вы думаете, какую проблему вы будете  решать в ходе исследования? ­ Какую букву нужно вставить и почему? ­Везде ли есть необходимость вставить букву? 4.1. Проверка гипотезы ­Сравните приставки в словах первой и второй строчек. ­Между какими частями основы пропущены буквы?  ­ В какой части слова пропущены буквы?   ­На   какую   букву   оканчиваются   приставки:   гласную   или согласную?  ­ С какой буквы начинается корень слова? Что мы знаем об этой букве? ( Она йотированная, особенная) ­Что подсказывает нам твердый знак? ­ Сформулируем вывод.   Мы   узнали   только   то,   что Ъ   разделительный   пишется МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и КОРНЕМ (начинающийся на "хитрый" гласный = Е) Учитель.  –  Правильно,   ребята.  Именно   Ъ   знак   позволяет   этой хитрой   гласной   показывать   2   звука,   первый   из которых [j!]=[й!]. ­Какие хитрые гласные вы ещё знает? (е,ю,я) ­ А как же разделительный мягкий знак? Разделительный   Ь   знак   пишется   либо   в   корне,   либо   после корня после согласного перед "хитрой" гласной и буквой И. 4.2. Интерпретация полученных данных ­ Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак. ­Что подсказывает нам разделительный твёрдый знак? ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ  СЛАЙД   9 Учащиеся   вспоминают, из каких частей состоит слово.   Высказывают свои   предположения. Замечают, когда пишется ъ   (Формулируют     если правило: приставка на заканчивается   а согласную   букву, корень   начинается   с гласной буквы: е, ё, ю. я,   после   приставки пишем   разделительный твердый знак) СЛАЙД 10 ­   Как   мы   будем   работать орфограммой? (составим алгоритм работы)   с   данной ­   Как   вы   считаете,   с   чего   начнём   составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?) ­ Дальше на что мы должны смотреть? по   Вывод результатам исследовательской работы Стр. 6 Примечание Примечание СЛАЙД 11 Учитель. ­Для того, чтобы быть более уверенным в правильной постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять. Алгоритм получается следующего вида: Нужен ли твёрдый знак? Приставка оканчивается на согласный? Корень начинается с гласных е, ё, ю, я? ­В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки? После коррекции, пояснения ответов, на доске  появляются схемы  Ъ –е                    Ъ  ­ е           ё                              ё     ю  я                      и  ю  я Фронтально проговаривают, делают вывод Учитель.   ­ЭТО   САМЫЕ   ПРОСТЫЕ   ПРАВИЛА,   позволяющие определить выбор Ъ и Ь знаков.  СЛАЙД14 5.Динамическая пауза (2 мин.)  6. Применение новых знаний в учебной деятельности. Работа с электронным пособием.  6.1.  Задание   №1  из   образовательного   комплекса   «Игры   и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь? Твёрдый знак сказал с обидою: ­ Это где ж такое видано? Мягкий знак есть в правилах, А я сижу, грущу. Так учить не правильно! Я не допущу! Сам стихи я настрочу. Сам с собой их разучу. Ищи меня после приставки, Ищи после согласной. Меня туда поставили Перед особой гласной. Особенных четыре –         Я, Е, Ё, и Ю. Стр. 7 СЛАЙД 12 Стихотворение записывается в тетерадь СЛАЙД13 Игры и задачи, 1­ 4 классы •   Задания и  игры для начальной  школы,  предназначенные для  электронной  поддержки основных  тем в начальной школе Разработчик: Лутцева  Е.А .,Рубин А.Г. СЛАЙД 15 Игры и задачи, 1­4  классы •   Задания и  игры для начальной  школы,  предназначенные для  электронной поддержки основных тем в  начальной школе   Разработчик: Лутцева  Е.А .,Рубин А.Г. Таких нет в целом мире Я, Е, Ё и Ю.) ­ Что о себе рассказал твёрдый знак? Учитель. ­Очень простое "НЕВОЗМОЖНО":Разделительные Ь  и Ъ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя  гласными и двумя согласными! 6.2. Задание №2.  Найди ошибки. Исправь.  Перепиши правильно. ­Обозначь  задание к выполнению. Волк ужасно разярён, Сесть ежа не может он Еж, хотя он и седобен: Для седенья неудобен: Сежась, выставил иголки­ Обегорил злого волка. (В. Лунин) Учитель. ­Подумайте, сколько ошибок пропущено в стихотворении? ­Какая буква пропущена? ­Что показывает нам твёрдый знак? 6.3. Задание № 3 из образовательного комплекса «Игры и задачи».  Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где  нужен разделительный Ь? ­ Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать  народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой  двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ. гос.ти с.язвить с.есть осен.ю с.ёмка доч.ка волч.и бур.ян Есть терпенье – будет и уменье.  ­ Как вы понимаете эту народную мудрость? 6.4. Тест­опросник Задание №4   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Стр. 8 1. 2. 3. 4. 5. В каком слове пишется разделительный Ъ обез..яна под..езд руч..и п..ющий В каком слове пишется разделительный Ъ лад..я в..юга в..езд нав..ючить В каком слове пишется разделительный Ь с..емка раз..ясните об..явление ш..ют В каком слове пишется разделительный Ь л..ется об..ем пред..явитель с..язвить В каком слове пишется разделительный Ь пред..обеденный пред..юбилейный под..ёмный кол..е 7.Домашнее задание. Проектная работа.  Варианты работ: придумать рассказ, сказку, написать очерк, стихотворение  о разделительном твёрдом и мягком знаках, составить кроссворд,  8. Рефлексия.. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке,  и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.  В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. 1. На уроке я работал 2. Своей работой  на уроке я  Активно Пассивно Доволен Не доволен Стр. 9 3. За урок  я Устал Не устал 4. Материал урока мне  Понятен Не понятен 5. На уроке было Интересно Скучно Стр. 10

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"

Урок- исследование по русскому языку "Необычная буква"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2019