Урок истории в 7 классе Великие просветители Европы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочий лист для учащихся

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала УРОК.docx

 

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Великие просветители Европы:
1. Век разума или эпоха Просвещения. 2.Английское просвещение. Джон Локк. 3. Французские просветители. Монтескье. Вольтер. Русо. 4. Эпоха Просвещения в Германии. 5. Экономические учения. Адам Смит. 6. Энциклопедисты. 7. Значение идей Просвещения.
Возможная личностно значимая проблема: понимание жизненной необходимости научиться критически, относиться ко всем теориям прошлого и настоящего; сверять теории с жизнью; отда­вать свои знания людям

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся получают знания об основных идеях про­светителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Руссо пи­сал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: руководство учащимися во время индивидуальной работы, постановка проблем в начале занятия, вступительное слово и подведение итогов

Развитие умений учащихся

Учатся планировать свою деятельность; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради

Основные понятия и термины

Эпоха Просвещения, разделение властей, рационализм, теория общественного договора

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 20. Дописать кластер. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—507. Ю. Соколов. Осадная башня штур­мующих небо. Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения

 

 

 

 

1.      Век разума или эпоха Просвещения.

Для чего Мы должны учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к совре­менникам:

...Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!

усовершенствовать человеческое общество,  характерно было во все века, но 18 век- это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.

Запускаю первый вопрос информационного модуля Просвещение — идейное и общественное движение в стра­нах Европы и Америки, связанное с общими переменами в ус­ловиях жизни под влиянием разложения традиционного обще­ства и формирования общества доиндустриального. Хронологичес­кие рамки этой эпохи — столетие от конца XVII в. и до нача­ла XIX в. Следует обратить внимание учащихся на то, что просветители принад­лежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и сча­стье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приво­дило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сего­дня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение анг­лийского просветителя Джона Локка о прирожденных правах че­ловека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.

2.Английское просвещение. Джон Локк.  Запускаю вопрос 2 информационного модуля + факультатив американское просвещение

Работа с учебником все с 177, работа с рабочим листом, таблица

3.      Французские просветители. Монтескье. Вольтер. Русо. Запускаю вопрос 3 информационного модуля + факультатив Просвещение в России

Работа в парах

Монтескье Золотарёвы работа со статьями Конституции РФ

Вольтер Зайцев и Кудряшов

Руссов Панов и Кузина

4.      Эпоха Просвещения в Германии. Работа полностью с модулем. + факультатив Кант работа с рабочим листом

5.      Экономические учения. Адам Смит. Работа с модулем + факты Адам Смит

Работа с учебником с.181 все

6.      Энциклопедисты. Работа с модулем + Дидро + это интересно

7.       Значение идей Просвещения.

Закрепление

Модуль ПРАКТИКА 1

Контроль

Модуль КОНТРОЛЬ

РЕЗЕРВ МОДУЛЬ ПОРТРЕТЫ

При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его спо­собность к общению, сотрудничеству с другими, участию в кол­лективной созидательной деятельности.

 Заключительное слово.

В истории Нового времени «Просвещению» принадлежит очень важное место. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV-XV в.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:

- новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека, космические корабли, новые технологии.

Идеи Просвещения лежат так же в основе политических свобод.

Идеи просветителей

Просветители

Основные идеи учения

Отражение этих идей в исторических событиях, процессах

Вольтер (Фран­суа Мари Аруэ, 1694—1778)

Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал об­щественного устройства — про­свещенная монархия во главе с королем-философом.
Реформы, которые проводит ко­ролевская власть,— вот путь к «царству разума», к общест­ву, где будут господствовать свобода, равенство и собствен­ность.
Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суе­верий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уве­ренностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей

 

Шарль Луи Монтескье (1689—1755)

Противник деспотизма, защит­ник свободы. Свобода — пра­во делать то, что дозволено за­коном.
Разработал учение о разделе­нии властей и трех ветвях вла­сти: исполнительной, законода­тельной и судебной.
Отрицание абсолютной монар­хии как формы правления и за­мена ее монархией конституци­онной (по образцу английской). Осуждение беспощадной нало­говой системы, разоряющей на­род. Защита неприкосновенно­сти частной собственности и личной свободы граждан

 

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Источник неравенства и всех бедствий в обществе — част­ная собственность.
Народ — источник власти. Иде­ал общественного устройст­ва — демократическая респуб­лика мелких собственников. Необходимость уравнять край­ности богатства и бедности

 

Энциклопедисты

Издание включало статьи, пропагандирующие новые полити­ческие идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существова­ния в обществе привилегиро­ванных сословий, равенство всех перед законом.
Подвергали критике абсолют­ную монархию и призывали к ее отмене, обличали королев­ский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крес­тьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли

 

Адам Смит (1723—1790)

Считал, что только рыночное хозяйство может сделать чело­века свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чув­ство справедливости, находясь друг с другом в отношениях про­изводителя и потребителя.
Главным мотивом в деятельно­сти человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и об­ществу.
Для пользы государства «нуж­ны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии об­щества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд

 

Жак Тюрго (1727—1781)

Считал необходимыми экономи­ческие реформы, проведение которых разрушит старую тра­диционную экономическую сис­тему.
Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограни­ченную свободу хозяйственной жизни.
Выступал за свободную торгов­лю хлебом и мукой, за упразд­нение средневековых ремеслен­ных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения