Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Великие
просветители Европы: |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный
или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Руссо
писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние
ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей,
ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли
на практике решить эту проблему? |
Развитие умений учащихся |
Учатся планировать свою деятельность; работать с дополнительными источниками, развивать свои исследовательские умения, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них; актуализировать ранее изученное содержание (знания о гуманизме); выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетради |
Основные понятия и термины |
Эпоха Просвещения, разделение властей, рационализм, теория общественного договора |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 20. Дописать кластер. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—507. Ю. Соколов. Осадная башня штурмующих небо. Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения |
1. Век разума или эпоха Просвещения.
Для чего Мы должны учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам:
...Подумайте
о том, чьи вы сыны! |
усовершенствовать человеческое общество, характерно было во все века, но 18 век- это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.
Запускаю первый вопрос информационного модуля Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи — столетие от конца XVII в. и до начала XIX в. Следует обратить внимание учащихся на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.
2.Английское просвещение. Джон Локк. Запускаю вопрос 2 информационного модуля + факультатив американское просвещение
Работа с учебником все с 177, работа с рабочим листом, таблица
3. Французские просветители. Монтескье. Вольтер. Русо. Запускаю вопрос 3 информационного модуля + факультатив Просвещение в России
Работа в парах
Монтескье Золотарёвы работа со статьями Конституции РФ
Вольтер Зайцев и Кудряшов
Руссов Панов и Кузина
4. Эпоха Просвещения в Германии. Работа полностью с модулем. + факультатив Кант работа с рабочим листом
5. Экономические учения. Адам Смит. Работа с модулем + факты Адам Смит
Работа с учебником с.181 все
6. Энциклопедисты. Работа с модулем + Дидро + это интересно
7. Значение идей Просвещения.
Закрепление
Модуль ПРАКТИКА 1
Контроль
Модуль КОНТРОЛЬ
РЕЗЕРВ МОДУЛЬ ПОРТРЕТЫ
При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.
Заключительное слово.
В истории Нового времени «Просвещению» принадлежит очень важное место. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV-XV в.
Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:
- новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека, космические корабли, новые технологии.
Идеи Просвещения лежат так же в основе политических свобод.
Идеи просветителей
Просветители |
Основные идеи учения |
Отражение этих идей в исторических событиях, процессах |
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) |
Абсолютная
монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства —
просвещенная монархия во главе с королем-философом. |
|
Шарль Луи Монтескье (1689—1755) |
Противник
деспотизма, защитник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено
законом. |
|
Жан-Жак Руссо (1712—1778) |
Источник
неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. |
|
Энциклопедисты |
Издание
включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость
прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость
существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех
перед законом. |
|
Адам Смит (1723—1790) |
Считал,
что только рыночное хозяйство может сделать человека свободным и
независимым. Люди вырабатывают в себе чувство справедливости, находясь
друг с другом в отношениях производителя и потребителя. |
|
Жак Тюрго (1727—1781) |
Считал
необходимыми экономические реформы, проведение которых разрушит старую традиционную
экономическую систему. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.