Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»
Оценка 4.9

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
10.03.2017
Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»
Тема «Адыгский национальный костюм» предназначена для изучения на уроках изобразительного искусства в 5 классе и рассчитан на 2 часа. На уроках учащиеся познакомятся с историей адыгского народного женского костюма, с орнаментами адыгов, цветовой гаммой костюмов, накладными и съёмными украшениями женщин. Сопровождением урока является музыка и стихи адыгских поэтов и композиторов.конспект урока ИЗО в 5 классе "Адыгский национальный костюм"
адыгский национальный костюм урок в 5 классе.doc
Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм» Цель урока: ­   оформление   эскиза   орнаментального   украшения   нарукавной   подвески адыгейского женского платья – сай.  Образовательные задачи:  ­ ознакомление учащихся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; ­   раскрытие   его   связи   с   национальными   традициями   и   обычаями, культурой адыгов;  ­   обучение   детей   изображению   адыгского   народного   узора   в   процессе выполнения   эскиза   художественного   оформления   нарукавной   подвески платья – сай;  ­   развитие   творческих   способностей   учащихся,   воспитание   у   них эстетического   отношения   к   ценностям   художественной   культуры адыгов. Материалы к занятию. Для   учителя:  образцы   изображений   адыгского   женского   костюма (слайды,   фото,   рисунки,   видео),   учебная   таблица   композиционной   схемы орнаментального решения нарукавной подвески. Для   учащихся:  лист   белой   бумаги,   карандаш,   резинки   (для   первого урока), краски, кисточка, баночка для воды ( для второго урока). Распределение времени: На   первом   уроке   ребята   знакомятся   с   историей   и   особенностями декоративного оформления адыгейского женского праздничного костюма, а также – выполнение линейного рисунка орнамента нарукавной подвески. Второй   урок   посвящается   выполнению   эскиза   в   цвете   акварельными красками или гуашью, а также проводится просмотр завершенных работ с их коллективным обсуждением. 1. Беседа об адыгейском женском праздничном костюме. –  Ребята,   сегодня   мы   познакомимся   с   адыгским   национальным   костюмом, ансамбль которого формировался на протяжении многих веков и имеет свои отличительные   и   довольно   интересные   особенности   как   в   отношении   его составных   частей,   орнаментации,   так   и   цветового   решения.   Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен. Поверх широких суженных книзу шароваров, длинная белая рубашка из бязи, разрезанная на груди, с широкими рукавами с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким   поясом   с   серебряною   пряжкою.   Сверх   рубашки   надевается шелковый бешмет какого­нибудь яркого цвета, украшенный серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном, на голове круглая шапочка. Из­под шапочки по плечам   ниспадают   заплетённые   в   косы   волосы   и   придают   много   прелести костюму и красоте девушки.    Другие   не   менее   важные   составные   части   костюма,   например, нагрудник,   вышитый   золотом,   с   серебряными   застежками,   также   были признаками знатности, богатства и привлекательности.  Цвет в адыгском женском костюме играл не только эстетическую, но и символическую роль.  Праздничный костюм адыгской женщины представляет собой единый комплекс, согласованный по форме, цвету и отделке. Самым нарядным считался темно­красный цвет, который был привилегией женщин высших сословий.  Другим весьма распространенным цветом женской одежды независимо   от   возраста   и   социального   положения   был   черный.   С   учетом особенностей зрительного восприятия в костюме выдерживались либо теплые, либо   холодные   тона.   Черный   и   белый,   считавшиеся   нейтральными, допускались в сочетании с другими цветами. Но кроме  цвета, колористической  гаммы,  в  повышении  эстетической выразительности   костюма   адыгейской   женщины   использовались   и   другие средства,   такие   как   шитьё   золотом   (орнамент)   и   ювелирные   украшения. Платье – сай и шапочка украшались   серебряными и золотыми галунами, а также   вышитыми   золотом   узорами,   которые,   контрастно   выделяясь   на глубоком красном или черном фоне, делали костюм особенно красивым и строгим.   Все   это   было   свидетельством   хорошего   художественного   вкуса мастериц­портных.  Особой красотой отличались вышитые более сложным рисунком узора нарукавные   подвески,   сохранившие   в   наибольшей   чистоте   старые   типы орнамента.   Композиция   узора   нарукавной   подвески   представляет   собой строго   симметричное   изображение,   центральную   основу   которого   часто составляют   геометрические   фигуры   (ромб   или   треугольник),   которые дополняются   зооморфно   –растительными   элементами   и   мотивами (роговидными   завитками,   листочками   и   трилистниками).   Эти   мотивы   и элементы   узора   соединяются   между   собой   тонкими,   изящными   линиями тесьмы,   образующими   целостное   декоративное   изображение,   красиво вписанное в форму подвески. Изготовление   вышитой   нарукавной   подвески   требовало   около   года кропотливой работы. Поэтому она очень высоко ценилась и передавалась по наследству   от   матери   к   дочери.   Надевали   нарукавные   подвески   в   особо торжественных случаях.   красивых   женских   поясов   находится   в  В усилении красоты праздничного костюма адыгской женщины большая роль принадлежит также ювелирным украшениям, как нашиваемым на одежду (подвески, накладки, бляхи), так и съемным (ожерелья, браслеты, серьги). Вопрос: Какой еще очень важный элемент национального костюма адыгейки придает ему особую выразительность и красоту? Ответ:   Особой   частью   женского   костюма   черкешенки   является   также   и серебряный пояс, который одевался поверх “сая”.  Вопрос: В каком из наших музеев собрана богатая коллекция женских поясов, ювелирных украшений для адыгского национального женского костюма? Ответ:   Богатая   коллекция   Национальном  музее Республики Адыгея в городе Майкопе. Учитель:  Искусство   изготовления   женских   поясов   составляет   особую страницу   в   истории   адыгского   прикладного   ювелирного   художественного ремесла. Разнообразие типов, форм и способов украшения таких поясов заслуживают того,   чтобы   посвятить   этому   элементу   национального   женского   костюма отдельный урок. Однако в нашей с вами беседе следует отметить, что форма пояса   девушки   и   замужней   женщины   была   не   одинакова.   Например,   пояс девушки отличается более изящной и богато декоративной формой, а пояс замужней женщины, в частности, его застежка и пряжка отличались большей шириной и массивностью.  Но в нашем ознакомлении с адыгейским женским костюмом нельзя обойти стороной его смысловую связь с другими видами национального искусства, такими как танец и музыка. Характерные   черты   адыгского   национального   танца   получили отражение в творчестве поэтов Адыгеи. В этом отношении очень интересно стихотворение   “Тайна   танца”,   автором   которого   является     Руслан   Нехай. Отрывок этого стихотворения прочитает нам Борщёва Милана. Ученик:   “В танце каждого народа –                   Суть характера его.                   Адыгеец в хороводе                   Весь пылает, как огонь.                  Танцы светлые адыгов                  С миром музыки в ладу,                  Пары то кружатся лихо,                  То, как лебеди плывут” Учитель: Известный писатель и поэт Адыгеи Исхак Машбаш также написал ряд   стихотворений,   посвященных   национальным   танцам   –   исламею,   уджу, зафаку и зигатлят. Отрывок из его стихотворения “Исламей” прочитает Таов Тамерлан. Ученик:   “Этот танец в орнамент сплетался века,                  Он и сдержан, и силой наполнен взрывной.                  Он и мягок, как женская нежность мягка,                  И волшебен, как эта звезда надо мной”. В записи звучат адыгейские национальные мелодии. 2. Практическая работа учащихся. Построение линейного рисунка  нарукавной подвески. А сейчас, ребята, мы переходим ко второй части нашего урока. Сегодня на уроке мы выполним эскиз орнаментации нарукавной  подвески. Обратите внимание на доску, здесь мы видим какой может быть форма подвески.  Чтобы облегчить вам выполнение этого задания я заготовила шаблоны, с помощью  которых  вы   изобразите   линией  контур  нарукавной подвески. После чего приступите к выполнению композиции узора нарукавной подвески. Помните, что орнамент должен быть симметричным. Чтобы   узор   нарукавной   подвески   был   симметричным,   мы   должны разделить фигуру нарукавника на две равные половины, для этого проводим по   середине   тонкую   линию.   Эта   тонкая   линия   и   будет   осью   симметрии нарукавной подвески. Центром композиции нарукавной подвески может быть фигура   ромба,   дополненная   зооморфно­растительными   мотивами (роговидными завитками, листочками, трилистниками).  Практическая работа учащихся сопровождается адыгейскими  национальными мелодиями. 3. Окончание работы над рисунком орнамента и выполнение цветового  решения нарукавника На   втором   уроке   заканчивается   графическая   разработка   эскиза композиции узора нарукавника и производится его раскраска акварелью или гуашью.  Выбор цвета фона подвески определяется учащимися индивидуально из ряда предпочтительных цветов, применявшихся в цветовом решении платья – сай (темно­красный, черный, синий, темно­зеленый). Цвет самого рисунка узора можно оставить белым (под серебро) или желтым (под золото). Если учащиеся   изъявят   желание   имитировать   золотой   узор   с   использованием желтой краски, то в первую очередь раскрашивается желтой краской рисунок узора, а после его просыхания – фон. При имитации под серебро, учащиеся сразу раскрашивают фон, оставляя белым рисунок узора. В цветовом решении узора от учащихся потребуется максимум аккуратности и усердия в работе. 4. Выставка  лучших работ учащихся. 5. Обсуждение и коллективное оценивание эскизов  нарукавных подвесок, выполненных учащимися. 6. Подведение итогов урока.

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Адыгский национальный костюм»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017