Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"
Оценка 4.8

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
7 кл
19.03.2018
Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"
"В большое искусство через лубок" урок изобразительного искусства в 7 классе на муниципальном уровне. Происходит знакомство с лубочными картинами и способом их распространения по России. Дети узнают способы создания и пробуют себя мастерами в этом виде искусства. Также происходит знакомство с историей появления первых лубочных картин."В большое искусство через лубок"
V-boljshoe-iskusstvo-cheres-lubok.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ВАДИНСК   ВАДИНСКОГО района ПЕНЗЕНСКОЙ области Урок изобразительного искусства в 7 классе «В БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ ЛУБОК» Автор  ЛОСКУТОВА  Татьяна Васильевна  учитель изобразительного искусства высшей категории 442170 Пензенская область Вадинский район с. Вадинск Ул. Молодежная д.10 кв.1 с. Вадинск 2015   год  «В БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ ЛУБОК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: ­ Дать представление о лубочной живописи, как примере народного искусства.  ­ Познакомить со страницами истории народного искусства и с истоками и спецификой  образного языка лубочных изображений. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ: ­ Прививать интерес к национальным традициям своего народа.  ­ Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту народного творчества.   ПРЕДМЕТНЫЕ  ЦЕЛИ: ­ Развивать познавательные способности – воображение, восприятие и умения выполнять  вариации композиций лубочных картинок на основе образно­символического языка. ­ Формировать познавательную деятельность учащихся  через навыки в выполнении  рисованного лубка. ОБОРУДОВАНИЕ: ­ Альбомные листы. ­ Краски, кисти, черный фломастер, баночка для воды. ­ Рисунки из методического фонда. ­ Образцы выполнения узоров штрихами. ­ Отсканированные рисунки лубочных картинок. ­ Компьютер, Интерактивная доска, презентация. ­ Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». ­ Пояснительные тексты. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ: ­ беседа  с одновременным  восприятием  лубочных картинок и усвоения нового  материала; ­ графические и живописные зарисовки по непосредственному впечатлению после  просмотра; ­ освоение техники выполнения лубочной живописи; ­ выполнение эскизов; ­ методы: словесные, наглядные, интегрированные, практические; Оборудование и Деятельность учителя Деятельность учащихся наглядность  Организационный момент Готовность класса к уроку Готовность детей к уроку Этап мотивационно­ориентировочный. Задача: привести обучающихся в состояние готовности к восприятию материала подлежащего  усвоению. «Все   то,   чего коснется ­ Ребята, эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С. Маршака  человек, Озарено его  душой живою» С. Маршак  «Все то, чего коснется человек, Озарено его душой живою». ­ Н.А.Некрасов в своем произведении «Кому  на Руси жить хорошо» рассказывает историю,  случившуюся с одним из героев поэмы  Якимом Нагим, который «живал когда­то в  Питере»: С ним случай был: картиночек  Он сыну накупил,  Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика Любил на них глядеть. Пришла немилость Божия, Деревня загорелася – А было у Якимушки За целый век накоплено Целковых тридцать пять. Скорей бы взять целковые, А он сперва картиночки Стал со стены срывать; Жена его тем временем С иконами возилася; А тут изба и рухнула –  Так оплошал Яким! ­ Занятную историю описывает  Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме: мужик бросается в горящую избу спасать  какие­то картинки, вместо того чтобы скорее  вытащить из огня 35 целковых, которые  копил всю жизнь. Что же это были за  картинки, которые важнее для мужика, чем  деньги и даже иконы?  Назывались эти картинки в  разное время и в разных местах по­разному:  простонародными, «потешными листами»,  площадной резьбой, суздальскими  картинками, панками. Но самым  распространенным названием остался  «ЛУБОК». Я хочу вас познакомить с  лубочными картинками, с историей  появления их в России, со способами  изготовления и распространения среди  населения. ­ Тема урока: «В БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО  ЧЕРЕЗ ЛУБОК (ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ)» Запись темы урока в  тетрадь по ИЗО Этап уяснения знаний Задачи: порождение, возникновение в сознании обучаемого новых образов, понятий;  создать правильное представление о новых понятиях. Рассказ учителя ­ Лубочные картинки – одна из  Обучающиеся в тетрадях сопровождается презентацией  разновидностей народного изобразительного  искусства. Обычно это ярко раскрашенные  записывают основные  понятия изучаемой темы: гравюры с пояснительным текстом. Лубочные картинки. «В большое  искусство через лубок». ­ Когда стены Московского Кремля  опоясывал глубокий ров с водой, ко всем  башням с воротами были перекинуты  каменные мосты. Был мост и у Спасской  башни. А рядом с ним с конца 17 века долгие  годы стоял двухэтажный дом­библиотека  посадского человека Василия Васильевича  Киприянова. Слово «библиотека» означало  тогда не собрание книг, а торговое заведение,  где продавались книги и всякая другая  печатная продукция. Киприянов владел  таким заведением и, кроме того, имел еще и  хорошую собственную библиотеку – уже в  нашем понимании этого слова. На верхних  открытых галереях его дома желающие, и не  покупая книг, могли посидеть и почитать их  или посмотреть картинки. А на подходах к  Спасскому моту и на нем самом по обеим  сторонам жались друг к другу  многочисленные дощатые и бревенчатые  палатки. Все от крыши до земли увешаны   яркими лубочными картинками, державшиеся на пеньковых веревках при помощи больших  бельевых прищепок. В шесть утра  открывались ворота в Кремль, и на мосту у  палаток сразу появлялся народ… ­ Древнейшие лубки появились в Китае и  Лубок появился в Китае,  исполнялись вручную, а с 8 века ­  в технике  гравюры на дереве. Китайские лубки –  выполнялся вручную,  наньхуа. наньхуа ­  произошли от изображений святых,  которые обычно сопровождались гравированные на досках тексты буддийских  сутр. Кроме изображения различных  буддийских божеств и духов на них можно  увидеть иллюстрации к различным  произведениям китайской литературы,  пейзажи, портреты известных людей.  Раскрашивали их яркими акварельными  красками от руки Из Китая технология лубка перешла в 15 веке в Западную Европу, а в середине 17 века в  15 век в Западной Европе. 17 век в Москве. Содержание религиозное. Светское содержание  изображения. Москву. Первые лубки были религиозного  содержания. Изображение святых на картинах не всегда отвечали канону, что послужило  причиной издания указов, запрещавших  изготовление лубков и торговлю ими. Но запрет запретом, а лубок распространялся все шире. Появились лубки светского  содержания. Менялось время, менялся и лубок. На смену  «бунташному» 17 веку пришел  противоречивый 18 век. Российское  государство превратилось в империю,  изменился облик городов и людей, другими  стали быт и нравы. И тогда­то лубок, это  своеобразное народное искусство, порой  наивное, по­мужицки лукавое, но всегда  искреннее, точно и метко отражавшее  окружающую жизнь, ­ получило высокую  оценку. Лубочные картинки любили разные  слои общества: они почитались и царской  семье, и в дворянских семьях, и у  ремесленников и крестьян. Поначалу  картинки эти стоили недешево, бедняки  копили медяки, чтобы купить один – два лубка. Богатые брали десятками, иногда  отводили для них специальные комнаты.  Затем лубки подешевели, и простой люд  увешивал ими свои избы от пола до потолка,  и избы становились нарядными и веселыми,  потому что необыкновенно нарядными и  веселыми были сами картинки. ­ Ребята, какова палитра лубочных картинок? Какие краски чаще всего употребляются? Палитра ярка,  красок  употребляется немного,  чаще всего красная,  зеленая, желтая, голубая. Лубочные картинки  повествуют нам о каких­то  исторических событиях, о  русском быте, народных  гуляниях…. Древо жизни – символ всего живого на Земле. ­ О чем нам рассказывают лубочные  картинки? Какие сюжеты на них мы видим? ­ Многие образы древнерусского искусства  дошли до наших дней благодаря лубочным  картинкам. Образ дерева с двумя птицами по  бокам идет от первых легенд о возникновении мира. Одна из этих легенд гласит: «И создал Бог два светила великие: светило  большое, для управления днем, и светило  меньшее, для управления ночью, и звезды.    И поставил их на тверди небесной, чтобы  светить на землю. А на земле,   среди  бескрайних водных просторов,     стояло  дерево.  От двух птиц,   свивших на нем  гнездо,  началась жизнь …» Это дерево ребята, или, как его называют  «Древо жизни», является символом всего  живого на Земле. ­ Итак, ребята, образ дерева с двумя птицами  по бокам, как вы поняли, идет еще от первых  легенд.   Это было изображено на первых  лубочных картинках. Вот и мы сейчас с вами попробуем окунуться  в те далекие времена, окажемся на месте тех  первых художников, и попробуем, тоже  сотворить лубочную картинку. Древо жизни» я вижу таким …… А каким его видите вы. Может, вы его видите иначе, по­своему. Нарисуйте свои мысли,  свое видение «древа жизни». ­ На лубочных картинках всегда присутствует много цветов, точно так же, как и на полях  рукописей старообрядных книг.  Это тоже  старорусская традиция, и связана она с  мечтой народа о райской счастливой жизни.  Необыкновенные растения райского сада со  сказочными цветами поражают воображение  зрителя, показывают богатство и  многообразие идеального мира и дают силы и  надежду в суровых буднях российской  действительности. ­ А не хочется ли вам, ребята, сделать ваши  картинки, более яркими, веселыми,  радостными? ­ Чего не хватает на ваших картинках? ­ Пусть наши картинки расцветут и добавят  нам всем хорошего настроения. Практическая работа.  «Древо жизни» (…) Цветов. Практическая работа.  «Сказочный сад» ­ Ребята, изменилась ли ваша работа?  ­ Изображение реальных земных птиц часто  встречаются на лубочных листах, но даже они (…) Рассказ по рисунку  «Совушка – сова» в значительной степени стилизованы и в них  тоже прослеживается древнерусская  традиция с отголосками языческих верований славян. Наши предки почитали животных и  птиц, которые, по их  представлениям, были  слугами добрых и злых сил и делились на  друзей и врагов человека. Например, филин, Рисунок  «Чудеса техники» Выступления обучающихся сова были постоянными спутниками хозяина  леса – лешего. ­ Ребята, значит лубочные картинки имели  своей целью не только украшать жилища и  радовать человека, они еще несли с собой  нужную информацию. Это сейчас мы можем  представить далекий чужеземный мир  благодаря телевидению, книге, компьютеру и  другим средствам, с которыми мы с вами  встречаемся повседневно. Раньше конечно, вы сами знаете, и подобного ничего не было. А  вот лубочные картинки рассказывали о  новостях техники, о событиях в других  странах. В далеких и глухих селах благодаря  лубочным картинкам крестьяне узнавали, как  выглядят корабли и пароходы, паровозы и  воздушные летательные аппараты. Они еще и  рассказывали об участии армии в военных  действиях. ­ Лубочные картинки были еще своего рода и  литературой. На Руси она так и называлась –  лубочная литература. На них изображались  эпизоды из средневековых романов и их  русские вольные пересказы. «Прекрасная королевна Дружневна в пышном платье встречает своего славного витязя  Бову, храброго и смелого, на добром коне и с  красной розой в руке» /Рисунок «Герои и обыватели»/ Задачи: совершенствование полученных знаний за счет выработки умений применения этих  Этап отработки полученных знаний знаний на практике. ­ Ребята, давайте посмотрим на свои  картинки и на лубочные картинки  Отличительные  особенности лубка: помещенные на доске. Какие отличительные особенности вы можете ­ простота техники; ­ грубоватый штрих; назвать? Чего не хватает в ваших работах? ­ яркая раскраска. ­ Какие отличительные особенности  лубочных картинок вы мне можете назвать? ­  Что же мы не выполнили в работе, чтобы  получилась лубочная картинка? ­ У вас, ребята, есть образцы узоров  выполненных штрихами. Ваша задача сейчас,  заполнить до конца прямоугольники  соответствующим узором. Работа  выполняется черным фломастером. ­ Сейчас, мы завершим работу рисованием  Штрих. Практическая работа  «Рисование штрихами» штрихами. Обязательно обводим контур. ­ Ребята, а как  же распространялся лубок по  Практическая работа (…) Рассказ учителя стране? ­ Разносили его вместе со своим товаром  сопровождается 2­ой частью  коробейники­офени. (Коробейники? Офени?)  Читаем об этом у Н..А. Некрасова. Офени – разносчики  лубочных картин по стране презентации «В  большое  искусство через лубок»/ Была тут также лавочка С картинками и книгами Офени запасалися Своим товаром в ней. Легли в коробку книжечки, Пошли гулять портретики По царству всероссийскому. Покаместь не пристроятся В крестьянской летней горенке На невысокой стеночке Кто знает для чего! ­ У некоторых офени имелись лошади, но  большинство ходило по немереным русским  дорогам пешком. Шли равнинами, с увала на  увал, и дремучими лесами. Шли босыми по  горячей мягкой пыли, мимо сухо шелестящей  и пахнущей зерном ржи в синих васильках,  мимо придорожных, рубленных из вековых  сосен часовен, в которых теплились неведомо кем зажженные свечи, мимо знобких  молочных туманов над вечерними лугами и речками. Шли, коченея от лютых морозов,  увязая по колено в глубоком снегу, без конца  озираясь и прислушиваясь, не завоют ли  поблизости волки. До Тихого океана  доходили офени, до Гурьева, до Кавказа и  устья Печоры. И все с одним лубяным  коробом за плечами да крепкой палкой в  руках. ­ В деревнях офеней ждали как самых  желанных гостей. За харчи и постой денег не  брали, знали, что одарит картинками  сторицей. А те передохнув малость, разложат  на столе и по лавкам свой товар, и, глядишь,  за день – два в такой избе вся деревня от мала до велика перебывает. И с каждым у офеня  свой разговор. Ребятишкам, букварь да  сказки покажет, буквы объяснит: «аз»,  «буки», «веди», «глаголь», «добро»…  . В  слова сложит и заставит повторять. Девчатам  с картинок песни незнакомые напоет, или про  наряды что­нибудь достанет, про любовь  горячую, про гадания …          Цена за  красочную картинку была невелика –  полкопейки штука, а может и пару яиц  принести, или грибков сушеных, или  домотканой холстины толику – все брали  офени. ­ В начале урока я вам сказала, что  Первоначально лубок был рисованным, а затем  печатным первоначально лубки стоили дорого, а сейчас  говорю дешево. Как вы думаете, почему? ­ Перед уроком я всем вам раздала листочки  с напечатанными картинками. Посмотрите на  них, пожалуйста. Когда лубок стал печатным, приблизительно такие листы печатали в  типографии, а затем от руки раскрашивали.  Раскрашивать эти картинки вы будете дома.  Это ваше домашнее задание. Рефлексия Задачи: проконтролировать уровень усвоения (не усвоения) данного материала. В случае не  усвоения провести корректировку. ­ Так, какие разновидности лубка вы узнали? Лубок рисованный и  ­ Какие отличительные особенности лубка вы  мне можете назвать? ­ Какова палитра лубочных картин? ­ Какие сюжеты можно увидеть в лубочных  картинках? ­Как распространялись на Руси эти картинки? ­ Как вы думаете, а какой характер был у  этих людей? ­ А теперь я приглашаю вас посетить  вернисаж, и по репродукциям картин  художников, назвать те, которые на ваш  взгляд, испытали влияние лубочных  картинок.  3­я часть  презентации «В  большое  искусство через лубок»    печатный Простота техники,  грубоватый штрих, яркая  раскраска Яркая. Самые разные На ярмарках, и  коробейниками­офенями. Сильные, смелые,  подвижники на Руси, несли  культуру в отдаленные  села. Ответы детей ­ Русский лубок был не только великолепным  самобытным искусством, не только украшал  жилище простолюдина и радовал его, но  служил ему и подлинной обширной  энциклопедией, откуда тот черпал все свои  основные и весьма немалые для своего  времени знания. ­ Вы сегодня на уроке убедились, какое  сильное влияние оказал традиционный  народный жанр – лубок – на мастеров самых  разных направлений в искусстве. Причина  этого в том, что в лубок была вложена душа и страсть художника. И как же правомерны  слова С.Маршака  «Все то чего, коснется человек,     Озарено его душой живою». И действительно многие знаменитые мастера  искусства в большое искусство пришли через  лубок. ­ Спасибо за урок. Выставка работ детей СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. История мировой культуры. Справочник школьника. М.­ 1996г 2. Е Каменева Какого цвета радуга. М.­ 1971г 3. Энциклопедический словарь юного художника. М.­ 1983г 4. Маленькие чудеса. Потешные листы. Ленинград – 1981г 5. БСЭ т.25 – Лубок 6. Искусство. Приложение  к газете «Первое сентября» 7. Рисунки из методического фонда 8. Ресурсы Интернета:  ru.wikipedia.org/wiki/Лубок  bibliotekar.ru/rusLubok/0/htm  artendschool.ru/category/lubok­russ…

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"

Урок ИЗО "В большое искусство через лубок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018