Урок: Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1-е занятие Программное содержание. Познакомить детей с сонатным циклом. Ход занятия: П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала оно означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх).
Иконка файла материала 1.docx
Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  сонатным циклом. Ход занятия: П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала  оно означало «произведение для музыкального  инструмента», в отличие от вокального  произведения, которое называлось кантата. Позже  сонатой стали называть крупные музыкальные  произведения, состоящие из нескольких  завершённых частей (трёх или четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг  настроений.В первой части сталкиваются разные образы,  контрастные мелодии ­ темы, которые, словно  персонажи в сказках, мирно разговаривают или  ссорятся, скрашивают друг друга о чём­то. Вторая  часть медленная, часто задумчивая, печальная,  сосредоточенная. Третья бывает шутливой,  игривой, живой, блестящей. Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он жил  примерно в то же время, что и В. А. Моцарт,  дружил с ним. Музыка Гайдна тесно связана с народным  искусством Австрии. Она жизнерадостна,  добродушна, остроумна, в ней много света, юмора.  Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей.  Какой характер музыки в каждой части? (Звучит  соната.)Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая ­  печальная, грустная, третья ­ шутливая, озорная. 2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  сонатной формой, первой частью сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор  Й. Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы  послушаем первую часть и поговорим о ней  подробнее. Первая часть сонаты состоит из трёх  разделов. В первом разделе композитор показывает нам основные темы ­ мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает ­  показ. Вы, наверное, слышали выражение:  «экспозиция картин на выставке», то есть показкартин. В экспозиции сонаты все основные темы (а  их, как правило, четыре) предстают перед нами. Второй раздел называется разработка. В нём темы  развиваются, варьируются, разрабатываются,  сталкиваясь друг с другом. Последний, третий раздел ­ реприза повторяет  первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.  Основные темы экспозиции называются так:  главная партия, связующая, побочная и  заключительная. Главная и побочная партии  контрастны между собой, между ними ­  связующая. Заключительная партия часто  перекликается по характеру с главной. Она  завершает экспозицию. Давайте послушаем сначала одну экспозицию  первой части сонаты и постараемся различить  характер основных тем. (Звучит экспозиция.Педагог по ходу звучания говорит детям о  появлении той или иной темы, затем сам играет каждую тему отдельно, дети определяют  характер музыки: главная партия (1­8­й такты)  жизнерадостная, искристая, праздничная,  звонкая; связующая партия (9­16­й такты)  торжественная, решительная, уверенная,  напористая; побочная партия (17­21­й такты)  робкая, нежная, лёгкая, лучистая;  заключительная партия (22­41­й такты)  энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После  этого экспозиция звучит повторно.) П е д а г о г. В разработке главная партия звучит  совсем по­другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается  вопросительными, мягкими интонациями. Потоммузыка становится решительнее, настойчивее,  беспокойнее, появляется заключительная партия. В конце разработки снова возвращается главная  партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением  репризы словно прорывается яркий свет, который  снимает все тревоги и беспокойства, главная  партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней  снова проходят все темы экспозиции,  утверждается радостное, праздничное настроение. 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со  второй и третьей частями сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и  третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какиеони по характеру? (Исполняются 2­я и 3­я  части.) Д е т и. Вторая часть медленная, грустная,  задумчивая, мрачная. Третья ­ очень весёлая,  шутливая, порхающая, забавная. П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо.  Слушали «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья  часть сонаты Й. Гайдна тоже написана в форме  рондо. Основная мелодия ­ рефрен, беспечная,  живая, игривая, стремительная несколько раз  повторяется, ей на смену приходят контрастные  эпизоды. Рефрен начинается легко,  изящно (исполняет 1­8­й такты), потом в  серединке появляется мимолётная  грусть (исполняет 9­12­й такты), и снова музыка  искрится весельем (исполняет 13­20­й такты).Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и в конце части. Между его появлениями звучат два  эпизода. Один строится на перекличке  решительных, властных аккордов и нежной,  воздушной мелодии (исполняет 21­40­й  такты). Второй эпизод светлый, радостный,  безмятежный, в конце его музыка как будто  заблудилась, потерялась: один и тот же звук  повторяется неуверенно, затаённо, но вот снова  стремительно врывается рефрен, весело, с шуткой,  жизнерадостно, с блеском заканчивая сонату. Когда слушаешь эту прекрасную музыку,  вспоминаются строки, посвящённые русскому  композитору, пианисту­виртуозу, педагогу,  дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну. Игры упоительной звуки текли. Мы в нежном восторге внимали.Все радости неба, все горе земли Те звуки в себе отражали. Пленять нас и трогать им было дано: Пред ними стихали сомненья, И было так много обид прощено И пролито слёз умиленья! О, пусть нас уносит волшебной игрой Туда, в те надзвёздные дали, Где нет ни вражды, ни тревоги земной, Ни зла, ни борьбы, ни печали! Это стихотворение написал великий князь  Константин Константинович Романов,  принадлежавший к царствующему дому,  замечательный русский поэт и музыкант. Свои  стихи он подписывал инициалами К. Р.В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  жанром симфонии. Ход занятия: П е д а г о г. Вы много раз слышали 40­ю  симфонию В. А. Моцарта. Наверняка эта музыка  нравится вам. Она очень красивая, душевная,  трепетная. Недавно вы познакомились с сонатой ре мажор Й. Гайдна. Симфония ­ эта та же соната, нонаписанная для оркестра. В ней несколько частей,  чаще всего четыре. Первая часть, как и соната,  пишется в сонатной форме: состоит из трёх  разделов (экспозиции, разработки и репризы). В экспозиции ­ несколько тем (главная, связующая, побочная и заключительная), которые как бы  являются «действующими лицами» или  персонажами повествования. У каждой из них свой характер. Вторая часть симфонии ­ медленная, лирическая. Третья ­ менуэт (иногда вместо менуэта в  симфонии бывает скерцо). Четвертая часть – финал ­ быстрая, стремительная. Послушайте первую часть симфонии, постарайтесь проследить за тем, как меняется характер музыки  при появлении новых мелодий­тем. (Звучитпервая часть, педагог привлекает внимание  детей к смене настроений. Затем дети  слушают вторую, третью и четвертую части  симфонии во фрагментах и определяют  характер музыки.) 2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  первой частью симфонического цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня мы послушаем первую часть  симфонии и поговорим о ней поподробнее ­ о  характере, настроениях основных мелодий и  разделов этой части. Какого характера главная  тема? (Звучит фрагмент.) Д е т и. Нежная, взволнованная.П е д а г о г. Да, трепетная, задушевная,  взволнованная, молящая тема всё время  прерывается решительными и угрожающими  интонациями. После главной звучит связующая  партия ­ настойчивая, энергичная,  активная. (Звучит фрагмент.) Побочная партия мягкая, нежная, робкая, изящная, трогательная, она звучит легко, прозрачно,  воздушно. (Звучит фрагмент.) Заключительная партия сердито, напористо  сметает этот островок нежности и покоя. Она  похожа на главную тему, но звучит более  тревожно, беспокойно, взволнованно. (Звучит  фрагмент.) Так заканчивается первый раздел сонатной формы  ­ экспозиция.Второй раздел ­ разработка. Она вся построена  только на главной теме. Но её характер всё время  меняется. То она звучит неуверенно, робко,  нерешительно, тревожно, то жалобно. Внезапно  мелодию перебивает напористая, мужественная,  решительная тема. (Звучит фрагмент.) В конце  разработки жалобно мелькают интонации главной  темы, всё затихает, замирает. Начинается реприза. (Звучит фрагмент.) Реприза  похожа на экспозицию, но она ещё более  драматичная, смятенная, встревоженная. (Звучит  фрагмент.) 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со  второй, третьей и четвёртой частями  симфонического цикла.Ход занятия: П е д а г о г. Как звучит вторая часть симфонии  Моцарта, какая она по  настроению? (Исполняется фрагмент.) Д е т и. Спокойная, задумчивая. П е д а г о г. Да, эта часть проникнута настроением мечтательности, она светлая, зыбкая. Третья часть симфонии ­ менуэт. Менуэт ­ это  старинный французский танец, который  исполняется маленькими шажками, церемонно, с  поклонами и приседаниями. Этот же менуэт  совсем не похож на галантный танец, он скорее  напоминает суровое шествие, звучит грозно,  встревоженно, сурово, решительно, мощно.  (Звучит фрагмент.) Средняя часть менуэтапрозрачная, безоблачная, светлая, нежная,  ласковая, воздушная (звучит фрагмент). Четвёртая часть симфонии (финал) перекликается  по настроению и по интонациям мелодий с первой  частью. Стремительная, мечущаяся тема  прерывается грозными аккордами, взволнованными и драматичными. (Звучит фрагмент.) Затем  наступает просветление, звучит лучистая, нежная  тема. (Звучит фрагмент ­ побочная партия.) И  снова музыка становится беспокойной, тревожной,  смятенной, гневной, возбуждённой. (Звучит  фрагмент заключительной партии, разработки.)Музыкальный момент 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  жанром музыки ­ музыкальный момент. Ход занятия:П е д а г о г. Вы знаете, что музыкальные  произведения могут быть написаны в разных  жанрах: прелюдия, ноктюрн, юмореска. Сегодня я  познакомлю вас с ещё одним музыкальным жанром  ­ музыкальный момент. Музыкальный момент ­ это  небольшая инструментальная пьеса, в которой  могут быть выражены разные переживания  человека: лёгкая грусть и грусть­скорбь,  взволнованность и тревога.  Впервые в музыке это название ­ музыкальный  момент ­ появилось у крупнейшего австрийского  композитора Франца Шуберта. Шуберт писал  музыку, в которой разные чувства человека  выражены с необыкновенной искренностью и  простотой. Любимый жанр Ф. Шуберта ­ песня. В  своих песнях композитор раскрывал все тонкости  души человека, его огромный внутренний мир.Одну из песен Ф. Шуберта вы уже знаете. Это  знаменитая «Ave, Maria». (Звучит фрагмент.) Ф. Шуберт создал и крупные произведения:  симфонии, увертюры, сонаты, хоры, и небольшие  пьесы для фортепиано: экспромты, вальсы,  музыкальные моменты. Любовь композитора к  песне проявилась и в том, что он умел в своих  произведениях создавать очень красивые и  разнообразные мелодии. Ф. Шуберт учился музыке с восьми лет ­ пел в  хоре, играл на органе. Позже он преподавал,  сочинял свою замечательную музыку. Умер Ф.  Шуберт очень рано, совсем молодым человеком, в  31 год. Он умер в бедности и нищете. Но музыка  его за душевность, простоту и искренность любима людьми всего мира.Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта  фа минор и скажите, какая музыка по  характеру. (Пьеса исполняется педагогом или  звучит в записи.) Д е т и. Шутливая, нежная, добрая. П е д а г о г. Вы услышали, какая в этой пьесе  красивая мелодия ­ изящная, танцевальная, милая,  обаятельная. Она звучит то с нежной грустью, то  шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень  хрупко и легко. В этой музыке много украшений  (мелких, лёгких звуков), которые придают ей  утончённость и изысканность, делают её очень  красивой. (Исполняет фрагмент.) Этой пьесой  любуешься как драгоценной, тонко и с  мастерством сделанной вещью, хочется  рассматривать в ней каждый узор и завиток,следить, как она искрится и переливается. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.) А сейчас послушайте другой «Музыкальный  момент. Его написал русский композитор Сергей  Васильевич Рахманинов. Какая по настроению эта  пьеса? (Звучит запись.) Д е т и. Таинственная, жалобная, грустная. П е д а г о г. Да, в этом «Музыкальном моменте»  выражено чувство душевного смятения,  порывистости, безысходной печали. (Пьеса звучит повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей  сравнивать контрастные пьесы одного жанра,  расширять представления детей о чувствах  человека.Ход занятия: П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали две  пьесы «Музыкальный момент» разных авторов ­  австрийского композитора Франца Шуберта и  русского композитора Сергея Васильевича  Рахманинова. Рахманинов ­ знаменитый русский композитор был  и великим пианистом­виртуозом. Слава о нём  разносилась по всему миру. Он давал концерты как пианист и дирижёр в России и за рубежом. С.  Рахманинов начал заниматься музыкой очень рано,  в четыре года, сначала со своей матерью, потом с  другими педагогами, он с увлечением и любовью  сочинял музыку. С. Рахманинова считают  продолжателем идей творчества П. Чайковского,  как бы его «музыкальным наследником».Его произведения, как и музыка П. Чайковского,  искренни и лиричны, в них с открытостью, ярко  выражены разные человеческие чувства. Поражает  красота и разнообразие мелодий С. Рахманинова.  Они славятся своей «бесконечностью», широтой,  похожи на русские просторы. Большое значение в  его музыке играет ритм ­ иногда чёткий, иногда  суровый и властный. Когда мы слушаем музыку С.  Рахманинова, перед глазами часто встают образы  русской природы. Неслучайно композитора  называли «Левитаном русской музыки». Его  произведения также поэтичны, как картины  замечательного русского художника И. Левитана.  Но в них, пожалуй, больше трагического и  драматичного, чем в лирических пейзажах  художника.С. Рахманинов написал много крупных  произведений: оперы, симфонии, концерты,  сонаты, кантаты для хора и оркестра. Он создал и  множество фортепианных пьес, а также романсов.  Послушайте «Музыкальный момент» № 2 ми­ бемоль минор С. Рахманинова, с которым вы  познакомились на прошлом занятии, и скажите, как меняется настроение музыки? (Звучит запись.) Д е т и. Сначала музыка нежная, грустная,  взволнованная, жалобная, а в середине ­ грозная,  страшная, мрачная и жалобная. П е д а г о г. Да, в пьесе три части. Она начинается  и заканчивается порывисто, смятенно. На фоне  таинственных, стремительно несущихся,  мелькающих, беспокойных, мятущихся звуков  мелодия жалуется, плачет, молит о чём­то. В  средней части слышны грозные, бушующиеинтонации. Мощные аккорды ­ остановки  прерывают движение, звучат зловеще, неумолимо,  мятежно, гневно, как яростные порывы ветра, а  мелодия жалобно разговаривает с ними. И снова  слышится музыка первой части пьесы: на зыбком,  ажурном, обволакивающем фоне (как будто  сыплется и сыплется снег, и метель заносит всё  вокруг) трепетно и жалобно звучит мелодия. Боль,  чувство печали не утихают к концу пьесы, и  мелодия по­прежнему звучит щемяще и  пронзительно горестно, жалобно, с мольбой. В  самом конце пьесы слышен отчаянный вопрос и  мрачные, грустные аккорды ­ в  ответ. (Исполняется фрагмент, затем вся пьеса  целиком.) А какого характера «Музыкальный момент» Ф.  Шуберта? (Исполняется пьеса.)Д е т и. Изящный, лёгкий, танцевальный. П е д а г о г. Как меняется характер музыки? Д е т и. В середине она звучит ярче, смелее. П е д а г о г. Средняя часть пьесы похожа на  вариации. В первой вариации мелодия звучит  звонко, игриво, беспечно (играет 11­18­й  такты), а во второй ­ ликующе, восторженно,  жизнерадостно (играет 19­26­й такты). Но вот  снова появляется начальная мелодия ­ нежная,  грациозная, обаятельная, с оттенком светлой  грусти, лучистая и трогательная, добрая,  приветливая, ласкающая. Постепенно начинают  многократно повторяться отдельные интонации  мелодии, она как бы удаляется, прощается с нами,  звучит всё мягче, нежнее, неувереннее, робко,  затихает и исчезает в конце. (Звучитфрагмент.) Эта пьеса совсем небольшая,  короткая. Музыка как бы промелькнула и исчезла. Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и попробуйте движениями рук передать смену  характера музыки. (Звучит пьеса.) 3­е занятие Программное содержание. Учить детей  передавать характер музыки в двигательных  импровизациях. Ход занятия: П е д а г о г. Мы сравнивали с вами два  «Музыкальных момента» ­ Ф. Шуберта и С.  Рахманинова. Эти произведения, хоть и носят одно название ­ «Музыкальный момент», очень разные  по настроению. В «Музыкальном моменте» С.  Рахманинова выражена целая буря чувств ­смятение, порыв, отчаяние, мольба, а пьеса Ф.  Шуберта ­ милая, тонкая, изящная,  танцевальная. (Исполняются пьесы, дети  высказываются о характере частей пьес.) Пьеса Ф. Шуберта танцевальная и изящная.  Давайте потанцуем под музыку, попробуем  передать в движениях её характер. (Звучит пьеса.)Модест Мусоргский. Старый замок 1­е занятие Программное содержание. Учить детей  чувствовать настроение музыки, различать  выразительные средства, создающие образ. Ход занятия: П е д а г о г. Вы когда­нибудь видели старый  замок? Каменные толстые стены, высокие башни,  причудливые, удлинённой формы окна с резными  решётками... Замок обычно стоит в живописном месте, на  высокой горе. Он суровый, мощный, обнесён  оградой ­ толстыми стенами, валами, рвами.  Послушайте, как музыка может нарисоватькартину старого замка в исполнении  симфонического оркестра. Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок»  из цикла «Картинки с выставки» (в исполнении  симфонического оркестра). Эту пьесу написал замечательный русский  композитор Модест Петрович Мусоргский. Она  входит в его цикл «Картинки с выставки». С  некоторыми пьесами из этого цикла вы уже  знакомы. Пьеса интересна тем, что музыка без помощи слов  очень выразительно изображает картину мрачного,  сурового старинного замка, и мы чувствуем какой­ то необыкновенный дух таинственности, старины.  Словно замок виднеется в тумане, окружён  ореолом загадочности, волшебства. (Пьеса  исполняется повторно.)2­е занятие Программное содержание. Развивать творческое  воображение детей, умение выразить в слове,  рисунке характер музыки. Ход занятия: П е д а г о г.  Послушайте пьесу, в которой музыка  рисует картину старого замка в исполнении на  фортепиано (исполняет пьесу, дети вспоминают  её название). Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок»  из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном  исполнении). П е д а г о г.  А как вы думаете, в этом замке кто­ нибудь живёт или он заброшенный,  нежилой? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. В нём никого нет, он заброшенный, пустой.П е д а г о г. А почему вы так думаете, как музыка  рассказала об этом? Д е т и. Музыка застывшая, грустная, тихая,  медленная, таинственная. П е д а г о г. Да, музыка звучит загадочно,  волшебно, будто всё замерло, заснуло. Один и тот  же звук в басу тихо и монотонно повторяется,  создавая характер оцепенения, загадочности. Мелодия на этом мрачном, сонном волшебном  фоне звучит грустно, заунывно, иногда с  некоторым волнением, будто ветер завывает в  пустых покоях замка. И снова всё замирает,  остаётся без движения, стихает... Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней  рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много­ много лет. Еёзаколдовала злая волшебница. Но доброй  волшебнице удалось смягчить колдовство, и она  предсказала, что принцесса проснётся, когда её  полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой  заснули все, кто был в замке на балу. Замок  погрузился в оцепенение, зарос, затянулся  паутиной, пылью, всё замерло на сотни  лет... (Звучит фрагмент.) Может быть,  композитор хотел изобразить такой замок или  другой ­ замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный,  унылый? (Звучит фрагмент.) Придумайте свою сказку про старинный замок,  чтобы она была близкой по духу, по настроению  этой музыке, и нарисуйте замок, который  возникает в вашем воображении, когда выслушаете эту музыку. (Пьеса исполняется  повторно.) ПРИРОДА И МУЗЫКА Утро (часть 2 ) 1­е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Великий русский композитор Модест  Петрович Мусоргский во вступлении к опере  «Хованщина» очень интересно, своеобразно  изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал«Рассвет на Москве­реке». Это пример  изумительной «музыкальной живописи» ­  изображения в музыке просыпающейся русской  природы. Слышатся крики петухов, видится  восход солнца. Звон колоколов, с которых  начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь. Мощные колокола, которые слышны в этой  музыке, символизируют силу Руси, её могущество,  несокрушимость. (Звучит вступление.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму произведения, изобразительность музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Послушайте внимательно Вступление  к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите,как меняется характер музыки, сколько частей в  этом произведении? (Звучит вступление.) Д е т и. Сначала музыка нежная, светлая,  прозрачная, а в середине, когда слышны колокола,  ­ громкая, сильная, мощная, суровая, могучая.  Потом всё затихает, и опять музыка звучит  спокойно, светло. В произведении три части. П е д а г о г. Да, картину просыпающейся природы  как бы окаймляет мощный колокольный звон.  Раньше на Руси было множество церквей. Их  золотые купола искрились на солнце. Вся старая Москва красовалась обилием храмов –  маленьких церквушек и больших соборов. Перед  каждой службой город звенел на разные лады (у  каждого колокола ­ свой голос: тоненький,  звенящий или яркий переливчатый, или грозный,гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена  старая Москва. Каждый день начинался с колокольного звона. В  этом произведении слышится перезвон маленьких  колоколов и огромного, очень мощного, гулкого,  тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень  красивая мелодия, похожая на русскую  песню. (Звучит фрагмент, потом всё  вступление.) 3­е занятие Программное содержание. Учить детей  вслушиваться в выразительные музыкальные  интонации, различать изобразительность музыки,  сравнивая произведения, близкие по названиям, но  контрастные по содержанию. Ход занятия:П е д а г о г. Вам уже знакомо произведение М.  Мусоргского «Рассвет на Москве­реке». Как  замечательно в музыке передаётся картина  пробуждающейся природы! (Звучит фрагмент.) Прислушайтесь, в самом начале вступления  мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это  звучит как первые проблески света  просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они  изображают волшебно красивую картину  пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на  русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие  гусельные переборы (звучит фрагмент). Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые  блики­огоньки игриво отражаются в воде. (Звучитфрагмент.) Эта музыка повторяется дважды:  сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится  вдали крик петухов и поблёскивают на воде  светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню,  звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы  окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца  живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть  вступления к опере.) В средней части этого произведения появляются  колокола. (Звучит фрагмент.) А как тепло после сурового колокольного звона  поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей  части.)Мелодия поднимается вверх и расцветает.  Скрипки и флейты звучат светло и нежно.  Отдельные отрывистые звуки, словно капли или  блики на воде, заканчивают вступление к опере«Хованщина» ­ «Рассвет на Москве­реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.) А сейчас давайте сравним это произведение с  другим, имеющим похожее название ­ «Утро»  норвежского композитора Эдварда Грига. «Утро» ­ это тоже, как и у Мусоргского, вступление к  большому произведению ­ к четвёртому действию  драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт». Норвегия ­ северная страна с очень красивой  природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей  музыке часто воспевал красоту норвежской  природы, которую очень любил. В «Утре» мелодия  напоминает норвежские народные пастушьи  наигрыши ­ светлые, простые, по­северному  сдержанные. Основную мелодию играют по  очереди, перекликаясь, два инструмента ­ флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьисвирели. Флейта ­ более тоненькую, а гобой ­  звучащую чуть ниже. С разговора этих двух  инструментов начинается «Утро» Грига. (Звучит  запись.) А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)? Д е т и. Громкая, яркая, как будто встаёт  солнышко, освещает всё вокруг. П е д а г о г. Да, середина звучит восторженно,  ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных  инструментов – скрипок и виолончелей, кажется,  что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. Сам композитор образно говорил, что в этой  музыке он хотел изобразить «солнце сквозь  облака». Какими разноцветными, нежными и  яркими красками­звуками нарисовал Э. Григ этучудесную картину! (Фрагмент средней части  звучит повторно.) Третья часть опять звучит успокоенно,  заворожённо, мечтательно, нежно. В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет  птиц, их пение, опять звучат пастушьи  рожки. (Произведение исполняется целиком.) Нарисуйте дома чудесную картину восхода солнца  такой, какой вы увидели её, слушая вступление к  опере M. Мусоргского «Хованщина» ­ «Рассвет на  Москве­реке» или «Утро» Э. Грига.ПРИРОДА И МУЗЫКА Осень Самуил Майкапар. Осенью Цезарь Кюи. Осень (на стихи А. Плещеева) 1­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать настроения музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Каждое время года по­своему  прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев,  полей, удивительными сочетаниями цветов:  зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, серый,  бордовый... Богатство красок, их оттенков  восхищает, удивляет нас. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень.  Он писал: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ­ Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы… Осенью природа словно затихает. Если весной всё  приходит в движение ­ распускаются листья, бегут  ручьи, слышится гомон птиц, то осенью природа  как будто готовится к зимнему сну, кажется  усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя  листву. Листья, весной свежие, молодые, даже  клейкие, за лето запылились, стали большими,  тяжёлыми, начали опадать. Птицы покидают нас и  летят в тёплые страны. Когда смотришь на увядающую осеннюю природу,  тебя охватывают разные чувства: и истома,  нежность, удивление от любования красотой, и  грусть от того, что прощаешься с летом, теплом,что красота осени уходит. Грустно смотреть на  опавшие листья, оголившиеся деревья. Если  сравнить время года с временем дня, то весна ­ это  утро, ведь всё просыпается, приходит в движение,  лето ­ это середина дня, а осень ­ сумерки, вечер,  конец дня. Сейчас я сыграю вам пьесу С. Майкапара  «Осенью». Какое настроение передано в этой  музыке? (Исполняет пьесу.) Д е т и. Грустное, жалобное. П е д а г о г. Да, музыка звучит тихо, жалобно,  застыло, неторопливо. Природа словно замерла  перед сном. Октябрь уж наступил ­ уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад ­ дорога промерзает,Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл...                (А. Пушкин) (Пьеса звучит повторно). 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства выразительности, изобразительность  музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Как называется эта  пьеса? (Исполняет «Осенью» С. Майкапара.) Д е т и. «Осенью». П е д а г о г. Да, а какое настроение выражено в  музыке? Д е т и. Грустное, нежное, накрапывает дождик.П е д а г о г. Да, музыка печальная. Она изображает картину унылого осеннего пейзажа. Каждая фраза  заканчивается остановкой, звучит неуверенно,  тихо, грустно, удивлённо (исполняет  фрагмент). А вот и дождь пошёл (исполняет  фрагмент, 17­25­й такты). Вы услышали  отрывистые, низкие, сумрачные звуки,  напоминающие капли дождя. Он моросит себе  тихонько и нагоняет тоску. Мелодия пьесы напоминает русскую песню ­  привольную, печальную. В ней можно найти  сходство и с колыбельной – она размеренная,  неторопливая, спокойная, ласковая (исполняет  фрагмент). В ней есть встречающиеся в  колыбельных остановки, слышатся баюкающие  интонации (исполняет 13­15­й такты).Природа засыпает под лёгкие порывы  ветра (играет 9­16­й такты), лениво, неярко  светит солнце, шумит дождь. (Исполняет вторую  половину пьесы.) Замечательный русский поэт Афанасий  Афанасьевич Фет написал стихотворение, в  котором передано созвучное этой музыке  настроение тоски, уныния, рождённое картиной  осени: Осень Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали, Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера всё спится, На дворе темно.Лист сухой валится, Ночью ветер злится. Да стучит в окно.  Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад. Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь ­ поневоле Тяжело, хоть плачь! Смотришь ­ через поле Перекати­поле Прыгает как мяч. (Пьеса звучит повторно). 3­е занятие Программное содержание. Учить детей  сравнивать произведения с похожими названиями,различать оттенки настроений, выразительные  интонации. Ход занятия: П е д а г о г. Вам уже знакома пьеса С. Майкапара  «Осенью». Это инструментальная музыка написана  для фортепиано. Давайте сравним эту пьесу с  вокальным произведением, написанным для голоса  с аккомпанементом, имеющим похожее название ­  «Осень». Эта песня сочинена русским  композитором Цезарем Антоновичем Кюи на стихи поэта А. Плещеева. Чем похожи эти  произведения? (Исполняет пьесу и песню.) Д е т и. Они грустные, печальные, жалобные. П е д а г о г. Да, в обоих произведениях выражено  чувство сожаления, грусти, вызванное картиной  увядающей, унылой осени, как и в этомстихотворении Константина Константиновича  Романова: Последней стаи журавлей Под небом крики прозвучали. Сад облетел. Из­за ветвей Сквозят безжизненные дали. Давно скосили за рекой Широкий луг, и сжаты нивы. Роняя листья, над водой Грустят задумчивые ивы. В красе нетронутой своей Лишь озимь зеленеет пышно, Дразня подобьем вешних дней... ­ Зима, зима ползёт неслышно! П е д а г о г. А как меняется настроение в песне Ц.  Кюи «Осень»? (Исполняет её.)Д е т и. Сначала она тихая, печальная, потом  звучит громче, с волнением. П е д а г о г. В песне две части, два куплета.  Начинается она вступлением. Мелодия в нём  словно застыла, звучит на одной ноте. (Играет  вступление.) Мелодия самой песни тоже словно  притягивается к этому звуку, возвращается к нему, звучит монотонно, создаёт унылое  настроение (исполняет фрагмент мелодии). В этой песне слова очень тесно связаны с музыкой,  мелодия откликается на каждое слово. В стихах и  в музыке чувствуется уныние, грусть: Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Аккомпанемент, как и мелодия, почти не  движется, лишь нижние звуки (басы) сползают  вниз (исполняет фрагмент аккомпанемента).На слова «Вянет и желтеет травка на лугах»  мелодия поднимается вверх и грустно поникает,  словно и впрямь изображает вянущую  травку. (Исполняет 13­16­й такты.) На слова  «Только зеленеет» появляются «свежие»  гармонические звучания (исполняет фрагмент). Второй куплет песни более взволнованный,  трепетный, беспокойный. Музыка очень  красива! (Исполняет фрагмент.) Мелодия снова  кружится вокруг одного звука, но теперь она  поднимается выше, становится взволнованнее. На  слова «Зашумели воды быстрого ручья» мелодия  поднимается высоко, а сопровождение становится  ярким, бурным, встревоженным (исполняет  фрагмент). Это самое напряжённое звучание в  песне ­ её кульминация. После неё музыка опять  успокаивается, становится унылой, грустной,поникает, звучит с сожалением (исполняет  окончание песни). В пьесе «Осенью» С. Майкапара настроение  музыки почти не меняется. Пьеса звучит печально,  тоскливо. (Исполняются оба произведения.) Нарисуйте дома картины осенней природы,  которые представились вам, когда вы слушали  музыку. (На занятии могут быть использованы  репродукции картин осенних пейзажей,  перекликающиеся по настроению со звучащей  музыкой и контрастные ей.) Рекомендации по исполнению С. Майкапар. Осенью. Печальный, заунывный  характер пьесы создаётся спокойным темпом,  певучей мелодией, мерным ритмом. Важно  услышать движение мелодии к вершинам и линию  басов, что поможет объединить фразы, избежатьстатичности исполнения. Темп не должен быть  медленным. Счёт на две доли, а не на четыре,  помогает играть с ощущением движения.  Необходимо слышать гармоническую красочность.  Во второй половине пьесы звуки мелодии в басу  изображают дождик, звучат тревожно, сумрачно.  Мелодию в правой руке важно объединить  фразировкой. Педаль, в начале пьесы  запаздывающая, во второй части почти  отсутствует.Тематическая беседа­концерт «Колыбельная» Программное содержание. Различать жанр  колыбельной в инструментальной и вокальной  музыке, средства музыкальной выразительности,  свойственные ей. Дать детям представление о  разновидностях колыбельных, исполняемых  оркестром. Ход занятия: П е д а г о г. Дети, на занятиях вы познакомились с  «Колыбельной песенкой» Г. Свиридова. Сейчас я  сыграю вам ещё одну колыбельную ­  замечательного русского композитора Анатолия  Константиновича Лядова. А. Лядов очень любил  этот жанр. Он написал для детей 18 песен и назвал  их «Детские песни». В сборнике есть и несколькоколыбельных. Одна из них ­ «Котенька­коток».  Мелодию композитор запомнил с детства, её  напевала няня. В русских колыбельных песнях иногда призывали  мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока»,  «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки  высеребрить». Так и в этой колыбельной.  Послушайте её и скажите, какие настроения,  чувства выражены в ней (исполняет её). Д е т и. Она ласковая, нежная, тихая, медленная,  звучит высоко. П е д а г о г. Сравним её с «Колыбельной  песенкой» Г. Свиридова. Что общего между  ними? (Исполняет её.) Д е т и. Обе колыбельные спокойные, тихие,  плавные, ласковые.П е д а г о г. Правильно, колыбельные обычно  звучат в спокойном темпе, медленно, тихо,  напеваются как бы вполголоса. Мы говорили с  вами, что в «Колыбельной песенке» Г. Свиридова  мелодия всё время повторяется, но с разным  аккомпанементом. А в колыбельной  А.  Лядова? (Исполняет сначала одну мелодию,  потом вместе с аккомпанементом.) Д е т и. Мелодия тоже повторяется, а  аккомпанемент меняется. П е д а г о г. Правильно, мелодия всё время  повторяется, как и в той колыбельной, которую мы слушали. А сопровождение меняется, придаёт  музыке красочность и разнообразие звучания.  Повторения мелодии успокаивают, придают  музыке некоторую монотонность, убаюкивают.Послушайте обе колыбельные ещё раз ­  инструментальную и вокальную (исполняет их). Сейчас вы услышите колыбельные, написанные для оркестра. У А. Лядова есть произведение «Восемь  русских народных песен для оркестра». А. Лядов  написал к народным мелодиям сопровождение для  оркестра. Среди песен есть «Протяжная»,  «Шуточная», «Плясовая», «Хороводная»,  «Колыбельная». Давайте послушаем, как звучит  эта колыбельная в оркестре. (Слушают фрагмент в грамзаписи). Д е т и. Плавно, тихо, нежно, высоко, ласково. П е д а г о г. Иногда колыбельная попадает и в  оперу. Опера ­ это спектакль, в котором все  действующие лица не разговаривают, а поют в  сопровождении оркестра. В опере выдающегося  русского композитора Николая АндреевичаРимского­Корсакова «Садко», написанной на  основе старинной былины, есть колыбельная,  которую вы сейчас услышите. Садко ­ главный герой (гусляр и певец) ­  отправился на корабле открывать новые морские  торговые пути. Во время плавания он попадает в  подводное царство. Садко полюбила морская царевна Волхова. Она  поёт ему колыбельную. Нежно баюкает его  Волхова, прощается морская царевна с красивым  молодцем. С первыми лучами утренней зари  рассеется по зелёному лугу алым туманом  сказочная царевна, превратится в широкую реку  Волхову. По Волхове­реке приплывут в Великий  Новгород корабли Садко. Послушайте эту музыку  и скажите, какие настроения, чувства она  передаёт (слушают запись).