Урок: Какой бывает музыкальная фактура

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Фактура как способ изложения музыки. 2. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи) 3. Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). 4. Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). 5. «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: 1. Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание); 2. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание); 3. Г. Струве, стихи С. Маршака. «Пожелание друзьям» (пение); 4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. 2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Иконка файла материала 1.docx
Какой бывает музыкальная фактура Содержание: 1. Фактура как способ изложения музыки. 2. Различные  варианты  фактурного  воплощения  (на примере фрагментов нотной записи) 3. Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского­Корсакова). 4. Мелодия   с   сопровождением   (на   примере   романса   С. Рахманинова «Сирень»). 5. «Фактурный   узор»:   зрительное   сходство   фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: 1. Н.   Римский­Корсаков.   Первая   песня   Леля   из   оперы «Снегурочка» (слушание); 2. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание);3. Г.   Струве,   стихи   С.   Маршака.   «Пожелание   друзьям» (пение); 4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Исследовать   разнообразие   и   специфику   фактурных воплощений в музыкальных произведениях. 2. Сравнивать музыкальные  произведения с точки зрения их фактурного воплощения. 3. Находить   ассоциативные   связи   между   художественными образами музыки и изобразительного искусства. Из   главных   средств   музыкальной   выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого   лица   может   быть   множество   выражений.   И «выражением   лица»   «ведают»   дополнительные   средства. Фактура ­ одно из них.Дословно   «фактура»   означает   «обработка».   Мы   знаем,   что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить   одну   ткань   от   другой.   У   каждого   музыкального произведения   тоже   есть   своя   «звуковая   ткань».   Когда   мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы   мелодия   или   гармония   зазвучала   выразительно, композиторы   используют   различные   приёмы   и   способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры. Прежде   чем   понять,   что   означает   выражение   «музыкальная фактура», давайте рассмотрим нотные примеры. Мы  видим, что  все   примеры  отличаются  своим  графическим изложением. Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй – волнообразную линию, третий – своеобразное трёхэтажное   построение, четвёртый   –   похожий   накардиограмму   (кардиограмма   –   графическое   изображение работы сердца) музыкальный рисунок. Именно способ изложения музыки называется фактурой. Может   быть,   оттого,   что   фактура   наиболее   ярко   выражает область   музыкального   художества   ­   линии,   рисунки,   нотную графику, ­ она получила множество различных определений. «Музыкальная   ткань»,   «контур», «фактурные   пласты»,   «фактурные   этажи»   ­   эти   образные определения   указывают   на   зрительность,   живописность, пространственность фактуры. Выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального   содержания,   от   того,   где   исполняется   данная музыка,   от   тембрового   состава.   Например,   полифоническая музыка,   предназначенная   для   звучания   в   храме,   требует значительного   фактурного   пространства.   Лирическая   музыка, связанная   с   передачей   чувств   человека,   как   правило,   «орнамент»,   «узор»,одноголосна.   Её   звучание   представляет   сжатие   фактуры   до одного­единственного голоса, поющего свою одинокую песнь. Иногда   одноголосное   изложение   мелодии   используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля   из   оперы   Н.   Римского­Корсакова   «Снегурочка»,   вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки. Юный   пастушок   Лель   является   олицетворением   искусства музыки   и   солнечной,   неотразимо   влекущей   любовной   силы. Любовь и искусство ­ дары Ярилы и одновременно выражение неиссякаемых человека. В том, что Лель ­ простой пастух, в том, что его песни народны, заключён   глубокий   смысл.   В   образе   Леля   Островский   и Римский­Корсаков   прославили   народное   искусство   и подчеркнули его жизнеутверждающую сущность. Не случайно Лель,   единственный   из   ведущих   действующих   лиц   оперы, охарактеризован  почти исключительно  песнями  ­  сольными и творческих     силхоровыми,   где   он   выступает   запевалой.   Инструментальная сторона   в   музыкальной   характеристике   Леля   представлена многочисленными   пастушескими   наигрышами.   Иные   из   них   ­ подлинно народные. Звучание   деревянных   духовых   инструментов   и   чаще   всего солирующего   кларнета   (подражание   пастушескому   рожку) придаёт   музыке   Леля   яркую   народную   окраску. Первая   песня   Леля   «Земляничка­ягодка»   ­   протяжная заунывная.   В   ней   Римский­Корсаков   с   замечательным искусством   передал   характер   и   музыкальные   особенности лирических   народных   песен:   плавную   распевность,   часто встречающуюся вокализацию, неполные (без терции) созвучия и унисоны   в   концах   фраз.   Большую   прелесть   и   своеобразие придают песне многочисленные «разводы» ­ наигрыши флейты и английского рожка с их народным тембровым колоритом. Однако   исключительно   одноголосная   фактура   –   явление достаточно   редкое.   Гораздо   чаще   мы   видим   другой   типфактуры – мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь». В   ней   звучит   не   только   бодрая   мелодия,   но   и   вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающего яркое зрительное впечатление. Песня   Ф.   Шуберта   «В   путь»   открывает   цикл   «Прекрасная мельничиха».   В   нём   рассказывается   о   том,   как   мельник отправился в путь, о любви молодого простодушного героя ­ это очередная романтическая история одинокой души. Счастье человека так близко, его надежды так светлы, но им не суждено сбыться,   и   лишь   ручей,   ставший   с   первых   минут   другом мельника, утешает его, печалясь вместе с ним. Он как бы влечёт юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, народная по характеру мелодия. Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы   фактуры.   Так,   в   романсе   С.   Рахманинова   «Сирень» рисунок   аккомпанемента   имеет   чисто   зрительное   сходство   сформой   цветка   сирени.   Музыка   романса   светла   и   чиста,   как юность, как цветение весеннего сада: Поутру, на заре, по росистой траве Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать ... В жизни счастье одно мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт. Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении   Ивановка.   В   то   странное   лето   сирень   расцвела   «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композиторвстретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень». Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься,   то   оформляться   в   пространство,   то   принимать форму прелестного весеннего цветка? Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное ­ в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие   композиторы   признавались,   что   никогда   не   писали   о том, чего не пережили, не прочувствовали сами. Поэтому,   когда   зацветает   сирень   или   земля   покрывается снегом,   когда   восходит   солнце   или   струи   быстрой   воды начинают   играть   разноцветными   бликами,   художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.Он   так   же   радуется,   грустит,   любуется   и   восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои   чувства   он   воплощает   в   звуках,   красках   и   рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни. И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены   образы   сирени,   утреннего   солнца   или   реки,   но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой. Поэтому,   наверное,   не   будет   преувеличением   сказать,   что каждое   такое   произведение,   как   бы   ни   были   сокровенны чувства, вдохновившие автора, ­ памятник всем цветам мира, всем   его   рекам   и   восходам   солнца,   всему   безмерному человеческому восхищению и любви. Вопросы и задания: 1. Что обозначает слово «фактура» в музыке?2. Какие   образные   определения   применимы   к   различным видам фактуры? 3. Почему   в   Первой   песне   Леля   из   оперы   «Снегурочка»   Н. Римского­Корсакова используется одноголосная фактура? 4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.Философия фуги Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. Содержание: 1. Фуга как высшая форма полифонических произведений. 2. Интеллектуальный смысл жанра фуги. 3. 4. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: 1. М. Чюрленис. Фуга. Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание);2. И. С. Бах. Фуга № 8, Ре диез минор ХТК, Том 1 (слушание); 3. И. С. Бах. Фуга № 2, До минор ХТК, Том 1 (слушание); 4. И. С. Бах. Фуга № 4, До диез минор ХТК, Том 1 (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать   характерные   черты   творчества   отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). 2. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико­ гармонической   организации,   использованию   полифонических приёмов   и   форм)   музыку   отдельных   выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха). 3. Находить   ассоциативные   связи   между   художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Творчески   интерпретировать   содержание   и   форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности. При   всём   многообразии   многоголосной   музыки   полифония достигла своего высшего выражения в фуге.Фуга ­ это форма полифонических произведений, в начальная которой   тема   проводится   поочерёдно   во   всех   голосах.   Тема фуги   представляет   собой   яркую   и   выразительную   мелодию. Встречаются темы   песенного, танцевального, сосредоточенного характера. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое   увеличение   или   уменьшение,   зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) не   только   обогащают   её   звучание,   но   придают   ей интеллектуальный   (интеллектуальный   –   мыслительный, умственный) смысл. Порой фуга привлекала не только композиторов, но и тех, кто пытался   в   другие   виды   искусства   внести   идею   музыки, музыкальности. Внимательно рассмотрите картину «Фуга» М. Чюрлёниса. Музыкальная   картина   Чюрлениса   «Фуга»   ­   это   уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов.пластические   формы, Удивительный ритм ёлочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок, всё это вместе создаёт ощущение соприкосновения   с   той   нездешней   музыкой,   по   сравнению   с которой   земная   есть   слабое   её   отражение.   Чюрленис, синтезируя музыку и живопись, как бы сам уплотнял звуки в живописные,   делая   последние утончёнными и прозрачными. «Зримая» музыка этой картины угадывается в передаче идеи музыкального   многоголосия,   зеркального   отражения   и ритмического увеличения. Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Фуга   в   переводе   с   латинского   языка   означает   «бег».   Она строится   по   определённым   исторически   сложившимся   которые   обеспечивают   ей   внутреннюю правилам,уравновешенность, стройность и строгость. Так, фуга пишется обычно для определённого числа голосов. Первый   раздел   фуги   называется   экспозицией   (в   переводе означает   изложение).   В   ней   тема   излагается   во   всех   голосах последовательно. В среднем разделе фуги – разработке ­ даётся интенсивное   развитие   темы   при   помощи   различных   средств: усиления динамики, частой смены тональностей, гармонической неустойчивости.   С   возвращения   главной   тональности начинается третий раздел фуги ­ реприза. С французского языка это слово переводится как возобновление, повторение. Тема в репризе звучит только в основной тональности. В противовес разработке   с   её   тональной   неустойчивостью   реприза   должна создать у нас ощущение тонального равновесия, устойчивости и завершённости всего произведения. Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей: Бах был подлинным поэтом полифонии…Так,   И.   С.   Бах,   этот   величайший   из   великих   музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге   ­   то   монументальной,   то   лирической,   то   строгой,   то шутливой. Один   из   ярчайших   примеров   воплощения   фуги   – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному   воздействию,   известно   во   всём   мире.   В   нём сочетаются   мощь   и   сила,   нежность   и   лирика.   Всё   это великолепно   передано   в   звучании   органа   –   инструмента поистине безграничных выразительных возможностей. Орган ­ инструмент, которым Бах, подобно Генделю, владел в высшем совершенстве. По своим выразительным возможностям он до некоторой степени заменял ему одновременно оркестр, клавир   и   даже   хор.   В   общении   с   этим   «инструментом­ наперсником»   полнее   всего   раскрывались   характерные   черты его   артистической   натуры.   Нигде   более   не   бывал   он   такпатетически   вдохновенен,   мощен,   богат   полифонически, виртуозно блестящ. И ни в какой инструментальной сфере не изливалась   так   искренне   его   интимная   лирика,   исповеди   его души. Старые   итальянские   мастера   называли   в   XVI   веке   токкатой фантазии для клавишных инструментов. Слово это произошло от toccare ­ касаться (имеется в виду касание клавиш органа или клавесина).   В   токкате   композитор   свободно   переходит   от одного   эпизода   к   другому:   сменяют   друг   друга   пассажи, аккорды, напоминающие торжественное звучание хора, а иногда и строгие полифонические фрагменты типа фугато.  Токката Баха ­ это разлив импровизации. («Импровизация» в переводе   с   итальянского   языка   означает   непредвиденный. Импровизировать ­ значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее,   сочинять   без   предварительной   подготовки,   тут   же исполняя   сочинение.)   Бах   отводит   ей   роль   вступления,   она создаёт атмосферу, которая необходима для восприятия болееглубокой мысли, заложенной в фуге. Эта токката ­ грандиозное вступление   к   фуге,   которая   как   монументальное   здание вырастает на наших глазах.  Фуга возводится, как на фундаменте, на теме, которая звучит одноголосно и напоминает колокольный звон. Только   она   отзвучала,   её   подхватывает   выше   другой   голос. Затем тема появляется в третьем голосе в ещё более высоком звенящем органном регистре. Наконец, в сопровождении трёх голосов   мы   слышим   тему,   величаво   гудящую   в   басу. Экспозиция закончилась показом темы во всех четырёх голосах. Если бы, слушая эту токкату, вы засекли время, то обнаружили бы: не прошло и минуты, а как уже выросло это музыкальное здание. В   разработке   Бах   проводит   тему   в   новых   тональностях,   в разных   регистрах.   Между   её   проведениями   он   располагает новые интермедии. Они очень похожи на галереи, соединяющиеразные части здания, или изогнутые арки, возносящие вверх всю постройку. В   репризе   тема   звучит   в   основной   тональности,   сплетаясь   с новыми голосами. Нам уже кажется, что здание наше достигло своей вершины и сейчас автор увенчает его шпилем. Но нет! Ещё   одна   импровизация.   Фуга   заканчивается   виртуозными пассажами, похожими на токкату, и полнозвучными органными аккордами. Вот как великий музыкант­архитектор возводит здание своей фуги. Эмоциональная   и   философская   сущность   музыки   Баха   ­   в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает   самое   благородное   и   прекрасное,   что   таится   в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображаетБах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства   отражено   его   отношение   к   действительности,   к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда   действительности,   тяготы,   претерпеваемые   немецким народом,   рождали   образы   потрясающего   трагизма;   недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку. Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить   извечного   чувства   жизни,   её   радостей   и   великих надежд.   Темы   ликования,   восторженного   воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве. Наследие Баха давно стало достоянием человечества и в наши дни   оказывает   могучее   эстетическое   и   нравственное воздействие на массы людей, жадно тянущихся ко благам мира и   свободы,   к   культуре   и   знанию,   к   свету   и   художественной красоте. Вопросы и задания:1. 2. Какое музыкальное произведение называется фугой? Расскажите   о   своём   впечатлении   от   прослушивания Органной токкаты и фуги ре минор И. С. Баха. Какие чувства переданы в этой музыке? 3. Назовите   особенности   фуги,   которые   запечатлены   на картине М. Чюрлёниса. Как вы считаете, эта картина – точное изображение фуги или в большей степени метафора?Мир образов полифонической музыки Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы­полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Содержание: 1. 2. 3. 4. Полифоническая музыка в храме. 5. Жанр канона; его отличительные особенности. 6. Полифонический приём «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет мир»). Музыкальный материал:1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); 2. В.   А.   Моцарт.   «Dona   nobis   pacem»   («Да   будет   мир») (слушание, пение); 3. «Камертон».   Норвежская   народная   песня,   обработка   Г. Струве (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Осознавать   значение   искусства   в   жизни   современного человека. 2. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учётом критериев, представленных в учебнике). 3. Воспринимать   характерные   черты   творчества   отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта). 4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии,   полифоническим   приёмам)   музыку   отдельныхвыдающихся   композиторов   прошлого   (И.   С.   Баха,   В.   А. Моцарта). Сущность полифонии именно в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка… (М. Бахтин) Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Её возникновение относится к XII веку. В переводе с греческого языка   слово   «полифония»,   означает   «многозвучие».   Оно указывает   на   то,   что   речь   идёт   о   музыке   многоголосной   ­ вокальной, чисто инструментальной. Но не только наличие нескольких голосов связывается в музыке с   понятием   полифонии   ­   ведь   многоголосие   встречается   и   в народных песнях, и в оперных ансамблях, и в хоровой музыке. Во всех этих видах музыкального творчества, конечно, может вокально­инструментальной     илиприсутствовать полифония. Однако с полифонией, как правило, ассоциируется   особый   мир   музыкальной   образности,   прежде всего   тот,   который   зародился   в   недрах   церковной   музыки   и достиг   своего   расцвета   у   мастеров   средневековья, Возрождения,   в   творчестве   И.   С.   Баха,   у   композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.  Когда с высоты более двух столетий мы смотрим на музыку Баха,   она   представляется   нам   грандиозным   фундаментом,   на котором   покоится   всё   музыкальное   творчество   нового   и новейшего времени, включая нашу современность. Слово «Бах», как известно, по­немецки  значит «ручей». Когда­то Бетховен сказал о своём великом предшественнике: «Не ручей, а море ему имя!» Если бы Бетховен жил в наши дни, он говорил бы не о океане! Действительно,   могучие   традиции   Баха   оплодотворили творчество едва ли не всех живших после него композиторов. море, об     анесомненно, Каждый   из   них   чему­нибудь   у   него   учился   и   чему­нибудь научился. Своим учителем считали Баха композиторы классической поры –   Гайдн,   Моцарт,   Бетховен,   своим   учителем   считали   его   и композиторы­романтики  – Шуберт, Шуман, Шопен и другие. Огромным,   возросшим   в   сравнении   с предшествующим   столетием   интересом   к   Баху   отмечено музыкальное века. После   Баха   не   было,   кажется,   ни   одного   композитора,   на котором   в   той   или   иной   мере   не   сказалось   бы   влияние баховских традиций. И уж наверняка не сыскать композитора, который   бы   не   любил   Баха,   не   восхищался   его   музыкой,   не преклонялся бы перед его гигантским даром, перед силой его могучего   человеколюбивого   искусства,   перед   его необыкновенным мастерством. В   полной   мере   это   относится   к   русским   музыкантам­ композиторам,   исполнителям,   критикам.   Глинка   называл творчество     XXего музыку Баха чудесами поэзии и изобретения и в одном из писем к сестре отмечал, что ежедневно в два часа по полудню играет на   фортепиано   фуги   Баха.   Это   входило   важным   звеном   в распорядок дня. Как перекликается это с высказыванием нашего замечательного современника Дмитрия Шостаковича: «Я ежедневно играю на фортепиано   Баха,   это   стало   моей   настоятельной потребностью». И если Бах написал в своё время два цикла, каждый   из   которых   содержит   24   прелюдии   и   фуги   для фортепиано,   то,   отдавая   дань   преклонению   перед   великим музыкантом, к торжествам, связанным с двухсотлетием со дня его смерти, Шостакович создаёт аналогичный цикл, состоящий также   из   24   прелюдий   и   фуг,   в   музыке   которых   даже   не слишком искушённое ухо без труда уловит интонации русской народной песенности. Родион Щедрин говорил о том, что творчество Баха помогает ему, вдохновляет его, воодушевляет, что он видит в нём самоеопытных близкое   приближение   к   идеалу,   считая   идеалом   всякого творчества   полнейшее   слияние   ума   и   сердца.   Действительно, поэтичнейшие   чувства   сливаются   в   музыке   Баха   с   глубиной мысли   и   с   композиторским   мастерством,   совершенство которого и сегодня продолжает поражать даже самых мудрых, самых музыкантов. Если бы Бах дожил до нашего времени, его музыка, конечно же, очень во многом отличалась бы от той, какую он создавал, живя почти три столетия тому назад. Поэтому учиться у Баха (как и у другого, впрочем, мастера прошлого) ­ значит не подражать ему, а развивать его традиции, предоставив своему творческому воображению   услышать   такую   музыку,   какую   он   мог   бы сочинить сегодня. Именно так учились у Баха все композиторы нового   и   новейшего   времени   от   Моцарта   и   Бетховена   до Шостаковича и Щедрина. Для них Бах всегда оставался живым, никогда не превращался в музейную мумию.Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии ­ этой обширнейшей   области   творчества,   чьё   господство   в   музыке длилось свыше пяти столетий ­ с XII по XVII век? Прежде   всего   отметим,   что   полифония   ­   особый   способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности»,­ советовал Бах своим ученикам. В словах великого композитора заключён  глубокий смысл. В них   подчёркивается   коренной   характер   полифонической музыки,   рождённой   не   для   утверждения   индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей.Мессы,   мотеты,   хоралы   ­   все   эти   жанры   отмечены   особым, внеличностным   характером,   сдержанностью   чувств,   свободой от всего бытового, суетного, повседневного. Большинство   полифонических   произведений   этого   времени отмечено сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного. «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к   Богу»,   ­   говорит   старый   художник   в   повести   Н.   Гоголя «Портрет». Это «вечное стремление к Богу» и есть то главное, что отличает полифоническую музыку прошлых столетий. Всмотритесь   в   изображения   великих   мастеров   живописи,   чьё творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, ­ и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.Точно так же свет и покой излучает полифоническая музыка. Её воздействие   на   душу   человека   всегда   было   необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Исполнялась   она,   как   правило,   в   храме   с   его   прекрасным   и величественным   интерьером,   где   высота   колонн   и   стен подчёркивала устремлённость к небу. А если учесть, что эта музыка звучала в исполнении органа, полного торжественности и мощи, то сила её воздействия многократно усиливалась. Плавны, как пение хора, Прочь от земли и огней Высятся дуги собора К светлым пространствам ночей… В горний простор без усилья Взвились громады камней… Птичьи упругие крылья – Крылья старых церквей. (Из стих. М. Волошина «Ночь», цикл «Руанский собор»)вызывают     сосредоточенность Горний – находящийся в вышине; небесный Давайте вспомним звучание органной хоральной прелюдии И. С. Баха   «Я   взываю   к   Тебе,   Господи».   Её   неторопливый   темп, строгость, состояние возвышенного покоя, благородной сдержанности и красоты. Орган   ­   любимый   инструмент   И.   С.   Баха,   спутник   всей   его творческой жизни. В игре на органе, в импровизациях на этом инструменте,   в   создании   музыки   для   него,   Бах   особенно глубоко   проявил   своё   артистическое   «я».   Он   мог   доверить органу и высокое духовное начало, и строгость, и серьёзность помыслов,   и   величие,   и   пафос   чувств.   Орган   давал   Баху возможность обращаться к людям на том языке, который был ему  особенно   близок. В  условиях  органного  исполнительства раскрылся   дар   Баха­импровизатора.   Композитор­исполнитель поражал   слушателей   глубиной   мысли,   искусством   развития начальной   темы...   и   мастерством   игры.   В   его   импровизацияхвдохновенная фантазия сочеталась с мудрым художественным расчётом. Какие же законы отличают полифоническую музыку? Прежде всего в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых   ведёт   свою   самостоятельную   мелодическую   линию. Такое равноправие голосов ярко проявляет себя в простейшем полифоническом жанре канона. Обратите   внимание   на   звучание   канона   В.   А.   Моцарта   «Да будет мир».  Главная   начальная   мелодия,   звучащая   в   первом   голосе, переходит   во   второй,   затем   –   в   третий.   Причём   звучание мелодии во втором и третьем голосах повторяется предельно точно.   Такой   приём   повторения   в   музыке   получил   название имитации. Одновременное звучание всех трёх голосов подчинено закону благозвучия.   не   нарушая   При   этом   один   голос,самостоятельности   других,   выполняет   роль   аккомпанемента, обогащая звучание музыки. Особенности строения полифонических произведений: Полифонические произведения, в основном, имеют следующие особенности строения: 1. Полифонические   произведения   имеют   два   или   более голосов. 2. Основой   полифонических   произведений   является   тема (основная   мелодия),   многократно   повторяющаяся   в   разных голосах и разных тональностях. 3. 4. Все   голоса   равноправны   между   собой.   Каждый   из   них становится главным во время проведения темы. Голос,   повторяющий   с   некоторым   опозданием   тему   за другим голосом, называется имитацией. Это слово в переводе означает «подражание».5. 6. Вместе   с   голосом,   ведущим   тему,   звучат   другие   голоса, которые называются противосложениями. В некоторых разделах полифонических пьес не звучит тема ни в одном из голосов. Такие разделы, расположенные между проведениями   темы,   называются   интермедиями   («inter»   в переводе с латинского языка означает «между»). Их развитие часто основано на секвенциях, повторяющих начальный мотив темы. 7. Для   полифонического   произведения   также   характерна непрерывность   движения   голосов.   Если   в   одном   из   голосов происходит   остановка   на   длинной   ноте   или   паузе,   то   в остальных движение не прекращается. Вопросы и задания: 1. Что означает слово «полифония»? 2. Что отличает характер полифонической музыки? С чем это связано?3. 4. Где   преимущественно   исполнялась   полифоническая музыка? Какие   законы   отличают   полифонические   произведения? Расскажите на примере канона «Да будет мир» В. А. Моцарта. Красочность музыкальной гармонииСодержание: 1. Усиление   красочности   музыкальной   гармонии   в   написанных   на   сказочно­фантастические произведениях, сюжеты. 2. Мозаика   красок   и   звуков   в   «Шествии   чуд   морских»   из оперы «Садко» Н. Римского­Корсакова. 3. Всегда   ли   гармонична   музыкальная   гармония.   Что   такое дисгармония? Причины её возникновения. Музыкальный материал: 1. «Шествие   чуд   морских»,   «Появление   лебедей   и   их волшебное   превращение   в   девушек»,   «Пляска   златопёрых   и сереброчешуйных   рыбок»   из   оперы   «Садко»   Н.   Римского­ Корсакова (слушание). Характеристика видов деятельности:1. Узнавать   по   характерным   признакам   (гармонии)   музыку   Римского­ отдельных   выдающихся   композиторов   (Н. Корсакова). 2. Устанавливать   ассоциативные   связи   между художественными образами музыки и визуальных искусств. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. 3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Гармония, прикоснувшись  к тайнам человеческой  души, сама научилась   быть   многоликой,   изменчивой,   текучей.   Ей   стали доступны   самые   различные   выражения   ­   портретные   и пейзажные   характеристики,   цвета   и   цветовые   сочетания. Гармония проникла в «душу» даже неодушевлённых предметов ­ деревьев и облаков, морей и озёр, живых цветов и опавших листьев;   она   стала   выразителем   этих   до   сих   пор   молчавших «обитателей» мира.Необыкновенной   красочности   достигла   гармония   в произведениях,   написанных   на   сказочно­фантастические сюжеты.  Мы   уже   обращались   к   сказочным   музыкальным   образам, составляющим   одну   из   прекраснейших   сторон   музыкального искусства.   Говорили   и   о   великом   музыкальном   сказочнике, каким был Н. А. Римский­Корсаков, создавший целую галерею причудливых   сказочных   персонажей,   образов,   пейзажей.   Их захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкальных средств – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий. Из былины о Садко Сказки, легенды, предания разных народов мира хранят имена своих   выдающихся   музыкантов.   Так,   в   Древней   Руси   на протяжении   нескольких   веков   слагались   былины   о новгородском гусляре Садко. В одной из них сказывалось:В славном Нове­граде Как был Садко­купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчатые. Слава о нём рекой лилась по Великому Новгороду: Звали Садка в боярские терема златоверхие, В купеческие хоромы белокаменные. Заиграет он, заведёт напев ­ Все слушают гусляра, не наслушаются ... ...Задумал Садко плыть в далёкие моря – насмотреться чудес невиданных,   побывать   в   странах   неслыханных   да   спеть   там славу Господину Великому Новгороду. И сказал он богатым купцам новгородским: «Кабы была у меня золота казна да дружинушка хоробрая, я не сидел бы сиднем в Нове­городе.  Не стал  бы  жить  по старине   ­  по  пошлине. Не пировал бы день и ночь, не бражничал. Пробегали бы мои бусы­ корабли,   объезжали   бы   моря   синие.   Накупил   бы   я   в   краяхдальних скатна жемчуга да камней самоцветных и понастроил бы   в   Нове­городе   церквей   Божиих   с   золотыми   маковицами. Разнеслась   бы   тогда   по   далёким   морям,   по   раздолью   земли слава Новгорода». Рассердились купцы спесивые, не стерпели упрёк: «Не тебе нас корить,   не   тебе   нас   учить.   Ты   гусляр   простой,   не   торговый гость».   Насмеялись   над   ним   и   прогнали.   Опечалился   Садко, пошёл на берег Ильмень­озера, ударил в струны звонкие и запел песню­кручинушку: Ой, ты тёмная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку. Услыхало   Ильмень­озеро   песню   дивную,   всколыхнулося. Выплыла стая лебёдушек. Обернулись они красными девицами. С   изумительным   мастерством   рисует   композитор фантастическую картину: звучит сопровождаемая форшлагами (форшлаг – один из видов небольших мелодичных вокальных иточно   птичьим инструментальных   украшений)   флейт, курлыканьем, певучая мелодия девушек­лебедей. Слушание:   Сцена   «Появление   лебедей   и   их   волшебное превращение в девушек»   Вышла   на   берег   прекрасная   Волхова,   дочь   царя   Морского: «Долетела   песнь   твоя   до   глубокого   дна   Ильмень­озера. Полонили сердце мне твои песни чудные». За песню да за игру дивную посулила Волхова Садку чудных рыб ­ золоты перья. «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив…» Из   глубины   озера   поднимается   Морской   царь   и   приказывает дочерям   возвращаться   домой.   Вмиг   обернувшись   лебедями   и утицами, девы исчезают. Исполнила Волхова своё обещание. На новгородской площади собрался   весь   городской   люд.   Здесь   и   бедняки,   и   богатые купцы,   и   калики   перехожие,   распевающие   божественные песнопения,   и   скоморохи,   потешающие   народ   шутками   и плясками.   Сочно   и   ярко   живописует   композитор   бытсредневекового   города.   Кажется,   здесь   нет   места   ничему нереальному. Но нет. Фантастика вновь вступает в свои права, когда   Садко   отправляется   на   лов   золотых   рыбок.   Слышится голос Волховы, повторяющей своё обещание: «Закинешь сеть, поймаешь их…» И вот рыбки пойманы, и тут же они превращаются в слитки золота. «Чудо чудное, диво дивное», ­ удивляется народ, только что осыпавший Садко насмешками. Чудо создаёт композитор: на фоне трелей деревянных духовых, струнных и фортепиано слышны зычные голоса меди. Звенящие удары   колокольчиков,   треугольника,   тарелок,   пассажи   арф   – всё   это   искрится,   переливается,   блестит,   точное   настоящее золото. Слушание: Ария Садко «Месяц золотые рожки» (фрагмент) Садко выиграл спор с купцами, теперь все товары принадлежат ему, он богат и отправляется в путешествие.Двенадцать лет путешествует Садко со своей дружиной по белу свету.   Но,   чувствует,   настал   час   расплаты:   стал   среди   моря корабль. По жребию бросили Садко в море в дань Морскому царю, и пошёл корабль своим путём­дорогою. Дно   морское.   Отец   Волховы   задумал   повенчать   её   с   Садко, пышное   торжество   устроил.   Садко   величает   Морского   царя, дальше следует шествие чуд морских, пляска речек и ручейков, пляска   златопёрых   и   сереброчешуйчатых   рыбок,   и,   наконец, общая   пляска,   в   которой   участвуют   все   гости,   Садко   с Волховой и сам Морской царь. Слушание: «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» Слушание: «Шествие чуд морских» Разбушевалось море, разыгралась на нём буря, топит, ломает корабли…   В   разгар   веселья   появляется   Старчище   –   могуч богатырь.   Он   прекращает   пляску,   повелевает   Подводному царству исчезнуть, Морской царевне – превратиться в реку, а Садко – вернуться в Новгород.«Шествие   чуд   морских»   из   оперы   Н.   Римского­Корсакова «Садко»   ­   один   из   примеров   необыкновенной   красочности гармонии.   Рисуя   волшебный   мир   подводного   царства   – загадочного, невидимого для людей композитор выбирает такие аккорды,   которые   подчёркивают   именно   атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты. Фрагмент   носит   название   «Шествие   чуд   морских»,   то   есть указывает   на   момент   движения.   При   этом   движение   «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря – это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом. Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как   будто   складывают   красочную   музыкальную   мозаику.   К концу   «Шествия…»   движение   успокаивается   и   замирает, словно   унося   последние   всплески   воды.   На   короткое   время музыка   застывает   в   созданной   ею   картине   беспредельной сказочной красоты.Завершая разговор о гармонии, попробуем ответить ещё на один вопрос:   всегда   ли   гармонична   музыкальная   гармония?   Ведь музыка, уходящая от стройного звучания, отказывающаяся от света   и   покоя,   сама   становится   другой.   При   передаче человеческих   горестей   и   страданий   в   ней   появляются напряжённые мелодии, отрывистые ритмы. Должна ли музыка быть такой? Разве не радость и успокоение цель этого искусства? Музыка становится дисгармоничной (дисгармония – нарушение гармонии) лишь потому, что бывает дисгармоничной реальная жизнь, в которой не всё только свет и покой, в которой всегда остаются и тревога, и боль, и утраты. Но эта дисгармония не равнозначна хаосу (хаос – беспорядок, путаница), потому что в музыке сохраняется всё высшее, что несёт   в   себе   искусство,   ­   стремление   к   свету,   благородство замысла, выразительность музыкальных средств. Наконец, в ней сохраняется главное, что присуще подлинному искусству, ­ егомилосердие,   безграничная   любовь   ко   всему,   к   чему   оно прикасается.   А   там,   где   есть   эта   любовь,   там   из противоположностей, из сомнений и вопросов всегда возникает высшая гармония. Эта   гармония   –   подлинная   душа   искусства,   его   красота   и правда. Вопросы и задания: 1. Какой образ создаётся гармонией в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского­Корсакова? 2. Всегда   ли   гармонична   музыкальная   гармония?   Объясните свой ответ. 3. Назовите   гармоничные   и   дисгармоничные,   на   ваш   взгляд, явления окружающей жизни. 4. Какое   содержание   способна   выражать   музыкальная гармония?В презентации использованы иллюстрации Геннадия Спирина к сказке «Садко». Как   могут   проявляться   выразительные   возможности гармонии Содержание: 1. в опере Ж. Бизе «Кармен». Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии 2. Применение   композитором   метода   «забегания   вперёд»   в увертюре   произведения;   роль   темы   роковой   страсти   в дальнейшем развитии оперы.3. Ладовый   контраст   между   темами   увертюры   и   темой роковой страсти. Художественный материал: 1. А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент. Музыкальный материал: 1. Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать   гармонические   особенности   музыкального произведения. 2. Анализировать приёмы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении. 3. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях,   включающих   образы   разного   смыслового содержания Мир музыки был бы неполон без «Кармен», Бизе достаточно было бы написать только эту оперу,чтобы стать Бизе… (Г. Маркези) Я мечтал добиться большего! (Ж. Бизе) Каждая   эпоха   оставляет   свои   памятники   ­   произведения, образы,   сюжеты.   В   них   находит   воплощение   то,   в   чём   с наибольшей   силой   проявил   себя   дух   времени:   идеалы   и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Это, например, сюжеты и образы произведений искусства. Среди ярких образов искусства XIX века – цыганка Кармен, прелестная,   непредсказуемая,   неудержимая   героиня   новеллы французского писателя П. Мериме и оперы Ж. Бизе «Кармен». Жорж Бизе. Биография Талант Жоржа Бизе проявился очень рано ­ в детские годы. Однако композитор умер, не дожив и до 40 лет, не исполнив всего,   что   было   ему   предназначено.   Впрочем,   Бизе   успелсоздать   «Кармен»   ­   одну   из   величайших   опер   всех   времён   и народов.   Бизе   не   было   суждено   дожить   до   своего   триумфа. Лишь   после   его   смерти   весь   мир   стал   восторженно рукоплескать непревзойдённому шедевру – опере «Кармен». Жорж Бизе родился в Париже в семье музыкантов 25 октября 1838 года. Его талант к музыке проявился рано. Уже в 10 лет мальчик поступил в Парижскую консерваторию, где среди его педагогов оказались оперные композиторы, как прославленный Жак Галеви и начинающий Шарль Гуно. Бизе, однако, сначала добился   успеха   как   блестящий   пианист,   обучаясь   в   классе Мармонтеля. Его игру отметили Лист и Берлиоз. В   возрасте   17   лет   Бизе   сочинил   искрящуюся   Симфонию   До мажор, которая впервые была исполнена лишь в 1835 году. Его   обучение   в   консерватории   окончилось   блестяще:   в   1857 году Бизе был удостоен Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда».   Благодаря   этому   он   мог   в   течение   четырёх   лет полностью   посвящать   себя   музыке,   живя   на   скромнуюстипендию в Риме на вилле Медичи (это было обязательным условием). Он наслаждался чудесной римской архитектурой и красотами сельской местности, но сочинял в это время очень мало. Итальянская идиллия внезапно прервалась, когда в 1860 году заболела   мать   композитора,   и   Бизе   вернулся   в   Париж.   Она умерла в 1961 году. Бизе и так отличался довольно сложным характером, а теперь он лишился поддержки единственного по­ настоящему родного ему человека. Вскоре у Бизе родился сын от служанки, но семейный очаг он приобрёл лишь в 1869 году, женившись на Женевьеве Галеви, дочери своего учителя. В   творчестве   его   преследовали   неудачи.   В   1863   году   она написал оперу «Искатели жемчуга», но она стала популярной лишь гораздо позднее. В 1870­е годы Бизе создал ещё несколько опер и музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка».Когда   в   1870   году   началась   франко­прусская   война,   Жорж вступил в Национальную гвардию. В 1871 году он с энтузиазмом вернулся к занятиям композицией, а в 1873 – начал работать над оперой «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Посмертная слава Когда «Кармен» ­ взрывоопасная история страсти, ревности и убийства   ­   была   впервые   показана   на   сцене   Опера   Комик   3 марта   1875   года,   публика   и   критика   были   шокированы аморальностью сюжета. Опера прекрасно посещалась, только в первый год состоялось 45 спектаклей, однако Бизе приходилось терпеть критические отзывы. Его здоровье, и без того слабое, пошатнулось, и через три месяца после премьеры он умер от сердечного приступа. Композитор так и не узнал, какой триумф был уготован шедевру. Опера «Кармен». УвертюраНикогда   ещё   подобные   персонажи   –   работницы   табачной фабрики,   цыгане­контрабандисты   –   не   выходили   на   оперную сцену в качестве главных, да к тому же трагических героев. Парижская   публика,   привыкшая   к   благородным   господам   и невинным девицам (если, конечно, забыть о «Травиате» Верди), сначала растерялась. Тем более, что эта шокирующая история сопровождалась   музыкой,   перед   которой   невозможно   было устоять. Узнаваемая с первых звуков Увертюра, словно переносит нас в Севилью – город, где и сегодня много цыган (правда, сам Бизе никогда в Испании не был и, видимо, располагал только одним сборником   испанских   песен   из   библиотеки   Парижской консерватории).   Затем   вступает   мрачная   тема   судьбы, предсказывая финал истории Кармен и Хозе.  Кармен   –   красивая,   вспыльчивая,   темпераментная   цыганка, работающая   на   сигаретной   фабрике.   Из­за   драки,   возникшей среди девушек фабриканток, Кармен арестовывают и приводятв полицейский участок. Там она томится в ожидании ордера, и её   стережёт   сержант   Хозе.   Цыганка   смогла   влюбить   его   и уговорить   отпустить   на   свободу.   Хозе   на   тот   момент   имел невесту,  хорошую  должность  и  одинокую  мать,  но  встреча  с Кармен   перевернула   всю   его   жизнь.   Он   отпускает   её,   и лишается работы и уважения, становится простым солдатом.  Кармен продолжает веселиться, посещает пабы и сотрудничает с   контрабандистами.   Попутно   кокетничает   с   Эскамильо, известным   красавцем   тореадором.   Хозе,   в   пылу   ссору поднявший   руку   на   своего   начальника,   не   имеет   другого выбора, кроме как остаться со своей Кармен и её друзьями, незаконно   перевозящими   грузы.   Он   безумно   её   любит,   давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в её честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит,что всё кончено. «Свободной родилась ­ свободной и умру», ­ гордо бросает она в лицо Хозе... Вместе   с   Кармен   в   музыку   пришла   тема   роковой   любовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени. А.   Блок   в   своём   цикле   «Кармен»,   признается   в   том непостижимом   воздействии,   какое   оказывал   на   него   образ роковой цыганки. Бушует снежная весна. Я отвожу глаза от книги ... О, страшный час, когда она, Читая по руке Цуниги, В глаза Хазе метнула взгляд! Насмешкой засветились очи, Блеснул зубов жемчужный ряд, И я забыл все дни, все ночи,И сердце захлестнула кровь, Смывая память об отчизне ... А голос пел: «Ценою жизни Ты мне заплатишь за любовь!» Обратите внимание: поэт, читая книгу, невольно отождествляет самого   себя   с   Хозе   ­   главным   героем   драмы,   из­за   любви   к Кармен, потерявшим всё: невесту, мать, воинскую честь. Такова странная, поистине колдовская сила этой героини, обещающей так   много   и   постоянной   лишь   в   одном   ­   в   своей   гордой независимости.  Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы (драма – здесь; тяжёлое событие,   переживание,   причиняющее   страдание),   весь   её красочный национальный и природный колорит.   Так, уже в увертюре к опере, после жизнерадостных, мажорных мелодий   главных   тем,   обещающих   на   первый   взгляд   очень весёлый   музыкальный   спектакль,   внезапно   вторгается   темаКармен.   Это   напряжённая,   тревожная,   поддерживаемая грозными минорными аккордами. Смысл данной темы показать неизбежность грядущей трагедии (трагедия   –   драматическое   произведение,   изображающее напряжённую борьбу, обычно оканчивающееся гибелью героя). И   как   бы   ни   развивался   дальше   музыкальный   сюжет   оперы, слушатель уже находится во власти этой темы, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии. Важно и то, что тема Кармен ­ единственная во всей увертюре, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках так называемой цыганской гаммы. Так   с   самого   начала   оперы   в   сознание   слушателя   входит предчувствие,   ожидание   каких­то   предстоящих   главных событий.   Увлекательность   и   живость   оперы,   необыкновенная красота   её   музыки   усиливают   контраст   между   этим предчувствием и реально происходящими действиями.В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии – её способности передавать события или ситуации противоположного характера. Вопросы: 1. 2. Какой предстаёт Кармен в стихотворении А. Блока? С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен? 3. Послушайте   увертюру   к   опере   «Кармен».   Сколько контрастных   разделов   можно   услышать   в   этой   музыке? Звучанием   каких   групп   инструментов   симфонического оркестра композитор подчёркивает конфликт сюжета? 4. Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера? 5. Продолжите   эмоциональный   словарь,   характеризующий образный   строй   увертюры:   праздник   –   трагедия,   радость   – страдание…6. Увертюра   к   опере   «Кармен»   часто   исполняется   в программах   симфонических   концертов   как   самостоятельный номер. Как вы думаете, почему? Два начала гармонии Содержание: 1. 2. Миф о Гармонии. Гармония как единство противоположных начал.3. Двойственная гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов).   музыкальной   природа   4. Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Музыкальный материал: 1. В.   А.   Моцарт.   Симфония   №   40.   I   часть.   Фрагмент (слушание); Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать   и   осознавать   гармонические   особенности (с   учётом   критериев, музыкального   произведения   представленных в учебнике). 2. Сравнивать   разнообразные   мелодико­гармонические интонации в музыке. 3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии)   музыку  отдельных   композиторов  прошлого  (В.  А. Моцарта).4. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. «Моё убеждение таково, мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает всё невыразимое и томительное…» И. В. Гёте В музыке крайне редко встречаются произведения, в которых выражалось   бы   полностью   безмятежное   настроение.   Гораздо чаще музыкальная гармония построена на противоположности светлого и затемнённого, печального и радостного. Такое   понимание   гармонии   как   единства   противоположных начал заложено ещё в мифологии. В   одном   из   древнегреческих   мифов   рассказывается,   что Гармония   была   дочерью   Ареса   ­   бога   войны   и   раздора   и Афродиты – богини любви и красоты.В   своих   странствиях   Кадм   однажды   убил   змея   и   вошёл   в пещеру,   где   раньше   жил   змей,   и   увидел   там   девушку неописуемой   красоты,   узницу   змея.   Когда   Кадм   и   Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел в пасти убитого змея что­то золотое,   ярко   сверкающее,   но   не   стал   подходить   ближе. Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли   Зевс   с   Герой,   Посейдон   с   Амфитритой   и   Арес   с Афродитой. Вмиг появились столы с яствами, и Зевс объявил, что в награду за подвиг он даёт Кадму в жёны Гармонию. Они зажили   счастливо,   но   однажды,   вспомнив   прошлое,   Кадм рассказал   Гармонии   о   золоте,   лежащем   у   пасти   змея.   Жена тотчас   же   пожелала   его   иметь   и   послала   Кадма   к   пещере.  У пещеры  сидела  Афина  под  видом   нимфы и  предупредила, чтобы   Кадм   не   брал   золото,   но   тот   испугался   гнева   жены   и нашёл под костями змея золотое ожерелье невиданной красоты. (Вариант: ожерелье работы Гефеста было подарено Гармонии в день   свадьбы).   Когда   Кадм   принёс   ожерелье   Гармонии,   тарешила подарить его Семеле. Вскоре Семела погибла, сгорев в пламени своего возлюбленного Зевса. Потом ожерельем владели по   очереди   Агава   и   Автоноя,   но   и   те   скоро   погибли.   На старости лет Кадм и Гармония, потерявшие дочерей, покинули Фивы. «Боги карают меня за убийство змея, лучше б и мне стать змеёй» ­ сказал однажды Кадм и превратился в змею. Гармония бросилась к нему, обвила его тело руками и тоже стала змеёй. Впоследствии боги перенесли их на острова блаженных.  Соединение   коварной   и   разрушительной   силы   и   силы   вечной юности, жизни и любви ­ такова основа равновесия  и покоя, олицетворяемых   Гармонией.   Поэтому   гармония   в   музыке   ­ искусстве   временном,   движущемся   ­   почти   никогда   не предстаёт в своём законченном виде. Наоборот, она достигается в развитии, борьбе, становлении. Наверное,   двойственная   природа   гармонии   и   стала   причиной того,   что   гармония   музыкальная   почти   целиком   строится   на противоположностях.   Противоположны   светлый   мажор   ипечальный   минор;   консонанс   своим   согласным   звучанием противостоит диссонансу с его напряжённостью; неустойчивый аккорд стремится к разрешению в устойчивый. Слово консонанс в переводе с латинского означает согласное звучание, а диссонанс ­ нестройное, несогласное звучание. Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на благозвучных сочетаниях. Диссонанс является важнейшим   стимулятором   развития   в   музыке.   Одна   из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что, будучи   несогласованными,   они   как   бы   лишают   музыку ощущения   покоя,   требуют   движения,   которое   обычно связывается   с   необходимостью   перехода   диссонанса   в консонанс, его разрешения. Слушание: И. Бах. Прелюдия До мажор. ХТК, том 1, BWV 846 (два варианта исполнения)не   таким   удивительным   кажется   то,   что Поэтому, произведений, подобных Прелюдии До мажор Баха, в музыке не так   много.   Гораздо   чаще   встречаются   сочинения,   в   которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья ­ всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке   никакой   замысел   не   может   быть   воплощён   только каким­нибудь одним гармоническим средством. Слушание: Ф. Шуберт. «Серенада» (два варианта исполнения) Вспомните   «Серенаду»   Ф.   Шуберта,   которую   вы   слушали недавно. В ней для передачи различных настроений композитор использовал   ладовый   контраст   –   контраст   мажора   и   минора, передающий различные оттенки чувств героя. В   способности   передавать   различные   оттенки   человеческих чувств,   порой   прямо   противоположные,   состоит   одно   из коренных свойств музыкальной гармонии.Гармония   во   все   времена   опиралась   на   лады,   различные   по своему характеру. Уже древнегреческие философы спорили о характере воздействия музыкальных ладов. Они признавали, что изменение   даже   одного   звука   лада   придаёт   ему   совершенно иную выразительность.  Вспомним   хорошо   известные   нам   мажор   и   минор,   основные аккорды   которых   отличаются   друг   от   друга   одним­ единственным   звуком!   Но   как   резко   отличается   характер   их звучания! «Моё убеждение таково, ­ писал великий немецкий писатель и мыслитель   И.   В.   Гёте,   ­   мажорный   лад   побуждает   к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает всё невыразимое и томительное».  Вспомните Симфонию № 40 В. А. Моцарта ­ одного из самых гармоничных   композиторов.   Как   естественно   в   ней гармоническое   дыхание,   соотношение   «света»   и   «тени»,   какорганично переплетение мажора и минора в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!  Соль­минорная симфония встаёт как предвестница скорбных и страстных образов зрелого Моцарта. Резко выделяясь в кругу жизнерадостных   симфоний   XVIII   века,   она   даже   среди произведений Моцарта кажется необычной гостьей. Но именно потому   она   открывает   доступ   к   затаённым   мыслям композитора. С   самого   же   начала   первой   части   вы,   вероятно,   ощутите   в музыке   чуть   взволнованную,   затуманенную   дымкой   лирики печаль. Но сразу же контраст ­ острая драматическая вспышка. А потом опять лёгкая грусть и опять такая же вспышка. Так на протяжении   всех   четырёх   частей   симфонии   будет   то восстанавливаться, то вновь разрушаться душевное равновесие, и мы почувствуем, какой огромной силы эмоциональный заряд был   заложен   в   первой   мелодии,   открывавшей   симфонию. Во   второй   части   контраст   обостряется:   сперва   словно   быполное спокойствие, а в среднем эпизоде ­ почти трагическое звучание. Далее   менуэт   ­   традиционный   менуэт.   Но   здесь   этот благонамеренный   танец   аристократических   балов   наполнен такой взволнованностью и таким драматизмом, какого никогда ещё   не   знала   танцевальная   музыка   той   эпохи. И   наконец   финал.   Он   проносится   как   стремительный   вихрь, полный   контрастов   ­   одновременно   и   лёгкий,   словно   не знающий никаких препятствий, и ещё более взволнованный, и драматичный, чем менуэт. Вся симфония ­ словно образ самого Моцарта,   вырывающегося   из   тисков   своего   времени, устремлённого будущее... О красоте этой музыки говорить невозможно ­ вслушайтесь в неё, и вы все почувствуете сами. Моцарт изложил её так ясно и прозрачно,   её   невозможно! Моцарт неожиданно раскрыл здесь всю меру своей душевной зрелости, высказал давно накопившийся протест против всего,   что   не   услышать   вчто   сковывало   его   творческую   волю,   его   ум   и   воображение, надежды, и сделал это с такой смелостью и прямотой, на какую не   решался   ни   один   из   современных   ему   музыкантов.   Эта драматическая исповедь вводит нас в мир глубоких душевных противоречий   ­   поэтических   взлётов   и   скорбных   выводов, идеалистических   мечтаний   и   бурной   жажды   деятельности. Шуман сказал про эту симфонию: «Каждая нота в ней ­ чистое золото, каждая часть её ­ это клад» ... Гармония   всегда   возникает   из   противоположностей   и противоречий там, где есть любовь. Ведь гармония ­ подлинная душа искусства, его красота и правда. Вопросы и задания: 1. В   чём   заключается   смысл   древнегреческого   мифа   о Гармонии? 2. Какие два лада составляют основу музыкальной гармонии?3. Подумайте,   гармонично   ли   музыкальное   произведение, звучащее   исключительно   в   мажоре,   содержащее   только благозвучные аккорды. Чего в нём не хватает? 4. В  чём  выражает   себя  гармония   в  Симфонии   № 40  В. А. Моцарта?Что такое гармония в музыке Содержание: 1. Многозначность понятия гармония. 2. Что такое гармония в музыке. 3. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Музыкальный материал: 1. И.   С.   Бах.   Прелюдия   до   мажор.   Из   I   тома   «Хорошо темперированного клавира» (слушание); Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка» (пение) 2. Характеристика видов деятельности:1. Понимать значение художественной выразительности   (гармонии)   в   создании   музыкального произведения   (с   учётом   критериев,   представленных   в учебнике).   средств   2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Находить ассоциативные  связи между образами музыки и изобразительного искусства. 5. Интерпретировать   вокальную   музыку   в   коллективной музыкально­творческой деятельности. Есть ли что­нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви, узнать её происхождение и установить связь с другими