Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
01.04.2017
Конспект составлен для 2 класса по теме : Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка». Урок насыщенный, интересный и много познавательного материала.Обучающиеся познакомятся с автором, пословицами о дружбе, разгадают кроссворд и ответят на вопросы по рассказу, а для проверки использован тест. Урок проходит живо .конспект
Тема1.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ошибская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературное чтение 2 класс
Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Автор и составитель:
учитель начальных классов
Брагина С.А. Тема: Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
2017
Цели: знакомство с отрывком из повестисказки «Крокодил Гена и его друзья»; развивать
навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление
Задачи:
Образовательные
сформировать целостное представление о читаемом произведении
развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения
развивать навык устной речи
Развивающая
развивать внимание, память
обогащать словарный запас
развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные
воспитывать интерес к чтению, уважительное отношение друг к другу
воспитывать необходимые качества: усидчивость, дисциплинированность
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения;
Понимать юмор в произведении;
Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки;
Восстанавливать последовательность событий по вопросам.
УУД:
Личностные формировать интерес к чтению как особому способу изображения
действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их
поступкам
Регулятивные умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в
обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом
предварительного чтения.
Познавательные умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на
основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и
понимать других; умение работать в паре, группе, участвовать в выразительном чтении по
ролям.
Межпредметные связи: русский язык Ход урока:
1.Организационный момент.
– Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК)
– Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
– Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень
приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Хочется пожелать вам, чтобы это радостное
настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой
гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
2. Речевая разминка.
– Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки.
– Прочитайте сначала одними глазками (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух:
Бездельники и понедельники
Все лодырибездельники
Не терпят понедельники:
Неделя начинается
С работы и забот.
Желанье всех бездельников –
Пожить без понедельников,
С одними воскресеньями
Неделю напролёт.
1. Объявление темы урока.
– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из
главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
Постучался в нашу дверь
Необычный чудозверь –
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ)
– Правильно – это Чебурашка.
– Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести
сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.)
Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)
1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой
шерстью, ходящее на задних лапах.
2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается? 3. – А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь
её к концу урока. (УЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ, ПОЛУЧИТЬ
ХОРОШУЮ ОТМЕТКУ И Т. П.)
2. Знакомство с биографией писателя
– Родился Э.Успенский 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 70 лет.
Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время
«чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик – с
телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому
же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
3.Выставка книг Э. Н. Успенского
– Посмотрите на виртуальную выставку его книг, здесь представлены только некоторые из них,
самые известные и любимые его произведения.
4.На доске: “Испокон века – книга растит человека”
– Как вы понимаете смысл высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах
знания, народную мудрость, учат нас жить)
– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
5. Словарнолексическая работа. Чтение трудных слов.
– А кто помнит, как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте еще раз прочитаем, как он попал в город. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить
некоторые задания: (На карточках)
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:
Тропическомтропическом
Гиппопотамгиппопотам
Отправилсяотправился
Апельсинамиапельсинами
Передвигатьсяпередвигаться
Собственногособственного
б) Читайте целыми словами
Грузпогрузили
Фруктфруктовый
Бракбракованную
Зверьзверёк
Городгородской
– Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.
6.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ И ПОДГОТОВЛЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Продолжают
чтение хорошо читающие дети.)
– Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для
кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать
повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какогонибудь уютного, но
незнакомого зверька.
– В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик изпод апельсинов. А
имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку
Чебурашкой изза её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа
Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.
7. Физминутка для глаз, физкультминутка А теперь мы отдохнем.
Мы теперь не второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед)
По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).
– Какие слова вам непонятны? Выясняется их значение.
, – крупное, в основном, травоядное, млекопитающее.
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот
Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.
Каюта – помещение на корабле.
Уценённые товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Телефонная будка – будка с телефоном автоматом.
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).
8.ЗАКРЕПЛЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ
Первичное чтение учителем.
Кто главный герой этого произведения? (Чебурашка)
Понравилось произведение? (да, мы узнали про неизвестного зверька, который все время падал
Какой вывод можно сделать? (Имя «Чебурашка» произошло от слова чебурахнуться)
и его назвали Чебурашка)
К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повестьсказка? (повесть –
сказка)
И в шутку, и всерьез
Винни Пух
Б. Заходер
?
Чебурашка
Э. Успенский
Повесть сказка
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У НЕГО НЕ БЫЛО ДРУЗЕЙ)
– Как вы думаете, как живётся без друзей? (ПЛОХО) Почему?
– Нашёл ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друг познаётся в беде.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Человек без друга – что земля без воды.
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя. Кого? (КОТА
ЛЕОПОЛЬДА)
Все: РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!
– Только у добрых людей бывает много друзей. Какими качествами обладает Чебурашка?
Мы, можем ответить на этот вопрос сразу? (нет, мы должны еще раз перечитать повесть – сказку)
Вторичное чтение текста по цепочке.
Какими качествами обладает Чебурашка?
( забавный, добрый, застенчивый, привлекательный, одинокий)
забавный
добрый
Чебурашка
застенчивый
привлекательный
одинокий
Проверка понимания и смысла рассказа
.
1 – где жил Чебурашка?
В далеком тропическом лесу.
2 – как он попал в ящик с апельсинами?
Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с
апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два
апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся
спать.
3 – почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного
зверька;
4 – почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?
Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать внимание
прохожих.
6 – где стал работать и жить Чебурашка?
Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке, стоявшую у входа
в магазин.
7 – почему Чебурашка никому не звонил?
Он никого не знал.
Как вы думаете, это хорошо, что у Чебурашки нет друзей? (Очень плохо, когда нет друзей)
Да, трудно жить одному без друзей. И хорошо, когда тебя окружают друзья.
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте по ролям).
К какому типу текста можно отнести это произведение (описание, повествование, рассуждение)?
Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга. К тексту можно поставить вопрос “Что
произошло?”)
И в шутку, и всерьез
Винни Пух
Б. Заходер
Чебурашка
Э.Успенский
Повесть сказка
Повествование Почему Чебурашке некому было позвонить? (у него не было друзей)
Если вы читали книгу или видели мультфильм, вспомните, кто стал первым другом Чебурашки?
(Крокодил Гена).
Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как
сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц.
– Сейчас вам будет предложен тест, который поможет определить самого внимательного читателя
и слушателя. Буквы верных ответов вы должны записать в рабочую тетрадь в строчку и, если все
ответы будут верными, вы сумеете прочесть получившееся слово.
9. Работа с карточкой (работа в парах)
– Зелёные листочки упали к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к
Чебурашке (работа в парах).
1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой
шерстью, ходящее на задних лапах.
2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.
10.Дополни предложения словами из отрывка (работа в парах)
Чебурашка увидел ….. и забрался в них. Он съел …. и крепко уснул. Подошли рабочие и …. .
Погрузили ящики на … и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во …… Когда
открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел ……
РЕФЛЕКСИЯ
– А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке. У вас на столах лепестки 3
цветов:
красный – получилось отлично,
оранжевый – не все задания выполнил так, как хотел
жёлтый – получилось не так, как хотелось.
– Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг
сердцевинок так, чтобы получился цветок.
ИТОГ УРОКА
2. Написать синквейн к этому отрывку
1 строчка – одно существительное. Тема.
2 строчка – два прилагательных. Описание темы.
3 строчка – три глагола. Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строчка – одно слово – синоним, обычно существительное.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. с.139 144, читать
В книге Э. Успенского у Чебурашке появилось много друзей, и он не будет называть имен всех
своих друзей, а предлагает сделать это вам.
Для каждого Чебурашка приготовил кроссворд. Чтобы его разгадать надо вспомнить имена
друзей крокодила Гены и Чебурашки. Т.е.прочитать повесть Э.Н.Успенского «Крокодил Гена
и его друзья»
Кроссворд «Чебурашка и его друзья» (слайд 21)
3
4
1
5
8
2
9
6
7
1 Носорог…. 2. Крокодил…..3. Пёсик….4. Отличница….. 5. Лев…. 6. Жирафа…..
7. Старухапроказница…..8.Крыса….. 9. Девочка, друг Гены……
Носорог (Птенчик)
Крокодил (Гена)
Пёсик (Тобик)
Отличница (Маруся)
Лев (Чандр)
Жирафа (Анюта)
Старухапроказница (Шапокляк) Крыса (Лариска)
Девочка, друг Гены (Галя)
Когда разгадаете весь кроссворд, у вас получиться ключевое слово
Как вы думаете, какое слово? (Чебурашка)
Если вы обратили внимание, то кроссворды имеют разный цвет. На обратной стороне записано еще
одно домашнее задание, его надо выполнить к следующему уроку, а кроссворд можно отгадывать по
мере прочтения книги к итоговому уроку по теме «И в шутку и всерьёз»
Красный цвет прочитать с. 139142, пересказать самые интересные отрывки.
Желтый цвет прочитать с. 139142, придумать вопросы, которые помогут пересказать сказку и
записать их в тетрадь по чтению.
Зеленый цвет прочитать с. 139142, составить словесный портрет Чебурашки.
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Урок литературное чтение 2 класс .Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.