Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
3 кл—11 кл +1
18.01.2017
Урок способствует пониманию названия произведения называется «Красные яблоки»
Формируются следующие универсальные учебные действия:
Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать, сравнивать, группировать различные поступки героев, самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слышать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки, оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, читать текст и понимать прочитанное, сотрудничать в паре, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, уметь взглянуть сна по ситуацию с иной позиции;
Регулятивные: самостоятельно формулировать задания и определять его цель, планировать деятельность, самостоятельно оценивать задание, давать самооценку.
Личностные: формировать нравственно-этических основ личности (уметь сострадать, сопереживать, сочувствовать), оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина. На уроке применяется интересный прием самооценки "рефлексивное дерево".
урок литературного чтения И.Дик Красные яблоки.docx
Урок литературного чтения
Образовательная программа «Школа 2100»
3 Класс
Иосиф Дик «Красные яблоки»
Цель урока: Способствовать пониманию, почему произведение называется
«Красные яблоки»
Универсальные учебные действия:
Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать, сравнивать,
группировать различные поступки героев, самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слышать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на поступки, оформлять мысли в устной и
письменной речи с учетом жизненных ситуаций, читать текст и понимать
прочитанное, сотрудничать в паре, аргументировать свою точку зрения с помощью
фактов и дополнительных сведений, уметь взглянуть сна по ситуацию с иной
позиции;
Регулятивные: самостоятельно формулировать задания и определять его цель,
планировать деятельность, самостоятельно оценивать задание, давать самооценку.
Личностные: формировать нравственноэтических основ личности (уметь
сострадать, сопереживать, сочувствовать), оценивать жизненные ситуации и
поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей гражданина
Стадия вызова
Ребята, предлагаю вам вырастить на уроке необычные деревья. (появляется корни,
ствол дерева и корзина)
•
Зачем корзина? Чтобы собрать урожай.
• А какой урожай мы можем собирать на уроке чтения? (открытия, умные
мысли, полезные советы…)
•
Откройте учебник с.112. С каким произведением нам предстоит
познакомиться? Иосиф Дик «Красные яблоки» (помещаю на корни имя и
фамилию писателя, а на ствол название). Попробуйте объяснить, что могут
означать красные яблоки (Вкус, а красный цвет в жизни –светофор, кровь …
опасность, тревогу) А какое настроение вызывают у вас красные яблоки?
Согласны ли вы со мной, что читая художественное произведение, мы должны понаблюдать за настроением и нашими эмоциями?
• О ком или чем может быть это произведение? Что поможет в этом?
Название, рисунок (на ветвях фиксирую предположения детей)
Вы выдвинули несколько предположений. Что с ними будем делать? Проверять. А
как?
Ребята, а только ли это нам будет интересно? Что вас удивило, когда вы прочитали
название и рассмотрели иллюстрацию?
• Можете ли вы уже сформулировать цель урока? (узнать, почему
произведение так называется) в корзину будем складывать яблоки – выводы
по прочитанному. На сколько богатый мы соберем урожай? От кого и от чего
это зависит? Как мы будем работать?
Внимательность, сосредоточенность, наблюдательность, активность,
самостоятельность, целеустремленность – вот что нам поможет.
Стадия осмысления
Итак, начнем чтение.
Чтение 1 части (комментированное чтение)
• Какое цирковое представление происходило за окном?
• С кем автор сравнивает людей на льду?
• Что из увиденного особенно смешило ребят?
• Что уже можно сказать о ребятах?
• Какую игру придумали мальчики?
• Вы бы стали ее участниками? Почему?
• Почему мальчики «впились глазами» в маленькую старушку? О чем думал
каждый?
• Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – «сейчас
поцелуется»? С какой целью автор выбирает такое выражение? Чтобы
рассмешить читателя или наоборот, вызвать сочувствие у читателя.
• Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?
•
Ребята. Найдите диалог героев в 1 части. Какое настроение передают нам
Валерка и Севка? Подготовьте чтение по ролям.
Анализ прочитанного диалога.
• Удалось передать веселье героев?
• А нам было смешно? Почему?
•
Ребята. Мы прочитали 1 часть. Можем ли мы ответить на вопрос: Почему
произведение называется «Красные яблоки»
• Какое настроение у вас от прочитанного?
• Что вам хочется сделать?
• Какой человеческий порок описывает автор? (равнодушие)
•
Какой совет вы хотите дать нашим героям?
• Может у вас возникли вопросы к героям?
•
От чего встрепенулся Валерка?
• А попробуйте предположить, что будет дальше? Насколько долго может
просуществовать в сердцах героев это качество – равнодушие?
физминутка
Чтение 2 части
• Что случилось с женщиной?
• Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?
• О чем задумался Валерка?
• Понял ли состояние Валерки его друг? Какие слова в тексте это
подтверждают?
• Как вы думаете, Севка и Валерка – это приятели или друзья. Порассуждайте
в парах. Какую деятельность можете предложить?
( исследовать эти слова).
А помогут вам еще и небольшие тексты.
Друг – это тот человек, с которым существует определенная
внутренняя близость, в поддержке которого можно быть уверенным. В
основе дружеских отношений – давнее знакомство и постоянное общение
, основанное на чувствах и переживаниях друг друга. Настоящий друг
всегда будет искренне сопереживать горю и не менее искренне
радоваться победам своего друга. Приятельство подразумевает хорошее знакомство и удовольствие
от поверхностного общения с человеком. Оно не связано с желанием
открывать душу и рассчитывать на поддержку со стороны приятеля.
Пожалуйста, кто хочет поделиться с нами своими рассуждениями.
(рассуждения детей)
• Какой вывод можем сделать? Какими должны быть друзья? (умеющими
искренне радоваться победам и искренне сопереживать горю друзей)
Поместим этот вывод в корзину.
• Как вы думаете, смогут ли эти мальчики дружить попрежнему? Почему?
• Почему Валерке становится страшно?
• О чем он пожалел во время отсутствия мамы?
• Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал?
• Как относится Валерка к маме? Докажите.
Чему учит Иосиф Дик читателя? (любить и помогать мамам, ведь даже
народная мудрость гласит нет милее дружка, чем родная матушка )
• Давайте понаблюдаем, какие изменения происходят с Валеркой.
Каким был?
смеялся над падающими прохожими
бездельничал
развлекался, забавлялся
Каким стал?
стал переживать
сердится на товарища
не захотел играть
бросился к маме
стал помогать, чего раньше никогда не
делал
• А почему происходят эти изменения?
Найдите и прочитайте кульминационный момент в рассказе. Как надо читать эти
строки? ( И вдруг женщина упала…)
Что испытывает герой? А мы с вами? (мы переживаем за женщину, нам ее жалко)
А если бы не было этой женщины?
Какой совет дает автор? (чужую боль чувствуй, как свою) Можно эту мысль
поместить в нашу корзину? Ведь люди должны сочувствовать, сопереживать, сострадать.
Вспомните, пожалуйста, какую цель урока мы поставили в начале урока? Так
почему рассказ называется «Красные яблоки»? Давайте порассуждаем.
Красные яблоки на белом снегу – это вспышка, сигнал опасности, который
предостерёг, дал понять Валерке, как жестока была их игра. В своем рассказе
Иосиф Дик показал, как иногда одно переживание, глубоко затронувшее душу
ребёнка, может повлиять на его поведение, изменив его к лучшему.
• Какова главная мысль этого рассказа? (учит быть неравнодушными)
• Можем ли мы сделать вывод, что достигли цели урока?
Ребята, посмотрите на наше дерево и корзину.
• Что мы отразили на ветвях? Наши предположения. Что подтвердилось?
• А что мы собрали в корзину? Урожай в виде открытий, поучений, советов.
Чтение на яблоках тех выводов, которые были сделаны во время чтения и работы с
текстом:
• Друзья должны уметь искренне радоваться победам и искренне сопереживать
горю друзей
• Нет милее дружка, чем родная матушка
• Чужую боль чувствуй, как свою (УЧИСЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ И
СОЧУВСТВОВАТЬ)
Рефлексия
Ребята. Вы наблюдали на уроке, как появлялось второе дерево. Это непростое
дерево. Подумайте,
• Какой урок вы получили, прочитав этот рассказ?
• Какое у вас настроение?
• Чему вы научились?
Заполните яблочки ответом на тот вопрос, который вы выбрали и поместите
их на дерево.
• На переменке мы посмотрим, какое впечатление произвело на вас этот произведение.
•
Какое домашнее задание вы предложите. А еще я предлагаю вам подобрать
пословицы к рассказу. Понаблюдать, как может зазвучать народная мудрость
в произведении. Желаю всем успехов!
Спасибо за работу!
Образцы яблок с «рефлексивной яблони»
Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Урок литературного чтения 3 класс Иосиф Дик "Красные яблоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.