Урок литературного чтения по рассказу Е.Чарушина "Страшный рассказ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературного чтения по рассказу Е. Чарушина "Страшный рассказ". Используется УМК "Начальная школа XXI века", автор учебника Л.Ефросинина. Урок знакомит детей с творчеством талантливого писателя и художника Е.Чарушина, учит младших школьников выдвигать гипотезы, обосновывать свои ответы, работать в малых группах.
Иконка файла материала страшный рассказМетодические рекомендации.doc
Урок литературного чтения Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» (УМК « Начальная школа XXI века».) Учитель начальных классов Гончарова Ирина АнатольевнаТема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ». (СЛАЙД 1, для учителя) Цели:  расширить   литературный   кругозор   детей,   пробудить   интерес   к личности и творчеству Е.И.Чарушина. Задачи:  формировать   навыки   правильного   и   выразительного   чтения, закреплять   умение   прогнозировать   и   анализировать,   развивать креативность   мышления,   обогащать   словарный   запас   учащихся,  (СЛАЙД   2,   для воспитывать   бережное   отношение   к   животным. учителя) 1.­  Прочти это стихотворение и узнаешь, кто является главным героем следующего рассказа. Читай медленно; тихо; вопрос с недоверием, ответ с оправданием; быстро; наизусть (СЛАЙД 5). Оборудование: электронное приложение к уроку. Ход урока. I.Организация начала урока. II.Проверка домашнего задания. III.Речевая разминка. 1.Дыхательная. (СЛАЙД 3). 2.Звуковая: артикуляция звуков (СЛАЙД 4). IV.Работа по теме урока. Изображение ежа(СЛАЙД 6). 2.Найди название рассказа и автора (СЛАЙД 7). 23. Рассказ учителя. –   Прежде,   чем   познакомимся   с   рассказом,   давайте   поближе познакомимся   с   творчеством   талантливого   писателя   и   художника Е.И.Чарушина. (СЛАЙДЫ 8­9). 3(СЛАЙД 10). ­ А как всё начиналось… Отец писателя был архитектором (придумывал, рисовал дома) – ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. С детства Е.Чарушин полюбил поездки с отцом за город. Многое о родной природе узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Е.Чарушина с животными, которых он сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Будущий писатель выкармливал уток, разводил кроликов.  С 15 лет он стал писать стихи всё о тех же животных, птицах. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а так же про зверей, живущих в лесу. Кроме того, он сам иллюстрировал свои книги. Художника, который рисует животных, называют анималист. Чарушину принадлежат превосходные рисунки   к   книгам   М.Пришвина,   И.Соколова­Микитова,   К.Ушинского, С.Маршака.   Он   проиллюстрировал   более   120   книг.   Чарушин   нам   оставил великолепные зарисовки о «братьях наших меньших». 4. Прогноз (СЛАЙД 11). 4(Страх, радость облегчения.) 5. Чтение рассказа: ­ Оправдался ли прогноз? ­ Объясните название рассказа. ­ Было ли с вами такое? 6. Прочти фразеологизмы, установи лексическое значение и расположи в той последовательности, в которой развиваются события (СЛАЙД 12): 7. Анализ содержания по вопросам. ­ Можно ли детей назвать смелыми? Почему? ­ Что сказано про мальчиков в начале рассказа? 5­   Предположите,   сколько   им   лет?   Обоснуйте   ответ.(Говорили   «не пыхчи», «не пыхтю».) ­ Как правильно надо говорить? (СЛАЙД 13). ­   Зачитайте   из   текста   фрагмент,   в   котором   происходит   переломный момент в событиях. ­ Подберите в тексте и зачитайте строки к иллюстрации. ­ Подумайте, для чего ёжик в доме? ­ Где настоящий дом ежа?  8.  Работа   в   группах:   «Читатели»,   «Языковеды»,   «Исследователи» (СЛАЙД 14). 69. Проверка (СЛАЙДЫ 15 – 17). «Читатели» (слайд 15).  «Языковеды» (слайд 16).  «Исследователи» (слайд 17). (Рассказы детей.) 10. Воспитательный момент. ­ Вам понравилось произведение? ­ Посетите библиотеку и прочитайте другие произведения Е.И.Чарушина. (СЛАЙД 18). 7V. Итог урока.  ­ Как называется произведение, которое читали на уроке? ­ Кто его автор? ­ Почему автор назвал рассказ именно так? ­ Почему нужно беречь ежей? VI. Домашнее задание. Читать, пересказывать по плану. VII. Дополнительный материал. ­ Если ёж поселился у вас на даче или во дворе, ему можно построить домик, который он, наверняка, одобрит. (СЛАЙД 19). Спасибо за урок (СЛАЙД 20). 89