Урок литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
12.11.2018
Урок литературного чтения  "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"
Конспект урока литературного чтения Тема урока: "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай" 4 "Б" класс УМК "Планета знаний" Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе и родному краю, произвести сравнительный анализ художественного и научно-популярного текста.Конспект урока литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"
урок чтения Кольцов Урожай. Приемы из мифов.docx
Тема: «Приемы, пришедшие из мифов Кольцов «Урожай»» Цель: ознакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать  навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию,  воспитывать любовь к природе, произвести сравнительный анализ  художественного и научно­популярного текста. 1. Чтение вступительной статьи. С. 16 Справка для учителя. Сравнение ­ сопоставление одного предмета с другим с помощью слов  как, словно,  будто, точно и др. Например: Лес, точно терем расписной Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на  другой на основании их сходства без помощи слов  как, словно, будто, точно (скрытое  сравнение) Например: Хрустальный день Олицетворение ­ наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами  человека. Например: Звезда с звездою говорит Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально  характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события 2. Кольцов «Урожай».    Чтение стиха учителем 3. ­ Какие картины возникли? 4. Анализ стихотворения В стихотворение описываются сменяющие друг друга картины природы: заря, туман,  день, гроза, радуга, небо и земля после дождя. ­ Прочитайте строки, в которых рассказывается о туче как живом существе, со слов  туча черная понахмурилась. ­ Почему хмурится туча?  Разгорелся день Огнем солнечным, Подобрал туман  Выше темя гор; Нагустил его  В тучу черную; Туча захотела вернуться обратно на родину, где стелилась она туманом по лицу земли,  пролиться на нее Туча черная  Понахмурилась, Понахмурилась, Что задумалась, Словно вспомнила Свою родину..  ­Чего она боится? (Что ветры буйные унесут ее далеко от родины.) Ветер мог разнести тучу, и тогда бы вода пролилась не на родную землю. Туча опасается, что: Понесут ее Ветры буйные  Во все стороны Света белого. ­Где родина тучи? (Там, где она стелилась туманом по земле.) ­Что сделала туча, чтобы вернуться на свою родину? (Пролилась на нее проливным  дождем.) Суровая туча сделала по­своему: Ополчилася, И расширилась, И ударила, И пролилася Слезой крупною — Проливным дождем На земную грудь На широкую.  (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее  ­ Какая часть речи помогает поэту передать стремительность действий тучи?  (Глаголы.)  Благодаря использованию глаголов (вспыхнула, стелется, разгорелся,  подобрал, нагустил, понахмурилась, понесут, ополчилася, расширилась,  ударила, пролилася) вся эта строфа полна движения, динамики, жизни. Это  кульминация стихотворения. Кульмин цияаа напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент ­Как называется природное явление, которое поэт изобразил в своем стихотворении?  (Круговорот воды в природе.) Поэт изображает круговорот воды в природе: испарение воды — туман, образование  облаков и туч, проливной дождь. ­ В чем отличие описание круговорота воды в учебнике окр. мира и в  стихотворении Кольцова «Урожай»? Текст  Основная мысль  текста.  Цель автора  Средства выражения  основной мысли Отношение автора к  героям и событиям Научно­ популярный  Художествен ный  Дать знания Точные факты, научные  слова, термины Отсутствует  Вызвать чувство Выразительные слова:  эпитеты, метафоры,  сравнения Хорошо понятно  Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения в стихотворении. В 1835 году Алексей Васильевич Кольцов создал стихотворение «Урожай». Оно весьма впечатлило соотечественников поэта. Например, А. С. Пушкин даже опубликовал его в  своём журнале «Современник».  ­ Чем же объясняется такой успех произведения? (Ответы) Если не знать, что авторство принадлежит Кольцову, то «Урожай» легко принять за  народную песню. Тема связи человека и природы – одна из центральных в народном  творчестве. В этом стихотворении она также прослеживается. Поэт рисует  потрясающую картину свежего весеннего утра, одушевляя предметы и стихии. Явления природы предстают как живые существа – они действуют, творят, чувствуют: Словно вспомнила Свою родину Туча чёрная Понахмурилась, Понахмурилась, Что задумалась, Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она  дышит и пьёт: Напилась воды Земля досыта… ­ Какой прием? (олицетворение) Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской  души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим  явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому­то  эти силы и наделялись душой. Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог  присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина: Люди сельские Божьей милости Ждали с трепетом И молитвою… О том, что поэта, несомненно, вдохновлял фольклор, напоминают и приёмы,  использованные в тексте произведения. Вот как изображены мысли крестьян: Дума  первая: Но жарка свеча Поселянина Пред иконою Божьей Матери. Хлеб из закрома… А вторая их Была думушка… Третью думушку Как задумали… Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и  преданиях. Автор использует характерные для народных сказаний метафоры. Горные вершины он  называет … («темя гор»), капли дождя – …(«слезой крупною»). Автор использует  постоянные эпитеты также напоминают о волшебных картинах: «туча чёрная», «огнём солнечным», «ветры буйные». Эпитеты так же, как в народных песнях и былинах, стоят после определяемого слова: туча черная, ветры буйные, света белого. Обратите внимание на фольклорное повторение предлогов: НА земную грудь НА  широкую, НА поля, сады НА зеленые. Алексей Васильевич использует в стихотворении устаревшую лексику и искажённые на  крестьянский манер слова: «полымем», «полюбуюся», «понахмурилась».  Часто поэт  меняет ударение в словах, чтобы сохранить ритмичность строк: прол лася ии 5. Чтение учащимися. 6. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, знать определения приемов с. 16

Урок литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения  "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения  "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения  "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"

Урок литературного чтения  "Приемы, пришедшие из мифов. Кольцов "Урожай"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018