Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
08.06.2017
На данном уроке учащиеся знакомятся с одним из видов лирического стихотворения. Дети учатся использовать различные литературные приёмы при работе со стихотворением, знакомятся с понятием антиципация. Работая в команде, при составлении синквейна, учатся грамотно конструировать предложения – ответы, доказывать свою точку зрения при оценке работ.Разработка учебного занятия с использованием технологии деятельностного метода,частично-поискового, словесного, наглядного.
Дети учились наблюдать за особенностями жанра лирического стихотворения; применять основные литературные приёмы; обобщать свои знания и делать выводы на основе наблюдений; учились эмоциональное восприятие выразить словами .
урок литературного чтения Олексюк В.М..docx
МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе
«Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Выполнила работу
Учитель высшей категории
Виктория Михайловна Олексюк
Новосибирск
2017 ПЛАН КАРТА УРОКА
ТИП УРОКА: Урок закрепления знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая,
индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование :
компьютер, проектор, карты самооценки, листы со стихотворением и
названием, презентация.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов лирического
стихотворения, формировать умения использовать различные литературные
приёмы при работе со стихотворением.
Личностные УД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УД.
Уметь планировать свои действия: определять и формулировать цель ,
ставить учебные задачи , проговаривать план действий;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
Коммуникативные УД.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, слушать и
понимать речь других; учиться работать в паре и группе,
уметь отстаивать свою точку зрения и точно выражать свои мысли.
Познавательные УД .
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы,
используя текст стихотворения, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках.
Предметные :
Уметь наблюдать за особенностями жанра лирического стихотворения;
уметь применять основные литературные приёмы; уметь обобщать свои
знания и делать выводы на основе наблюдений; уметь эмоциональное
восприятие выразить словами ( внешняя речь); усвоения учащимися таких Деятельность учащихся Комментарии.
УУД, формирующиеся
на данном этапе.
Приёмы работы .
Время
( в минутах)
Настраиваются на
сотрудничество,
говорят друг другу
комплименты.
Регулятивные: волевая
саморегуляция;
Личностные:
смыслообразование (Я
могу сказать
приятное,доброе…)
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества
1
1
понятий ,как антиципация, синквейн; уметь грамотно конструировать
предложения – ответы.
Методы: частичнопоисковый , словесный, наглядный
Технология урока: технология деятельностного метода.
Этапы урока
1.Организационный
момент.
Психологическая
минутка «Скажи
соседу комплимент»
Деятельность
учителя
Настрой на
учебную
деятельность,
создание
благоприятного
климата.
2.Мотивация
Участвуют в
обсуждении.
Дети рассказывают о
том ,что каждый
представил.
Личностные
формулируют
собственное мнение и
аргументируют его.
Познавательные
формирование умения
строить речевое
высказывание.
Литерат. приём:
настроение в строчке
На доске появляются
картинка солнышка.
Учитель читает с
доски:
Весна пришла!
Весна пришла!
Тепло и радость
принесла!
Что каждый из вас
сейчас
представил?
Это солнышко
только взошло, и
будет подниматься
всё выше, согревая
нас своим теплом
так же ,как будут
расти и ваши
учебные
достижения. Тогда
и всем нам будет
радостно на душе.
Удачи нам! 3.Подготовительная
работа с текстом.
Формулирование темы
и цели урока.
Кто
слушал
внимательно
и
понял, с каким
жанром
литературы мы
будем работать на
уроке?
Что помогло вам
это понять?
Каких авторов
лирических стихов
вы уже знаете?
Кто догадался,
какая будет тема
урока?
Автором
стихотворения, с
которым мы
познакомимся
является
Пантелеймон
Александрович
Образцов.
Какие задачи мы
можем поставить
на урок?
Давайте составим
план работы.
Мы будем работать с
жанром литературы –
стихотворением.
Рифма, ритм, короткие
строчки.
Дети называют авторов
Мы познакомимся с
лирическим
стихотворением.
3
Познавательные:
умение
структурировать
знания, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности,
формирование умения
строить речевое
высказывание.
Применение ИКТ
(Слайд №1)
Слушать и слышать,
думать и отвечать
доказывать мнение,
понимать прочитанное,
правильно говорить,
выразительно читать.
Регулятивные
целеполагание как
постановка учебной
задачи, планирование,
прогнозирование
Применение ИКТ
(Слайд №2)
1.Поразмышляем
надназванием.
2.Прослушаем
стихотворение и
поделимся
впечатлением,
оправдались ли
нашипредположения.
3.Проанализируем
стихотворениетема
,гл.мысль.
4.Составим синквейн
5.Поработаем над
выразительностью
6.Выполним творческую
работу (нарисовать
словесную картину)
7.Оценим свою работу 4.Работа с текстом.
Решение учебной
задачи
Что у нас первым
пунктом плана?
Возьмите цветной
листик и
переверните его.
Прочитаемхором
название .
Попробуем
вычитать из
названия всё , что
только сможем.
Как называется
этот литературный
приём?
Первым пунктом плана
у нас –поработать над
названием.
Дети читают название.
13
Антиципация
Литерат. приём:
антиципация
Работа в паре
Как нам легче
будет работать?
Легче будет работать в
паре.(Дети объясняют
почему будет так легче)
На доске составляется
кластер из
предположений детей.
Как понять ,
оправдались ли
наши ожидания?
Что будем
дальше делать?
Прочтение
стихотворения
вслух .
Оправдались наши
ожидания?
Оцените свою
работу .
Солнышко всё
выше.
Что дальше будем
делать?
Какова тема ?
Почему автор
использует
обращение
скворушка , а не
просто скворец?
Попробуйте найти
ключевые слова и
по ним определить
Прочитать текст и
поделиться
впечатлением.
Дети слушают
Ответы детей.
Самооценка на листе
достижений.
См. приложение №1
Применение ИКТ
(Слайд №3)
(изображение скворца)
Перемещается картинка
солнышка вверх.
Прочитаем ещё раз
стихотворение и
проанализируем его.
Чтение « по цепочке».
Стихотворение о
скворушке.
Ответы детей (так
автор проявляет своё
отношение , любит эту
птицу)
Литер.приём:
ключевые слова.
Смысловое чтение.
Выборочное чтение. главную мысль
произведения.
Где находится
скворушка? Как
понять эту фразу?
Какой призыв
звучит в
стихотворении,
куда скворушку
зовут?
Как понимаете
слово Родина?
Давайте прочитаем
в словаре значение
слова Родина.
А зачем скворцов
зовут?
Кто знает
пословицы о
скворцах?
Можно ли из этого
стихотворения
понять, как автор
относится к
скворцу? Найдите
подтверждение в
тексте.
О каком дворце
идёт речь? Для
чего автор
скворечник
называет дворцом?
Определите
главную мысль
стихотворения.
Оцените себя на
данном этапе
работы. Наше
солнышко
поднимается всё
выше, как и наши
успехи.
Организовывает
групповую работу
Как дальше будем
работать над
произведением?
Вы хотели бы
работать
самостоятельно
«За морями синими»
Дети размышляют.
Зовут на Родину.
Высказывания детей ,
ассоциации с опорой на
жизненный опыт.
Дети размышляют. (
Чтобы пели, радовали,
чтобы было веселее.
Скучно без них. С
прилётом скворцов
наступает тепло)
«Летит скворец – зиме
конец!»
«Милый мой скворец»,
«..построил для тебя
дворец»
Идёт речь о
скворечнике.
Размышления детей.
Любовь к Родине,
лучше Родины нет
ничего.
Закрепим наши знания
Литер.приём : эпитет
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации
смысловое чтение
построение логической
цепи рассуждения
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества
Работа со словарём.
Работа с пословицей.
Выборочное чтение.
Перемещается картинка
солнышка вверх.
15
Применение ИКТ
(Слайд №4) порядок
составления синквейна.
См. приложение №2
Составим синквейн.
Работа в группе
Удобнее работать
Регулятивные:
контроль и коррекция
в форме сравнения
5.Закрепление. 6.Итог урока.
Рефлексия
сообща.
Дети обговаривают
критерии оценивания.
Дети выполняют
задание , работая в
группе.
Выступление групп и
их оценивание другими
группами детей.
Заполнение карточек
самооценки.
или иначе?
Как будем
оценивать работу в
группе?
Итак , тема
синквейна –
скворушка,
приступаем к
работе.
Организует
выступление групп
и заполнение
карточек
самооценки.
Организует
фиксацию
затруднений на
уроке как
направление
будущей учебной
деятельности.
В конце звучит
песня
«Скворушка»
7.Домашнее задание
Организовать
дифференцированн
ый выбор
домашнего задания
по результатам
самооценки.
Какое задание для
выполнения дома
вы хотели бы
получить?
Почему?
Выбирают по
результатам самооценки
домашнее задание.
Дети предлагают
варианты : нарисовать
рисунок ; написать
сочинение на данную
тему, продолжив мысль
автора ; выучить
стихотворение наизусть.
способа действия и его
результата с заданным
эталоном.
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
высказывания
Звучит песня
См. приложение№3
Познавательные:
умение
структурировать знания
оценка процессов и
результатов
деятельности
Регулятивные:
волевая
саморегуляция,
осознание того, что
уже усвоено и,что ещё
подлежит усвоению
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
оценивание качества
своей и общей учебной
деятельности
Звучит песня
См. приложение№3
Дифференцированное
задание.
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
оценивание качества
своей и общей учебной
деятельности
10
2 Приложение №1
П. Образцов
СКВОРУШКА
Скворушка, мой скворушка,
Милый мой певец,
Для тебя построил я
Крохотный дворец.
За морями синими
Теплые края,
Но милей и краше их
Родина своя!
Прилетай, мой скворушка,
В свой родимый край,
На заре, на зорюшке
Песни распевай. Рады мы, радешеньки
Песенке твоей.
С ней весна нарядная
Нам еще милей.
Приложение №2
Синквейн –составляется по следующим правилам:
1 строка – одно существительное(предмет), выражающее главную тему
cинквейна.
2 строка – два прилагательных(признаки), выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл – предложение. Приложение №3
03_Чисталев. Скворушка (1).mp3 Приложение №4
Лист достижений
__________________
Имя
Мало
Не работал
1.
Работа в паре
Хорошо Приложение №5
Методические приёмы работы с текстом
1.Антиципация (предположение)всё ,что мы можем « вычитать» из слова.
Используется перед чтением текста, при работе над названием.
2.Синквейн пятистрочье , состоит из 5 строк:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к
теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – ассоциация , синоним, который повторяет суть
темы.
3.Подобрать к выражению слова, отражающие его суть. Дружба льва и
собачки.
Какая?
Бесхитростная , уникальная, удивительная,
поучающая, бессмертная, верная,
добрая , мудрая и др.
4.По стихотворению сочинить рассказ (или наоборот).
5.Настроение в строчке. Выбрать одну строчку, которая сегодня
соответствует твоему настроению, делам и записать. За неделю по этим
строчкам составить рассказ «Как я прожил неделю».
6.Продолжение мысли.
Придумать 510 вариантов продолжения мысли.
7.Ключевые слова.
Найти ключевые слова в тексте и составить с ними несколько предложений.
8.Читаем «между строк».
Поставить к тексту такие вопросы, на которые в тексте прямого ответа нет.
9.Поиск ответов.
На доске записаны два вопроса. Ответить на них
письменно после ознакомления с текстом. Ответ должен быть кратким. 10. Читаем с советами.
Ученик читает или рассказывает у доски. Остальные слушают. После этого
они пишут доброжелательные советы , чтобы улучшить его чтение либо
рассказ.
Листки отдаются ученику.
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе «Приёмы работы со стихотворным текстом П. А. Образцова «Скворушка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.