Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
27.07.2017
Тема : Г. Остер «Вредные советы»
УМК «Перспективная начальная школа»
Цели: 1) изучить творчество Г.Остера, расширить представления детей об этом авторе.
2) развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы.
3) воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как честность,
справедливость, доброта, уважение к старшим.План – конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"
Лактионова Л.Н. 3 класс литературное чтение.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
План – конспект урока
литературного чтения в 3 классе
Тема : Г. Остер «Вредные советы»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Разработала:
Лактионова Л.Н.,
учитель начальных классов
МОУ «Северная СОШ № 2» Цели: 1) изучить творчество Г.Остера, расширить представления детей об этом авторе.
2) развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и
делать выводы.
3) воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как честность,
справедливость, доброта, уважение к старшим.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал для работы в группах, портрет
писателя, выставка книг/ журналов с произведениями Г.Остера.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
«Самооценкаразогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы согласны, что книга – лучший друг, то потопайте ногами.
Если вы считаете, что сегодня хорошо подготовились к уроку, помашите рукой.
Если вы пришли сегодня на урок, чтобы подремать, то прикройте рот рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.
2. Вступительная беседа.
«Разминка».
Прочитайте слово, записанное на доске:
В О С П И Т А Н И Е
Составьте из букв этого слова словапредметы. (оса, питание, нос, сон, сито, нити…)
А теперь подумайте и ответьте, что такое воспитание?
В толковом словаре сказано, что воспитание это навыки поведения, привитые семьёй,
школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Иногда говорят «воспитанный человек». Как вы это понимаете?
Откроем словарь и прочитаем: «воспитанный отличающийся хорошим воспитанием,
умеющий хорошо себя вести».
Какие правила поведения вы знаете?
Знаете ли вы, как надо:
1 ряд – здороваться
2 ряд – благодарить
3 ряд – просить прощения
Здравствуйте!
Добрый день!
Доброе утро!
Добрый вечер!
Благодарю!
Спасибо!
Всех благ!
Извините!
Простите!
Я был не прав!
Благодарствую!
Прошу прощения!
Привет! Поклон вам!
Здравия желаю!
Всегда ли вы послушны? Ответьте честно.
Какие нельзя говорят вам родители?
Не обессудьте! Как много полезных советов. Но всегда ли их выполняем? (Совершенно верно, многие
выполняют, а некоторые – нет. Кажется, слушают советы дети, а делают всё наоборот).
Вот один человек и придумал советы для непослушных детей.
Кто это?
3. Постановка целей урока.
На доске запись:
Й И Р О Г И Р Г Р Е Т С О
Посмотрите, автор шутит с нами его имя и фамилия записаны наоборот, справаналево.
Итак, вы догадались, с произведениями какого автора мы будем знакомиться.
Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
3. Знакомство с биографией.(«автор» подготовленный ученик)
Сегодня можно задать вопросы автору, которые вы приготовили.
1 вопрос. Григорий Бенционович, где Вы родились?
( Я появился на свет 27 ноября в 1947 году в семье моряка в городе Одесса. Говорят, была
страшная буря, а как только родился я, всё утихло.)
2 вопрос. Каким мальчиком вы были в детстве?
(Я не был тихим мальчиком. Ну разве спокойный ребёнок может вырасти и придумать
вдруг вредные советы для непослушных детей. Я хочу рассказать один случай из моей
жизни. Однажды зимой, как только выпал снег, я решил погулять по городу в громадных
дедушкиных туфлях. Бабушка, увидев следы, бросилась с толпой соседей спасать меня.
Она решила, что меня похитили. За углом дома все увидали не похитителей, а меня,
уходящего вдаль.)
3 вопрос. Скажите, в каком возрасте Вы сочинили первое стихотворение?
(В 16 лет я начал сочинять стихи для взрослых.)
4 вопрос. Когда вышла Ваша первая книга?
( В 1975 году в Мурманске. Она называлась “Как хорошо дарить подарки”).
5 вопрос. Где Вы учились, чтобы стать писателем?
(В Литературном институте в Ялте. )
6 вопрос. Сколько книг вы написали?
( Около 60 книг).
7 вопрос. Переводили ли ваши книги на другие языки?
(Мои книги переведены гдето на 15 языков, но на мой взгляд, получилось не очень
интересно. Их переводили в Польше, Чехословакии, Болгарии.)
8 вопрос. Есть ли у Вас дети?
( У меня 5 детей. Именно они вдохновляют меня на эти произведения.)
Кому же писал советы Остер? ( в первую очередь своим детям).
9 вопрос. Почему вы писали вредные, а не полезные советы?
(Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот.
Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам» они берут и не умываются. Им говорят:
«Здоровайтесь друг с другом», они тут же начинают не здороваться. Учёные решили, что
таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и
получится как раз правильно. Эта книга для непослушных детей. Вы спросите, а можно ли
читать послушным детям эту книгу? Да, для них она будет, как прививка против
непослушания.)
10 вопрос. Какие последние книги написал Остер?
(«Вредные советы непослушным бизнесменам» и «Книга о пище вкусной и здоровой
женщины». Эти книги не для детей, а для людей более старшего поколения. Остер сказал,
что он обиделся на своих детей за то, что они выросли, и решил написать для них новые
книги, которые помогут им во взрослой жизни.)
Спасибо за интервью. А сейчас проверим, как вы внимательно слушали, проведём викторину.
Где родился Григорий Остер? (В Одессе)
В каком возрасте он начал писать стихи? (В 16 лет)
Где учился писатель? (В литературном институте)
Сколько детей было у писателя? (5)
Сколько книг написал? (около 60)
Какие советы писатель даёт непослушным детям? (“Вредные советы”)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
4. Работа с произведениями автора.
(Чтение детьми советов, которые они придумали дома).
Какие произведения Остера вы прочитали? Понравились ли вам они? Почему?
(весёлые и смешные).
Давайте посмотрим, действительно ли они весёлые и смешные?
Прочитать 23 совета наизусть.
Вы будете поступать так, как советует автор? (Нет. Прослушав вредные советы, вы
сделаете правильный выбор)
Работа в группах.
Каждая группа получает совет.
Прочитать совет, сделать вывод, как надо поступать.
Советы, придуманные детьми
(см. Приложение)
В каком жанре написаны советы? (в стихах)
Как называют человека, который пишет стих? (Поэт).
Какие ещё произведения пишет автор?
Легенда – это фантастический рассказ, вымысел, выдумка.
Зачем же родители придумывают легенды своим детям? Давайте прочитаем отрывок из
книги Г. Остера «Как получаются легенды?»
Чтение с остановками
Прочитайте первый абзац. (Дети читают вслух.)
Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно
было найти в тексте. (Задают вопросы, остальные отвечают.)
Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?
Прочитайте до слов «Есть другая история...».
Задайте вопросы.
Прочитайте последний абзац.
Придумайте к нему вопрос. (Например: «Эта девочка стала такая худенькая и легонькая,
что однажды ее унес ветер. И обратно не принес». Вопрос: «Что случилось с девочкой,
которая очень плохо ела и совсем не пила молока?»)
Чтение по ролям сказки «Он попался».
А что больше всего любят в детстве слушать дети? (Сказки).
У Остера есть и сказочные истории. Одну из них мы прочитаем. («Он попался».)
Как вы думаете, о чём она?
В какие моменты вам было весело?
Чему учит?
Только ли стихи писал Остер? (Рассказы, сказки, легенды).
Значит, он – писатель.
Просмотр серии «Битва» из киножурнала «Ералаш».
Сценарий к этой серии написал Г.Остер. Посмотрите на доску. Вы узнаёте героев? Откуда эти герои? (Из мультфильмов). Из
каких?
Если Остер пишет сценарии к фильмам, мультфильмам, значит, какая у него профессия?
( Сценарист)
6. Подведение итогов.
Итак, сделаем вывод, кто такой Г.Остер.
О С Т Е Р (запись на доске)
О – отец
С – сатирик, сценарист
Т – талант, творец
Е – единомышленник
Р – рассказчик
Какие произведения он писал? Зачем он это делал? Чего хотел добиться? (обычно дети не
любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь и понимаешь, как не нужно
делать).
Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале урока?
Какой вывод можем сделать? Кому понравились произведения автора? Кто ещё будет
читать произведения этого автора?
Ко всем вашим высказываниям мне хотелось бы добавить слова самого поэта, писателя и
сценариста:
« … Я всегда не устаю повторять, что мои книги – это прививки детям против глупых,
неверных и неправильных поступков.» Вредные советы, придуманные детьми.
Приложение 1
Если папа просит строго
Перемыть посуду всю
То беги скорее в ванну,
Чисти зубы и в кровать.
Закрывай глаза и молча
Под простынкою лежи.
Папа вас тогда не будет,
Той посудой донимать:
Он же знает, что вам завтра
Рано в школу всем вставать.
Если вы гуляли долго,
Опоздали к сроку в дом,
То валите на часы все,
Что отстали, не идут.
И тогда вам папа с мамой
Новый сотовый дадут.
Если ты не хочешь в школу,
То больным ты притворись:
За живот скорей хватайся
И за голову держись.
А когда оставят дома –
То от радости бесись.
Если вам сказали сделать
Все домашнее заданье,
Ну а вы сидели дома
И забыли про него,
То скажите вы учителю,
Что пришел к вам крокодил
И дневник её любимый
Быстробыстро проглотил.
Если вы не съели булку –
Положите её в сумку.
А мама станет проверять –
Вот подарок ей опять!
Мама станет волноваться –
И, конечно же, ругаться.
Говори – виновата ведь не я,
А столовая моя! Приложение 2
Как получаются легенды.
В раннем детстве люди верят во всё. И в шапку – невидимку, и в Бабу – Ягу, и в то, что на
свете бывают мальчики и девочки, которые никогда не балуются, всегда слушаются
взрослых и с утра до вечера вытирают ноги, прежде чем куда–нибудь войти…
Есть легенды старинные, которые ещё прадедушки и прабабушки рассказывали бабушкам и
дедушкам, дедушки и бабушки папам и мамам, а папы и мамы и сейчас рассказывают их
своим детям. Вот, например, легенда про мальчика, который никогда не умывался.
Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты стал похож?» А он отвечал: «На дедушку и
немножко на тётю Раю, которая живёт в Одессе ». В конце концов он стал такой грязный,
что однажды мама не узнала его и не пустила домой. Несчастному ребёнку пришлось уйти
в лес, и всю дальнейшую жизнь он провёл там, сидя на дереве.
Есть другая история про девочку, которая очень плохо ела и совсем не пила молока. Эта
девочка стала такая худенькая и лёгонькая, что однажды её унёс ветер. И обратно не
принёс. Говорят, она до сих пор гдето летит вверх ногами… Он попался
Приложение 3
Примчалась както белка к норе барсука и как закричит:
Он попался!
Кто? – испугался барсук.
Заяц. Медведь его в берлогу повёл. Я сама видела. Будем выручать! Пошли, позвала
белка барсука.
Сейчас… пробормотал барсук и нырнул в свою нору. И тут же появился перед белкой
весь забинтованный, с градусником под мышкой.
Не могу я выручать, сказал барсук, заболел я.
Эх ты, трус!.. – рассердилась белка. – Без тебя пойду. Сама.
И пошла. А барсук закричал ей вслед:
Ну придёшь ты к медведю, что ты ему скажешь, что?!
«Как не стыдно маленьких обижать!» вот что.
А медведь тебе как даст по шее – и весь разговор, пообещал барсук.
Белка ничего не ответила, только глянула на барсука так, что ему стыдно стало. Размотал
барсук свои бинты, бросил костыли, догнал белку:
Ладно. С тобой пойду.
Идут барсук и белка мимо реки, а на берегу бобёр рыбу ловит.
Эй, бобёр! – позвала белка. – Идём с нами зайца спасать.
От кого спасать? – спросил бобёр.
От медведя, объяснил барсук дрожащим голосом.
Хм, засомневался бобёр, а может, он сам виноват? Может, он первый начал?
Что начал? – удивилась белка.
Ну, чтонибудь начал… пробормотал бобёр, которому очень не хотелось ссориться с
медведем.
И тут вдруг из воды выскочила огромная рыба и потащила бобра в воду.
Помогите, спасите!... – закричал бобёр, цепляясь за берег.
Рыба, которая попалась бобру на удочку, была такая большая и страшная, что ей ничего не
стоило проглотить не только крючок с наживкой, но и самого бобра целиком.
Белка кинулась на помощь бобру. Барсук тоже кинулся. И они вдвоём спасли бобра от
рыбы.
Видали? Эта рыба чуть меня не поймала… сказал спасённый бобёр.
А мы думали, ты первый начал её ловить, усмехнулась белка. – Ну что, пойдёшь с нами
зайца выручать?
Пойду, сказал бобёр.
И они пошли втроём.
Эй, остановил друзей маленький мышонок, вы куда? И я с вами.
Мы на медведя идём, сказал барсук.
Зайца выручать, добавил бобёр.
А тебе с нами нельзя. Ты ещё маленький, отмахнулась от мышонка белка.
Кто маленький? Я маленький?! – возмутился мышонок. Но белка, бобёр и барсук его не
слышали. Они уже ушли.
Ну и ладно! – крикнул мышонок. – Я сам зайца выручу. Один. Без вас.
Когда белка, барсук и бобёр пришли к медвежьей берлоге, уже настал вечер. Стемнело.
Подул ветер. Вокруг берлоги стояли огромные сосны и шевелили своими ветвями, словно
тяжёлыми лапами. Друзья подкрались к светящемуся окошку и увидели за занавеской медведя, который
крепко держал чтото ушастое.
Это он зайца держит, в ужасе прошептал бобёр. – Сейчас есть начнёт!..
И друзья кинулись в окошко.
Отпусти, отпусти зайца! – кричали они.
Медведь и заяц очень удивились. Они как раз собирались вместе поужинать.
О, ребята! – обрадовался медведь. – Как хорошо, что вы пришли, а мы тут чай затеяли.
С мёдом, сказал заяц.
Тут в печке вдруг загремело, загрохотало, и оттуда выскочил мышонок. Он зажмурился,
замахал палочкой и закричал изо всех своих мышиных сил:
Не тронь зайца! Не подходи! Не подходи!
Потом он открыл глаза, увидел, что все смеются, и спросил:
Вы чего, а?
Потом, когда всё выяснилось, друзья сели к столу и стали пить чай. С мёдом. Они пили чай
и рассказывали зайцу, как они ходили его выручать. Заяц от смеха чуть не упал со стула. А
медведь всётаки упал. Два раза.
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Урок литературного чтения в 3 классе. Г. Остер «Вредные советы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.