Методическая разработка урока литературного чтения
по УМК «Школа 2100»
Тема: «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера»
(по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)
Разработчик Мусинова О.В. – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 35»,
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера».
(по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)
Цели:
Предметные:
Создать условия для развития навыков читательской деятельности:
- понимание и истолкование замысла автора;
- понимания содержания текста в целом;
- различение художественных образов.
Метапредметные:
ü Развивать коммуникативные умения и навыки:
-умение общаться в группе,
-умение вести диалог;
-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-умение аргументировать свою точку зрения.
ü Развивать познавательные умения и навыки:
- умением наблюдать за изменением авторского замысла;
-умение анализировать художественные образы;
-умение преобразовывать информацию.
ü Развивать регулятивные умения и навыки:
-умение определять цель деятельности;
-умение соотносить цели и полученные результаты.
ü Развивать личностные умения и навыки:
- умение высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
Тип урока – анализ авторского замысла в художественном произведении.
Урок построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности (УМК «Школа 2100).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемые результаты:
3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,
опираясь на текст.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Приветствие |
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удача вам. - Ребята скажите, а как в гостях может появиться писатель?
|
Коллективная беседа с опорой на жизненный и читательский опыт обучающихся
|
II. Актуализация предметных навыков
|
На прошлом занятии у нас в гостях был кто?
- Вспомним, какие события произошли в рассказе.
- Вы работали дома над каким умение?
-А можем ли мы оценить свою работу? - Пересказывать вы будете работая в парах. -Какие критерии оценивания пересказов предложите? ( учитель фиксирует на доске)
Вы вместе с Б.Емельяновым ещё раз пережили события рассказа «Игра», в своеобразную игру приглашает вас гость нашего урока – К.Г.Паустовский. |
Коллективная беседа Примерные ответы обучающихся. - В гостях был Б.Емельянов, А.Гайдар. - Также герои рассказа «Игра». - Встреча А.Гайдара с ребятами, которые помогают людям, также как и герои его произведения «Тимур и его команда». - Можно сказать, произошла встреча со всеми героями произведения «Тимур и его команда», которых Гайдар считал выдуманными, но оказалось, что все они существуют в жизни. -Мы отрабатывали умение пересказывать подробно рассказ по составленному на прошлом уроке цитатному плану.
- Да сможем, если перескажем рассказ.
-Точность передачи содержания по плану. - Выразительность. - Чёткость произношения слов. - Передать настроение автора и героев. Пересказ и оценивание пересказа рассказа Б.Емельянова «Игра» по плану в тетради на стр.8 №2.
|
III. Введение в содержание урока. |
(Слайд 2) - Константин Паустовский принёс нам замечательный подарок – один из своих увлекательных рассказов. Создав это произведение, К.Паустовский хотел, чтобы мы читатели, поняли одну очень важную вещь. - Вам хочется узнать какую? |
Коллективная беседа
Примерные ответы обучающихся. - Очень хочется. - Вы нас заинтриговали. |
IV. Работа с текс - том до чтения. 1.Работа с заглавием.
2. Работа с ключевыми словами.
|
- Прочитайте заглавие произведения(стр. 74).
- Что можно узнать из заглавия?
- Что означает слово «ворюга»? - От какого слова образовалось слово «ворюга»? - Кто такой вор? - А какой оттенок у слова «ворюга»?
- Прочитайте ключевые слова произведения. (Слайд 3 )
- Можно ли по этим словам догадаться о содержании рассказа? - На какие группы по смыслу можно разбить эти слова? (Слайд 3 )
- Попробуйте предположить, что же произойдёт в произведении?
- Смотрите сколько вас столько и различных версий вы выдвинули. - Как же узнать кто прав?
- Как будем читать?
- Значит, первая цель нашего урока?
-А какие цели вы ещё поставите на сегодняшний урок? (цели учитель фиксирует на доске)
|
Коллективная беседа Примерные ответы обучающихся - Кот - ворюга. - Наверное, главный героем рассказа будет кот. - Кличка у кота Ворюга. Примерные ответы обучающихся - От слова «вор». -Это тот, кто берёт чужое без разрешения. - Это слово звучит грубо. - Скорее всего автор к коту относится плохо, за его проделки.
Индивидуальное осмысление Коллективное обсуждение
Примерные ответы обучающихся. - Да можно.
кот воровал накормили попался престал воровать хозяин и сторож
Примерные ответы обучающихся. - Может быть, речь пойдёт о коте, который после каких-то событий изменился, перестал воровать, а стал помогать сторожить. - А может быть речь пойдёт о том, как повлияли на кота другие герои рассказа.
Примерные ответы обучающихся - Надо прочитать произведение - Вдумчиво, стараясь не допускать ошибок.
Примерные ответы обучающихся - Учиться правильно читать. - Узнать подробнее о коте. - Определить главную мысль произведения. -Попробуем разобраться: почему кот назван ворюгой, а среди ключевых слов, встречаются слова сторож и хозяин. |
V. Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение.
2.Выявление первичного восприятия.
Физкультурная пауза
|
Первичное чтение комбинированное. Читает учитель и хорошо читающие обучающие, чтобы не нарушить целостное восприятие произведения. 1 часть Читают хорошо читающие обучающие, и учитель только помогает вести диалог с автором. Диалог уже включён в учебник. Комментарии учителя, направленные на развитие воображения детей, их эмоций. Представили картину: «Объевшиеся куры лежали и стонали на солнце». Представили картину: « С ужасающим воем сорвался с берёзы…» (Слайд 4) Представили картину: «Подскочил, как футбольный мяч…» 2 часть Читает учитель, комментируя: Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду (Это какой сад? Представили его. Слайд 4) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу (Т.е сделанная из тонких досок хвойных деревьев) . Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. (Слайд 4.Вокруг никто не живёт, природа нетронутая. Красота!!!) Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.(Значит они были выше человеческого роста?! Представили идёте и вас золотой пылью посыпают. Красота!!!) Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.(Но вернувшись домой, вся красота вмиг исчезает. Снова босяцкие выходки кота. Босяцкие – от слова босяк, т.е. бродяга, оборванец) 3 часть Читают хорошо читающие обучающие. Учитель даёт короткие комментарии, которые помогают детям эмоционально «прожить» ситуацию и эмоционально прочитывает последний абзац 3 части. «Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без утомления» (Представляете это ужас). «Он вцепился мёртвой хваткой» (Это как?) «Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. (Жалкое зрелище, правда?!) «Кот ждал, зажмурив глаза». (Представляете чего от ждал). «Кот ел больше часа». (О чём это говорит? Ворованное никогда никому не идёт на пользу.) 4 часть Читает учитель и при чтении интонационно выделяет подчёркнутые слова. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. (Что это был за поступок?) Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада. Впереди мчался, икая, голенастый петух - дурак, прозванный "Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. (Представили себе эту картину) От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем неудобно (Вот интересно почему?), но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде. - К какому литературному жанру его отнесём?
- Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного рассказа. - Слова – помощники вы видите на слайде. (Слайд 5) - «Мне кажется…»; - «Впечатление произвел…»; - «Запало в душу…»; - «Был поражен…».
- Мы много уже поработали, попробуем себя представить на месте кота, поджидающего, когда развесят куканы с рыбой». Вот он вроде бы выглядывает (вытягивают шею и выполняют повороты головой влево и вправо), потягивается (поднимаются на носочки, делают наклон вперёд и возвращаются в исходное положение), подкрадывается, хватает, убегает (бег на месте), прячется. - А теперь давайте посмотрим, насколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель». Тест-игра «Самый внимательный читатель» (Слайд 6 ) Тест-игра. 1.От имени кого ведётся повествование: а) Лёньки б) кота в) автора 2. Кто главный герой: а) Лёнька б) кота в) голенастый петух 3. Кот был: а) серый б) белый в) рыжий 4. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели 5. Хвост у кота был: а) пушистый б) облезлый в) грязный 6. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб б) на тополь в) на берёзу 8.Кот свалился с берёзы: а) как камень б) как футбольный мяч 9. Будил всех: а) стук яблок б) стон кота в) ветер 10. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил: а) окуня б) карася в) плотицу 11 . Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники 12. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня (Слайд 6) Ключ: 1. В 4. Б 7. В 10. Б 2. Б 5. В 8. Б 11. А,Б,В 3. В 6. А 9. А 12. А Проверка: - У кого 11-12 правильных ответов – подойдите к учительскому столу, возьмите красное сердечко и прикрепите его в центр корзины. У кого 7-10 правильных ответов – возьмите синее сердечко и прикрепите его в центр. У кого менее 6 правильных ответов – возьмите зелёное сердечко и прикрепите его в центр корзины. - Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове. - Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте себе. - Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, сейчас, когда будете работать в группах вы, ещё раз обратитесь к содержанию рассказа, а дома более подробно его перечитаете. |
Индивидуальное осмысление
Примерные ответы обучающихся
Индивидуальное осмысление
Индивидуальное осмысление
Индивидуальное осмысление Примерные ответы обучающихся
Индивидуальное осмысление
Примерные ответы обучающихся - Был очень голодным.
- Может кого-то спас. - Может кого-то прогнал.
Индивидуальное осмысление
Примерные ответы обучающихся
- Это рассказ, маленькое по объёму, описаны реальные события, мало героев.
Примерные ответы обучающихся
|
3. Повторное перечитывание, составление портрета главного героя.
4. Обобщающая беседа.
|
- Какие же проделки совершал кот? - Давайте сейчас с вами составим портрет кота и выясним, почему у него были такие проделки. - Что входит в понятие «портрет»?
- Составлять портрет мы будем, работая в группах. Работа в группах. Каждая группа получает конверт с заданием и работает 5 минут. Групп всего 6, а разных заданий 3. Так сделано для того, чтобы группы могли дополнять ответы друг друга. Задания группам:
1. Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2. Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он их совершает? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
3. Найдите в тесте авторскую оценку главного персонажа. Почему автор называет кота ворюгой, а не воришкой или вором?
- Представители групп дают ответы на задания.
- Что же помогло коту превратиться из ворюги, в сторожа и хозяина?
|
Примерные ответы обучающихся
Изображение внешности героя, характера и авторская оценка.
Групповая работа Примерные ответы обучающихся 1. Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
2.Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. Видно ему хотелось поживиться. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. А поступки он такие совершает от того, что у него не другого выхода.
3.Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.
Примерные ответы обучающихся - Чуточку тепла и доброта со стороны людей. |
VII. Работа с текстом после чтения. |
- Помните, в начале урока, я вас заинтриговала, сказав, что написав это произведение, К.Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь, и если мы её поймём, то и поймём главный замысел автора рассказа. Так какую вещь мы с вами должны понять?
-Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота. - Вот почему, проверяя тест, вы получили сердечки. Человек с добрым сердцем - настоящий волшебник. (Слайд 7 ) Дополните фразу:
Каждой птице и каждому зверю нужна…..
- А какой вывод вы сделали для себя?
-Мудрость наблюдательность русского народа скрыта в пословицах и недаром одна из них гласит: - Добро всегда добром возвращается.
|
Примерные ответы обучающихся - Прежде всего, кот смог из ворюги стать помощником, почувствовал себя хозяином и сторожем.
- Доброта и милосердие – великие вещи, которые творят чудеса…
Индивидуальное осмысление Примерные ответы обучающихся - Людская доброта.
-
Человек существо разумное, поэтому он должен заботиться о братьях своих
меньших, защищать их и просто любить. Они в свою очередь тоже ответят
добротой и лаской.
|
VII. Домашнее задание. |
- Домашнее задание у вас будет творческое, и вы выбираете и выполняете то, которое вам по душе: (Слайд 8 ) 1. Пересказать рассказ от лица кота. 2. Составить и написать письмо хозяину от лица кота (а кто собственно хозяин и о чем должно быть письмо, это задание не соответствует по уровню сложности 1-му и 3-му заданиям, поэт Ому его лучше убрать). 3. Составить рассказ – презентацию о домашнем любимце. 4. Подготовить иллюстрации к рассказу, соответствующие основным эпизодам. |
|
VIII. Рефлексия. |
- Вернёмся к целям нашего урока. - Все ли цели достигнуты? - Посмотрите на слайд и продолжите фразу: - Сегодня на уроке… - Я понял, что… - Мне захотелось… - Урок дал мне… - Трудно было… - Я почувствовал… - Я научился… - Я смог…
|
Примерные ответы обучающихся
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.