Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера». (по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)
Оценка 5

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера». (по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
24.03.2017
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема:  «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера». (по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)
Урок литературного чтения "Превращение кота Ворюги в кота Милиционера"построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности. В уроке предусмотрены все этапы работы над текстом. Также есть тестовая работа на определения уровня понимания прочитанного произведения. Предусмотрена групповая работа над содержанием произведения.
Методическая разработка урока литературного чтения.docx

Методическая разработка урока литературного чтения

по УМК «Школа 2100»

Тема:  «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера»

(по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)

Разработчик Мусинова О.В. – учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 35»,

 

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема:  «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера».

(по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»)

 

            Цели:

Предметные:

Создать условия для развития навыков читательской деятельности:

- понимание и истолкование замысла автора;

- понимания содержания текста в целом;

- различение художественных образов.

Метапредметные:

ü  Развивать коммуникативные умения и навыки:

-умение общаться в группе,

-умение  вести диалог;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-умение аргументировать свою точку зрения.

ü  Развивать познавательные умения и навыки:

- умением наблюдать за изменением авторского замысла;

-умение анализировать художественные образы;

-умение преобразовывать информацию. 

ü  Развивать регулятивные умения и навыки: 

-умение определять цель деятельности;

-умение соотносить цели и полученные результаты.

ü  Развивать личностные умения и навыки:

- умение высказывать своё отношение к героям  и их поступкам.

Тип урока – анализ авторского замысла в художественном произведении.

Урок построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности (УМК «Школа 2100).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ожидаемые  результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении замысел автора, осознавать сущность поведения героев, оценивать поведение героев;
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

     3.  Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, 

         опираясь на текст.

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Приветствие

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удача вам.

- Ребята скажите, а как в гостях может появиться  писатель?

 

 

 

 

 

Коллективная беседа с опорой на жизненный и читательский опыт обучающихся

 

 

II. Актуализация предметных  навыков

 

 

 

 

На прошлом занятии у нас в гостях был кто?

 

 

 

 

- Вспомним, какие события произошли в рассказе.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вы работали дома над  каким  умение?

 

 

 

 

-А можем ли мы оценить свою работу?

- Пересказывать вы будете работая в парах.

-Какие критерии оценивания пересказов предложите?

 ( учитель фиксирует на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы вместе с Б.Емельяновым ещё раз пережили события рассказа «Игра», в  своеобразную игру  приглашает вас гость нашего урока – К.Г.Паустовский.

Коллективная беседа

Примерные ответы обучающихся.

- В гостях был Б.Емельянов, А.Гайдар.

- Также герои рассказа «Игра».

- Встреча А.Гайдара с ребятами, которые помогают людям, также как и герои его произведения «Тимур и его команда».

- Можно сказать, произошла встреча со всеми героями произведения «Тимур и его команда», которых Гайдар считал выдуманными, но оказалось, что все они существуют в жизни. 

-Мы отрабатывали умение пересказывать подробно рассказ по  составленному на прошлом уроке цитатному  плану.

 

 

- Да сможем, если  перескажем  рассказ.

 

 

-Точность передачи содержания по плану.

- Выразительность.

- Чёткость произношения слов.

- Передать настроение автора и героев.

 Пересказ и оценивание пересказа  рассказа Б.Емельянова «Игра» по плану в тетради  на стр.8 №2.

 

III. Введение в содержание урока.

(Слайд  2)

- Константин Паустовский  принёс нам замечательный подарок – один из своих увлекательных рассказов. Создав это произведение, К.Паустовский хотел, чтобы мы читатели, поняли одну очень важную вещь.

- Вам  хочется узнать какую?

 

 

 

 

 

Коллективная беседа

 

 

 

Примерные ответы обучающихся.

- Очень хочется.

- Вы нас заинтриговали.

IV. Работа с текс - том до чтения.

1.Работа с заглавием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с ключевыми словами.

 

- Прочитайте заглавие произведения(стр. 74).

 

 

- Что можно узнать из заглавия?

 

 

- Что означает слово «ворюга»?

- От какого слова образовалось слово «ворюга»?

- Кто такой вор?

- А какой оттенок у слова «ворюга»?

 

 

 

 

- Прочитайте ключевые слова произведения.

(Слайд 3 )

 

 

 

 

- Можно ли по этим словам догадаться о содержании рассказа?

- На какие группы по смыслу можно разбить эти слова?

(Слайд 3 )

 

 

- Попробуйте предположить, что же произойдёт в  произведении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Смотрите сколько вас столько и различных версий вы выдвинули.

-  Как же узнать кто прав?

 

- Как будем читать?

 

 

 

 

- Значит, первая цель нашего урока?

 

 

-А какие цели вы ещё поставите на сегодняшний урок?

(цели учитель фиксирует на доске)

 

 

Коллективная беседа

Примерные ответы обучающихся

- Кот - ворюга.

- Наверное, главный героем  рассказа будет кот.

- Кличка у кота  Ворюга.

Примерные ответы обучающихся

- От слова «вор».

-Это тот, кто берёт чужое без разрешения.

- Это слово звучит грубо.

- Скорее  всего автор к коту относится плохо, за его проделки.

 

 

Индивидуальное осмысление

Коллективное обсуждение 

 

Примерные ответы обучающихся.

- Да можно.

 

 

кот          воровал          накормили      попался 

 престал воровать       

  хозяин и сторож

 

Примерные ответы обучающихся.

- Может быть, речь пойдёт  о коте, который после каких-то событий изменился, перестал воровать, а стал помогать сторожить.

- А может быть речь пойдёт о том, как повлияли на кота другие герои рассказа.

 

 

Примерные ответы обучающихся

- Надо прочитать произведение

- Вдумчиво, стараясь не допускать ошибок.

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

 - Учиться правильно читать. 

- Узнать подробнее  о коте.

- Определить главную мысль произведения.

-Попробуем разобраться: почему кот назван ворюгой, а среди ключевых  слов, встречаются слова сторож и хозяин.

V. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выявление первичного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурная пауза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное чтение комбинированное. Читает учитель и хорошо читающие обучающие, чтобы не нарушить целостное восприятие произведения.

1 часть

Читают  хорошо читающие обучающие, и учитель только помогает вести диалог с автором. Диалог уже включён в учебник.

Комментарии учителя,  направленные на развитие воображения детей, их эмоций.

Представили картину: «Объевшиеся куры лежали и стонали на солнце».

Представили картину: « С ужасающим воем сорвался с берёзы…» (Слайд  4)

Представили картину: «Подскочил, как футбольный мяч…»

2 часть

Читает учитель, комментируя:

       Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду (Это какой сад? Представили его. Слайд 4) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу (Т.е сделанная из тонких досок хвойных деревьев) .

      Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. (Слайд 4.Вокруг никто не живёт, природа нетронутая. Красота!!!) Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.(Значит они были выше человеческого роста?! Представили идёте и вас золотой пылью посыпают.  Красота!!!)      

      Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота.(Но вернувшись домой, вся красота вмиг исчезает. Снова босяцкие выходки кота. Босяцкие – от слова босяк, т.е. бродяга, оборванец)

3 часть

Читают хорошо читающие обучающие. Учитель даёт короткие комментарии, которые помогают детям эмоционально «прожить» ситуацию и эмоционально прочитывает последний абзац 3 части.

«Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без утомления» (Представляете это ужас).

«Он вцепился мёртвой хваткой» (Это как?)

«Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

 (Жалкое зрелище, правда?!)

«Кот ждал, зажмурив глаза». (Представляете чего от ждал).

«Кот ел больше часа». (О чём это говорит? Ворованное никогда никому не идёт на пользу.)

4 часть

Читает учитель и при чтении интонационно выделяет подчёркнутые слова.

     С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. (Что это был за поступок?)

     Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

     Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

     Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада. Впереди мчался, икая, голенастый  петух - дурак, прозванный "Горлачом".       

      Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. (Представили себе эту картину) От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

     После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

     С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

       Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

      Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем неудобно (Вот интересно почему?),                                                                            но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

- К какому литературному жанру его отнесём?

 

 

- Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного рассказа.

- Слова – помощники вы видите на слайде.

(Слайд 5)

- «Мне кажется…»;

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

 

- Мы много уже поработали, попробуем себя представить на месте кота, поджидающего, когда развесят  куканы с рыбой». Вот он вроде бы выглядывает (вытягивают шею и выполняют повороты головой влево и вправо), потягивается (поднимаются на носочки, делают наклон вперёд и возвращаются в исходное положение), подкрадывается, хватает, убегает (бег на месте), прячется.

- А теперь давайте посмотрим, насколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

Тест-игра «Самый внимательный читатель»

 (Слайд  6 )

Тест-игра.

1.От имени кого ведётся повествование:

а) Лёньки   б) кота  

в) автора

      2.  Кто главный герой:

       а) Лёнька   б) кота 

 в) голенастый петух

     3. Кот был:

а) серый  б) белый               в) рыжий

4. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня      б) через неделю     в) через 2 недели

5. Хвост у кота был:

а) пушистый     б) облезлый            в) грязный

    6. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц   б) 2 месяца      в) 2 недели

7. Кот полез с колбасой:

а) на дуб  б) на тополь         в) на берёзу

8.Кот свалился с берёзы:

а) как камень                   б) как футбольный мяч            

9. Будил всех:

а) стук яблок       б) стон кота      в) ветер

10. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася              в) плотицу

11 . Поесть давали коту:

 а) сметану  б) жареную свинину            в) творожники

12. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро          б) через день в) через 2 дня

(Слайд  6)

Ключ:

1.      В              4.  Б           7. В                    10.   Б 

2.      Б              5.  В           8. Б                     11. А,Б,В

3.      В              6.  А           9. А                    12. А

Проверка:

- У кого 11-12 правильных ответов – подойдите к учительскому столу, возьмите красное сердечко и прикрепите его в центр корзины.

 У кого 7-10 правильных ответов – возьмите синее сердечко и прикрепите его в центр.

У кого менее 6 правильных ответов – возьмите зелёное сердечко и прикрепите его в центр корзины.

- Кто прикрепил красные сердечки, погладьте себя по голове.

- Кто прикрепил синие сердечки, похлопайте   себе.

- Кто прикрепил зелёные сердечки, не огорчайтесь, сейчас, когда будете работать в группах вы, ещё раз обратитесь к содержанию рассказа, а дома более подробно его перечитаете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

Примерные ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

 

 

Примерные ответы обучающихся

- Был очень голодным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Может кого-то спас.

- Может кого-то прогнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

 

 

 

  - Это рассказ,  маленькое по объёму, описаны реальные события, мало героев.

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Повторное перечитывание, составление портрета главного  героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обобщающая беседа.

 

 

 

- Какие же проделки совершал кот?

- Давайте сейчас с вами составим портрет кота и выясним, почему у него были такие проделки.

-  Что входит в понятие «портрет»?

 

- Составлять портрет мы будем, работая в группах.

Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с заданием и работает 5 минут. Групп всего 6, а разных заданий 3. Так сделано для того, чтобы группы могли дополнять ответы друг друга.

Задания группам:

 

 

 

1.      Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

 

 

 

2.       Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он их совершает? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

 

 

 

 

 

3. Найдите в тесте  авторскую оценку главного персонажа. Почему автор называет кота ворюгой, а не воришкой или вором?

 

 

- Представители групп дают ответы на задания.

 

- Что же помогло коту превратиться из ворюги, в сторожа и хозяина?

 

Примерные ответы обучающихся

 

 

 

 

Изображение внешности героя, характера и авторская оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

Примерные ответы обучающихся

1. Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.  У нас он вызывает чувство жалости.

 

2.Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. Видно ему хотелось поживиться. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. А поступки он такие совершает от того, что у него не другого выхода.

 

3.Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.   Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.

 

 

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

- Чуточку тепла и доброта со стороны людей.

VII. Работа с текстом после чтения.

- Помните, в начале урока, я вас заинтриговала, сказав, что написав это произведение,  К.Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь, и если мы её поймём, то и поймём главный замысел автора рассказа. Так какую вещь мы с вами должны понять?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

- Вот почему, проверяя тест, вы получили сердечки. Человек с добрым сердцем  - настоящий волшебник.

(Слайд 7 )

Дополните фразу:

 

 

 

Каждой птице и каждому зверю  нужна…..

 

- А какой вывод вы сделали для себя?

 

 

 

 

-Мудрость наблюдательность русского народа скрыта в пословицах и недаром одна из них гласит:

- Добро всегда добром возвращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

- Прежде всего, кот смог из ворюги стать помощником, почувствовал себя хозяином и сторожем.

 

- Доброта и милосердие – великие вещи, которые творят чудеса…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное осмысление

Примерные ответы обучающихся

-  Людская доброта.

 

 

 

- Человек существо разумное, поэтому он должен заботиться о братьях своих меньших, защищать их и просто любить. Они в свою очередь тоже ответят добротой и лаской.


 

VII. Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас будет творческое,  и вы выбираете и выполняете то, которое вам по душе:

(Слайд 8  )

1. Пересказать рассказ от лица  кота.

2. Составить и написать письмо хозяину от лица кота (а кто собственно хозяин и о чем должно быть письмо, это задание не соответствует по уровню сложности 1-му и 3-му заданиям, поэт Ому его лучше убрать).

3. Составить рассказ – презентацию  о домашнем любимце. 

4. Подготовить иллюстрации к рассказу, соответствующие основным эпизодам.

 

VIII. Рефлексия.

- Вернёмся к целям нашего урока.

- Все ли цели достигнуты?

- Посмотрите на слайд и продолжите фразу:

- Сегодня на уроке…

- Я понял, что…

- Мне захотелось…

- Урок дал мне…

- Трудно было…

- Я почувствовал…

- Я научился…

- Я смог…

 

 

 

Примерные ответы обучающихся

 

 


 

Методическая разработка урока литературного чтения по

Методическая разработка урока литературного чтения по

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Вы работали дома над каким умение? -А можем ли мы оценить свою работу? -

Вы работали дома над каким умение? -А можем ли мы оценить свою работу? -

Создав это произведение, К.Паустовский хотел, чтобы мы читатели, поняли одну очень важную вещь

Создав это произведение, К.Паустовский хотел, чтобы мы читатели, поняли одну очень важную вещь

На какие группы по смыслу можно разбить эти слова? (Слайд 3 ) -

На какие группы по смыслу можно разбить эти слова? (Слайд 3 ) -

V . Работа с текстом во время чтения

V . Работа с текстом во время чтения

Выявление первичного восприятия

Выявление первичного восприятия

Выявление первичного восприятия

Выявление первичного восприятия

Физкультурная пауза

Физкультурная пауза

Физкультурная пауза

Физкультурная пауза

Первичное чтение комбинированное

Первичное чтение комбинированное

Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня (Слайд 6)

Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня (Слайд 6)

Обобщающая беседа. - Какие же проделки совершал кот? -

Обобщающая беседа. - Какие же проделки совершал кот? -

Обобщающая беседа. - Какие же проделки совершал кот? -

Обобщающая беседа. - Какие же проделки совершал кот? -

Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота

Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота

Составить и написать письмо хозяину от лица кота (а кто собственно хозяин и о чем должно быть письмо, это задание не соответствует по уровню сложности…

Составить и написать письмо хозяину от лица кота (а кто собственно хозяин и о чем должно быть письмо, это задание не соответствует по уровню сложности…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017