Урок литературного чтения в 4 классе. М. Метерлинк "Синяя птица"
Оценка 5

Урок литературного чтения в 4 классе. М. Метерлинк "Синяя птица"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
01.10.2018
Урок литературного чтения в 4 классе. М. Метерлинк "Синяя птица"
Презентация к уроку литературного чтения "Синяя Птица"
Литературное чтение Синяя Птица.docx

Тема. Постижение истинного смысла вещей. М. Метерлинк «Синяя птица». Сады Блаженств.

Цель урока. Выяснить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность идей; пробудить детей задуматься о смысле финала и ответить на главный вопрос: где искать счастье?

Задачи:

образовательные

-       обучать приёмам понимания прочитанного;

-       обучать приёмам работы с текстом;

-       обучать элементам литературоведческого анализа текста

развивающие

-       развивать коммуникативные умения через работу в группах;

-       умения решать жизненные ситуации, оценивать свои поступки, свою деятельность;

-       развивать   умения работать с текстом, отвечать на вопросы, делать выводы; выбирать главное, обобщать;

-       развивать умения и навыки речевой деятельности: чтения, слушания, говорения;

-       развивать творческие способности: составлять кластер, синквейн;

воспитательные

-       осуществлять воспитание доброты, отзывчивости, почитание родителей, взаимопонимания;

-        воспитывать умение ценить истинные духовные радости;

-       повышать уровень культуры учащихся;

-       осуществлять эстетическое воспитание, развивать представления о красоте и гармонии мира через исполнение музыки, поэзии

 

Оборудование:

учебник "Литературное чтение" 4 кл. ч. 2, автор Н. А. Чуракова;

аудиозаписи музыки И.Саца из балета "Синяя птица", фрагмента французской песни о счастье, отрывок из стихотворения  "Материнская любовь"; компьютерная презентации слайдов портрета Мориса Метерлинка, и детских рисунков, фотографии финала балета "Синяя птица", вопросов, высказываний, словарных справок.

Оформление: театральные кулисы, синяя птица.

Ход урока

I. Организация класса на урок. Вступительная беседа. Создание атмосферы заинтересованности.

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

 Поисковая деятельность (развитие мышления). Закрепление понятий.

– Ребята, займитесь шифровкой:

ПпьтеисцаадСрчаамсатья (Птица Счастья, пьеса, драма.)

– Почему я зашифровала эти слова?

– Объясните их.

(Пьеса – делится на действия и картины, действия расписаны по ролям; меняются декорации на сцене, в перерыве – антракт, когда зрители могут обменяться мнениями, отдохнуть.)

Драма – в переводе с греческого “действие”. Хочется играть, показывать мимикой, жестами. Это театр + литература.

Птица Счастья – Оба слова написаны с большой буквы, значит, речь в пьесе идет не о птице синего цвета, а о чем-то другом. О чем? Произведение посвящено поискам счастья. Сравнение с птицей. Счастье, как птицу, нужно суметь поймать.

Учитель надел очки.

– Ребята, у меня хорошее зрение, но сейчас я надела очки. Как вы думаете, почему? (Ученики предлагают разные версии.)

– Так для чего необходим этот предмет? (Чтобы лучше видеть.)

– А почему я сейчас воспользовалась очками? (Будем говорить о зрении…)

– В связи с чем? (Читаем произведение “Синяя птица” М.Метерлинка.)

– Причем здесь очки? (Герои пьесы обрели Истинное зрение.)

– Что значит “Истинное зрение”? (Учитель выслушивает ответы детей.)

Хочу сказать вам, что в 1911 году, Метерлинк был удостоен Нобелевской премии в области литературы за богатство воображения и творческой фантазии. А главной идеей автора стало высказывание: Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

 Сегодня на уроке мы с вами  продолжим поиски Синей Птицы на страницах в феерии (слайд- портрет М. Метерлинка), будем работать с текстом, группами, анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы, составим кластер и синквейн, вернёмся к высказыванию и вы скажите своё мнение.

Звучит тихая приятная музыка. Закройте глаза, послушайте музыку. Расслабьтесь. Думаем только о том, как нам сейчас хорошо, какие картины появились, что представили. Как сказать одним словом…

Вы побывали в мире блаженств.

 Что такое блаженство? (объяснения детей)

Блаженство – полное, невозмутимое счастье. (словарь Ожегова) слайд

Что для вас является блаженством. Вот как по - разному вы представляете себе блаженство

II Стимулирование и словесная оценка деятельности учащихся.

– Давайте вспомним очень кратко содержание этого удивительного произведения. Для этого я приготовила презентацию ваших рисунков. Перед вами краткое содержание сказки в фрагментах. Отправляемся в мир литературы… (Пояснение: к каждому слайду-рисунку ребята подбирают фрагмент произведения. Учитель не забывает называть автора нарисованной картины. Нашедшим первым учитель дает афоризм, разрезанный на части: “Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев)

– Когда происходит действие пьесы? (В Рождественскую ночь.)

– Что это значит? (Могут произойти любые чудеса.)

– Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно. Кому нужно было помочь? (Тяжело больной девочке.)

Взгляните на фею Берилюну, не правда ли она прекрасна? Показ рисунка старухи в чепце. Если вы не видите этого, достаточно повернуть её волшебный алмаз. При повороте рисунка на 90 градусов, старуха превращается в прекрасную юную принцессу.

 Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

Физминутка 1.

Предлагаю вам отдохнуть у фонтана Доброй Энергии и Жизненной Силы.
Давайте вверх тянуться –
К солнечным лучам.
Давайте наклоняться –
К чарующим цветам.
Вокруг все оглянемся –
Нет ли где беды?
На помощь чтобы другу,
Вовремя прийти.
(Проводится после отрывка про Блаженства.)

III. Формирование новых знаний.

Тильтиль и Митиль  отправляются в волшебные Сады, где обитают все земные Радости и Блаженства. Отправимся вместе с ними.

-Откройте учебник на странице 57. Прочитайте ремарки автора

Когда занавес раздвигается, то перед входом в Сады открывается нечто вроде залы с высокими мраморными колоннами, между которыми, закрывая глубину сцены, висят на золотых шнурах тяжелые пурпуровые занавесы Гирлянды цветов. Рога изобилия, вазы, статуи, всюду масса позолоты. Посредине тяжелый роскошный стол из яшмы и золоченой меди, заставленный канделябрами, хрусталем, золотыми и серебряными блюдами с дивными яствами. За столом и вокруг стола едят, пьют, орут, поют, размахивают руками, валяются на полу спят среди недоеденной дичи, райских плодов, кувшинов и опрокинутых чаш самые тучные земные Блаженства. Они огромны, неимоверно грузны, румяны, одеты в бархат и парчу, на головах у них золотые венцы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями Красивые рабыни разносят одно украшенное блюдо за другим и пенящиеся напитки. Сцену заливает тяжелый красный свет.

-Что это за мир, в который попадут наши герои? (это мир, противоположный царству Ночи: богатый,  яркий, красивый)

Какие Блаженства живут в волшебных Садах? (разные: маленькие и большие, тучные и стройные, прелестные и непривлекательные, пугливые и несчастные)

Чтение детьми по ролям чтения отрывка с. 59-60 (2 абзац)

С какими Блаженствами встретились дети сразу  при входе в Сады? (Тучные земные Блаженства)

Как зовут Самое тучное Блаженство?
- Блаженство Быть богатым.
Какие ещё Тучные Блаженства живут здесь?
1) Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды и Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода – это близнецы, ноги у них заплетаются.
2) Блаженство Ничего Не Знать (глухое), Блаженство Ничего Не Понимать (слепое)
3) Блаженство Спать Больше Чем Нужно и Блаженство Ничего Не Делать (У них руки как хлебный мякиш, а глаза – как желе из персиков)
4) Блаженство Быть Невыносимым похоже на дикаря. Даже Несчастья не хотят держать его у себя.
-Жизнь этих Блаженств определяется словами «Надо пить, есть, спать».
-Может ли среди этих пирующих Блаженств поселиться Синяя птица?

 -Как они о ней говорят?
-«Где-то я о ней слышал. По-моему она несъедобна».
Почему детям нельзя поддаваться на уговоры  Тучных Блаженств? Что об этом говорит Душа Света? Прочитайте. (Это искушающий забвением мир. Поддашься ему – потеряешь стремление идти к счастью.)

Стоит ли искать Синию Птицу  у Тучных Блаженств?

Поговорка

Когда я ем, я глух и нем (слайд -)

 Объясните её смысл. Поговорку часто говорят болтливым детям за столом. Но после чтения пьесы я увидела в ней и другой смысл. Ответы детей.

- Тучные Блаженства только и делают, что ничего не делают, часто думает только о еде и его ничего больше не интересует, он глух к окружающему миру и людям, он не может ничего услышать и заметить, и не может ничего сказать. К Синей Птице относятся как к продукту питания. У них нет стремления искать смысл жизни, счастье. Они его уже нашли в удовлетворении самых простых человеческих потребностей

- Почему рядом с садами тучных блаженств в пьесе - пещера Несчастий?

Ответы детей.

Потому, что блаженства могут довести до несчастья или до неприятностей.

Расскажите  на примере своего опыта как тучные блаженства могут довести до непрятностей

- Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

На доске вывешены карточки: Блаженство ничего не делать, Блаженство спать больше, чем нужно, Блаженство есть, когда не чувствуешь голода.

- Я наберусь смелости и попробую первая: "Я люблю шоколад и на Новый год им объелась. У меня началась аллергия. Я покрылась сыпью. Было очень плохо. Пришлось лечиться".

Высказывания детей:

- Я очень люблю спать. По утрам часто иду на поводу у своей лени и просыпаю начало уроков. Из-за этого у меня много неприятностей с учёбой.

- Иногда я поддаюсь блаженству ничего не делать. Но дела все равно есть и кроме меня их никто не сделает. После безделья нужно сделать гораздо больше, а если не успеваешь, мучает совесть.

- Каждый вторник и четверг я убираю в своей комнате. Но тут захотелось ничего не делать. Комната осталась неубранной. А неприятный разговор с мамой стал неизбежен.

- Однажды я спал больше, чем нужно и проспал занятия в кружке. В тот день дети репетировали выступление. Меня на выступление не взяли.

- Я хотела участвовать в научной конференции. Но в последний момент решила ничего не делать. На конференции я слушала других детей, и мне стало жаль, что я поленилась. Было очень обидно, что я не смогла довести до конца свою работу.

- Блаженство "ничего не делать" отговаривало меня выполнять работу по математике. Ты можешь списать и не трудиться. Но однажды я обнаружил, что перестал понимать задания и уже не могу делать их сам. А наверстывать упущенное оказалось очень трудно.

- Однажды я съел один огромный кусок торта, но потом мне стало плохо. Мама вызвала врача, думала, я отравился. А я просто съел больше, чем нужно.

- Молодцы, вы смело и честно рассказали и показали, как тучные блаженства могут довести до беды. Так что же, теперь не есть, не спать и не отдыхать вовсе?

Ответы детей:

- Нет. Только нужно знать меру.

- Нужно чтобы обжорство и лень не стали главными.

- Надо иметь силу воли.

- Есть нужно, но не объедаться.

(слайд- афоризм " Не нужно совсем избегать блаженств, но нельзя дать им завладеть собою")

IV. Музыкальная физминутка.

V. Работа над текстом.

Чтение авторских ремарок к следующей сцене.

- Пора повернуть волшебный алмаз, потому что нельзя давать тучным блаженствам завладеть собою.

Пиршественный стол исчезает бесследно. От светоносного дуновения, проносящегося по сцене, бархат, парча, венцы и смешные маски Тучных Блаженств приподнимаются, рвутся на части и падают к ногам ошеломленных сотрапезников. Сами Блаженства мгновенно опадают, точно проколотые пузыри, переглядываются, жмурятся от необычного для них, раздражающего их глаза света. Представ же наконец друг перед другом в своем настоящем виде, нагие, безобразные, дряблые, жалкие, они от стыда и от ужаса начинают дико кричать. Только мечутся в страхе, пытаются бежать и жмутся по углам, думая, что там их не видно. Но в ослепительно ярком саду нет тени. Поэтому большинство с решимостью отчаяния стремится проникнуть за грозный занавес, который в правом углу прикрывает вход в Пещеру Несчастий.

В то же мгновение сцена озаряется несказанно чистым, божественно нежным, ласкающим взгляд розовым светом. Тяжелые украшения переднего плана, плотные красные занавесы падают и исчезают, а за ними открывается волшебный тихий сад безмятежного покоя, нечто вроде храма зелени с прямыми аллеями, сад, где могучие, пышные, буйно растущие и в то же время рассаженные в определенном порядке деревья, отягченные ярко-зеленой листвой, где цветы и ликующая свежесть текущих, струящихся и бьющих отовсюду вод как бы разносят весть о счастье далеко вокруг.

Сады начинают наполняться ангелоподобными существами, как бы пробудившимися от долгого сна, - они плавно движутся меж деревьев. На них блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, утренней лазури, янтарной росы и т. д.

Вскоре появляются другие блаженства. Кто они? Домашние Блаженства.
 Что узнал о них Тильтиль? ( Это Блаженства, которые живут среди людей, о существовании которых человек порою даже не задумывается. Домашние Блаженства выносят свет алмаза.

Назовите их.

Блаженство Дождя;

Блаженство Зимнего Очага;

Блаженство бегать по Росе Босиком;

Блаженство Дышать Воздухом
Блаженство Любить Родителей
Блаженство Солнечных Дней
Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды на голубом небе;
Блаженство Созерцать Прекрасное
Блаженство – Быть Здоровым

Почему Синяя Птица может быть только у тех Блаженств, которые выносят свет алмаза? Чем они родственны Синей Птице? (выносят свет алмаза Блаженства, которые радуют глаз, душу, а не желудок. Родственны тем, что нелегко даются человеку)

– Какой урок вынесли дети, побывав в Садах Блаженств?

Вывод. Нужно уметь наслаждаться истинными блаженствами и ценить их. Это очень просто – они всегда рядом. Это природа, здоровье, любовь к близким и близких.

-Кто ещё кроме Блаженств живёт в Волшебных Садах? (Великие Радости)
- Что такое радость? Ответы детей.

(слайд со статьей из толкового словаря)

Назовите их

Радость Завершённого Труда
Радость Понимать
Радость Мыслить
Радость Материнской любви.

Чтение  диалога стр. 66- 67

 - Дети знают многие радости, но не узнают их. Почему?

(Можно настолько  привыкнуть ко всему, что окружает тебя, что уже не замечаешь красоты окружающего мира. То же самое с материнской любовью. Дети постоянно ощущают её на себе, она выражается в ежедневной материнской заботе, к которой дети настолько привыкли, что не замечают и не ценят её)

VI. Игра "Угадай маску. "Какая я радость?".

Три ученицы надевают театральные маски с надписями:

·         Радость завершенного труда.

·         Радость созерцать прекрасное.

·         Радость мыслить.

Девочки-ведущие не видят, какой персонаж они представляют. Оставшиеся игроки должны рассказать, при каких обстоятельствах они встречались с одной из трех великих радостей, называя имена участниц, но не говоря какую радость они представляют.

Учитель начинает игру:

- Я встретилась с Машей, когда увидела прекрасную картину в галерее.

Я встречаюсь с Леной, когда читаю умную книгу.

Я встретилась с Настей, когда испекла пирог.

Высказывания детей.

Про радость мыслить.

·         Я встречаюсь с Леной, когда участвую в олимпиадах.

·         Я встречаюсь с Леной, когда пишу интересное сочинение.

·         Я встречаюсь с Леной, когда решаю примеры.

·         Я встречаюсь с Леной, когда придумываю поздравления для мамы.

·         Я встречаюсь с Леной, когда слушаю учителя и отвечаю на разные вопросы.

Про радость созерцать прекрасное.

·         Я встретился с Машей, когда слушал красивую музыку.

·         Я встретилась с Машей, когда увидела красивый цветок, а на нем бабочку.

·         Я встретилась с Машей, когда сидела на берегу моря и смотрела на волны и закат солнца.

·         Я встретился с Машей, когда пошел смотреть собор.

·         Я встретился с Машей, когда пришел на выставку детского творчества во дворец творчества.

Про радость завершенного труда.

·         Я встретился с Настей, когда закончил вышивать для мамы салфетку.

·         Я встретилась с Настей, когда убрала свою комнату.

·         Я встретилась с Настей, когда выполнила все домашние задания.

·         Я встретилась с Настей, когда вымыла посуду.

·         Я встретился с Настей, когда сделал модель самолета.

·         Я встретился с Настей, когда подготовил доклад на конференцию.

После прослушивания высказываний ученицы в масках угадывают свои роли, снимают маски и под аплодисменты проверяют себя.

 -Какую Великую радость автор описывает особенно трогательно?
-Радость Материнской Любви.

– Объясните реплику Материнской Любви: “Там, у нас, я очень занята, мне всегда некогда. Но и недосказанное можно услышать…” О чем недосказанном идет речь?

– Что изумляет Тильтиля в матери? лаза, руки, кожа, голос.)

Материнская любовь - беззаветная, нежная, самоотверженная. Это величайший дар, которым природа наделила каждую женщину - любить своего ребенка. Кто еще может так утешить, как мама. Чьи руки могут быть мягче, добрее и обладать таким волшебным исцеляющим эффектом.
Но не всегда вовремя вспоминают люди, что и маме нужна их любовь и внимание, забота и утешение. Забывают об этом люди в погоне за успехом, счастьем, достатком, в борьбе за своё существование в этом жестоком мире.
Самая красивая музыка – о маме. Слушая её, многое понимаешь. И даже взрослый человек становится на время ребёнком, которому так нужна мамина
любовь.

Чтение по ролям диалога: Материнская Любовь  и Тильтиль.

Трудно жить, навеки мать утратив.
Нет счастливей вас, чья мать жива! 
Именем сестер моих и братьев
Вслушайтесь – молю! – в мои слова! 
Как бы ни манил вас бег событий. 
Как ни влек бы вас водоворот, 
Пуще глаза маму берегите 
От обид, от тягот и забот. 
Боль за сыновей – подобно мелу – 
Выбелит ей косы добела. 
Если даже сердце очерствело, 
Дайте маме капельку тепла! 
Если стали сердцем вы суровы, 
Будьте, дети, ласковее с ней. 
Берегите мать от злого слова: 
Знайте: дети ранят всех больней. 
Мать уйдет, и не изгладить шрама, 
Мать умрет, и боли не унять. 
Заклинаю: берегите маму! 
Дети мира, берегите мать! 
Чтобы в душу не проникла плесень, 
Чтоб не стала наша жизнь темна, 
Чтобы не забыть прекрасных песен, 
Тех, что в детстве пела нам она.

– Всегда ли вы видите истинную красоту своей мамы? Подумайте на ночь над этим.

VII  Подведём итог нашей работы

Работа в группах.

Напоминаю правила работы в группе: говорим в полголоса, выслушиваем мнение всех участников группы, выбираем правильный ответ. Работаем 3 минуты.

1 группа Приём «Кластер» Блаженства

 

2 группа Приём «Синквейн» Счастье

Счастье.

Необходимое, разное.

Существует, радует, помогает.

Хочется испытывать постоянно.

Чувство.

 

 

3 группа. Творческое задание.

Создать свою птицу счастья и напишите, как вы понимаете, что такое счастье.

Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое – счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители пьесы М. Метерлинка “Синяя птица” и мы вместе с ними.

4 группа Высказывание своей точки зрения.

Объясните, как понимаете пословицы и афоризмы.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

«В каждом доме, где живут с открытыми глазами,  все дни недели – воскресные»

“Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев

Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.

5 группа Приём «Кластер»  Великие радости

– Мы с вами живем в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное счастье. Но если мы будем чувствовать ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, сострадать друг к другу, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Счастье. Ведь “счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Оценивание. Комментарий.

VIII Рефлексия.

Кому сегодня удалось:

- кому сегодня удалось составить кластер - прикрепите  красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.

 -кому сегодня удалось обосновать свою точку зрения - прикрепите  красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.

 - кому сегодня удалось составить синквейн  - прикрепите  красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.

 - кому сегодня удалось создать свою птицу счастья - прикрепите  красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.

IX. Итог урока. 

Сравните ваши знания в начале урока и сейчас.

Что-то изменится в вашей жизни после этого урока?

X Объяснение домашнего задания.

Перечитать картину «Сады Блаженства»

На выбор:

Нарисовать одно из Истинных Блаженств.

 Написать мини - сочинение о том, как  Фея Бирюлина даёт каждому ребёнку  волшебное зёрнышко, из которого можно вырастить цветок своего счастья. В сказке нужно ответить на вопрос, почему одним людям удаётся вырастить этот цветок, а другим -  нет.

Придумать своё изречение о счастье. Начните его словами « Счастье – это…»

Найти пословицы о счастье.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема. Постижение истинного смысла вещей

Тема. Постижение истинного смысла вещей

Объясните их. ( Пьеса – делится на действия и картины, действия расписаны по ролям; меняются декорации на сцене, в перерыве – антракт, когда зрители могут…

Объясните их. ( Пьеса – делится на действия и картины, действия расписаны по ролям; меняются декорации на сцене, в перерыве – антракт, когда зрители могут…

Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно

Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно

Какие ещё Тучные Блаженства живут здесь? 1)

Какие ещё Тучные Блаженства живут здесь? 1)

Каждый вторник и четверг я убираю в своей комнате

Каждый вторник и четверг я убираю в своей комнате

Сады начинают наполняться ангелоподобными существами, как бы пробудившимися от долгого сна, - они плавно движутся меж деревьев

Сады начинают наполняться ангелоподобными существами, как бы пробудившимися от долгого сна, - они плавно движутся меж деревьев

VI . Игра "Угадай маску. "Какая я радость?"

VI . Игра "Угадай маску. "Какая я радость?"

Материнская любовь - беззаветная, нежная, самоотверженная

Материнская любовь - беззаветная, нежная, самоотверженная

Счастье. Необходимое, разное

Счастье. Необходимое, разное

I X . Итог урока. Сравните ваши знания в начале урока и сейчас

I X . Итог урока. Сравните ваши знания в начале урока и сейчас

Урок литературного чтения в 4 классе. М. Метерлинк "Синяя птица"

Урок литературного чтения в 4 классе. М. Метерлинк "Синяя птица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018