Тема. Постижение истинного смысла вещей. М. Метерлинк «Синяя птица». Сады Блаженств.
Цель урока. Выяснить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность идей; пробудить детей задуматься о смысле финала и ответить на главный вопрос: где искать счастье?
Задачи:
образовательные
- обучать приёмам понимания прочитанного;
- обучать приёмам работы с текстом;
- обучать элементам литературоведческого анализа текста
развивающие
- развивать коммуникативные умения через работу в группах;
- умения решать жизненные ситуации, оценивать свои поступки, свою деятельность;
- развивать умения работать с текстом, отвечать на вопросы, делать выводы; выбирать главное, обобщать;
- развивать умения и навыки речевой деятельности: чтения, слушания, говорения;
- развивать творческие способности: составлять кластер, синквейн;
воспитательные
- осуществлять воспитание доброты, отзывчивости, почитание родителей, взаимопонимания;
- воспитывать умение ценить истинные духовные радости;
- повышать уровень культуры учащихся;
- осуществлять эстетическое воспитание, развивать представления о красоте и гармонии мира через исполнение музыки, поэзии
Оборудование:
учебник "Литературное чтение" 4 кл. ч. 2, автор Н. А. Чуракова;
аудиозаписи музыки И.Саца из балета "Синяя птица", фрагмента французской песни о счастье, отрывок из стихотворения "Материнская любовь"; компьютерная презентации слайдов портрета Мориса Метерлинка, и детских рисунков, фотографии финала балета "Синяя птица", вопросов, высказываний, словарных справок.
Оформление: театральные кулисы, синяя птица.
Ход урока
I. Организация класса на урок. Вступительная беседа. Создание атмосферы заинтересованности.
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
Поисковая деятельность (развитие мышления). Закрепление понятий.
– Ребята, займитесь шифровкой:
ПпьтеисцаадСрчаамсатья (Птица Счастья, пьеса, драма.)
– Почему я зашифровала эти слова?
– Объясните их.
(Пьеса – делится на действия и картины, действия расписаны по ролям; меняются декорации на сцене, в перерыве – антракт, когда зрители могут обменяться мнениями, отдохнуть.)
Драма – в переводе с греческого “действие”. Хочется играть, показывать мимикой, жестами. Это театр + литература.
Птица Счастья – Оба слова написаны с большой буквы, значит, речь в пьесе идет не о птице синего цвета, а о чем-то другом. О чем? Произведение посвящено поискам счастья. Сравнение с птицей. Счастье, как птицу, нужно суметь поймать.
Учитель надел очки.
– Ребята, у меня хорошее зрение, но сейчас я надела очки. Как вы думаете, почему? (Ученики предлагают разные версии.)
– Так для чего необходим этот предмет? (Чтобы лучше видеть.)
– А почему я сейчас воспользовалась очками? (Будем говорить о зрении…)
– В связи с чем? (Читаем произведение “Синяя птица” М.Метерлинка.)
– Причем здесь очки? (Герои пьесы обрели Истинное зрение.)
– Что значит “Истинное зрение”? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Хочу сказать вам, что в 1911 году, Метерлинк был удостоен Нобелевской премии в области литературы за богатство воображения и творческой фантазии. А главной идеей автора стало высказывание: Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим поиски Синей Птицы на страницах в феерии (слайд- портрет М. Метерлинка), будем работать с текстом, группами, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составим кластер и синквейн, вернёмся к высказыванию и вы скажите своё мнение.
Звучит тихая приятная музыка. Закройте глаза, послушайте музыку. Расслабьтесь. Думаем только о том, как нам сейчас хорошо, какие картины появились, что представили. Как сказать одним словом…
Вы побывали в мире блаженств.
Что такое блаженство? (объяснения детей)
Блаженство – полное, невозмутимое счастье. (словарь Ожегова) слайд
Что для вас является блаженством. Вот как по - разному вы представляете себе блаженство
II Стимулирование и словесная оценка деятельности учащихся.
– Давайте вспомним очень кратко содержание этого удивительного произведения. Для этого я приготовила презентацию ваших рисунков. Перед вами краткое содержание сказки в фрагментах. Отправляемся в мир литературы… (Пояснение: к каждому слайду-рисунку ребята подбирают фрагмент произведения. Учитель не забывает называть автора нарисованной картины. Нашедшим первым учитель дает афоризм, разрезанный на части: “Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев)
– Когда происходит действие пьесы? (В Рождественскую ночь.)
– Что это значит? (Могут произойти любые чудеса.)
– Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно. Кому нужно было помочь? (Тяжело больной девочке.)
Взгляните на фею Берилюну, не правда ли она прекрасна? Показ рисунка старухи в чепце. Если вы не видите этого, достаточно повернуть её волшебный алмаз. При повороте рисунка на 90 градусов, старуха превращается в прекрасную юную принцессу.
Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.
Физминутка 1.
Предлагаю вам отдохнуть у фонтана Доброй Энергии и
Жизненной Силы.
Давайте вверх тянуться –
К солнечным лучам.
Давайте наклоняться –
К чарующим цветам.
Вокруг все оглянемся –
Нет ли где беды?
На помощь чтобы другу,
Вовремя прийти.
(Проводится
после отрывка про Блаженства.)
III. Формирование новых знаний.
Тильтиль и Митиль отправляются в волшебные Сады, где обитают все земные Радости и Блаженства. Отправимся вместе с ними.
-Откройте учебник на странице 57. Прочитайте ремарки автора
Когда занавес раздвигается, то перед входом в Сады открывается нечто вроде залы с высокими мраморными колоннами, между которыми, закрывая глубину сцены, висят на золотых шнурах тяжелые пурпуровые занавесы Гирлянды цветов. Рога изобилия, вазы, статуи, всюду масса позолоты. Посредине тяжелый роскошный стол из яшмы и золоченой меди, заставленный канделябрами, хрусталем, золотыми и серебряными блюдами с дивными яствами. За столом и вокруг стола едят, пьют, орут, поют, размахивают руками, валяются на полу спят среди недоеденной дичи, райских плодов, кувшинов и опрокинутых чаш самые тучные земные Блаженства. Они огромны, неимоверно грузны, румяны, одеты в бархат и парчу, на головах у них золотые венцы, украшенные жемчугом и драгоценными камнями Красивые рабыни разносят одно украшенное блюдо за другим и пенящиеся напитки. Сцену заливает тяжелый красный свет.
-Что это за мир, в который попадут наши герои? (это мир, противоположный царству Ночи: богатый, яркий, красивый)
Какие Блаженства живут в волшебных Садах? (разные: маленькие и большие, тучные и стройные, прелестные и непривлекательные, пугливые и несчастные)
Чтение детьми по ролям чтения отрывка с. 59-60 (2 абзац)
С какими Блаженствами встретились дети сразу при входе в Сады? (Тучные земные Блаженства)
Как зовут Самое тучное Блаженство?
- Блаженство Быть богатым.
Какие ещё Тучные Блаженства живут здесь?
1) Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь
Жажды и Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода – это близнецы, ноги у
них заплетаются.
2) Блаженство Ничего Не Знать (глухое),
Блаженство Ничего Не Понимать (слепое)
3) Блаженство Спать Больше Чем Нужно и
Блаженство Ничего Не Делать (У них руки как хлебный мякиш, а глаза – как желе
из персиков)
4) Блаженство Быть Невыносимым похоже на
дикаря. Даже Несчастья не хотят держать его у себя.
-Жизнь этих Блаженств определяется словами
«Надо пить, есть, спать».
-Может ли среди этих пирующих Блаженств
поселиться Синяя птица?
-Как они о ней говорят?
-«Где-то я о ней слышал. По-моему она
несъедобна».
Почему
детям нельзя поддаваться на уговоры Тучных Блаженств? Что об этом говорит Душа
Света? Прочитайте. (Это искушающий забвением мир. Поддашься ему – потеряешь
стремление идти к счастью.)
Стоит ли искать Синию Птицу у Тучных Блаженств?
Поговорка
Когда я ем, я глух и нем (слайд -)
Объясните её смысл. Поговорку часто говорят болтливым детям за столом. Но после чтения пьесы я увидела в ней и другой смысл. Ответы детей.
- Тучные Блаженства только и делают, что ничего не делают, часто думает только о еде и его ничего больше не интересует, он глух к окружающему миру и людям, он не может ничего услышать и заметить, и не может ничего сказать. К Синей Птице относятся как к продукту питания. У них нет стремления искать смысл жизни, счастье. Они его уже нашли в удовлетворении самых простых человеческих потребностей
- Почему рядом с садами тучных блаженств в пьесе - пещера Несчастий?
Ответы детей.
Потому, что блаженства могут довести до несчастья или до неприятностей.
Расскажите на примере своего опыта как тучные блаженства могут довести до непрятностей
- Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.
На доске вывешены карточки: Блаженство ничего не делать, Блаженство спать больше, чем нужно, Блаженство есть, когда не чувствуешь голода.
- Я наберусь смелости и попробую первая: "Я люблю шоколад и на Новый год им объелась. У меня началась аллергия. Я покрылась сыпью. Было очень плохо. Пришлось лечиться".
Высказывания детей:
- Я очень люблю спать. По утрам часто иду на поводу у своей лени и просыпаю начало уроков. Из-за этого у меня много неприятностей с учёбой.
- Иногда я поддаюсь блаженству ничего не делать. Но дела все равно есть и кроме меня их никто не сделает. После безделья нужно сделать гораздо больше, а если не успеваешь, мучает совесть.
- Каждый вторник и четверг я убираю в своей комнате. Но тут захотелось ничего не делать. Комната осталась неубранной. А неприятный разговор с мамой стал неизбежен.
- Однажды я спал больше, чем нужно и проспал занятия в кружке. В тот день дети репетировали выступление. Меня на выступление не взяли.
- Я хотела участвовать в научной конференции. Но в последний момент решила ничего не делать. На конференции я слушала других детей, и мне стало жаль, что я поленилась. Было очень обидно, что я не смогла довести до конца свою работу.
- Блаженство "ничего не делать" отговаривало меня выполнять работу по математике. Ты можешь списать и не трудиться. Но однажды я обнаружил, что перестал понимать задания и уже не могу делать их сам. А наверстывать упущенное оказалось очень трудно.
- Однажды я съел один огромный кусок торта, но потом мне стало плохо. Мама вызвала врача, думала, я отравился. А я просто съел больше, чем нужно.
- Молодцы, вы смело и честно рассказали и показали, как тучные блаженства могут довести до беды. Так что же, теперь не есть, не спать и не отдыхать вовсе?
Ответы детей:
- Нет. Только нужно знать меру.
- Нужно чтобы обжорство и лень не стали главными.
- Надо иметь силу воли.
- Есть нужно, но не объедаться.
(слайд- афоризм " Не нужно совсем избегать блаженств, но нельзя дать им завладеть собою")
IV. Музыкальная физминутка.
V. Работа над текстом.
Чтение авторских ремарок к следующей сцене.
- Пора повернуть волшебный алмаз, потому что нельзя давать тучным блаженствам завладеть собою.
Пиршественный стол исчезает бесследно. От светоносного дуновения, проносящегося по сцене, бархат, парча, венцы и смешные маски Тучных Блаженств приподнимаются, рвутся на части и падают к ногам ошеломленных сотрапезников. Сами Блаженства мгновенно опадают, точно проколотые пузыри, переглядываются, жмурятся от необычного для них, раздражающего их глаза света. Представ же наконец друг перед другом в своем настоящем виде, нагие, безобразные, дряблые, жалкие, они от стыда и от ужаса начинают дико кричать. Только мечутся в страхе, пытаются бежать и жмутся по углам, думая, что там их не видно. Но в ослепительно ярком саду нет тени. Поэтому большинство с решимостью отчаяния стремится проникнуть за грозный занавес, который в правом углу прикрывает вход в Пещеру Несчастий.
В то же мгновение сцена озаряется несказанно чистым, божественно нежным, ласкающим взгляд розовым светом. Тяжелые украшения переднего плана, плотные красные занавесы падают и исчезают, а за ними открывается волшебный тихий сад безмятежного покоя, нечто вроде храма зелени с прямыми аллеями, сад, где могучие, пышные, буйно растущие и в то же время рассаженные в определенном порядке деревья, отягченные ярко-зеленой листвой, где цветы и ликующая свежесть текущих, струящихся и бьющих отовсюду вод как бы разносят весть о счастье далеко вокруг.
Сады начинают наполняться ангелоподобными существами, как бы пробудившимися от долгого сна, - они плавно движутся меж деревьев. На них блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, утренней лазури, янтарной росы и т. д.
Вскоре
появляются другие блаженства. Кто они? Домашние Блаженства.
Что
узнал о них Тильтиль? ( Это Блаженства, которые живут среди людей, о
существовании которых человек порою даже не задумывается.
Домашние Блаженства выносят свет алмаза.
Назовите их.
Блаженство Дождя;
Блаженство Зимнего Очага;
Блаженство бегать по Росе Босиком;
Блаженство Дышать Воздухом
Блаженство Любить Родителей
Блаженство Солнечных Дней
Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды на
голубом небе;
Блаженство Созерцать Прекрасное
Блаженство – Быть Здоровым
Почему Синяя Птица может быть только у тех Блаженств, которые выносят свет алмаза? Чем они родственны Синей Птице? (выносят свет алмаза Блаженства, которые радуют глаз, душу, а не желудок. Родственны тем, что нелегко даются человеку)
– Какой урок вынесли дети, побывав в Садах Блаженств?
Вывод. Нужно уметь наслаждаться истинными блаженствами и ценить их. Это очень просто – они всегда рядом. Это природа, здоровье, любовь к близким и близких.
-Кто ещё кроме Блаженств живёт в Волшебных Садах? (Великие
Радости)
- Что
такое радость? Ответы детей.
(слайд со статьей из толкового словаря)
Назовите их
Радость Завершённого Труда
Радость Понимать
Радость Мыслить
Радость Материнской любви.
Чтение диалога стр. 66- 67
- Дети знают многие радости, но не узнают их. Почему?
(Можно настолько привыкнуть ко всему, что окружает тебя, что уже не замечаешь красоты окружающего мира. То же самое с материнской любовью. Дети постоянно ощущают её на себе, она выражается в ежедневной материнской заботе, к которой дети настолько привыкли, что не замечают и не ценят её)
VI. Игра "Угадай маску. "Какая я радость?".
Три ученицы надевают театральные маски с надписями:
· Радость завершенного труда.
· Радость созерцать прекрасное.
· Радость мыслить.
Девочки-ведущие не видят, какой персонаж они представляют. Оставшиеся игроки должны рассказать, при каких обстоятельствах они встречались с одной из трех великих радостей, называя имена участниц, но не говоря какую радость они представляют.
Учитель начинает игру:
- Я встретилась с Машей, когда увидела прекрасную картину в галерее.
Я встречаюсь с Леной, когда читаю умную книгу.
Я встретилась с Настей, когда испекла пирог.
Высказывания детей.
Про радость мыслить.
· Я встречаюсь с Леной, когда участвую в олимпиадах.
· Я встречаюсь с Леной, когда пишу интересное сочинение.
· Я встречаюсь с Леной, когда решаю примеры.
· Я встречаюсь с Леной, когда придумываю поздравления для мамы.
· Я встречаюсь с Леной, когда слушаю учителя и отвечаю на разные вопросы.
Про радость созерцать прекрасное.
· Я встретился с Машей, когда слушал красивую музыку.
· Я встретилась с Машей, когда увидела красивый цветок, а на нем бабочку.
· Я встретилась с Машей, когда сидела на берегу моря и смотрела на волны и закат солнца.
· Я встретился с Машей, когда пошел смотреть собор.
· Я встретился с Машей, когда пришел на выставку детского творчества во дворец творчества.
Про радость завершенного труда.
· Я встретился с Настей, когда закончил вышивать для мамы салфетку.
· Я встретилась с Настей, когда убрала свою комнату.
· Я встретилась с Настей, когда выполнила все домашние задания.
· Я встретилась с Настей, когда вымыла посуду.
· Я встретился с Настей, когда сделал модель самолета.
· Я встретился с Настей, когда подготовил доклад на конференцию.
После прослушивания высказываний ученицы в масках угадывают свои роли, снимают маски и под аплодисменты проверяют себя.
-Какую Великую радость автор описывает особенно
трогательно?
-Радость Материнской Любви.
– Объясните реплику Материнской Любви: “Там, у нас, я очень занята, мне всегда некогда. Но и недосказанное можно услышать…” О чем недосказанном идет речь?
– Что изумляет Тильтиля в матери? (Глаза, руки, кожа, голос.)
Материнская
любовь - беззаветная, нежная, самоотверженная. Это величайший дар, которым
природа наделила каждую женщину - любить своего ребенка. Кто еще может так
утешить, как мама. Чьи руки могут быть мягче, добрее и обладать таким волшебным
исцеляющим эффектом.
Но не всегда вовремя вспоминают люди, что и
маме нужна их любовь и внимание, забота и утешение. Забывают об этом люди в
погоне за успехом, счастьем, достатком, в борьбе за своё существование в этом
жестоком мире.
Самая красивая музыка – о маме. Слушая её,
многое понимаешь. И даже взрослый человек становится на время ребёнком,
которому так нужна мамина любовь.
Чтение по ролям диалога: Материнская Любовь и Тильтиль.
Трудно жить, навеки мать утратив.
Нет счастливей вас, чья мать жива!
Именем сестер моих и братьев
Вслушайтесь – молю! – в мои слова!
Как бы ни манил вас бег событий.
Как ни влек бы вас водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – подобно мелу –
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова:
Знайте: дети ранят всех больней.
Мать уйдет, и не изгладить шрама,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Чтобы в душу не проникла плесень,
Чтоб не стала наша жизнь темна,
Чтобы не забыть прекрасных песен,
Тех, что в детстве пела нам она.
– Всегда ли вы видите истинную красоту своей мамы? Подумайте на ночь над этим.
VII Подведём итог нашей работы
Работа в группах.
Напоминаю правила работы в группе: говорим в полголоса, выслушиваем мнение всех участников группы, выбираем правильный ответ. Работаем 3 минуты.
1 группа Приём «Кластер» Блаженства
2 группа Приём «Синквейн» Счастье
Счастье.
Необходимое, разное.
Существует, радует, помогает.
Хочется испытывать постоянно.
Чувство.
3 группа. Творческое задание.
Создать свою птицу счастья и напишите, как вы понимаете, что такое счастье.
Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое – счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители пьесы М. Метерлинка “Синяя птица” и мы вместе с ними.
4 группа Высказывание своей точки зрения.
Объясните, как понимаете пословицы и афоризмы.
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
«В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели – воскресные»
“Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.” И. Шевелев
Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое.
5 группа Приём «Кластер» Великие радости
– Мы с вами живем в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное счастье. Но если мы будем чувствовать ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, сострадать друг к другу, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Счастье. Ведь “счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Оценивание. Комментарий.
VIII Рефлексия.
Кому сегодня удалось:
- кому сегодня удалось составить кластер - прикрепите красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.
-кому сегодня удалось обосновать свою точку зрения - прикрепите красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.
- кому сегодня удалось составить синквейн - прикрепите красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.
- кому сегодня удалось создать свою птицу счастья - прикрепите красную птицу, у кого получилось с помощью одноклассников или учителя – синюю птицу, встретились трудности – жёлтую птицу.
IX. Итог урока.
Сравните ваши знания в начале урока и сейчас.
Что-то изменится в вашей жизни после этого урока?
X Объяснение домашнего задания.
Перечитать картину «Сады Блаженства»
На выбор:
Нарисовать одно из Истинных Блаженств.
Написать мини - сочинение о том, как Фея Бирюлина даёт каждому ребёнку волшебное зёрнышко, из которого можно вырастить цветок своего счастья. В сказке нужно ответить на вопрос, почему одним людям удаётся вырастить этот цветок, а другим - нет.
Придумать своё изречение о счастье. Начните его словами « Счастье – это…»
Найти пословицы о счастье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.