С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. • знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
• продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
• обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений)
Урок чтения в 4 классе.
Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель»
Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания
произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать
мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке
Задачи:
знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения
анализировать его;
обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной
самостоятельности( выдвижение предположений);
развивать воображение.
развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе
заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому
плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного
чтения с соблюдением всех необходимых норм;
прививать любовь и интерес к чтению;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию
Методы обучения: наглядноиллюстративный, ИКТ, технология развития
критического мышления
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)
Средства обучения:
учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»
карточки
Ход урока
I.
Организационный момент
II Работа с текстом до чтения (стадия вызова)1) Разгадайте кроссворд
У
К Т
У К
Р А
И
Ц
А
Д
О
Р
О
Г
К Г
У
У
О
С К А З
С
Е
Т
Ь
Р
О
О
Р
З
И
Н
А
1. Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (курица)
2. Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)
3. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями.
(куст)
4. Бел, как снег,
Надут как мех
На лопатах ходит (гусь)
5. Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень просто сломать.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (корзина)
6. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звёзды
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
Найдите ключевое слово. (Рассказ)
Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение
небольшого размера.
2)Сообщение об авторе. Выставка книг
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя
Михаила Пришвина.
Ученик:
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении
Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в
политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность
агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также
корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже
директором школы. Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович
пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском
журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь
когда Пришвину было 52 года вышла его первая книжка «Матрёшка в
картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик»,
«Ёж», «Лисичкин хлеб»
Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»
Кто же такой изобретатель? (ответы детей)
В толковом словаре написано:
«Изобретатель тот, кто изобрел чтонибудь новое, прежде неизвестное»
А теперь откройте учебники на странице 93. Рассказ называется
IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая стадия
1) Обсуждение заголовка и иллюстрации
«Изобретатель»
произведение.
Подумайте, о чём этот рассказ? (рассуждения детей)
А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?
Почему автор назвал рассказ именно так?
Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это
3) Чтение 1 части текста (Дикие утята) Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал
себе утят…)
Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
Чтение 2 части (Как Пиковая Дама стала утиной мамой)
Оправдались ваши предположения?
Кто помог высиживать утиные яйца?
Что значит «пустая голова»?
Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
Кто такая Пиковая Дама?
Что может произойти дальше?
Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)
Предположение подтвердилось?
Почему Пиковая Дама была сердита?
Подумайте, как могут развернуться события дальше?
Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)
Оправдался ли ваш прогноз?
Что значит «воин ростом с огурец»?
Кого он так называет?
Почему автор назвал так утёнка?
Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
Как вы думаете, что же будет дальше?
Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы
можете к ней задать.
Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)
Подтвердились ваши предположения?
Дети задают вопросы к отрывку.
Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
Как утёнок мог вылезти из корзины?
Предположите, чем закончится эта история.
Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)
Оправдались ваши прогнозы?
Можно ли назвать утёнка изобретателем?
Прочитайте последнее предложение.
Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
Почему? (Понятно, что утенокизобретатель и это стало его именем)
Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть
изобретателями, или только люди могут чтото изобрести?»
V. Обобщающая беседа
Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни? Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них
определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.
Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на
людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»
VI Самостоятельная работа
Восстановите последовательность событий
Записать план рассказа в тетради (стр. 76)
VII Итог урока. Рефлексия
Ребята, наш урок подходит к концу.
Скажите, понравился он или нет?
Что запомнилось больше всего?
А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:
Смекнешь да схитришь врагов победишь.
Сметлив и хитер пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
VIII Домашнее задание
1) О Михаиле Пришвине говорят: писательгеограф, писательохотник,
писательпутешественник. А кто же он в первую очередь?
2) Придумать веселую историю про утенка
3) работа в тетради стр.76
4) Прочитать рассказ «Изобретатель» стр. 9396, пересказ от своего имени.