Урок литературного чтения "В.Осеева. Волшебное слово".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: 2 УМК: «Школа России» Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово» Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: 1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости; 2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся; 3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Иконка файла материала конспект.docx
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «В.А.Осеева «Волшебное слово» Класс: 2 УМК: «Школа России» Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,  Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово» Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: 1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать  представление о добре и отзывчивости; 2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать  коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся; 3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу. Планируемый результат обучения и формирования УУД: Метапредметные (МПР): регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить;  осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои  достижения на уроке; познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для  дальнейшего обучения, понимать цель чтения; коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение  убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее  решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к  другу во время работы. Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,  осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы,  соотносить героев с нравственными нормами. Предметные (ПР):соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные  взаимоотношения; формулировать правила поведения. Тип урока: изучение нового материала Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийная  презентация, учебник «литературное чтение» часть 2, карточки. 1. Орг. Момент. Слайд 3 Ход урока. ­Здравствуйте, ребята.Садитесь. Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка  помогает нам показать своё доброе отношение и расположение к человеку. I. Вызов. 1. Проверка домашнего задания. Слайд 4 Начнем мы наш урок, как всегда, с проверки домашнего задания.С каким  произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Два пирожных») Кто  автор рассказа? Кто из главных героинь понравился вам больше и почему? Как  вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю? А сейчас проверим как вы  приготовили дома чтение по ролям этого рассказа. ­ Молодцы, ребята. Хорошо подготовились! 2. Актуализация знаний. ­ Ребята, а какими были ваши первые слова, когда вы вошли сегодня в школу? А  как могут люди приветствовать друг друга? (пожать руку, поклониться,  наклоном головы). Слайд 5 ­ Мы здороваемся не только с близкими нам людьми и друзьями, но даже с  незнакомцами. Приветствие настолько распространено, что ежегодно 21 ноября  отмечается Всемирный день приветствий. В каждой стране, культуре есть  определенные правила приветствия. В некоторых странах приветствие настолько необычно, что вызывает улыбку у представителей других культур.Очень красивый ритуал приветствия в северных странах Африки. Когда они  здороваются, то подносят свою правую руку сначала ко лбу, потом к груди и к  губам. Эти жесты можно перевести, как «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я  уважаю тебя».  В Новой Зеландии маори (коренное население) при встрече касаются носами.  Такая традиция существует у них с давних времен и символизирует «дыхание  жизни». После такого приветствия Вас уже не считают незнакомцем, а  воспринимают, как близкого человека. Существует еще множество уникальных традиций приветствия. Сколько  народов, столько и культур приветствий. Каждое «здравствуй» индивидуально и  несет в себе особый, глубокий смысл. Некоторые традиции приветствия  удивляют, другие – вызывают улыбку. Но, без сомнения, в какой бы стране Вы не здоровались, приветствуя, люди желают только здоровья, тепла, добра, света и  любви. Как бы это приветствие не выражалось.  3. Речевая разминка. Слайд 6 ­А теперь прочитайте это стихотворение: Был вежлив  Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил. (С.Я. Маршак)  Прочитайте про себя.  Прочитайте хором.  Прочитайте медленно.  Прочитайте быстро.  Прочитайте очень тихо, а слово «Спасибо» громко. ­ Можно ли назвать этого мальчика вежливым и почему?  ­ Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)­А каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих? ­Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека? ­На зеленой карточке у вас в два столбика записаны слова, обозначающие  название предметов и слова, обозначающие признак предмета. Слайд 7 сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное ­Стрелкой соедините слова, связанные по смыслу. ­Давайте проверим правильность выполнения задания. Слайд 8 ­Какое словосочетание здесь лишнее? Почему?  ­ Можем ли мы употребить слово «волшебное» с другими словами из первого  столбика? Что у вас получилось? ­ Предположите, какое из этих словосочетаний будет темой нашего урока? ­ А теперь на желтых листочках запишите свои слова, которые вы считаете  волшебными.( Выполняют). ­ В конце урока мы еще вернемся к вашим словам и узнаем, совпадает ли ваше  мнение с мнением автора произведения,с которым мы познакомимся сегодня на  уроке. 5. Знакомство с новой темой. Слайд 9 ­На доске зашифровано имя и фамилия автора этого произведения. Назовите его. ( а,В,а,н,т,е,л,и ; в,с,е,а,е,О)  ­ А сейчас Настя Канышкина расскажет нам о Валентине Александровне  Осеевой.(Выступление 1­го ученика о жизни и творчестве писательницы.) Слайд 10 ­Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её  прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать –  корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре  вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив  гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в  Москву.  Здесь она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для  малолетних правонарушителей. 16 лет своей жизни она посвятила этому  делу. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство. Вечерами она  придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, что «такое хорошо, и что  такое плохо». Первый свой рассказ «Гришка» она отнесла в редакцию  именно по просьбе своих воспитанников. А за книгу «Васек Трубачев и его  товарищи» получила главную награду — государственную премию. (Выступление 2­го ученика о жизни и творчестве писательницы.) Слайд 11 ­ А я еще хочу добавить, что книги Валентины Осеевой были  переведены на много языков. Большой успех выпал на долю повести  "Динка", которую она написала в 1959 году, позже по ней снимут  фильмы "Найди меня, Леня" и "Раннее, раннее утро..." Похоронена  писательница в Москве на Ваганьковском кладбище. ­ В библиотеке нашей школы много книг этой прекрасной писательницы и  я думаю, что после нашего сегодняшнего урока, вы обязательно  заинтересуетесь творчеством В.А. Осеевой. 6. Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста» Слайд 12­А сейчас мы немного отдохнем и поиграем. Внимательно послушайте задание.  Вы должны выполнять упражнение только тогда, когда услышите слово  «пожалуйста». ­Встаньте, пожалуйста! ­Руки вверх! ­Пожалуйста, руки вверх! ­В стороны! ­Пожалуйста, в стороны! ­Пожалуйста вниз! ­Руки на пояс! ­Пожалуйста, руки на пояс! ­Наклоны туловища вправо и влево, начинай! ­Пожалуйста, наклоны туловища вправо и влево, начинай! ­Закончить упражнение! ­Пожалуйста, закончите упражнение! ­Пожалуйста, садитесь! ­ Готовясь к нашему уроку, в одной из книг, я нашла обращение Валентины  Осеевой к Вам, ее маленьким читателям. Послушайте его: ­ Дорогие, ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать  маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи  взрослых. Один раз мама спросила: ­ Понравился тебе рассказ? Я  ответила: ­ Не знаю, я о нем не думала. Мама очень огорчилась. ­ Мало  уметь читать, надо уметь думать!­ сказала она. С тех пор, прочитав  рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и  мальчиков, а иногда о своих собственных. И так как в жизни это мне  очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам  легче было научиться читать и думать. Слайд 13­ Какие прекрасные слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать!» Чему же мы будем сегодня учиться на уроке? ­ Рассказ В. Осеевой, с которым мы сегодня познакомимся, называется  «Волшебное слово». ­ Ребята,а как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?  Словарная работа ­Прежде чем познакомиться с рассказом мы поработаем над трудными словами и объясним их значение. Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений. Слайд 14 про ­ бор­ мо — та ­ ла ­ пробормотала противень ­ сняла с про­тив­ня Пробормотала ­ сказать быстро и невнятно. Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в  духовом шкафу. ­ А теперь давайте откроем учебник на с. 87 и обратим внимание на текст.  Посмотрите, объяснение каких слов и выражений предлагает нам учебник. (Дети  находят и читают). Чуть не поддал хорошенько Стряпает ­Давайте в словарике найдём и прочитаем объяснения этого слова и выражения. Чуть не поддал хорошенько ­ чуть не ударил. Стряпает – готовит пищу. 7. Первичное знакомство с произведением. Слайд 15 ­ Сейчас прочитаем этот рассказ. Я начну, а вы продолжите. Все  внимательно следят . ( Чтение рассказа учителем, затем сильными учениками) 8. Проверка восприятия. ­Назовите главного героя. ­Понравился вам мальчик? Почему?­ Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале  рассказа? ­Кто помог мальчику? ­Какое волшебное слово старик открыл мальчику? 9. Повторное чтение ­ Сейчас вы будете читать рассказ еще раз «жужжащим» чтением. По ходу  чтения найдите в тексте ответы на вопросы: Слайд 16  Что происходило с Павликом до встречи со старичком?  Как нужно произносить волшебное слово?  Какой совет дал старичок Павлику?  Как изменился Павлик после разговора со старичком?  Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал  тайну волшебного слова?Действительно ли Павлик встретил в сквере  волшебника? А как можно назвать старичка? 10 Итог урока. ­ Сегодня мы с вами прочитали замечательный рассказ В. Осеевой.  ­ Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает  главную мысль рассказа? 1. За добро … добру и учит. 2. Добрый человек… добром и платят. 3. Добрый человек… век учись. 4. Век живи … в добре проживет век.   Давай вернемся к началу урока, когда вы на карточках писали ваши  волшебные слова. Зачитайте их. (Дети читают). Сейчас, когда мы  прочитали рассказ В. Осеевой какие слова вы назовете волшебными? (это  вежливые слова) А сейчас проверим, как вы знаете вежливые слова. У вас на столах лежат  карточки со стихотворением, в которое вы должны вставить пропущенные  слова.  Давайте проверим, как вы справились с работой. Прочитайте.(Проверка  работы на слайде) Растает даже ледяная глыба, от слова теплого СПАСИБО. Зазеленеет старый пень, когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Если больше есть не в силах; скажем маме мы: СПАСИБО. Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь ЗДРАВСТВУЙТЕ. Когда нас бранят за шалости, говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. И во Франции, и в Дании, на прощание говорим ДО СВИДАНИЯ!  10. Рефлексия. ­ Давайте прочитаем слова, записанные на доске: Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе. – Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? Много славных дел ждёт вас, но прежде всего, вы должны вырасти  настоящими людьми: добрыми, смелыми, толерантными, вежливыми.  Этому нужно учиться с детства. Нужно чаще и уместно использовать  вежливые слова. Ваши поступки должны тоже быть добрыми, чтобы не  приходилось краснеть ни вам, ни нам, ни родителям и вашим верным  друзьям. Надо стараться во всём и везде быть полезным. 11. Домашнее задание. Составить план рассказа.Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе программа «Школа России» Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово» Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: 1) познакомить детей с  произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и  отзывчивости;2) развивать навыки чтения, творческие способности,  мышление, речь,развивать коммуникативные навыки общения,  социокультурный опыт  учащихся; 3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу. Планируемый результат обучения и формирования УУД: Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для  дальнейшего обучения, понимать цель чтения. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться,  находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные  отношения друг к другу во время работы. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,  осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами. Педагогические технологии, используемые на уроке: 1.технология деятельностного подхода; 2.здоровьесберегающие технологии; 3.технологии сотрудничества; 4.игровые технологии. Данный урок построен с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования.  Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа  урока и структуре урока с применением деятельностной технологии.  При подготовке урока были учтены особенности и уровень подготовки учащихсякласса.  Для организации учебной деятельности были использованы такие формы как  групповая, индивидуальная. Состоялись дидактические отношения учитель­ученик, ученик­ученик, ученик ­  учебный материал. Для снятия физического и психологического напряжения была проведена  физминутка. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной  мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, групповые и  фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение  словесных, визуальных методов способствовали достижению целей урока,  стимулировали познавательные и исследовательские интересы учащихся. Использование компьютерных технологий на уроке ( в соответствии с нормами, 7­ 15 минут) дало возможность для полноценной работы по встраиванию нового  материала в систему знаний и подведения итогов урока. Важную роль на уроке имел здоровьесберегающий аспект: была создана ситуацию  психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем  мнении, он не боялся высказываться. На уроке применены различные виды  деятельности учащихся, смена которых во время урока способствовала  наименьшей утомляемости учащихся и их лучшей работоспособности. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель ­ ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное закрепление  изученного материала.  На основании этого, можно сделать вывод, что цель урока была достигнута,  предметные, метапредметные и личностные задачи реализованы.Карточка № 1. Карточка № 1. сказка деревянная сказка деревянная палочка красивый палочка красивый лампа интересная лампа интересная слово настольная слово настольная цветок волшебное цветок волшебное Карточка № 1 Карточка № 1 сказка деревянная сказка деревянная  палочка красивый палочка красивый лампа интересная лампа интересная слово настольная слово настольнаяцветок волшебное цветок волшебное 1. ­Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство  её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать –  корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре  вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив  гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в  Москву.  Здесь она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для  малолетних правонарушителей. 16 лет своей жизни она посвятила этому  делу. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство. Вечерами она  придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, что «такое хорошо, и что  такое плохо». Первый свой рассказ «Гришка» она отнесла в редакцию  именно по просьбе своих воспитанников. А за книгу «Васек Трубачев и его  товарищи» получила главную награду — государственную премию. 2. ­ А я еще хочу добавить, что книги Валентины Осеевой были  переведены на много языков. Большой успех выпал на долю повести  "Динка", которую она написала в 1959 году, позже по ней снимут  фильмы "Найди меня, Леня" и "Раннее, раннее утро..." Похоронена  писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.Растает даже ледяная глыба, от слова теплого ____________ . Зазеленеет старый пень, когда услышит _____________ . Если больше есть не в силах; скажем маме мы: _____________ . Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь _____________ . Когда нас бранят за шалости, говорим, ___________, _______________ . И во Франции, и в Дании, на прощание говорим _______________ . Растает даже ледяная глыба, от слова теплого ____________ .  Зазеленеет старый пень, когда услышит _____________ . Если больше есть не в силах; скажем маме мы: _____________ . Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь _____________ . Когда нас бранят за шалости, говорим, ___________, _______________ . И во Франции, и в Дании, на прощание говорим _______________ . Растает даже ледяная глыба, от слова теплого ____________ .  Зазеленеет старый пень, когда услышит _____________ . Если больше есть не в силах; скажем маме мы: _____________ . Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь _____________ . Когда нас бранят за шалости, говорим, ___________, _______________ . И во Франции, и в Дании, на прощание говорим _______________ .Растает даже ледяная глыба, от слова теплого ____________ .  Зазеленеет старый пень, когда услышит _____________ . Если больше есть не в силах; скажем маме мы: _____________ . Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь _____________ . Когда нас бранят за шалости, говорим, ___________, _______________ . И во Франции, и в Дании, на прощание говорим _______________ .