Данная разработка урока посвящена поэзии периода Великой Отечественной войны и может использоваться как на уроках литературы в средних классах основной школы, так и во время проведения внеклассных мероприятий, посвященных этому периоду. можно проводить в традиционной и нетрадиционной форме данный урок.
Поэзия Великой Отечественной войны.docx
Тема урока: «Поэзия Великой Отечественной войны»
Цель урока: познакомить с развитием поэзии в годы войны, тематикой и
основной направленностью; вырабатывать навык выразительного чтения
стихов; воспитывать патриотические чувства.
Стихи поэтов военного поколения объясняют их жизнь и подвиг, а их
судьба была воплощением тех принципов, которые они воспевали.
А. Лазарев
1. Вступительное слово учителя.
Поэты военных лет.
Наша поэзия сохранила многообразие тем, сумев передать всю гамму
человеческих чувств. Именно в стихе выразилась необычайная сила
патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу
народом. Стихи призывали с плакатов, они мелькали на броне танков,
бросались дождем листовок из люка самолета, пронизывали радиоэфир и
помещались на газетной полосе рядом со сводками информбюро.
Ненависть к фашизму, к войне усиливала любовь к жизни. Дружба,
товарищество, долг стали самыми высокими ценностями военных лет. Около
тысячи поэтов, писателей, журналистов ушли на фронт. Многие были
молодыми. С.Гудзенко, Г.Суворов, С.Орлов и др. грудью встретили врага,
защищая Родину. Об этом рассказывает Д.Самойлов в стихотворении
«СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ…»
Стихи поэтов военных лет ценны не только, как поэтические произведения, но
и как человеческие документы, как художественные свидетельства грозной
эпохи.
С.Орлов говорил впоследствии:
«Наши фронтовые стихи – это те же дорогие реликвии войны, что хранятся
бережно в музеях. Их смело можно положить рядом с простреленными
комсомольскими билетами, окровавленной шинелью, ржавым помятым
котелком – это святая память героической истории».
2. Тема Родины, тема подвига и мужества – основные темы военной поэзии.
Поэзия носит интернациональный характер.
1. К.Симонов «Родина» (1941)
Чтение учащимися стихов, комментарий.
2. М. Исаковский «Слово о России»
Неотделимость судьбы лирического героя и судьбы Родины.
3. А. Сурков «Землянка»
4. М. Джалиль
Трагична судьба татарского поэта. Стихи, созданные Джалилем в
неволе, - документы высокого гражданского мужества.
«Быть героем – Нет выше удела! Быть рабом – нет позора черней!»
5. М. Светлов «Итальянец»
6. М. Алигер «Зоя»
«Мне хотелось рассказать про Зою,
Будто бы про Родину свою…»
Поэтесса прослеживает истоки ее подвига. Эта поэма – исповедь по
материалам страдающего сердца.
7. П. Антокольский «Сын»
Поэма – эпитафия (отрывок)
3. Обобщение
В поэзии военных лет появился герой, родственный герою народного
творчества. Советская поэзия военных лет заняла огромное место в духовной
жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить
испытания, разбираться в событиях, находить свое место в потоке истории,
короче говоря, онам помогла и помогает жить. Она стала поэзией поистине
народной.
4. Итог урока
5. Домашнее задание
Стихотворение наизусть.
Урок литературы
Урок литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.