Урок литературы и презентация по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
Оценка 5

Урок литературы и презентация по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл—11 кл
31.03.2017
Урок литературы  и презентация по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
Учитель.doc

      Учитель: Ефимова Марина Максимовна.

        Урок литературы: «Нравственная красота Матрены Захаровой»

                                 ( по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

 Тип урока: комбинированный

Оборудование, наглядность: мультимедийная установка, презентация.

Цель урока: Раскрытие идейно –художественного своеобразия рассказа И.А. Солженицына «Матренин двор

Задачи урока:

Обучающая: совершенствовать умение аналитического восприятия текста, составления психологического портрета героя произведения.

Развивающая: развивать ассоциативное мышление, способности сравнивать, оценивать героев литературного произведения.

Воспитывающая: воспитывать нравственное отношение к людям.

                                                     Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:  Ветер перемен 90-х годов (теперь уже прошлого столетия) вернул в нашу литературу имена русских поэтов и писателей, чьё творчество по идеологическим соображениям  было запрещено. Среди этих имён- имя Александра Исаевича Солженицына.

Работа со схемой ( на слайде). Перед вами видение основных событий жизни Солженицына. Я прошу вас отметить события, которые, на ваш взгляд, стали знаковыми, поворотными в судьбе человека и писателя. ( Война 1941-45гг., лагерь, исключение из союза писателей, выезд из страны, Нобелевская премия, жизнь за границей, возвращение на Родину).

Александр Исаевич прошёл долгий и трудный путь познаний и испытаний. Теперь  в России учреждена литературная премия его имени, называются улицы в его честь, выходят собрания сочинений писателя, экранизируются романы.

Я предлагаю вам сегодня поразмышлять над понятиями, которые находятся в центре любого повествования Солженицына: духовности и нравственности человеческой.

Ярким примером, подтверждающим важность для автора этих понятий, является рассказ «Матрёнин двор».

Мы попробуем увидеть прекрасное в неброском, обыденном, услышать в привычном заветное и значимое, почувствовать силу и величие, запечатленные в душе русской женщины Матрёны Васильевны Захаровой.

2. Работа над названием.

Матрёнин двор ------------------ царское-------------- крестьянское

Первоначально название рассказа было другим, по совету А.Т.Твардовского Солженицын меняет название, но оставляет его в тексте. Прочтём заключительные строки рассказа

« Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.» Так каким же было первое название?

«Не стоит село без праведника».

-Что такое праведник? ( обращение к лексическому значению)

 ПРАВЕДНИК – НЕ ИМЕЮЩИЙ ГРЕХОВ, НИ В ЧЕМ НЕ ПОГРЕШАЮЩИЙ   ПРОТИВ ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ.

- Почему друг отсоветовал? ( из осторожности, 1959г.- время атеизма).

3. Работа по определению героини рассказа.

Кто героиня рассказа?

Матрёна обычная женщина «иззаботившаяся, изработавшаяся, беспритульная».

Реальная, всё, что описано, было на самом деле.

Какой же увидел её автор, её и её избу?- работа с текстом, описание дома и хозяйки)

 Чем они похожи? Возраст, простота.

Какая фраза является ключевой, определяющей для Матрёны и её двора?

«проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завёртку»- открытость, каждый житель деревни знал, как открывается двор Матрёны. ( сравнить фотографию на слайде).

4. Размышления о судьбе героини.

Из чего складывается жизнь человека? Из радостей и печалей.

Радости                                                                     Печали

Кошка, фикус, пальто,                                     умершие дети, болезнь

Кира воспитанница,                                          пенсия, пропажа котелка на водосвятие,

Как она поливает фикус                                  Как переносит болезнь( терпит, не стонет)

( поёт, приговаривает)

 

                      Что было утешением Матрёне и в радости и в печали?

Работа. Найти описание в тексте. Вывод: после работы приходила Матрёна просветлённая.

5. Работа над портретом Матрёны.

Итак, Матрёна трудолюбивая, открытая, терпелива.

 А есть ли любовь в жизни Матрёны? Фаддей, они не смогли жить вместе.

А сохранила ли Матрёна это чувство? Да. Она воспитывает Киру, помогает второй Матрёне( жене Фаддея), отдает горницу. Замуж выходит потому, что в семье умерла мать, « рук не хватало».- жертвенный поступок.

А каков Фаддей? Он становится стяжателем, жадным, грубым. На похоронах он думает только об оставшихся брёвнах ( текст).

Как описывает автор Матрёну, какое слово использует чаще всего?- светлая.

А Фаддея? Черный ( приём контраста).

6. Составление портрёта Матрёны (самостоятельно с последующей проверкой).

 

Матрёна: трудолюбивая, бескорыстная, верующая, простая, жертвенная, терпеливая, добрая, умирает мученической смертью.

 А если заменить имя Матрёны на русская праведница, что-то изменится в характеристике? Нет.

Может ли Матрёна гневаться? Нет.

Обуяла ли её когда-нибудь гордыня? Нет.

А есть ли у неё грех? Да, она ворует торф, но вынуждена это делать, чтобы выжить.

Почему автор остается жить именно у Матрёны, хотя в её доме нет особой красоты и чистоты? Ему там хорошо, он чувствует  нравственную и духовную чистоту женщины.

А только для автора Матрёна близкий человек? Нет, для всех на селе.

 

7. Работа над образом-символом. Ученикам предлагается три образа: свеча, лампада, святая вода. Предлагается каждому представить, с чем именно ассоциируется образ Матрёны. В чём её нравственная и духовна красота.

 Ученики высказываются.

8. Завершение урока. Слова Солженицына из статьи «Раскаяние и самоограничение»

« Есть такие прирождённые ангелы- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни( насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их их десятеро и не сто на Россию, это праведник, мы их видели, удивлялись,     пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину.»

 

Это о Матрене? Да, и о тех, кто, возможно, рядом с нами

 

 


Учитель: Ефимова Марина Максимовна

Учитель: Ефимова Марина Максимовна

Матрёны. ( сравнить фотографию на слайде)

Матрёны. ( сравнить фотографию на слайде)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017