• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы.
Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева
Цели урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать ее духовные и
поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева.
Оборудование: портрет Н. Клюева; фотография: Клюев и Есенин.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Лекция учителя
Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по
направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким
явлением, времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии
многих последующих десятилетий.
Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, еще фольклорные
традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэзию Некрасова,
талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре
творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком
непосильном труде и безрадостном житье.
Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884—1937),
Сергей Есенин (1885—1925), Сергей Клычков (1889—1937), Александр Ширяевец (1887—
1924), Петр Орешин (1887—1938) — пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями,
интонациями, мелодиями. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую
богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты
пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга,
сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у поэтов других
направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать
группу «Краса», в которую должны были войти Есенин, Клюев, Клычков, Ширяевец,
писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам
факт попытки такого объединения говорит о серьезном и внимательном отношении
современников к новокрестьянской поэзии.
Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии
литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой
природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков,
Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории
литературы.
Николай Алексеевич Клюев — самый крупный, влиятельный представитель
новокрестьянского течения в русской поэзии. Он гордился своим древним
старообрядческим крестьянским родом возводил свои истоки, и кровные, и духовные, и
литературные, к «неистовому протопопу» Аввакуму:
Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку», —
Гремел мой прадед Аввакум!
Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его
поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый,
героический настрой.
Вошел Клюев в литературу (альманах «Новые поэты», 1904) побунтарски:Но не стоном отцов
Моя песнь прозвучит,
А раскатом громов
Над землей пролетит.
Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской
ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и
около полугода провел в тюрьме. Революционность Клюева была тесно связана с
религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания:
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора пройду на плаху
С молчаливоласковым лицом.
Идея «голгофской» жертвенности становится основной в стихотворении «Ты все
келейней и строже...» (1908, 1911).
Героиня стихотворения идет своим тернистым путем сознательно, зная его
печальный исход. Вероятно, образ девушкиреволюционерки имел конкретную
биографическую основу.
Большим событием в жизни Клюева стало его знакомство с Блоком. Они состояли
в переписке, и Блок неоднократно цитировал письма Клюева в своих статьях. При его
содействии стихи Клюева были напечатаны в журналах «Золотое руно», «Новая Земля» и в
других изданиях.
Стихотворения первой поэтической книжки «Сосен перезвон» сделали Клюева
известным, признанным поэтом. Его поэзию высоко оценили Городецкий, Гумилев, Брюсов.
Гумилев в своей рецензии писал: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к
тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя:
«Мы предутренние тучи, зори росные весны».
Николай Клюев был близок с Сергеем Есениным. Общим был интерес к
героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников.
Их объединяла песенная, фольклорная стихия. Многие свои стихи оба поэта называют
песнями. От стилизации «под фольклор» они постепенно переходят к созданию
оригинальных произведений, близким фольклорным не только по форме, но и по мысли,
образам, идее. Сергею Есенину Клюев посвятил цикл стихотворений:
Изба святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем....
В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат —
Твои певучие чернила.
Изба — питательница слов
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.
Так не забудь запечный рай,Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих — матерый лапоть.
Здесь и теплое отношение к своему «собрату», и обращение к истокам, к
«запечному раю», и оценка собственного творчества: «стих — матерый лапоть». Образ
избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие
стихотворения Клюева. При всем том Клюев был широко образованным человеком: знал не
только древнерусскую книжность, народное искусство, но и европейскую литературу,
живопись, музыку, французский и немецкий языки.
После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим «мужицким
раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается
ко времени Андрея Рублева, но ритмы, фразы современной ему России врываются в
произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического
времени. Очевидны переклички поэмы с «Двенадцатью» Блока и «Анной Снегиной»
Есенина. С болью поэт пишет о современных ему событиях — об утрате мастеровитости,
крестьянских ценностей, о распаде русской деревни:
Не стало кружевницы Прони,
С коклюшек ускакали кони,
Лишь златогривый горбунок
За печкой выискал клубок,
Его брыкает в сутеменки...
А в горенке по самогонке
Тальянка гиблая орет —
Хозяев новых обиход.
В годы «великого перелома» эта поэма, конечно, не могла быть напечатана. «Я
сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на
костре пустозерском», — писал поэт. Клюев, а затем Клычков, Орешин, другие поэты были
арестованы, сосланы, а затем расстреляны. Их поэзия была «реабилитирована» и вернулась
к читателю только через многие десятилетия.
Примечание. Стихотворения читает учитель или заранее подготовленные ученики.
Домашнее задание
1. Анализ стихотворения Н. Клюева (на выбор).
2. Доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» и (или) «Песнь о Великой Матери»
(индивидуальные задания).
3. Почитать стихотворения С. Клычкова и П. Орешина.