Урок литературы на тему : " Новокрестьянские поэты. Поэзия Н.Клюева"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Урок литературы вводный45.doc
Урок литературы.  Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева Цели урока:  дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать ее духовные и поэтические истоки; обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева. Оборудование: портрет Н. Клюева; фотография: Клюев и Есенин. Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока I. Лекция учителя Поэзия   Серебряного   века   чрезвычайно   неоднородна   и   разнообразна   по направлениям,   формам,   эстетическим   устремлениям,   по   читательскому   кругу.   Ярким явлением,   времени   была   новокрестьянская   поэзия,   задавшая   песенный   настрой   поэзии многих последующих десятилетий. Крестьянская   тема   в   русской   литературе   имеет   глубокие,   еще   фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. Новокрестьянские   поэты,   выходцы   из   деревни:   Николай   Клюев   (1884—1937), Сергей Есенин (1885—1925), Сергей Клычков (1889—1937), Александр Ширяевец (1887— 1924), Петр Орешин (1887—1938) — пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями, интонациями,   мелодиями.   Лейтмотивом   их   творчества   была   гордость   за   многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились.   Однако   совместных   манифестов,   деклараций,   как   у   поэтов   других направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу   «Краса»,   в   которую   должны   были   войти   Есенин,   Клюев,   Клычков,   Ширяевец, писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам факт   попытки   такого   объединения   говорит   о   серьезном   и   внимательном   отношении современников к новокрестьянской поэзии. Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы. Николай   Алексеевич   Клюев   —   самый   крупный,   влиятельный   представитель новокрестьянского   течения   в   русской   поэзии.   Он   гордился   своим   древним старообрядческим крестьянским родом возводил свои истоки, и кровные, и духовные, и литературные, к «неистовому протопопу» Аввакуму: Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку», —  Гремел мой прадед Аввакум! Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый, героический настрой. Вошел Клюев в литературу (альманах «Новые поэты», 1904) по­бунтарски:Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов Над землей пролетит. Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около   полугода   провел   в   тюрьме.   Революционность   Клюева   была   тесно   связана   с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания: Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху  С молчаливо­ласковым лицом. Идея «голгофской» жертвенности становится основной в стихотворении «Ты все келейней и строже...» (1908, 1911). Героиня   стихотворения   идет   своим   тернистым   путем   сознательно,   зная   его печальный   исход.   Вероятно,   образ   девушки­революционерки   имел   конкретную биографическую основу. Большим событием в жизни Клюева стало его знакомство с Блоком. Они состояли в переписке, и Блок неоднократно цитировал письма Клюева в своих статьях. При его содействии стихи Клюева были напечатаны в журналах «Золотое руно», «Новая Земля» и в других изданиях. Стихотворения   первой   поэтической   книжки   «Сосен   перезвон»   сделали   Клюева известным, признанным поэтом. Его поэзию высоко оценили Городецкий, Гумилев, Брюсов. Гумилев   в   своей   рецензии   писал:   «На   смену   изжитой   культуре,   приведшей   нас   к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны». Николай   Клюев   был   близок   с   Сергеем   Есениным.   Общим   был   интерес   к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников. Их объединяла  песенная, фольклорная  стихия. Многие свои  стихи оба поэта называют песнями.   От   стилизации   «под   фольклор»   они   постепенно   переходят   к   созданию оригинальных произведений, близким фольклорным не только по форме, но и по мысли, образам, идее. Сергею Есенину Клюев посвятил цикл стихотворений: Изба святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем.... В твоих глазах дымок от хат, Глубинный сон речного ила, Рязанский маковый закат —  Твои певучие чернила. Изба — питательница слов Тебя взрастила не напрасно: Для русских сел и городов Ты станешь Радуницей красной. Так не забудь запечный рай,Где хорошо любить и плакать! Тебе на путь, на вечный май, Сплетаю стих — матерый лапоть. Здесь   и   теплое   отношение   к   своему   «собрату»,   и   обращение   к   истокам,   к «запечному раю», и оценка собственного творчества: «стих — матерый лапоть». Образ избы   как   начала,   средоточия   жизни,   источника   вдохновения   проходит   через   многие стихотворения Клюева. При всем том Клюев был широко образованным человеком: знал не только   древнерусскую   книжность,   народное   искусство,   но   и   европейскую   литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки. После   Октябрьской   революции   оказывается,   что   Клюев   со   своим   «мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко   времени   Андрея   Рублева,   но   ритмы,   фразы   современной   ему   России   врываются   в произведение,   сменяясь   видениями   лирического   героя,   образами   внеисторического времени.   Очевидны   переклички   поэмы   с   «Двенадцатью»   Блока   и   «Анной   Снегиной» Есенина. С болью поэт пишет о современных ему событиях — об утрате мастеровитости, крестьянских ценностей, о распаде русской деревни: Не стало кружевницы Прони, С коклюшек ускакали кони, Лишь златогривый горбунок За печкой выискал клубок, Его брыкает в сутеменки... А в горенке по самогонке Тальянка гиблая орет —  Хозяев новых обиход. В годы «великого перелома» эта поэма, конечно, не могла быть напечатана. «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», — писал поэт. Клюев, а затем Клычков, Орешин, другие поэты были арестованы, сосланы, а затем расстреляны. Их поэзия была «реабилитирована» и вернулась к читателю только через многие десятилетия. Примечание. Стихотворения читает учитель или заранее подготовленные ученики. Домашнее задание 1. Анализ стихотворения Н. Клюева (на выбор). 2. Доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» и (или) «Песнь о Великой Матери» (индивидуальные задания). 3. Почитать стихотворения С. Клычкова и П. Орешина.