Урок литературы на тему : " Поэма А.А. Блока "Двенадцать""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Урок литературы вводный43.doc
Урок литературы.  Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) Цель   урока:  показать   полемический   характер   поэмы,   ее   художественные особенности. Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати». Методические приемы: аналитическое чтение поэмы. Ход урока I. Слово учителя Написав   поэму   «Двенадцать»,   Блок   воскликнул:   «Сегодня   я   —   гений!» «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил   современностью»,   —   утверждал   поэт.   Однако   первое   прочтение   поэмы   обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов. — Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? Во­первых, поэма содержит двенадцать глав. Во­вторых, героями поэмы являются двенадцать   красноармейцев.   В­третьих,   образ   Христа,   идущего   впереди   этих красноармейцев   (в   конце   поэмы,   вызывает   ассоциации   с   двенадцатью   апостолами. Возникает следующий вопрос: Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока. Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать   значение   события   современнику   очень   сложно   —   «большое   видится   на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие — славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему   в   центре   эпического   повествования   —   погоня   за   «изменницей»   Катькой (проституткой вообще­то) и ее убийство? II. Аналитическая беседа Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции. «Двенадцать»   —   эпическая   поэма,   как   будто   составленная   из   отдельных зарисовок,   картинок   с   натуры,   быстро   сменяющих   одна   другую.   Динамичность   и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. — Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? (Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине­пейзаже, в конце поэмы.) Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. — Как Блок передает «музыку революции»? (Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание стихии   жизни.   Музыка   эта   отражена   в   ритмическом,   лексическом,   жанровом разнообразии   поэмы.   Традиционные   ямб   и   хорей   сочетаются   с   разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.) — Какие ритмы вы услышали?  (В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг.Вот — проснется Лютый враг.                     (гл.11) Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше — пошел разгул: Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового —  Гуляй, ребята, без вина! Часто встречается частушечный мотив: Запирайте етажи Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба —  Гуляет нынче голытьба! Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!) — Что, кроме музыки, мы слышим? (Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах­тарарах тах­тах­ тах­тах!») сливаются в единое целое.) — Каков лексический строй поэмы? (Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык   с   просторечиями:   «Что,   дружок,   оторопел?»;   и   искажения   слов:   «етажи», «елекстрический»;   и   сниженная   ругательная   лексика:   «холера»,   «жрала»,   «подлец»   и высокий слог: Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз —  Впереди — Исус Христос.) — Как рисует Блок образы героев поэмы? (Герои   обрисованы   лаконично   и   выразительно.   Это   образное   сравнение: «старушка,   как   курица,   /   кой­как   перемотнулась   через   сугроб»;   речевая характеристика:   «Предатели!   Погибла   Россия!   /   Должно   быть,   писатель   —   / Вития…»;   хлесткий   эпитет   и   оксюморон:   «А   вон   и   долгополый   —/   Сторонкой   за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! — коротко и ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них —Петька,   «бедный   убийца»,   повеселевший   при   напоминании   товарищей:   «Над   собой держи контроль!» Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно   ножки   хороши»,   «у   ей   керенки   есть   в   чулке»,   «с   офицерами   блудила»,   и притягательное обаяние: «из­за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из­за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»). — В чем особенности сюжета поэмы? (Сюжет   можно   определить   как   двухслойный   —   внешний,   житейский: зарисовки   с   петроградских   улиц   и   внутренний:   побуждения,   обоснование   поступков двенадцати.   Один   из   центров   поэмы   —   конец   6­й   главы:   мотив   мести,   убийства сливается с мотивом лозунгов революции: Что, Катька, рада? — Ни гу­гу... Лежи ты, падаль, на снегу! Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!) — Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?  (Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство: Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... и как святотатство: Товарищ, винтовку держи, не трусы!  Пальнем­ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!) — Какие еще мотивы вы увидели в поэме? (Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости   составляют   революционное   сознание   отряда.   В   центре   поэмы   — вседозволенность   кровавой   расправы,   обесценивание   жизни,   свобода   «без   креста». Второй центр поэмы — в 11­й главе: ...И идут без имени святого  Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы,  Ничего не жаль... И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.) — Какие образы­символы заметили в поэме?(Ветер,   вьюга,   снег   —   постоянные   блоковские   мотивы;   символика   цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.) —  Возвращаемся   к   первому   вопросу   —   какое   значение   имеет   образ   Христа   в поэме? (Обсуждение.) III. Заключительное слово учителя Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие — как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый — «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». «Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов). «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял»   революцию   этим   заимствованным   атрибутом   народной   веры,   а   лишь утверждал  историческую   преемственность.  Революция   принимала   в   наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел  Христа. И тогда же я записал  у себя: «К сожалению,  Христос». Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок. IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать» 1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение — поэму «Двенадцать» («Сегодня я — гений!»)? 2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу   ей».   Что  в   поэме   А.   А.   Блока   «Двенадцать»  прочитали   современники?   Найдите   в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы». 3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой   зависимости   с   новизной   содержания.   Философия   революционной   эпохи,   как   ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике». 4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией   драму   красногвардейца   Петрухи,   забубенные   головушки,   коим   подошел   бы  на спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа». 5.   О   какой   «спаянности»   говорит   исследователь   творчества   А.   А.   Блока   Л.   Горелов? («Поэма Блока состоит из массы мелких деталей­зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом,   тем   мощным   и   грозным   смысловым   подтекстом,   который   и   есть   главное   в «Двенадцати».) 6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?V. Задание по лирике А. А. Блока Назовите стихи Блока, посвященные родной стране. Что в них общего? Сравните с произведениями   русских   поэтов   ХIХ   века,   также   посвященных   Родине.   В  чем,   на   ваш взгляд, поэтическая индивидуальность Блока? Найдите в цикле «На поле Куликовом» черты лирики и эпоса. Аргументируйте свой ответ наблюдениями над стихотворным текстом. Определите,   какими   художественными   приемами   Блок   передал   в   поэме «Двенадцать» революционную бурю в России. Как контрастность образов, смена, перебив стихотворных ритмов помогли поэту воссоздать подлинность революционных событий в Петрограде? Ответ аргументируйте цитатами из поэмы. Охарактеризуйте художественную роль   в   произведении   сквозных   образов   ветра,   снежной   вьюги,   раскройте   символику цветовых эпитетов. Постарайтесь обосновать свою точку зрения о значении образа Христа в поэме. Назовите известные вам произведения современников поэта, в которых также встречается образ Христа. Домашнее задание Прочитать статью учебника о «новокрестьянской поэзии».

Посмотрите также