• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы.
Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918)
Цель урока: показать полемический характер поэмы, ее художественные
особенности.
Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати».
Методические приемы: аналитическое чтение поэмы.
Ход урока
I. Слово учителя
Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!»
«Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что тогда я
жил современностью», — утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно
вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.
— Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?
Вопервых, поэма содержит двенадцать глав. Вовторых, героями поэмы являются
двенадцать красноармейцев. Втретьих, образ Христа, идущего впереди этих
красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами.
Возникает следующий вопрос: Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос
попытаемся ответить в конце урока.
Вообще «Двенадцать» — парадоксальное произведение. Оно написано в январе
1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции.
Осознать значение события современнику очень сложно — «большое видится на
расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского,
«одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие — славу ей». Но если поэма о
революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции?
Почему в центре эпического повествования — погоня за «изменницей» Катькой
(проституткой вообщето) и ее убийство?
II. Аналитическая беседа
Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.
«Двенадцать» — эпическая поэма, как будто составленная из отдельных
зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и
хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
— Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
(Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том,
что и как он изображает; в начальной картинепейзаже, в конце поэмы.)
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие
поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
— Как Блок передает «музыку революции»?
(Прежде всего, «музыка» у Блока — метафора, выражение «духа», звучание
стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом
разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными
размерами, иногда с нерифмованным стихом.)
— Какие ритмы вы услышали?
(В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.Вот — проснется
Лютый враг.
(гл.11)
Слышен городской романе. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а
дальше — пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!)
— Что, кроме музыки, мы слышим?
(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному
Собранию!», доносятся обрывки разговоров:
...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трахтарарах тахтах
тахтах!») сливаются в единое целое.)
— Каков лексический строй поэмы?
(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный
язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи»,
«елекстрический»; и сниженная ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец» и
высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.)
— Как рисует Блок образы героев поэмы?
(Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение:
«старушка, как курица, / койкак перемотнулась через сугроб»; речевая
характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель — /
Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый —/ Сторонкой за
сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» Двенадцать героев составляют один
отряд: В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! — коротко и
ясно — тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них —Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой
держи контроль!»
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом»,
«больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и
притягательное обаяние: «изза удали бедовой / В огневых ее очах, / Изза родинки
пунцовой / Возле правого плеча...»).
— В чем особенности сюжета поэмы?
(Сюжет можно определить как двухслойный — внешний, житейский:
зарисовки с петроградских улиц и внутренний: побуждения, обоснование поступков
двенадцати. Один из центров поэмы — конец 6й главы: мотив мести, убийства
сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? — Ни гугу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!)
— Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется
и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
и как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусы!
Пальнемка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!)
— Какие еще мотивы вы увидели в поэме?
(Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет
враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности,
недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы —
вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».
Второй центр поэмы — в 11й главе:
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится
торжественной.)
— Какие образысимволы заметили в поэме?(Ветер, вьюга, снег — постоянные блоковские мотивы; символика цвета:
«Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный»,
Христос.)
— Возвращаемся к первому вопросу — какое значение имеет образ Христа в
поэме?
(Обсуждение.)
III. Заключительное слово учителя
Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие
— как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,
справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый — «в белом
венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».
«Христос в поэме — антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку»
старого мира, — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости»
(Л. Долгополов).
«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного
церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не
«благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь
утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство
этическую веру народа!» (А. Горелов).
«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался,
тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что
Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то,
что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» — писал сам Блок.
IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать»
1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение — поэму
«Двенадцать» («Сегодня я — гений!»)?
2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие —
славу ей». Что в поэме А. А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в
тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».
3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока
Л. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в
прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее
понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе,
которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».
4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока
Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через сшибку двух миров, через порожденную исторической
коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел бы на
спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа».
5. О какой «спаянности» говорит исследователь творчества А. А. Блока Л. Горелов?
(«Поэма Блока состоит из массы мелких деталейзарисовок, картин быта, реплик, разговоров,
частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым
ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в
«Двенадцати».)
6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?V. Задание по лирике А. А. Блока
Назовите стихи Блока, посвященные родной стране. Что в них общего? Сравните с
произведениями русских поэтов ХIХ века, также посвященных Родине. В чем, на ваш
взгляд, поэтическая индивидуальность Блока?
Найдите в цикле «На поле Куликовом» черты лирики и эпоса. Аргументируйте
свой ответ наблюдениями над стихотворным текстом.
Определите, какими художественными приемами Блок передал в поэме
«Двенадцать» революционную бурю в России. Как контрастность образов, смена, перебив
стихотворных ритмов помогли поэту воссоздать подлинность революционных событий в
Петрограде? Ответ аргументируйте цитатами из поэмы. Охарактеризуйте художественную
роль в произведении сквозных образов ветра, снежной вьюги, раскройте символику
цветовых эпитетов.
Постарайтесь обосновать свою точку зрения о значении образа Христа в поэме.
Назовите известные вам произведения современников поэта, в которых также встречается
образ Христа.
Домашнее задание
Прочитать статью учебника о «новокрестьянской поэзии».