Урок литературы на тему : " Поэма С. Есенина "Анна Снегина""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Урок литературы вводный49.doc
Урок литературы.  Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» Цель урока: показать, что «Анна Снегина» — одно из выдающихся произведений русской литературы. Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение. видели,  стране,  обидели           Разберемся   во   всем,   что Что   случилось,   что   сталось   в И   простим,   где   нас   горько По чужой и по нашей вине. I. Проверка домашнего задания  Слушаем доклад ученика. Ход урока II. Слово учителя Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро­эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считают, что   это   определение   не   совсем   точно   выражает   ее   жанровое   своеобразие.   Вл.   Турбин называет «Анну Снегину» «повестью в стихах» и находит в ней сходство с «Евгением Онегиным»   (отметим   сходство   звучания   фамилий   заглавных   героев).   А.   Квятковский определяет   поэму   как   стихотворную   новеллу,   то   есть   повествование   с   напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: «Мы все эти годы любили, / Но, значит, / Любили я нас». III. Беседа — Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме? Тема   угасания   «дворянских   гнезд»,   начатая   И.   С.   Тургеневым   в   «Дворянском гнезде»,   развитая   А.   П.   Чеховым   в   «Вишневом   саде»,   получила   у   Есенина   свою интерпретацию,   можно   сказать,   он   поставил   точку   в   развитии   этой   темы:   с   приходом советской власти «дворянские гнезда» исчезли. Комментарий учителя: Принадлежащая  к московской аристократической  элите Т. А. Аксакова­Сиверс вспоминала: «Я поражаюсь, с какой красивой легкостью мы — я говорю о дворянстве — расставались с материальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин  в поэме «Анна   Снегина».   Героиня   поэмы,   аристократка   по   происхождению,   стойко,   спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает   судьбу   России,   свое   изгойство,   расставание   с   Сергеем.   В   ее   душе   нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом   ее   любви,   но   и   образом   Родины.   Интимная   и   патриотическая   темы   в   поэзии Есенина были в таком же органическом согласии, как и в творчестве Блока и Ахматовой». — Речь какого героя открывает поэму? Какие ассоциации вызывает этот рассказ? (Поэма   начинается   с   рассказа   возницы,   который   везет   возвращающегося   с войны героя в родные места. Из слов возницы мы узнаем печальные вести о том, чтопроисходит в тылу: жители когда­то богатого села Радова враждуют с соседями — бедными и вороватыми криушанами (отметим значимость названий). Вражда эта привела   к   скандалу   и   убийству   старосты   (вспомним   историю   Савелия   из   поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и к постепенному разорению Радова: С тех пор у нас неуряды. Скатилась со счастья вожжа. Почти что три года кряду У нас то падеж, то пожар.) — Как соотносятся автор и лирический герой? (Хотя   лирический   герой   носит   имя   Сергей   Есенин,   его   нельзя   полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные   места,   конечно,   имеет   с   автором   много   общего.   Прежде   всего,   не   в автобиографических подробностях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.) — Как высказывается отношение к войне? (Военные   действия   не   описываются;   ужасы   и     нелепость,   бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает определенную неприязнь, это почти «предатель». Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую явил я отвагу — / Был первый в стране дезертир»?) — Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать за чей­то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» — это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» — не геройство. Быть «игрушкой» на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей «на фронт умирать» — тоже не геройство. В этой ситуации «отвагой»  действительно  было то, что сделал  лирический герой, Сергей. Он возвращается с войны летом 1917 года.) — Каким видится прошлое лирическому герою? (Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется   далеким,   изменившимся.   Он   смотрит   другими   глазами:   Так   мил   моим вспыхнувшим   взглядам   /   состарившийся   плетень»,   «разросшийся   сад»,   сирень.   Эти милые  приметы воссоздают   образ  «девушки   в  белой  накидке»  и вызывают   горькую мысль: Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас.) — Каковы настроения земляков поэта? (Люди   встревожены   событиями,   которые   докатились   и   до   их   деревень: «Сплошные   мужицкие   войны»,   а   причина   —   «безвластье.   /   Прогнали   царя...».   Мы узнаем про булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало / Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь».) — Какие вопросы волнуют мужиков? (Во­первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи: / Отойдут ли крестьянам / Без выкупа пашни господ?» Второй опрос — о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи, / Кто такое Ленин?» Ответ героя на этот вопрос требует комментария: «Я тихо ответил: / «Он — вы».) — Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?(Диалог герое в двух планах: очевидном и неявном, «подводном» (глава 3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты,   паузы   показывают,   что   прежние   чувства   героев   живы.   Она:   «Я   даже вздохнула   украдкой,   /   Коснувшись   до   вас   рукой»;   «Кого­нибудь   любите?».   Он:   «Я слушал ее и невольно / Оглядывал стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно! / Найдемте другой язык!»; «Но почему­то, не знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да... Да...   /   Я   сейчас   вспоминаю...»;   «Не   знаю,   зачем   я   трогал   /   Перчатки   ее   и   шаль» (Обратим внимание, как эти детали напоминают манеру Ахматовой); «По­странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет». Лейтмотив («Мы все в эти годы любили...») звучит уже оптимистично: Есть что­то прекрасное в лете,  А с летом прекрасное в нас.) — В чем причина разлада в отношениях героя и героини? (Прон Оглоблин за думал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного»,   как   он  считал,  человека,   столичного   жителя.   Приехали   они  совсем   не вовремя:  оказалось,  только  что пришло известие  о гибели мужа Анны. В  горе  она бросает обвинение Сергею: «Вы — жалкий и низкий трусишка. / Он умер... /А вы вот здесь…». Все лето после этого герои не виделись.) — Как изображается в поэме новая власть? (Октябрь 1917 года герой встречает  в деревне.  О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», ведь «Теперь мы всех р­раз — и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». «Мечта» Прона отобрать землю у Снегиных   сбывалась,   подкрепленная   новой   властью:   «В   России   теперь   Советы   /   И Ленин   —   старшой   комиссар».   Советская   власть   изображается   иронически,   даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы: «Я первый сейчас же коммуну   /   Устрою   в   своем   селе»,   —   заявляет   Прон.   Брат   Прона,   Лабутя,   от радостного известия о приходе новой власти «в штаны намочил», сам он «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете. /Живут, не мозоля рук. / И вот он, конечно, в Совете».) Вспомним,   как   ответил   на   вопрос   мужиков   о   Ленине   герой.   («Он   —   вы».) Прокомментируем это определение. — Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит   шесть   лет:   «Суровые,   грозные   годы!»   Добро,   отобранное   у помещиков,   не   принесло   крестьянам   счастья:   зачем   «чумазому   сброду»   «рояли»   и «граммофоны» — играть «коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас». О   событиях   в   Криуше   герой   узнает   из   письма   мельника:   Прон   Оглоблин расстрелян деникинцами, Лабутя спасся — «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / За храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон».) — Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме героини ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова. Теперь я от вас далеко... В России теперь апрель. И синею заволокой Покрыта береза и ель.)Обратим   внимание   на   внутреннее   сходство   этих   строк   со   словами   Татьяны Лариной из ХLVI строфы восьмой главы «Евгения Онегина». Но вы мне по­прежнему милы, Как родина и как весна. И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все «по­прежнему», но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся садом / Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся плетень». Сравним с описанием (почти таким же) из первой главы. Что изменилось? «По­ старому» заменилось на «по­прежнему»; «состарившийся» плетень стал «погорбившимся». IV. Заключительное слово учителя «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно.   В   концовке   поэмы   изменено   всего   одно   слово,   но   смысл   поменялся значительно: Мы все в эти годы любили,  Но, значит,  Любили и нас. Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (обратимся снова к эпиграфу). Домашнее задание Читать поэму «Черный человек».

Посмотрите также