• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Урок литературы.
Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)
Цели урока: показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать
краткий обзор их поэзии.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
I. Реализация домашнего задания
Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение.
Ход урока
II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова
Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии.
Благодаря поддержке М. И. Чайковского (брата композитора) он окончил реальное
училище в Москве, учился на историкофилологическом факультете университета.
Большое влияние на Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской
мифологии, фольклорным мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных
сказок и поверий о «нечистой силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах.
Поэзия Сергея Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета,
прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя лирика
напоминает произведения календарной обрядовой лирики:
За туманной пеленою,
На реке у края,
Он пасет себе ночное,
На рожке играя.
Он сидит нога на ногу
Да молсет1 осоку...
Звезд на небе многомного,
Высоковысоко.
Айлюли! Айлюли!
Весь в серебряной пыли,
Месяц пал на ковыли!
Айлюли! да айлюли!
Задремал в осоке леший —
Старичок преклонный...
А в бору пылают клены
От столетней плеши.
А в тумане над лугами
Сбилось стадо в кучу,
И бычок бодает тучу
Красными рогами.
1910
— Как создается настроение этого стихотворения?
Отметим музыкальность, простоту и наивность образов (бычок здесь
воспринимается не как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную
1 Молсет — сосет, гложет (диалект.).лексику. И «нечисть» у Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок
преклонный». Такой же, как и колдунок из одноименного стихотворения:
Борода у него — мелкий дождичек,
В бороде у него — дугарадуга,
А в руках подожокподорожничек, —
Собрался старина, видно, надолго...
Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников —
наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а
продолжают друг друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед —
собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ,
пришедший из древнеславянских мифов, девушканевеста, девушкамечта, этот образ
восходит к древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные
темы этих образов переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед
отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса».
Лада в поле
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Взборонена борозда,
Что ни зернышко — звезда!..
Ходит Лада в поле
С липовым лотком,
По росе ступает
Мягким лапотком.
Ходит Лада — сеет,
Вкруг нее синеет.
Изпод белого платка
Выплывают облака!
Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик
странника, инока, пастухапевца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость только
в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики, от
общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной, освобождается
от условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога за
судьбу России (1917).
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой —
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полямиНебывалая в мире печаль.
После революции не пожелавший подчиниться «требованиям времени» Сергей
Клычков оказался под беспощадным обстрелом критики: «полон стародеревенского
консерватизма и мистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами
(переложения эпоса народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и
расстрелян в 1937 году.
III. Беседа по творчеству П. В. Орешина
Такова же была судьба другого новокрестьянского поэта, Петра Васильевича
Орешина (1887—1938). Родом он из Саратова, отец — из крестьян. Окончил три класса
городского училища, подолгу жил в деревне, скитался по Поволжью в поисках заработка.
Впервые напечатал стихотворения в 1911 году, а в 19 18м вышел его первый сборник
«Зарево».
— Что общего в поэзии Клычкова и Орешина и в чем вы видите различие?
(Оба поэта тяготели к новокрестьянской поэзии, общими у них были об разы и
мотивы природы, фольклорносказочные мотивы, внимание к деревенскому укладу. Но,
в отличие от Клычкова, Орешин уделял внимание и социальным темам, темам
бедности и богатства. Орешин с болью писал о не поэтических сторонах крестьянской
жизни, отражал бунтарские настроения предоктябрьской деревни.)
— Какие ассоциации вызывает стихотворение «Золотая соха»?
Плохо жнется, плохо косится,
И лежат ряды неровные.
Знать бы, скоро ли износятся
На душе обиды кровные?
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам как мачеха ласкаешься!
Темен лес, темнее — хижины,
Злой тоскойсоломой крытые.
Не судьбой ли мы обижены,
В чистом поле позабытые?
Есть у нас тропинка алая,
Путьдороженька заветная.
Есть головушка удалая,
Силаудаль несусветная.
Мы поспорим с злыми чарами,
С колдовством, судьбой и холодом.
Будуг нищие боярами,
Медный грош — червонным золотом.
Обрастет густыми травами
Вековечная кручинушка.
И пойдет гулять заставами
Золотой сохой детинушка.(Образы, интонации, лексика стихотворения напоминают о поэзии Некрасова.
Обилие народных выражений, устойчивых эпитетов типично для фольклора, корни
стихотворения в нем.)
Есть у Орешина оригинальные, незатертые строки, образы, найдем их: «Месяц в
степи растянулся покойником, / Светит в тумане серебряным лбом»; «Чмокает ветер
губами дорог»; «Распахнула зорюшка шубейку».
В отличие от Клычкова, Орешин много пишет и печатается после революции,
приветствует изменения в стране. Об этом говорят и названия его стихотворений:
«Комсомольцы», «В покосе соревнуются бригады», «На тракторе сидел я, управляя». Были
у него и сомнения — туда ли идет деревня:
Соломенная Русь, куда ты
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
IV. Итог урока
Главное, что объединяло новокрестьянских поэтов, было чувство любви к родной
земле, беспокойство за ее будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна. Тревога за
судьбу красоты в живом мире, в душе человека актуальна и сейчас. Нам еще предстоит
открывать художественный мир этих поэтов.
Домашнее задание
1. Читать стихотворения Сергей Есенина, выучить стихотворение наизусть (на
выбор).
2. Индивидуальное задание: докладсообщение о биографии Есенина.