Урок литературы на тему : " Поэзия С. Клычкова, П.Орешина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Урок литературы вводный46.doc
Урок литературы.  Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор) Цели урока:  показать общие мотивы и различия в творчестве этих поэтов; дать краткий обзор их поэзии. Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений. I. Реализация домашнего задания Слушаем доклады учеников о поэмах Н. Клюева и их обсуждение. Ход урока II. Слово учителя с элементами беседы по творчеству С. Клычкова Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) родом из Тверской губернии. Благодаря   поддержке   М.   И.   Чайковского   (брата   композитора)   он   окончил   реальное училище   в   Москве,   учился   на   историко­филологическом   факультете   университета. Большое влияние на Клычкова оказал С. Городецкий с его вниманием к древнеславянской мифологии, фольклорным мотивам. Память будущего поэта хранила множество народных сказок и поверий о «нечистой силе»: леших, русалках, домовых, ведьмах. Поэзия   Сергея   Клычкова   отличается   простотой   поэтической   формы,   сюжета, прозрачностью содержания. Высший идеал красоты для него — природа. Ранняя лирика напоминает произведения календарной обрядовой лирики: За туманной пеленою, На реке у края, Он пасет себе ночное, На рожке играя. Он сидит нога на ногу  Да молсет1 осоку...  Звезд на небе много­много,  Высоко­высоко. Ай­люли! Ай­люли! Весь в серебряной пыли, Месяц пал на ковыли! Ай­люли! да ай­люли! Задремал в осоке леший —  Старичок преклонный... А в бору пылают клены От столетней плеши. А в тумане над лугами Сбилось стадо в кучу, И бычок бодает тучу Красными рогами.                                       1910 — Как создается настроение этого стихотворения? Отметим   музыкальность,   простоту   и   наивность   образов   (бычок   здесь воспринимается не как иносказание, а как живая, непосредственная картинка), народную 1 Молсет — сосет, гложет (диалект.).лексику. И «нечисть» у Клычкова изображена совсем не страшной: леший — «старичок преклонный». Такой же, как и колдунок из одноименного стихотворения: Борода у него — мелкий дождичек, В бороде у него — дуга­радуга, А в руках подожок­подорожничек, —  Собрался старина, видно, надолго... Поэтизация   сельской   природы,   крестьянского   труда,   народных   праздников   — наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд не противопоставлены, а продолжают друг друга. В сборнике «Кольцо Лады» (1913) два главных образа: дед — собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков, и Лада — образ, пришедший   из   древнеславянских   мифов,   девушка­невеста,   девушка­мечта,   этот   образ восходит к древнеславянской богине весны и плодородия. Сюжетные линии, музыкальные темы этих образов переплетаются в книге: «Дедова пахота» — «Лада купается», «Дед отборонил» — «Лада в саду», «Лада в хороводе» — «Дед с покоса».            Лада в поле Повязалась Лада Шелковым платком, Ходит Лада в поле С липовым лотком. Ходит Лада — сеет, Вкруг нее синеет. Взборонена борозда, Что ни зернышко — звезда!.. Ходит Лада в поле С липовым лотком, По росе ступает Мягким лапотком. Ходит Лада — сеет, Вкруг нее синеет. Из­под белого платка Выплывают облака! Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха­певца, грезящего «наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков был далек от политики, от общественной жизни. Более поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности. Только в стихотворении «Предчувствие отражена тревога за судьбу России (1917). Та же Русь без конца и без края, И над нею дымок голубой —  Что же я не пою, не рыдаю Над людьми, над собой, над судьбой? И мне мнится: в предутрии пламя Пред бедою затеплила даль И сгустила туман над полямиНебывалая в мире печаль. После   революции   не   пожелавший   подчиниться   «требованиям   времени»   Сергей Клычков   оказался   под   беспощадным   обстрелом   критики:   «полон   старо­деревенского консерватизма и мистицизма», — писали о нем. Поэт был вынужден заняться переводами (переложения эпоса народов СССР). Однако это уже не спасло его. Он был арестован и расстрелян в 1937 году. III. Беседа по творчеству П. В. Орешина Такова   же   была   судьба   другого   новокрестьянского   поэта,   Петра   Васильевича Орешина (1887—1938). Родом он из Саратова, отец — из крестьян. Окончил три класса городского училища, подолгу жил в деревне, скитался по Поволжью в поисках заработка. Впервые напечатал стихотворения в 1911 году, а в 19 18­м вышел его первый сборник «Зарево». — Что общего в поэзии Клычкова и Орешина и в чем вы видите различие? (Оба поэта тяготели к новокрестьянской поэзии, общими у них были об разы и мотивы природы, фольклорно­сказочные мотивы, внимание к деревенскому укладу. Но, в   отличие   от   Клычкова,   Орешин   уделял   внимание   и   социальным   темам,   темам бедности и богатства. Орешин с болью писал о не поэтических сторонах крестьянской жизни, отражал бунтарские настроения предоктябрьской деревни.) — Какие ассоциации вызывает стихотворение «Золотая соха»? Плохо жнется, плохо косится, И лежат ряды неровные. Знать бы, скоро ли износятся На душе обиды кровные? Тяжко в пору нам покосную, Весь до косточки сломаешься. Ах, зачем ты, жизнь несносная, К нам как мачеха ласкаешься! Темен лес, темнее — хижины, Злой тоской­соломой крытые. Не судьбой ли мы обижены, В чистом поле позабытые?  Есть у нас тропинка алая, Путь­дороженька заветная. Есть головушка удалая, Сила­удаль несусветная. Мы поспорим с злыми чарами, С колдовством, судьбой и холодом. Будуг нищие боярами, Медный грош — червонным золотом. Обрастет густыми травами Вековечная кручинушка. И пойдет гулять заставами Золотой сохой детинушка.(Образы, интонации, лексика стихотворения напоминают о поэзии Некрасова. Обилие народных выражений, устойчивых эпитетов типично для фольклора, корни стихотворения в нем.) Есть у Орешина оригинальные, незатертые строки, образы, найдем их: «Месяц в степи   растянулся   покойником,   /   Светит   в   тумане   серебряным   лбом»;   «Чмокает   ветер губами дорог»; «Распахнула зорюшка шубейку». В   отличие   от   Клычкова,   Орешин   много   пишет   и   печатается   после   революции, приветствует   изменения   в   стране.   Об   этом   говорят   и   названия   его   стихотворений: «Комсомольцы», «В покосе соревнуются бригады», «На тракторе сидел я, управляя». Были у него и сомнения — туда ли идет деревня: Соломенная Русь, куда ты Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в неизвестный путь. IV. Итог урока Главное, что объединяло новокрестьянских поэтов, было чувство любви к родной земле, беспокойство за ее будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна. Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека актуальна и сейчас. Нам еще предстоит открывать художественный мир этих поэтов. Домашнее задание 1.   Читать   стихотворения   Сергей   Есенина,   выучить   стихотворение   наизусть   (на выбор). 2. Индивидуальное задание: доклад­сообщение о биографии Есенина.

Посмотрите также