Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
19.11.2017
Данная разработка урока литературы на тему: "А.С.Пушкин. "Станционный смотритель". Для обучающихся 7 класса. Программа Коровиной В.Я.
Данный урок соответствует ФГОС. Это сценарный план урока литературы. Разработка урока литературы имеет приложение 1. Все этапы урока подробно прописаны. К уроку литературы есть картинки.Разработка урока литературы для обучающихся 7 класса по программе Коровиной В.Я. Соответствует ФГОС.
смотритель.docx
М Б О У « К о л о н т а е в с к а я С О Ш »
Л ь г о в с к и й р а й о н К у р с к а я о б л а с т ь
Урок литературы на тему:
«А.С.Пушкин.Станционный смотритель».
( 7 к л а с с , п р о г р а м м а К о р о в и н о й В . Я . )
У ч и т е л ь р у с с к о г о я з ы к а и л и т е р а т у р ы
К у р б а т о в а Г . Н .
2 0 1 7 г о д
1 Ц е л и : формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста;
помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», проследить
2 общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности
за свои поступки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией,
художественными особенностями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на
вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные
задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
Ч т е н и е слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.
И н с ц е н и р о в а н н о е ч т е н и е о т р ы в к а из трагедии.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Осень 1830 года А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии.
Показ фотоиллюстраций из книги «Болдино. Осень. 1830» (М.: Планета, 1989).
– Изза вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.
Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так
хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений
Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный
гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических
стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель»,
«Гробовщик», «Барышнякрестьянка».
«Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня.
«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания,
житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции.
Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом
Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу “Гробовщика”. Воспоминания о старинном кишиневском приятеле
– бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу “Выстрела”. Разъезды поэта
странника, ожидания и ночевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу “Станционному
смотрителю”, в “Метели” и “Барышнекрестьянке” опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с
некоторыми литературными трагедиями...»1.
3 Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это
придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.
Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало
повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в
новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.
Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых
Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также в Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо
Булгарин заругает».
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых
«Кто такой Белкин?» както ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко
и ясно»2.
«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь,
Тургенев, Чехов...
А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым,
читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая
изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое
имело на меня это чтение»3.
Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза
пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски “быстрых”
рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность»4.
Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести
написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким
чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту
глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на
рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим
сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.
Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».
2. Работа по повести, прочитанной дома.
– В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.)
– Прокомментируйте фразу: «Дочкас, – отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для Вырина,
отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его
дочь!)
– Какова внешность Вырина? («...Человека лет 50ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый
сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)
З а д а н и е 1.
– Каков Вырин через 4 года? (Высказывания учащихся.)
– Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей
отец... до церкви».)
З а д а н и е 2.
– Зачитайте строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось... овечку мою».)
– Перескажите эпизоды, описывающие две встречи с Минским.
– Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли... пожелаешь ей могилы...», 2й абзац.)
З а д а н и е 3.
4 – Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о
бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее
сочувствие он отплатил не только обманом.)
З а д а н и е 4.
– Зачитайте рассказ мальчика о приезжавшей барыне.
– Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не
сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя.
Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)
– Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?
В ы в о д. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного,
доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает
необдуманные поступки, заранее не зная, к чему они могут привести.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?
– Кому из героев рассказчик симпатизирует?
– Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
Домашнее задание: читать повесть «Метель».
И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е : подготовить выразительное чтение стихотворений М. Ю.
Лермонтова «Смерть поэта» и «Тучи».
1 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362.
2 Благой Д. Д. А. С. Пушкин. М., 1949. С. 78.
3 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362.
4 Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. С. 108–118.
Лист самооценки
Фамилия, имя_____________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:
Приложение 1
1. Выделение ключевых слов прочитанного текста______________________
2. Ответы на вопросы по содержанию рассказа_____________________________
3. Доказательство
помощью
зрения
своей
с
точки
примеров
из
текста_____________________________________________________________
4. Самостоятельная оценка поступков героев_____________________________
5 Для самооценки используйте символы:
+ знаю, умею, могу
? – сомневаюсь
трудно, сложно
Дом станционного смотрителя
Логотип музея
Дата основания
1972
Местонахождение
188356, Ленинградская
обл., Гатчинский рн, д. Выра, Большой
пр., 32а
Посетителей в год 54 000 в год
Директор
Кайкова Виктория Николаевна
Сайт
history.gatchina.ru
Дом станционного смотрителя на
Викискладе
6
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.