Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Оценка 4.9

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
19.11.2017
Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Данная разработка урока литературы на тему: "А.С.Пушкин. "Станционный смотритель". Для обучающихся 7 класса. Программа Коровиной В.Я. Данный урок соответствует ФГОС. Это сценарный план урока литературы. Разработка урока литературы имеет приложение 1. Все этапы урока подробно прописаны. К уроку литературы есть картинки.Разработка урока литературы для обучающихся 7 класса по программе Коровиной В.Я. Соответствует ФГОС.
смотритель.docx
М Б О У   « К о л о н т а е в с к а я   С О Ш » Л ь г о в с к и й   р а й о н   К у р с к а я   о б л а с т ь Урок литературы на тему: «А.С.Пушкин.Станционный смотритель». ( 7   к л а с с ,   п р о г р а м м а   К о р о в и н о й   В . Я . ) У ч и т е л ь   р у с с к о г о   я з ы к а   и   л и т е р а т у р ы К у р б а т о в а   Г . Н . 2 0 1 7   г о д 1 Ц е л и :  формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь   почувствовать   трагизм   положения   в   обществе   «маленького   человека»,   проследить 2 общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Планируемые результаты обучения: Предметные:  познакомятся   с   произведением   А.   С.   Пушкина,   главными   героями,   композицией, художественными особенностями. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):  познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;   регулятивные:  организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;  коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные:  понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы. Сценарий  урока I. Проверка домашнего задания. Ч т е н и е  слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена. И н с ц е н и р о в а н н о е   ч т е н и е   о т р ы в к а  из трагедии. II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. – Осень 1830 года А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Показ фотоиллюстраций из книги «Болдино. Осень. 1830» (М.: Планета, 1989). – Из­за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут,  И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость»,   «Пир   во  время   чумы»,   «Дон   Жуан»,   поэму   «Домик   в  Коломне»,   около   тридцати   лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня­крестьянка». «Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня. «Материалом   для   них   послужили   в   большинстве   случаев   некоторые   предания,   воспоминания, житейские   эпизоды,   лично   подмеченные   или   бытовавшие   в   устной   (а   подчас   и   книжной)   традиции. Московская   вывеска   гробового   мастера   Адриана   Прохорова   на   Никитской,   по   соседству   с   домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу “Гробовщика”. Воспоминания о старинном кишиневском приятеле –   бесстрашном   дуэлянте   и   боевом   офицере   Липранди   –   легли   в   основу   “Выстрела”.   Разъезды   поэта­ странника,   ожидания   и   ночевки   на   почтовых   станциях   сообщили   бытовую   оправу   “Станционному смотрителю”,   в   “Метели”   и   “Барышне­крестьянке”   опыт   личных   наблюдений,   видимо,   сочетался   с некоторыми литературными трагедиями...»1. 3 Авторство   повестей   анонимно,   приписано   вымышленному   лицу   –   Ивану   Петровичу   Белкину.   Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «...Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также в Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает». «Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых «Кто такой Белкин?» как­то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно»2. «Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов... А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение»3. Один   из   исследователей   Пушкина   так   определил   своеобразие   пушкинских   повестей:   «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски “быстрых” рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность»4. Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны  Пушкиным)  разными  лицами  –   барышней,   армейским   офицером,   приказчиком   и   мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные   события   устранена.   Она   присутствует   в   ироническом   отношении   «к   романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев. Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель». 2. Работа по повести, прочитанной дома. – В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои.) – Прокомментируйте фразу: «Дочка­с, – отвечал он с видом довольного самолюбия...» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!) – Какова внешность Вырина?  («...Человека лет 50­ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».) З а д а н и е 1. – Каков Вырин через 4 года? (Высказывания учащихся.) – Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти?  («Чего же ты боишься? – сказал ей отец... до церкви».) З а д а н и е 2. – Зачитайте строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось... овечку мою».) – Перескажите эпизоды, описывающие две встречи с Минским. – Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли... пожелаешь ей могилы...», 2­й абзац.) З а д а н и е 3. 4 – Что за человек Минский?  (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.) З а д а н и е 4. – Зачитайте рассказ мальчика о приезжавшей барыне. – Что заставило барыню приехать на постоялый двор?  (Хорошо,  что предположения  Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.) – Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас? В ы в о д.  А.   С.   Пушкин   выступает   в   защиту   маленького   человека,   бесправного,   униженного, доведенного   до   отчаяния;   здесь   звучит   и   упрек   тем,   кто,   не   думая   о   родных   и   близких,   совершает необдуманные поступки, заранее не зная, к чему они могут привести. III. Итог урока. Рефлексия деятельности. – Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? – Кому из героев рассказчик симпатизирует? – Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала? Домашнее задание: читать повесть «Метель». И н д и в и д у а л ь н о е   з а д а н и е :   подготовить   выразительное   чтение   стихотворений   М.   Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и «Тучи». 1 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362. 2 Благой Д. Д. А. С. Пушкин. М., 1949. С. 78. 3 Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. М., 1960. С. 362. 4 Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. С. 108–118. Лист самооценки Фамилия, имя_____________________________________________________________ Оцени свою работу на уроке по следующим критериям: Приложение 1 1. Выделение ключевых слов прочитанного текста______________________ 2. Ответы на вопросы по содержанию рассказа_____________________________ 3. Доказательство помощью   зрения своей   с   точки       примеров   из текста_____________________________________________________________ 4. Самостоятельная оценка поступков героев_____________________________ 5 Для самооценки используйте символы: + ­ знаю, умею, могу ? – сомневаюсь ­ ­ трудно, сложно Дом станционного смотрителя Логотип музея Дата основания 1972 Местонахождение 188356, Ленинградская  обл., Гатчинский р­н, д. Выра, Большой  пр., 32а Посетителей в год 54 000 в год Директор Кайкова Виктория Николаевна Сайт history.gatchina.ru  Дом станционного смотрителя на       Викискладе 6

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас

Урок литературы на тему: А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" 7 клас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017