Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"
Оценка 4.7

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
21.04.2017
Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"
Урок, построенный по требованиям ФГОС, ориентирован на развитие критического мышления, развития связной речи обучающихся, работу с текстом. На протяжение всего урока дети характеризуют образ главного героя (Владимира Дубровского) , пытаются разобраться кто же он: доблестный гвардейский офицер, благородный разбойник, талантливый учитель?
урок по Дубр.docx
Урок литературы Учитель: Молодых Елена Юрьевна Класс: 6­Б Количество обучающихся: 17 Тема:  « Образ Дубровского.  Кто он? Доблестный гвардейский офицер, благородный разбойник, необыкновенный учитель… » Роман А.С.Пушкина «Дубровский» (на  примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство,  справедливость, честность ). Цели урока: восприятие учащимися романа А.С.Пушкина «Дубровский» через авторское отношение   к   героям,   размышление   о   проблемах   взаимоотношений   между   людьми, благородстве. Задачи: обучающие:   формировать   навык   исследовательской   работы   с   текстом,   умение выделять главное в тексте, умение видеть слова, раскрывающие  образ героя; развивающие: развивать логическое мышление, речь учащихся, умение работать в  группе; способствовать развитию информационной культуры детей; воспитательные:    воспитание духовно – нравственной личности,   умения общаться воспитывать чувство неприязни к высокомерию, тщеславию, подлости. Планируемые результаты:       познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное   построение     речевого   высказывания   в   устной   форме,   свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; личностные   УУД:    самоопределение,   нравственно­этическая   ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД:   целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;   коммуникативные   УУД:  планирование    учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками,   соблюдение   правил   речевого   поведения,   умение   высказывать   и обосновывать  свою точку зрения.   Оборудование:  проектор,   интерактивная   доска,   компьютер,   мультимедийная презентация, учебник, словари.                                                Используемые технологии:   ИКТ­технологии   здоровьесберегающие технологии технология проблемного и  развивающего обучения Особенности урока:     реализация системно­деятельностного подхода чередование индивидуальной и групповой форм работы организация исследовательской деятельности создание атмосферы сотрудничества Ход урока 1.Мобилизующий этап урока Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! 2.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности            «Жизнь прожить не поле перейти» ­ гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика. 1. Вступительное слово учителя. Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью,  благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы  возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных  произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”. На прошлом уроке мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как  складывались отношения между  ними. НО: долгое «согласие, царствующее между  надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В  чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и  Дубровского?  ­ Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить? (О В. Дубровском) Сформулируйте тему урока. (Дубровский.) Говоря о каком­либо персонаже, что предстает  нашему анализу? Уточните тему.  (Образ В.Дубровского) Запишите в тетради. Актуализация знаний. На основе прочитанных глав дома вы составляли вопросы, помогающие раскрыть  образ главного героя. Задайте их товарищам.  Прием игры «Бои» (примерные вопросы):  При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3­ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был  корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и  молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи  расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в  карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно  богатую невесту, мечту бедной молодости”).  Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).  Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?  Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде? (Любящий сын).  Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца?  Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении  отца? (Стремящийся к мести).  Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал  шайку, грабящую богатых путешественников).  Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).  Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и  радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного  плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Любящий).  Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести.  Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера  проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры (Благородный). Подведение итогов.  ­ Ответы помогут нам в составлении кластера Составление кластера: подтвердите текстом Стремящийся к мести                      разбойник Любящий сын ­ образ Владимира ­ расточителен и честолюбив, он позволял себе  роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости корнет            Благородный                  Добрый, справедливый                    учитель  ­ Какую задачу нам предстоит решить?  ( Раскрыть образ В.Дубровского )   ­  Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (образ Дубровского неоднозначен, сложный) ­ Ребята, вспомните, какие средства создания образа нам помогут? (Слайд после ответа  детей: предыстория жизни героя; социальная среда, обучение, воспитание; внешность  героя, портрет; поступки героя; речь героя; другие герои произведения, пейзаж)  Работа в парах с текстом. Найти в тексте примеры, подтверждающие ваши средства в создании образа:1 пара­  предыстория жизни героя (глава 3, 3 абзац), 2 пара ­ социальная среда, обучение,  воспитание (глава3 после письма со слов «он лишился матери…») , 3 пара ­ внешность  героя (глава 8 ­Дефорж, 2 том глава 9 описание Анны Савишны, Троекурова, исправника),  4, 5 пары ­ поступки героя (, глава 5 со слов «Стойте,..вы губите и себя, и меня..не  бойтесь, я просить буду..», с.190 «Дубровский приблизил лучину..», глава 5 (похороны),  «кипел от негодования» при разговоре с Шабашкиным, глава 7 со слов «начальник шайки  славился умом, отважностью и каким­то великодушие», глава 8 –комната с медведем,  глава 18 – остановка кареты Верейского, глава 19 –выстрел в офицера и советы прекратить разбойничать); 6 пара ­ речь героя  (глава 8  «не намерен терпеть обиду,за которую..не  могу требовать удовлетворения»,глава 10 (к Спицыну), глава 12 – объяснения с Машей,  глава 15 ;7 пара ­ другие герои произведения (глава 3 последний абзац « с жаром обнял  отца», глава 11 –честное слово француза, глава 12 –объяснение с Машей,глава 16 3 абз «Кирила Петрович взбесился», глава 17 рыжий мальчуган ; 8 пара­ пейзаж (глава 5 со слов  «между тем Владимир углублялся в чащу дерев…») ­ Какие понятия кажутся несовместимыми? (Благородный разбойник) ­ Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный  разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать,  совместимы ли эти понятия. 2. Итак, начнем с анализа образа главного героя. Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя  проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми. 3. Давайте подведем итог. Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же  образом) являются: ­ Какие понятия кажутся несовместимыми? (Благородный разбойник) ­ Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный  разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать,  совместимы ли эти понятия. 4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда  сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа  высказывание Оноре де Бальзака? ­ Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста. Индивидуальное задание ученика. Пушкин следует литературной традиции, изображая  образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в  романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин),  который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило,  мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные  разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по­настоящему  благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества  справедливости. рий Ив нович Д точкин ео ао оо   — популярный  ­ Кого вы можете вспомнить из мировой литературы? (Р бин Гуд герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель  лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском  лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам. Юо  — главный герой кинокомедии «Берегись автомобиля» (1966) по  сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, сыгранный Иннокентием Смоктуновским.  «Робин Гуд ХХ века», он угонял личные автомобили у людей, живущих на «нетрудовые  доходы», и переводил вырученные от продажи машин деньги на счета детских домов. З ррооо приходит на помощь обездоленным жителям Новой Испании.) 6. Работа со словарем. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.  Ответы детей:   Благородный –  — вымышленный персонаж, вариация на тему Робин Гуда, «герой в маске», который  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по своим качествам, изяществу. 3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.). 4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем­н. выделяющихся  разрядов, пород. Б. металлы, б. олень. ­ Слово одно, а одинаковы ли значения? В чем разница? (В лексическом значении). ­ Как называются такие слова? (многозначными)  ­ Какое значение применимо к В.Дубровскому? (1) ­ А ещё А.С.Пушкин прилагательное «благородный» применяет к кому­либо из  персонажей? (к Троекурову, глава 8, стр 195: «Таковы были благородные увеселения  русского барина) В каком значении? (3) Разбойник – 1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный  негодяй (разг.). 2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.). 7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника  благородным?” ­ Рассуждения ребят. ­ Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора.  По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос.  Известно, что существуют варианты продолжения романа: 1. Смерть князя Верейского; 2. Жизнь Марьи Кириловны; 3. Вдова; 4. Англичанин; 5. Свидание. Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой,  Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в  понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает  миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может  привести к убийству, что грех может породить еще больший грех. ­ Итак, к какому выводу мы приходим?  ­ Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что  понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы. ­ Согласны ли вы с этим? Решение Дубровского стать разбойником – одна из форм самозащиты, самоутверждения,  нежелание подчиняться власти Троекурова. ­В какой роли мы еще видим Дубровского? (Роль Дефоржа) перескажите фрагмент, как  появился этот учитель? Найдите в тексте подтверждение. ­ Для чего А.С.Пушкин показывает разные роли Дубровского? (герой протестует против  беззакония, ищет пути выхода, но не может их найти) В романе нарушена хронологическая  последовательность. Какая? Зачем? (создается иллюзия найденного выхода) ­Способен ли герой, наделенный лучшими личностными качествами, изменить законы,  признанные обществом? 8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье.  Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:  Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).  Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).  Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).  Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к  теме (афоризм).  Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.  Дубровский;  Храбрый, честный;  Защищает, мстит, любит;  Стремится быть справедливым;  Благородство. 9. Ребята зачитывают свои работы. 10. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С.  Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе  “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения,  потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие  действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло.  На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог  вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять  основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия. Рефлексия. Что вам понравилось на уроке? Что нового вы для себя открыли? Что еще хотелось бы  узнать?  Выставление оценок. 11. Домашнее задание: небольшое сочинение « Что значит быть благородным?» С  примерами из литературных произведений Средства создания худ образа Средство создания литературного героя Название  произведения Эпиграф к  литературному  произведению Прямая  авторская  характеристика Речь героя Поступки,  действия героя Психологический анализ Краткая характеристика Пример Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в  системе образов "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова Может указывать на основную  черту характера героя Писатель сознательно раскрывает  свое отношение к герою,  характеризуя его действия,  поступки, давая им свою оценку Внутренние монологи, диалоги с  другими героями произведения  характеризуют персонажа,  выявляют его склонности,  пристрастия Основа повествования  художественного произведения, где изображаются поступки  персонажей, через которые  раскрывается характер героя Подробное воссоздание  внутреннего мира персонажа  (чувств, мыслей, эмоций); особую  роль играют изменения внутренней  жизни героя "Капитанская дочка",  "Евгений Онегин" А. С.  Пушкина "Онегин ­ добрый мой  приятель..." (А. С. Пушкин) Монологи и диалоги Чацкого  в "Горе от ума" А. С.  Грибоедова Письмо Онегина из "Евгения  Онегина" А. С. Пушкина;  спасение Печориным Бэлы из  "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова "Преступление и наказание"  Ф. М. Достоевского Другие герои  произведения Портрет героя Социальная  среда, общество Взаимоотношения персонажа с  другими героями произведения  показаны автором, чтобы читатель  увидел героя не изолировано, а в  определенных ситуациях, во  взаимодействии с разными людьми Изображение внешнего облика  героя: его лица, фигуры, одежды,  манеры поведения. Типы портрета:  1) натуралистический (портрет,  скопированный с реально  существующего человека); 2)  психологический (через внешность  героя раскрывается внутренний  мир героя, его характер); 3)  идеализирующий или гротескный  (эффектные и яркие, изобилующие  метафорами, сравнениями,  эпитетами) Общественные условия, в которых  живет и действует персонаж Пейзаж Раскрывает внутренние  переживания героя Художественная  деталь Предыстория  жизни героя (если есть) Предмет, с помощью которого  писатель характеризует героя.  Яркая художественная деталь  помогает читателю выявить  особенности натуры персонажа Описание детства, юности,  становления героя как личности,  помогает глубже раскрыть  внутренний мир персонажа Печорин ­ Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера,  Грушницкий, контрабандисты  в "Герое нашего времени" М.  Ю. Лермонтова 1) Мастер в "Мастере и  Маргарите" М. А. Булгакова 2)Печорин в "Герое нашего  времени" М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести "Тарас  Бульба" Н. В. Гоголя "Гранатовый браслет" А. И.  Куприна Описание южной природы  передает переживания  Печорина до и после дуэли с  Грушницким в "Герое нашего  времени" М. Ю. Лермонтова Халат Обломова в романе  "Обломов" И. А. Гончарова "Обломов" И. А. Гончаров новый                                                  Ход урока 1.Мобилизующий этап урока Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! 1. Вступительное слово учителя. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью,  благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Как вы думаете, эпиграф имеет отношение к роману? К кому?  Сформулируйте тему урока. (Дубровский.) Говоря о каком­либо персонаже, что предстает  нашему анализу? Уточните тему.  (Образ В.Дубровского) Запишите в тетради. Да, сегодня мы продолжаем работать по роману А.С. Пушкина “Дубровский”. На прошлом уроке мы выяснили, кто такие А.Г. Дубровский и Троекуров и как  складывались отношения между  ними. НО: долгое «согласие, царствующее между  надменным Троекуровым и бедным его соседом Дубровским было нарушено ссорой». В  чем же причина? Кто виноват в ссоре? Почему не состоялось примирение Троекурова и  Дубровского? ­ Какую задачу нам предстоит решить?  ( Раскрыть образ В.Дубровского )   Актуализация знаний. На основе прочитанных глав дома вы составляли вопросы, помогающие раскрыть образ  главного героя. Задайте их товарищам.  Прием игры «Бои» (примерные вопросы):         При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3­ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в  гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек  получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и  честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не  заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной  молодости”). Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса). Как развиваются дальше события в жизни молодого человека? Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде? (Любящий сын). Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца?  Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении  отца? (Стремящийся к мести). Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал  шайку, грабящую богатых путешественников). Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый). Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и  радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана –  уничтожить Троекурова, заклятого врага? (Любящий).  Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести.  Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера  проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры (Благородный). Подведение итогов.  ­ Ответы помогут нам в составлении кластера Составление кластера: подтвердите текстом Стремящийся к мести                      разбойник Любящий сын ­ образ Владимира ­ расточителен и честолюбив, он позволял себе  роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости корнет            Благородный                  Добрый, справедливый                    учитель  ­  Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (образ Дубровского неоднозначен, сложный) ­ Ребята, вспомните, какие средства создания образа нам помогут? (Слайд после ответа  детей: предыстория жизни героя; социальная среда, обучение, воспитание; внешность  героя, портрет; поступки героя; речь героя; другие герои произведения, пейзаж)  Работа в парах с текстом. Найти в тексте примеры, подтверждающие ваши средства в создании образа:1 пара­  предыстория жизни героя (глава 3, 3 абзац), 2 пара ­ социальная среда, обучение,  воспитание (глава3 после письма со слов «он лишился матери…») , 3 пара ­ внешность  героя (глава 8 ­Дефорж, 2 том глава 9 описание Анны Савишны, Троекурова, исправника),  4, 5 пары ­ поступки героя (, глава 5 со слов «Стойте,..вы губите и себя, и меня..не  бойтесь, я просить буду..», с.190 «Дубровский приблизил лучину..», глава 5 (похороны),  «кипел от негодования» при разговоре с Шабашкиным, глава 7 со слов «начальник шайки  славился умом, отважностью и каким­то великодушие», глава 8 –комната с медведем,  глава 18 – остановка кареты Верейского, глава 19 –выстрел в офицера и советы прекратить разбойничать); 6 пара ­ речь героя  (глава 8  «не намерен терпеть обиду,за которую..не  могу требовать удовлетворения»,глава 10 (к Спицыну), глава 12 – объяснения с Машей,  глава 15 ;7 пара ­ другие герои произведения (глава 3 последний абзац « с жаром обнял  отца», глава 11 –честное слово француза, глава 12 –объяснение с Машей,глава 16 3 абз  «Кирила Петрович взбесился», глава 17 рыжий мальчуган ; 8 пара­ пейзаж (глава 5 со слов  «между тем Владимир углублялся в чащу дерев…») 2. Итак, начнем с анализа образа главного героя. Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя  проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми. 3. Давайте подведем итог. Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же  образом) являются: ­ Какие понятия кажутся несовместимыми? (Благородный разбойник) ­ Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный  разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать,  совместимы ли эти понятия. 4. Возвратимся к эпиграфу “К сожаленью, благородство чувств не всегда  сопровождается благородством действий”. Доказывает ли содержание романа  высказывание Оноре де Бальзака? ­ Рассуждения учеников с приведением аргументов из текста. Индивидуальное задание ученика. Пушкин следует литературной традиции, изображая  образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в  романтической литературе. Это человек благородного происхождения (дворянин),  который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило,  мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные  разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по­настоящему  благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества  справедливости. ­ Кого вы можете вспомнить из мировой литературы? (Р бин Гуд герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель  лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском  лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам. Юо  — главный герой кинокомедии «Берегись автомобиля» (1966) по  сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, сыгранный Иннокентием Смоктуновским.  «Робин Гуд ХХ века», он угонял личные автомобили у людей, живущих на «нетрудовые  доходы», и переводил вырученные от продажи машин деньги на счета детских домов. З ррооо приходит на помощь обездоленным жителям Новой Испании.) 6. Работа со словарем. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.  Ответы детей:   Благородный –  — вымышленный персонаж, вариация на тему Робин Гуда, «герой в маске», который    — популярный  оо рий Ив нович Д точкин ео ао 5. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 6. Исключительный по своим качествам, изяществу. 7. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.). 8. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем­н. выделяющихся  разрядов, пород. Б. металлы, б. олень. ­ Слово одно, а одинаковы ли значения? В чем разница? (В лексическом значении). ­ Как называются такие слова? (многозначными)  ­ Какое значение применимо к В.Дубровскому? (1) ­ А ещё А.С.Пушкин прилагательное «благородный» применяет к кому­либо из  персонажей? (к Троекурову, глава 8, стр 195: «Таковы были благородные увеселения  русского барина) В каком значении? (3) Разбойник – 3. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный  негодяй (разг.). 4. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.). 7. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника  благородным?” ­ Рассуждения ребят. ­ Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора.  По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос.  Известно, что существуют варианты продолжения романа: 6. Смерть князя Верейского; 7. Жизнь Марьи Кириловны; 8. Вдова; 9. Англичанин; 10. Свидание. Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой,  Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в  понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает  миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может  привести к убийству, что грех может породить еще больший грех. ­ Итак, к какому выводу мы приходим?  ­ Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы. ­ Согласны ли вы с этим? Решение Дубровского стать разбойником – одна из форм самозащиты, самоутверждения,  нежелание подчиняться власти Троекурова. ­В какой роли мы еще видим Дубровского? (Роль Дефоржа) перескажите фрагмент, как  появился этот учитель? Найдите в тексте подтверждение. ­ Для чего А.С.Пушкин показывает разные роли Дубровского? (герой протестует против  беззакония, ищет пути выхода, но не может их найти) В романе нарушена хронологическая  последовательность. Какая? Зачем? (создается иллюзия найденного выхода) ­Способен   ли   герой,   наделенный   лучшими   личностными   качествами,   изменить   законы, признанные обществом? .   Вывод            «Жизнь прожить не поле перейти» ­ гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач часто допускаем ошибки. Мудрые советы классика помогут нам решить многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. И сегодня мы с вами прислушаемся к голосу классика. 8. А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье.  Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:  Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).  Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).  Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).  Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к  теме (афоризм).  Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.  Дубровский;  Храбрый, честный;  Защищает, мстит, любит;  Стремится быть справедливым;  Благородство. 9. Ребята зачитывают свои работы. 10. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С.  Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения,  потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие  действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло.  На нашем занятии каждый проявил творчество. Мы составили синквейн, который помог  вам выразить свое отношение к герою. Работа показала, что вы умеете определять  основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия. Рефлексия. Что вам понравилось на уроке? Что нового вы для себя открыли? Что еще хотелось бы  узнать?  Выставление оценок. 11. Домашнее задание: небольшое сочинение « Что значит быть благородным?» С  примерами из литературных произведений

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017