Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы
Оценка 4.8

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
16.04.2017
Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы
Представленный урок является вторым по разделу «Древнерусская литература». В ходе урока шестиклассники совершенствуют матапредметные умения: воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Благодаря опережающим заданиям, прослушиванию записи произведения в прочтении актёра, аналитической беседе, осуществляется дифференцированный и личностно ориентированный подход на основе учета особенностей обучающихся.Благодаря опережающим заданиям, прослушиванию записи произведения в прочтении актёра, аналитической беседе, осуществляется дифференцированный и личностно ориентированный подход на основе учета особенностей обучающихся.
Сказание о белгородском киселе.docx
«Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы» Составила Горскина А.А., учитель русского языка и литературы  МБОУ «Лянторская СОШ № 3» Технологическая карта урока Предмет Класс Базовый учебник Тема урока Тип урока Цель урока Задачи урока Планируемые результаты Литература 6 Литература.   6   класс.   Учебник   для   общеобразовательных   учреждений;   под   редакцией В.Я.Коровиной «Древнерусская   литература.  «Сказание   о   белгородском   киселе».   Поучительный   характер древнерусской литературы Изучение нового материала Углубление знаний о произведениях древнерусской литературы, их поучительном характере. Образовательные задачи урока: сформировать   представление   о   «Сказании   о   белгородском   киселе»   как   части   летописи «Повесть   временных   лет»;   выявить   художественную   идею   сказания,   проявившуюся   в стремлении белгородцев освободить русскую землю от нашествия; Развивающие задачи урока: формировать   умение   выделять   главное   в   сообщении   учителя   и   учащихся,   навыка выразительного чтения, составления плана статьи учебника, работы с иллюстрациями, создания алгоритма на основе знаний теории литературы или анализа действий героев сказания; Воспитательные задачи урока: воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси,  патриотизм; создавать условия для воспитания чувства коммуникабельности, доброжелательности и умения слушать друг друга Предметные результаты: На уровне запоминания:  ­ знание различий между жанрами УНТ и древнерусской литературы (сказка и сказание) На уровне понимания: ­ представление о том, что «Сказание о белгородском киселе» ­ это часть летописи «Повесть  временных лет»; На уровне применения в типичных ситуациях: ­ умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, составлять план статьи учебника,  создавать алгоритм, защищать проделанную работу,  составлять предложения по заданному  началу; ­ На уровне применения в нестандартных ситуациях: ­ умение систематизировать знания, определять своё отношение к описываемому, защищать  свою позицию; Метапредметные результаты:  ­ овладение навыками самостоятельного применения знаний; ­формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в  словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты:  ­развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ­ самостоятельность в применении знаний на практике. Личностно   ориентированная,   информационно­коммуникативная,   системно­деятельностная, дифференцированного обучения «Знание»  «Знание и информация» («Теория и практика»)  Слово, знак Коллективная, групповая,  творческая Лексикология, информатика Технологии Метапредмет:  Метапредметная категория:  Фундаментальный образовательный объект:  Формы работы Межпредметные связи Внутрипредметные связи Виды деятельности учителя Виды деятельности учащихся Виды используемых ИКТ Интернет­ресурсы Материалы оборудование Подготовительный этап к уроку и   Жанры УНТ и древнерусской литературы Организует, направляет, контролирует, диагностирует Работают с текстом, выступают публично, заполняют кластер ио ходу сообщений, составляют алгоритм, ведут записи в тетрадях Компьютер, мультимедийная установка, фонохрестоматия к учебнику, презентация www.gramota.ru Музыкальная запись, учебник, электронное приложение к учебнику, презентация Пространство кабинета оптимально организовано для  работы, на доске записывается вариант плана статьи учебника (домашнее задание) Словарная работа Вера, мужество,    выносливость,  мудрость,  смекалка, слава,   любовь  к родине,  уважение  к старшим ХОД УРОКА. І. Организационный момент II. Проверка  индивидуального домашнего задания Составление алгоритма  «Как определить, что текст ­ это сказка»  Возможный вариант:  Достоверные  события? Да  Нет Не сказка              Реальное место действия? Да  Нет   Не сказка                    Реальные герои?                                              Да  Нет                                                     Не сказка                                                                Есть волшебство, волшебные предметы,  говорящие животные?  Да  Это сказка Сделайте вывод о сказке как жанре УНТ. ­  Сказка ­ один из основных жанров устного народного творчества.  Преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом  и ярко выраженной воспитательной функцией. События, герой и место действия сказки вымышленные. Мотивация Воспитательная   роль   сказки   очевидна,   в   ней   всегда   побеждает   добро   и   правда,   а   герой   вынужден   пройти различные   испытания   и   сразиться   с   противниками.   Герою   помогают   не   только   волшебные   предметы   или существа, но и сила духа, выносливость, хитрость и мудрость, большая любовь к родным, друзьям и Родине.  Время не стоит на месте, и на смену УНТ пришла древнерусская литература. Что мы уже знаем о древнерусской литературе? III. Изучение нового материала. 1.Сообщение темы, цели урока. 2.Беседа. Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Себо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).  Каков смысл сравнения? ­ Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование. Что  является   для   современного   человека   неиссякаемым   источником   знаний   по   истории   и   культуре   нашей Родины? ­ Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести. 3.  Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника. (План одного из учеников записан на доске) Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва? Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков? (Запись в словарь) ­ Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера, обращённое в прошлое. ­Летопись   – жанр   древнерусской   литературы,   историческое   повествование   о   событиях   в   хронологической последовательности. Описание событий по годам. 4.  Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет». (По ходу сообщения на слайде вырисовывается кластер) Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…». Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево­Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии.   Он   дополнил   летопись   текстами   договоров   Руси   с   Византией   и   ввёл   дополнительные   исторические предания, сохранённые в устной традиции. По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево­Печерском монастыре в 1110 —1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича. 5. Слово учителя. (По ходу сообщения на слайде вырисовывается кластер) «Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части. Историко­этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей   три   –   Сим,   Хам,   Иафет.   Славянские   племена   достались   Иафету.   Мы   Иафетово   племя).   В   «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе. В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города­соперники. О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе. Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег  – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав  – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава. Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке. На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля. 6. Прослушивание текста «Сказания о белгородском киселе»  (Фонохрестоматия). Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги. Медуша ­ погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков. Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом. Латка ­ гончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения. аа Лукошко (от лук, лук  — "изгиб, дуга") — гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба. Отруби   ­ побочный  продукт  мукомольного  производства. Состоит  из  оболочек зерна  и  остатков  неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др. Печенеги, русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли. 7. Беседа по прослушанному тексту Почему белгородцы послушали старца? ­  Все   серьёзные   вопросы   в   Древней   Руси   решались   на   вече,   где   каждый   имел   право   голоса,   и   к   каждому прислушивались. Старик много жил,  и мудрость его и знание психологии людей в такой трудный момент стали важными. Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду. ­ Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа. Как можно оценить поступок белгородцев? ­ Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю. Какие качества жителей Белгорода прославляет сказитель и затем летописец? ­ Вера, мужество, хитрость и мудрость, уважение к старейшинам, любовь к Родине, выносливость, сплочённость ради общего дела. Чему учит нас это сказание? ­ Понятия вера, Родина, предки, старейшина, выносливость, мудрость – это понятия, которые в жизни каждого человека должны играть особую роль. Если жить по этим общечеловеческим законам и правилам, можно одолеть любого врага. Что вы можете сказать о летописце, рассказавшем эту историю? ­ Это человек благородный, глубоко уважающий и любящий свой народ, он и  сам обладает всеми самыми высокими качествами характера. 8. Сообщение «литературоведа» о Несторе. Преподобный Нестор Летописец родился в 50­х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,­ говорил он. ­ Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112­1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" ­ так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам­летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен   Моисей   Выдубицкий,   продливший   ее   до   1200   года,   наконец,   игумен   Лаврентий,   написавший   в   1377   году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). IV. Подведение итогов урока. Чем отличается сказание от сказки? ­ Сказание – это фольклорное произведение исторического или легендарного характера, обращённое в прошлое в нём рассказывается о реальных событиях; действующие герои сказаний – реальные исторические личности, совершившие ратные подвиги во имя Родины  и заслужившие славу. Например, «Сказания о белгородском киселе»   Продолжите предложение Сегодня на уроке я поняла, что… V. Домашнее задание. 1.  Составить алгоритм по одной из тем: 1). «Как отличить сказание от  сказки» 2). «Для того, чтобы выжить» (По сказанию) 2.  Составить синквейн о древнерусской литературе.

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе». Поучительный характер древнерусской литературы

Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017