Урок литературы по теме "Человеческая ценность в повести "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
14.11.2019
Урок литературы для обучающихся 9 класса с ОВЗ. Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников в процессе работы с текстом
Задачи: осознанное выборочное чтение; умение отвечать на вопросы учителя полным ответом; развитие критического мышления; развитие речи обучающихся; воспитание нравственных качеств обучающихся.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
БАРЫШНЯ - КРЕСТЬЯНКА.docx
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель Атнагулова Л.Ф.
Тема: Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышнякрестьянка».
Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников
в процессе работы с текстом
Задачи: осознанное выборочное чтение; умение отвечать на вопросы учителя
полным ответом; развитие критического мышления; развитие речи
обучающихся; воспитание нравственных качеств обучающихся.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент. Мотивация.
Сядет на место тот, кто скажет предложение из жизни А.С. Пушкина.
(Учитель показывает опорное слово и портрет А.С. Пушкина)
2. Определение цели урока по зашифрованной таблице.
Ответ: В чём ценность повести А.С. Пушкина «Барышня крестьянка.
(на доске).
Задание «2 шкатулки». В 2 ух шкатулках лежат ценности. В одной
драгоценности, а в другой слова – уважение, живость ума, простота, доброта,
верность в любви, естественность. Какие ценности по вашему мнению важны
для жизни? Почему?
3. Давайте вспомним героев повести и дадим им характеристику. (кластер –
работа в парах)
«Барышня крестьянка» А.С.
Пушкин.
Тугилово
Прилучино
Берестовы
Муромские
Иван Петрович
Алексей
Григорий
Иванович
Елизавета
Мисс
Жаксон
Настя Найти в тексте и прочитать про каждого героя.
4.Основная часть урока.
Задание в парах: даны каждой паре на листочках ценности и отрывки из
повести. Необходимо подобрать к каждой ценности отрывок.
ЖИВОСТЬ УМА
Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью
– кузнецу». – Что ты? – возразила с живостью Лиза, ради Христа, не
приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне
беда будет…
Лизе очень хотелось видеть, какое впечатление произвело бы на него свидание
столь неожиданное… Вдруг мелькнула ей мысль. Она тотчас передала её
Насте; обе обрадовались ей как находке и положили её исполнить
непременно.
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
…Они дружески разговаривали, гуляя вместе по лесу, до тех пор, пока Лиза
сказала ему: пора. Они расстались, и Алексей, оставшись наедине, не мог
понять, каким образом простая деревенская девочка в два свидания успела
взять над ним истинную власть…
УВАЖЕНИЕ
Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем
стремянный привёл виновную лошадь, держа её под уздцы. Он помог
Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
Муромский не мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным…
ПРОСТОТА
«Однако ж, сказала она со вздохом, хоть барышня, может и смешна, всё же я
перед нею дура безграмотная». – «И! сказал Алексей, есть о чём
сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте».
ЛЮБОВЬ В первый раз он видел ясно, что он в неё страстно влюблён; романическая
мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и
чем более думал он о сём решительном поступке, тем более находил в нём
благоразумия.
Итог: главными ценностями в человеке являются простота,
искренность, ум, живость, естественность в проявлении чувств,
верность в любви, доброта. Только тогда человек имеет право на
счастье.
Задания на закрепление знаний по группам(слайды)
1) Прочитайте и скажите, о ком эта информация?
1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий,
румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.
2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное
лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.
2) Продолжите высказывания:
1. Алексей понравился Лизе, потому что
а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;
б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим
происхождением и богатством.
3)Алексей полюбил Лизу, потому что
а) она была красивой барышней из богатой семьи;
б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй
и порядочной девушкой с чувством достоинства.
4)Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом
плохого? Выберите вариант ответа:
а) Плохо то, что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой
имеет связи. Чувства детей их не интересуют.
б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.
5)Продолжите рассуждение, используя опорные фразы:
Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел . … 1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на
крестьянке, ослушавшись воли родителя.
2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.
6)Повесть заканчивается:
1.Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет
их.
2. Алексей не женится на Лизе, потому что она его обманула.
Заключительное кейс задание.
Карточка.(слайд)
В повести «Барышня крестьянка» А. С. Пушкин, отразил тему ___________.
‒
Любовь переплетена с обманом, с помощью которого героиня хочет привлечь
к себе _________________ молодого человека, Алексея.
Кроме темы любви, можно выделить как основную тему
________________________________________.
Повесть не отличается оригинальностью или сложностью.
Однако несколько особенностей у повести есть.
В начале автор знакомит нас с семьями ____________________ и
‒
______________________, которые, из за разницы взглядов, не
_______________________ между собой.
Автор подробно описывает __________________ двух семей.
Далее начинается завязка
заинтересовалась _____________________________, и, чтобы, привлечь его
внимание, притворяется ____________________________.
‒
приезд Алексея Берестова, которым
Молодые люди часто общаются, встречаясь в лесу, и ____________________.
Кульминацией (концовкой) можно назвать приезд Алексея к
______________________, который был для Лизы ______________________.
Автор оставляет за нами право самим додумать финал истории. Но
однозначно автор дает понять, что он писал о _______________, для которой нет преград и которая способна простить все, даже _____________________.
Итак, ответьте на главный вопрос урока: «В чём ценность повести А.С.
Пушкина «Барышня – крестьянка»? (Можно полюбить человека за его
человеческие качества: простота, живость ума, уважение, доброта, любовь к
людям)
Самооценивание.
Урок литературы по теме "Человеческая ценность в повести "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина
Урок литературы по теме "Человеческая ценность в повести "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина
Урок литературы по теме "Человеческая ценность в повести "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина
Урок литературы по теме "Человеческая ценность в повести "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина
Урок литературы по теме "Человеческая ценность в повести "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.