Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы
Оценка 5

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
28.04.2017
Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы
Цели: 1. Мы проследим эволюцию пейзажа от первозданного, не тронутого рукой человека ландшафта, до мёртвой, радиоактивно заражённой зоны. 2. Проведём параллель Природа и человек, в основу которой положена идея отбора литературного материала по теме. Мы вместе должны определить ситуации ,изображённые писателями, вникнуть в смысл изображаемого, почувствовать авторскую мысль, тревогу и одновременно будем развивать активную гражданскую позицию, что , чтобы изменить мир, нужно начать с себя. «ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ, ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ,,,»«Мы живём в красоте. Красота- это радость твоей жизни,человек стал человеком, потому , что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд ,розовый разлив вечерней и утренней зари, увидел и изумился, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоём сердце тогда же расцветёт человеческая красота». А чтобы это случилось нужно начать с себя …..
пикник.docx
Тема : Эволюция пейзажа в художественном мире литературы  Цели: 1.Проследить в совместной деятельности с учащимися эволюцию пейзажа в  художественном мире литературы на материале произведений Д.Дефо, Ю.Домбровского,  братьев Стругацких.  2.Произвести отбор материала по теме. Развивать коммуникативные умения, умения  рассуждать, делать выводы, умозаключения, умения работать с текстом.  3.Воспитание активной гражданской позиции при решении проблемы «Человек и  природа».  Вид: урок – размышление.  Ход . 1.Организационный момент . Приветствие учащихся, гостей.  2.Мозговой штурм.    Учитель: Послушайте  ­ Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём? –спросили философа афиняне.  ­Я ищу человека,­ ответил он.  ­ Кого? Меня? Его?  ­Я ищу человека, ­повторил мудрец.  ­Но нас же много ,­ сказали ему афиняне.  ­Да, людей много, а найти среди них человека, трудно!  Вопрос :Как вы думаете, какой смысл вложен в это предание?       Ответы  учащихся……………  3.Формулирование проблемы урока.  Обращение к эпиграфам урока.  ­Обратите внимание на экран. Перед вами эпиграфы к сегодняшнему уроку:  «Человек – сын природы».   «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё  настоящее лицо».  «Человек, который понимает природу,­ благороднее , чище». (Л.М.Леонов)     «Надо иметь не только глаза, но и чувствовать природу, надо слышать её  музыку и проникаться её тишиной».(И.И.Левитан)  Задание:   ­ Прочитав эпиграфы и обдумав предание, сформулируйте в двух словах  проблему сегодняшнего урока.    (Человек и природа)  4.Обращение к теме и целям урока.  Проблема найдена, и она очень тесно связана с темой Круглого стола, а тема следующая:                «Эволюция пейзажа в художественном мире литературы».  Как можно сформулировать цель сегодняшнего урока? (формулировка цели учащимися)  Цели: 1. Мы проследим эволюцию пейзажа от первозданного, не тронутого рукой человека  ландшафта, до мёртвой, радиоактивно заражённой зоны. 2. Проведём параллель Природа и  человек, в основу которой положена идея отбора литературного материала по теме. Мы  вместе должны определить ситуации ,изображённые писателями, вникнуть в смысл  изображаемого, почувствовать авторскую мысль, тревогу и одновременно будем развивать  активную гражданскую позицию, что , чтобы изменить мир, нужно начать с себя.  «ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ,        ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ,,,» ­Именно с этих слов И. Бунина хочется начать нашу беседу. ­ Но вначале давайте вспомним, каковы же особенности изображения мира природы в  художественной литературе?  ­ Я думаю, что и вы,  ребята, наверняка, вспомните стихи о природе, которые мы учили…. ­ а СОФЬЯ, я думаю, представит нам свои работы…рисунки «По впечатлениям от прочитанного…» ­Итак, мы услышали выразительное чтение отрывков, мы определили, какие образы можно  увидеть при рассматривании пейзажа в литературе, я думаю, нашли необыкновенное в  каждом описании.  ­ Это всё примеры природы ,первозданной , не тронутой  человеком. Сейчас мы попытаемся  проследить эволюцию пейзажа на примере фрагментов из  произведений :  1.Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»   2.Юрия Домбровского «Хранитель древностей»  3.Братьев Стругацких «Пикник на обочине»  ­ В чём же смысл понятия ЭВОЛЮЦИЯ применительно к природе? (это градация или  скорее деградация?..)      Ответы учащихся…….  ­К какому произведению, на ваш взгляд, применим тезис:      «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА –  ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ,      ВСЕ МЫ – ПОРОЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ, ЕЁ ЧАСТЬ»? Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»       * Зрительные образы: красивые луга; луга, покрытые травой; растет в изобилии табак с  высокими и толстыми стеблями; растения, которых раньше не видел; окрестность зеленела, цвела; каждое растение блистало красой весеннего наряда; множество кокосовых пальм,  апельсинных и лимонных деревьев; множество попугаев; попадались зайцы; много лисиц;  зелёные луга, пестреющие цветами; красивые рощи.  Образы­запахи: окрестность благоухала… * Роман «Робинзон Крузо» повествует о приключениях моряка, прожившего 28 лет на  необитаемом острове в полном одиночестве. Робинзон выжил в абсолютной изоляции от  человеческого общества, сумел приспособиться к природным и климатическим условиям  края. Естественный пейзаж поражает героя своей красотой, необычностью, чистотой,  нетронутостью. Но он не интересует его своими красотами, моряк смотрит глазами  человека практичного: каким образом можно прокормиться, как изготовить предметы  первой необходимости? Поэтому в романе мало природных описаний.  ­ Передайте смысл данного фрагмента ­ Вспомните Диогена, который искал настоящего ЧЕЛОВЕКА… ­Назовите эти качества на основе данного отрывка: (ищет защиты, чувствует себя частью природы, не вмешивается, входит в природу как в  храм…) * ВЫВОД: чувствует себя частью природы, не вмешивается, входит в природу как в  храм…) «МЫ ВНЕ ПРИРОДЫ – ЭТО НЕМЫСЛИМО» И.Тургенев Юрий  Домбровский  «Хранитель древностей» *Выразительное чтение отрывков:  От слов Цвело всё…до слов… Марья Коревна.  От слов Повстречалась рощица белых акаций…до слов …большие белые бабочки.  От слов Алма­атинский тополь – замечательное дерево… до слов …переливается серебром и чёрнью.  От слов С час как бойко шла перекличка петухов….. до конца. ­ Какие строки доказывают, что человек уже внёс свои коррективы в этот дикий мир  природы?  *Зрительные образы: всё цвело, сады везде, сад рос на мостовой, клумбы, газон, бетонный  фонтанчик, желтые тюльпаны, красные и сизые маки, рощица белых акаций, восточные  танцовщицы, напоминали танцующих девочек, фруктовые сады, тополя, сад яблоневый, сад урючный, сад вишнёвый, сад миндальный – весь город сплошной сад, два мощных крыла  распахнулись над городом, залегли могучие горные боры, садятся фазаны, козочки  забегают, дикая природа подходит к городу.  *Образы­звуки: над акациями трубили шмели, деревья, гудя, гнутся в дугу, от корней до  вершин шумит, пульсирует, город проснулся, шла бойко перекличка петухов, горланили,  бойчее один другого, с треском вспархивала саранча, заливались лягушки, ухает филин,  чирикал вишенник и заливался, иволги кричат, поют.  Образы­запахи: от деревьев исходил, и пряный, и сладкий запах, он был тяжел, не плыл, а  стоял в воздухе.  *Роман Юрия Осиповича Домбровского «Хранитель древностей» называют «алма­атинской повестью», так как события в нём разворачиваются в Алма­Ате 1930 годов. Городской  пейзаж представляет собой результат деятельности человека по преобразованию природы,  но деятельности еще разумной, не наносящей вред и ущерб естеству. Город­сад,  утопающий в яблоках, цветах, акациях, тополях, окруженный горными хребтами, город, в  котором «зверья не меньше, чем людей, такой была Алма­Ата». Мы сравниваем отрывок,  где природа не тронута человеком, и где тронута, но с любовью и разумом.  * Цвело всё, чему цвести было не положено. Развалившиеся заплоты, стены домов, крыши,  лужи, тротуары и мостовые. Сады везде, цветы алмаатинцы приносят из­под ледников;  прямо на мостовой рощица белых акаций; зелень в городе расположена террасами… Город  один сплошной сад. Весь город обсажен тополями. Огромный тракт – одна большая  тополевая аллея; шла перекличка петухов, в городе зверья не меньше, чем людей. Козочки  ягнятся в огромных садах.  ­Какого человека нашёл бы Диоген в этом отрывке? ­Назовите эти качества на основе данного отрывка: (разумно вторгается в мир природы, с любовью, деятельный, стремится к совершенству, не  приносит урона) ВЫВОД: Постепенно человек вторгается в мир природы и подчиняет её. Это уже не  «храм», а «мастерская» Братья Стругацкие «Пикник на обочине»  *Зрительные образы: Зона­матушка, земля как земля, желтая порода конусами, кауперы на  солнышке отсвечивают, рельсы, индустриальный пейзаж, людей нет ни живых, ни мертвых,  длинная серая кишка, грузовики стоят, трещина в асфальте, асфальт потрескался, трава  еще человеческая, черная колючка, Зона, серые заросли, дерьму обозначили ясную границу, дома облупленные, мёртвые, слепые окна, ведьмин студень дышит, кожа слезла почти,  люди слепли, туман исчезал, мгла проседала, холмы прорастали, реденький заморённый  лозняк.  *Образы­звуки: паника началась, полыхало зарево – земная заря Зоны.  *Образы­запахи: студень ведьмин из подвалов дышит, прокисшее болото.  *смысл отрывка  В повести Стругацких «Пикник на обочине» описывается большой и опасный для здоровья  людей участок городской земли, который называют после визита инопланетян «Зоной  посещения» или просто «Зоной». Зона – это обезображенная местность, где инопланетяне  повели себя так, как часто ведут дикари­туристы, которые выезжают на природу. Поэтому  повесть названа «Пикник на обочине». Это предостережение земле, что некий бездушный  разум может превратить её в место сброса отходов. Ведь и сами цивилизованные земляне так поступают с окружающим их миром, естественной природы, где обитают безобидные  существа и растения.  ­Какого человека нашёл бы Диоген в этом отрывке? – Да , и нашёл бы он его здесь? ­Назовите эти качества на основе данного отрывка: ( Жестокость,  Разрушение,  Бездумность,  Зона,  Уничтожение. … и… отсутствие  человека….) «АЭРОДРОМЫ, ПИРСЫ И ПЕРРОНЫ, ЛЕСА БЕЗ ПТИЦ И ЗЕМЛИ БЕЗ ВОДЫ,,, ВСЁ МЕНЬШЕ ­  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЁ БОЛЬШЕ – ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,»                  Роберт Рождественский ­ Существует ли эта проблема в современном мире?  После нас, людей, Остаются такие же  зоны?                          СЕМИПАЛАТИНСК             ЧЕРНОБЫЛЬ Пикник,  (лес, громкая музыка, банки, пустые бутылки, мытьё машин, корзины с провизией, автол ,  бензин, свечи, масляные фильтры грязь, огрызки, конфетные обёртки. ) Подведение итога учителем:  Природа богата, красива, щедра, пока в неё не попадает человек. Люди, как и  инопланетяне, не задумываясь, врубаются в природу, изменяют её, рушат то, что создано  без их участия. Если человек делает это разумно, любя, он превращает природу в сад, а  если бездумно, жестоко, то в Зону.  Но каков человек по своей природе? Он наступает на неё, не задумываясь о последствиях,  как инопланетянин, ведь для него (Инопланетянина) земля не является родным домом.  ­Какое действие совершает человек по отношению к природе?  (он загрязняет её мусором, бензином, сжигает её и т.д., т.е. постепенно превращает её в  зону.  ­Допустимо ли это? ­ Как должен поступать человек по отношению к природе ?.........  ­ Так какого же человека искал Диоген в начале урока ?...........  После ответа ­ Запишите качества настоящего человека, который является совершенным,  живущим в единстве с природой, в гармонии с ней. (Человек КАКОЙ?)  Есть просто храм,  Есть храм науки.  А есть ещё природы храм­  С лесами, тянущими руки  Навстречу солнцу и ветрам.  Он свят в любое время суток.  Открыт для нас в жару и стынь.  Входи сюда, будь сердцем чуток,  Не оскверняй её святынь.  И закончить урок я хочу такими словами:  «Мы живём в красоте. Красота­ это радость твоей жизни,человек стал человеком, потому ,  что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд ,розовый разлив вечерней и утренней зари,  увидел и изумился, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении  перед красотой, в твоём сердце тогда же расцветёт человеческая красота». А чтобы это  случилось нужно начать с себя …..  Закончите фразу ­ Составьте кенинг, своё высказывание – призыв к человеку.  10. Задание на дом :       1.Написать эссе «Начать с себя».

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы

Урок литературы по теме: Эволюция пейзажа в художественном мире литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017