Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
09.06.2017
Разноцветная поэзия. «Донбасс в убранстве осени и лета» (по произведениям харцызских поэтов)
Цель: создать на уроке ситуацию психологического комфорта;
отработать основные линии стихотворений, которые подготовили учащиеся;
подвести детей к определению темы стихотворений;
развивать языковые навыки и умения, логическое мышление, внимание, воображение, интуицию;
учить анализировать, делать выводы;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе,родному краю.
Тип урока: творческие проектыРазноцветная поэзия. «Донбасс в убранстве осени и лета» (по произведениям харцызских поэтов)
Цель: создать на уроке ситуацию психологического комфорта;
отработать основные линии стихотворений, которые подготовили учащиеся;
подвести детей к определению темы стихотворений;
развивать языковые навыки и умения, логическое мышление, внимание, воображение, интуицию;
учить анализировать, делать выводы;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе,родному краю.
Тип урока: творческие проекты
Воронько, ЛРК. Цветная поэзия.doc
Донецкий РИДПО
Очнодистанционный курс
по теме "Современный анализ и интерпретация
художественного произведения"
для учителей русского языка и литературы
Курсовая работа
Урок литературы родного края
Разноцветная поэзия.
«Донбасс в убранстве осени и лета»
(по произведениям харцызских поэтов)
Работа
Воронько Галины Казимировны,
учителя русского языка и
литературы
Харцызской общеобразовательной
школы №22 Тема. Разноцветная поэзия. «Донбасс в убранстве осени и лета» (по произведениям
харцызских поэтов)
Цель: создать на уроке ситуацию психологического комфорта, интеллектуальной и
языковой безопасности;
отработать основные линии стихотворений, которые подготовили учащиеся;
подвести детей к определению темы и главной мысли стихотворений;
развивать языковые навыки и умения, логическое мышление, внимание,
воображение, интуицию;
учить анализировать, делать выводы;
обогащать словарный запас учеников;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, окружающему миру, душе
человека, родному краю.
Тип урока: творческие проекты
Оборудование: иллюстрации к произведениям, тексты поэзий, психологический тест,
таблица «Символика цветов»
В Донбассе каждое время года неповторимо,
удивительно прекрасно!
Не верите? Прислушайтесь к словам…
Л. Прачева
Ход урока
І. Мотивация обучения учащихся
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и цели урока
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветной поэзией. И если мы будем
хорошо работать, то в конце урока вы сможете:
хорошо читать стихотворения;
уметь их анализировать;
видеть красоту природы и ощущать ее настроение.
2. Упражнение на релаксацию.
А теперь давайте перенесемся в волшебную страну – Природу.
Повторяйте все движения по очереди за мной
На улице пошел дождь. (щелканье пальцами)
Шуршат листья. (потирание ладоней)
Вдруг загремел гром. (стук ногой)
Дождь начал затихать. (щелканье пальцами медленнее)
Появилось солнце. (поднять руки вверх) Раскрылись цветы. (ладошки как цветы)
И люди начали улыбаться. (улыбнулись друг другу)
3. Чтение деформированных слов.
Ребята, когда я шла к вам на урок, то приготовила вам надписи с названиями цветов.
Но Виталий из 5В класса спешил на урок и столкнулся со мной, конверт, в котором
были надписи выпал и буквы перепутались. Помогите восстановить названия (дети
называют цвет, рядом с названием прикрепляется цветовая полоска)
ЙКСАРЫН
РОНЖАВЕЫЙ
ОЛФЕТИВОЫЙ
ЕТЖЫЙЛ
ЛЙЕЗЕЫН
НИЙСИ
ЛЙОГУБО
III. Работа над новым материалом
1. Слово учителя.
В круговороте современной жизни родное слово заставляет человека замереть на
секунду и задуматься над вечной цветовой симфонией мира.
Вот он наполняется весенней силой. Летом буйствует нежной зеленью трав и
переливами цветов, осенью пьянит ароматами плодов, а зимой завораживает белизной
снегов.
Представьте себе далекого предка, который посреди такой роскошной природы не
различает цветов. Для него все чернобелое. Поэтому все цвета считают «старшими».
2. Этимологическая справка (группа учеников о цветах)
Происхождение слова «белый» связано с индоевропейским корнем «светить, сиять,
блестеть». Это прилагательное имеет значение «прозрачный, светлый, чистый, ясный».
Поэтому в народе говорят, что лучший гриб – белый гриб, милее всего белый свет и белый
цвет калины.
А прилагательное «черный», кроме цветового признака несет в себе и негативную
окраску, вмещает печаль, зло и горе. Поэтому, наверное, и говорят: черная злость, черная
неблагодарность, черная душа.
3. Прослушивание поэзий, в которых авторы использовали эти цвета, анализ поэзий
(как раскрывается тема, настроение поэзий).
Поэзии Людмилы Прачевой
Снегопад
Сыплет, сыплет белый снег
На деревья, на кусты,
Припасла зима на всех
Свежести и чистоты.
Первозданной белизной
Снег кружится над землей,
Серебристой пеленой
Околдован город мой.
Зима Зима одела в шубы
Деревья и людей,
Дымком окутав трубы
Пылающих печей.
Она вокруг витает,
Узор на окнах ткет.
И в сердце льдинка
Тает,
Хотя на речках лед.
Декабрь
Опять зима царит
Порхает, кружится,
на улице,
поет:
То белой тучей в небе
хмурится,
То ясным солнышком
блеснет.
Вот ветер с вьюгой
непокорною
Взлетает наперегонки,
И крыты белою
Ее гнедые рысаки…
Опять декабрь шагает
попоною,
городом,
Скрипит снежок
свежо и молодо.
4. Черный и белый цвета не входят в палитру радуги. Может потому, что радуга
является символом теплого лета, красоты. Она всегда вызывает радость, увлечение. Ее
называют дугой, аркой, а роскошные и сочные цвета вызывали у древних представления о
драгоценной одежде, которую носит небесная богиня.
5. Составление сенкана (подбор характеристик к слову «радуга»)
РАДУГА.
ЦВЕТНАЯ, ЯРКАЯ.
ВИСИТ, ЗАСВЕТИЛАСЬ, ИГРАЕТ.
ОДНО ИЗ ЧУДЕС СВЕТА.
ЛЕНТА.
6. Зачитывание поэзий, которые содержат цвета радуги, и ознакомление с
презентацией.
Весеннее
Ночью выпустил листочки
стройный тополь, А с утра по ним весенний
дождь затопал.
Днем их солнышко
Ласкало, грело нежно…
Прилетел и сдул
Дождинки ветер свежий.
Тополек о лете грезил,
И шептались с ветром
распускаясь,
листики, качаясь…
Половодье
В зеркалах весеннего разлива
Солнце улыбается счастливо,
И полощет ветвикосы ива
В синеве весеннего разлива…
А девчонки, золотые челки,
Зеркала разбили на осколки,
Весело по лужам пробегая,
И хохочут, брызги собирая!
Л. Прачева
Фантазия лета
Я степью июньской
цветущей иду
И вас – вы не против?
с собой поведу:
Мы вместе уходим по
травам в мечту,
Идем осторожно в саму
красоту,
А степью будто в
Расписана щедрой
По зелени синим
праздничной шали
цветной
волшебной рукой:
Рисует природа узоры
и розовым смело
И кипеннобелый
умело.
Средь ярких соцветий
смешав с голубым,
Звучит, словно голос
струится, как дым,
Легендой столетий
высокий и чистый,
ковыль серебристый… И гаммою звуков и
Дополнив симфонию
запахом лета
Июнь – дирижер –
В фантазию Лета
света и цвета.
весь порыв и полет –
вступленье ведет.
Л. Прачева
Август
Синей охапкой цветы
Поезд, скорее, там
Тронута золотом
День станет прошлым,
Синими стаями мчат
Каплей живительной
Лес и охапки цветов
Вспыхнув жарптицею
в сердце моем.
за окном,
ждет меня дом!
зеленьтрава,
а песня жива.
облака,
ляжет строка:
за окном
Л. Прачева
Возвращение
Я еду за теплом в свой отчий дом:
В краю степном средь зелени холмов,
Там речка Крынка
Синим серебром
Течет, струясь, из глубины веков.
Там старый тополь,
Древний исполин,
Над речкой чутко на
Часах стоит.
Веков ушедших тополь – верный сын:
О, сколько тайн и судеб он хранит!
Он всех нас провожал из детства в
Теперь он ждет и
путь.
каждой встрече рад. Живи подольше и
Зеленый друг наш,
счастливым будь,
Я в каждом встречном
доброй Крынки брат.
Меня узнает каждый
И все, что в сердце
Здесь вновь цветет,
Наш добрый старый
чувствую родню:
дом и сад,
бережно храню,
как много лет назад.
Но тот же птиц над ним
дом чуть ниже стал,
А может, дом, как я,
Верните, птицы, нам
веселый хор.
чутьчуть устал?
Чем дальше детство,
былой задор!
Ты, отчий дом, и свет
тем нужнее мне
Свети на счастье
Мой отчий дом,
в твоем окне.
добрым маяком,
в родном краю степном.
Людмила Прачева
************
Еще не верится,
что лето – позади,
а осень первенца
уж поднесла к груди.
Все будто прежнее –
душа и свет в душе.
Но груз прозренья
потяжелей уже.
Так в царство зелени
вползает желтизна.
И знать нам велено,
что жизнь всего одна,
хотя, по совести,
ну, из последних жил,
ну, в невесомости,
а вечно б жил и жил!.. Николай Горшков
************
Осень ворожит – сердце
тревожит:
В желтую краску, цвета
разлуки,
Лес одевают осени руки,
Алую краску дарят
Щедро одеты золотом
с опаской…
Встретит березку –
ветви:
Молодцу клену – лист
ленту в прическу,
Каждой травинке –
золоченый,
Осень ворожит – сердце
по бисеринке…
Прошлого лета встречи
тревожит,
итожит…
Л. Прачева
Зима
Вдруг, не дав
отпылать пожарам,
Белый холод на
землю лег.
Был стремительным
и нежданным
Этот снежный
переполох.
Уронив золотые косы,
Ива плакала на ветру.
И застыли алмазные
слезы
На дрожащих ветвях
к утру.
Светлана Пинчук
7. Этимологическая справка.
Красный цвет – это импульс к действию, борьбе, желание успеха и влияния. У
этого цвета много оттенков: рубиновый, пурпурный, коралловый, багряный, малиновый,
кровавый и рыжий.
Желтый цвет – это отражение света, невесомая веселость и яркость. Цвет солнца,
тепла, нежности.
Зеленый цвет символизирует спокойствие, стабильность, согласие, печаль. Синий цвет символизирует доверие, бесконечность. Он является женственным,
эмоциональным, воплощением идеала (оттенок романтизма), верности и доверия.
Фиолетовый цвет является комбинацией красного и синего цветов. Он
свидетельствует о желании нравиться и производить хорошее впечатление. Символизирует
дружбу, доверие, честь.
8. Слово учителя.
Всю свою жизнь человек стремится к красоте, пытается ее создать. Но наиболее
совершенной является сама природа. Нужно только остановиться, оглянуться вокруг,
присмотреться внимательнее, приятно удивиться и получить наслаждение. Тогда мы видим
и красоту человека, красоту его поступков, человеческих отношений. Мы будем любить и
ценить не только природу, но и друг друга, свой родной край.
9. Прослушивание поэзий с использованием других цветов, анализ.
10. Психологический тест «Выбери свой цвет – узнай о себе» (приложение)
11. Прослушивание работы Ольги Шаховской «Семь цветов радуги, или Радуга жизни»
Семь цветов, или Радуга жизни
Оля Шаховская
Занимается алым заря жизни. Реет небесный стяг. КРАСНЫЙ цвет будит в сердце
неистовые чувства. Уже бурлит кровь в извечном противостоянии двух непримиримых
врагов любви и ненависти. Пламенеют бунтарские знамена исполненных волей к победе
светлых и темных сил, отстаивающих свое право властвовать над душой человеческой. Не
на жизнь, а на смерть борется та и, очищенная священным огнем, становится совершеннее и
прекрасней.
Брызнул свежим соком ОРАНЖЕВЫЙ рассвет, неиссякаемый источник
вулканической энергии, утоляющий жажду жизни, исполненный оригинальных идей и
вдохновения. Щедро напоенную им душу экспериментатора, оптимиста и энтузиаста
восторженно приветствуют Музы в приуроченных торжеству просветления оранжевых
тогах, красноречивым девизом вселяют веру в себя, веру в успех на любом поприще. И вот
он величественный восход души, в которой отныне и навсегда воцарилась любовь земная
и небесная, вселенская гармония.
Солнце! Светоч нашей жизни. Просиявший искренней радостью новой встречи
ЖЕЛТЫЙ лик взмыл над ней, расцветив обыденность драгоценными искрамимгновениями
радости, долгожданного праздника, вожделенного счастья. На смену им спешат иные, как
ночь на смену дню, как горечь разлуки на смену романтике свидания. Порой, искушаемые
честолюбием, завистью и алчностью, мы сами делаем их несносными, пачкая чистые листы
нашей жизни позорными желтыми пятнами сплетен, клеветы и предательства. Но так же,
как желтый ковер увядшей осени покрывает белый наст девственного снега, за
прегрешением последует раскаяние, выбор иного пути, освещенного солнцем, вечным
символом нетленности бытия.
Показавшийся на свет первый ЗЕЛЕНЫЙ росток ластится к поотечески заботливой
ладони солнца. Пробудилась, встрепенулась природа. Поощренная богиней Венерой,
буйствует опьяненная чувствами бесшабашная молодость. Осаждавшие душу
разочарование, уныние, тоска зеленая без боя уступили место воскрешенной надежде на
любовь, созидающую оазис новой жизни. ГОЛУБОЙ небосвод простирается над нею, чистый оберег от напастей, воплощение
невозмутимого спокойствия и мира, согласия и благополучия. Нет ему границ, широко
пространство для полета души, окрыленной заветной мечтой. Увлекает его бездонная
глубина в путешествие длиною в жизнь в поисках духовной энергии и непреложной
истины.
Расцветший день. Безоблачное небо. СИНИЙ стан его взмывшее над земным и
бренным знамя мудрости. В своих упорных исканиях постигшая ее личность обретает
свободу выбора. Чистая помыслами, исполненная силой духа и благородством, постоянная
в вере своей и преданности, отмечена она божественной печатью.
Прокравшиеся в душу лиловые сумерки зыбким песком истекшего дня усыпляют
обременяющие ее тревоги и заботы. Обряженная в траурный ФИОЛЕТОВЫЙ плащ
грядущая ночь заключает ее в объятия, баюкает, обещая желанный покой и исцеляющий
саднящие раны житейских баталий сон. Сон, но не смерть. Будет новый день.
IV. Итоги урока
1. Рефлексия
Мы говорили о красоте природы родного края, а увидеть эту красоту помогли
нам поэты, влюбленные в свою Отчизну, в свой родной город. Девиз нашего урока
приглашал нас «прислушаться к словам».
Что же вы услышали сегодня на уроке?
Что понравилось, запомнилось?
Чему научились у поэтов?
Как цвета радуги помогают нам поднять настроение?
Правильно. Так давайте и мы с вами будем любить свой дом, двор с песочницей и
качелей, тропинку в школу, родной город. Пронесем эту любовь сквозь годы, останемся
верным Родине. А может ктото передаст свои чувства через поэзии, и другие дети будут
учиться любить ее так же преданно, как и вы.
2. Оценивание.
Дотронуться к красоте попробовали и мы: у когото это вышло лучше, у когото
хуже, но все вы старались.
V. Домашнее задание
Попробуйте в стихотворной форме описать свой любимый уголок в нашем
городе. ПРИЛОЖЕНИЕ
Черный
Синий
Коричневый
Зеленый
Психология цвета, значение цвета
Любимый цвет уверенного в себе человека, который стремится
к высокому социальному статусу, профессиональному успеху.
Этот цвет часто ассоциируют с достижениями и победами.
Человек всегда готов к серьезным действиям, но при этом
нередко не думает о возможных последствиях своих решений.
Отвергает авторитеты, руководствуется исключительно своим
мнением.
Любимый цвет рационального, консервативного человека с
развитым логическим мышлением. Такие люди ценят комфорт и
гармонию во всем. Отличаются высокой пунктуальностью,
предпочитают четкий график жизни, такому человеку можно
довериться. Но выбор синего цвета иногда может говорить о
наличие внутреннего беспокойства, тревоги.
Так, как и черный, этот цвет является символом успеха и
целеустремленности. Но люди, предпочитающие этот цвет,
стремятся к уединению, наиболее комфортно чувствуют себя в
одиночестве или в обществе близких людей. Они любят работу,
не связанную с высокой активностью, постоянным
взаимодействием с другими людьми. Могут зарабатывать деньги
сидя дома. Иногда выбор коричневого цвета может
свидетельствовать о нереализованности личности, желании
качественных изменений.
Такой цвет часто выбирают личности демонстративные,
которые любят и ценят внимание и заботу. Эта черта делает их
зависимыми от чужого мнения, которое может нести негативное
влияние на их самооценку. Эти люди бывают упрямы и властны, Оранжевый
Красный
Желтый
Белый
Розовый
Серый
любят поучать и давать советы. В то же время, это интроверты,
их негативные черты сложно увидеть сразу.
Цвет дружелюбности, который предпочитают активные
импульсивные люди. Оптимисты по жизни, принимают все
проявления жизни как необходимость. Они не склонны
волноваться по пустякам и быстро впадать в негативные
психологические состояния. Очень общительны, своим
присутствием способны поднять настроение другим людям.
Это цвет сильной внутренней энергии и самоуверенности.
Выбор красного цвета говорит о стремлении к победам, где
соперничество не уменьшает задор, а вызывает еще большее
стремление к превосходству. Отличается высокими
сексуальными потребностями и обладает сильной сексуальной
энергией. Имеет влияние на других людей и способен вести за
собой. Они стремятся жить насыщенной жизнью, наполненной
яркими событиями и новыми впечатлениями.
Цвет оптимистов, но также его часто выбирают люди, склонные
к бегству от реальности и жизненных трудностей. Очень
энергичны, но эти периоды энергичности быстро сменяются
пассивностью и нежеланием действовать. Любят резкие
жизненные изменения, получают удовольствие не от результата
этих перемен, а от самого процесса.
Такой цвет любят люди, которые усердно стремятся к
раскрытию своих потенциальных способностей и
самореализации. Они любят уединяться, чтобы
проанализировать ситуацию и принять правильное решение.
Способны выдвигать новые идею, но в этом процессе им не
хватает практичности, которая бы сделала их идеи более
реалистичными.
Этот цвет выбирают страстные, но чувствительные натуры. Они
стремятся всегда быть в центре внимания, при этом часто
забывают о существовании других людей и концентрируют все
внимание на себе. Любят навязывать свою точку зрения,
проявляя чрезмерную заботу.
Этот цвет любят надежные люди, которые уважают свое личное
пространство. Довольно закрытые люди, но иногда эта
закрытость является напускной, а на самом деле, человек
желает стать заметным, и выбирают профессиональную сферу,
связанную с общественной деятельностью. Литература
1. На перекрестке мнений и дорог: Стихотворения/Редактор А. Я. Гросов. – Донецк:
«ЧП «Издательский дом «Первая линия», 2001. 96 с.
2. http://www.stihi.ru/2014/12/03/9172
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Урок литературы родного края. Цветная поэзия (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.