Тема урока: Герасим и его окружение в произведении И.С.Тургенева « Му -му»
Тип урока: урок рефлексия
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения )
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий.
Конспект урока.
1 Вступительное слово учителя
После прочтения заключительной части рассказа И.С. Тургенева вы, недоумевая, задали вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока.
Итак, начинаем.
Приём “Облака мыслей”.
Назовите слова, которые возникают у вас с рассказом « Му-му»
Учитель по ходу фиксирует все слова на доске
Объедините все названные слова в группы
( должно получиться Герасим, Барыня, Дворовые)
2 РАБОТА В ГРУППАХ( используя карточки, подготовить рассказ о:
1 группа Герасим
Карточка
1 Внешний вид ,одежда, портрет
2 Отношение к труду, к окружающим
3 внутренние переживания, поступки
2 группа- Барыня
1 Отношение барыни к Герасиму.
-Найдите глаголы, подтверждающие власть барыни, распоряжающейся судьбой Герасима, совершенно не считаясь с его желаниями, чувствами.
2 Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?
3 дворовые
Расскажите о многочисленной дворне барыни. Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? Как художнику удалось передать взаимоотношения героев рассказа? Найди соответствующие цитаты.
Обсуждение выступления
3 С каким настроением вы закончили чтение рассказа?
На какой вопрос мы не нашли ответ?( Почему Герасим не взял МУ-му с собой в деревню?
4Используя приём Фишбоу ,давайте попытаемся вместе найти ответ на вопрос
заполняем схему
Голова-проблема (Почему Герасим утопил Му-му)
Верх-причины(ЗАСТАВИЛА БАРЫНЯ. НЕТ ВЫХОДА,ОДИНОК И ТД)
НИЗ-ФАКТЫ(ПРИВЫК ИСПОЛНЯТЬ ПРИКАЗЫ,НИКТО НЕ ПОДДЕРЖАЛ И ТД)
ГОЛОВА-ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ( МОГ ВЗЯТЬ Му-му с собой в деревню)
5 Выводы
Дайте полный ответ на вопрос: как вы поняли на этом уроке:
кто виноват в смерти Муму?
1 Герасим.
2 Барыня.
3 Степан, передавший приказ барыни.
4 И. С. Тургенев.
5 Крепостное право.
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять.
6. Рефлексия. Продолжите предложения.
1.Рассказ называется "Муму".....
2.Это произведение о ......
3.А еще говорится о.....
4.Теперь я знаю, что ....
5.Герасим наделен такими качествами, как .....
- Выставление оценок.
6.Домашнее задание. Сочинить свой финал рассказа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.