Технологическая карта урока литературы по ФГОС в 5 классе на тему «Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Своеобразие языка басен Крылова.». Это первый урок. Учащиеся работают с биографией писателя и басней "Волк на псарне", даётся понятие аллегории. Используется презентация, словарная работа
урок по крылову.docx
Тема: И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Иванчугская ООШ» Власова Валентина Васильевна
Тема урока: «Аллегория как средство раскрытия определенных качеств
человека. Своеобразие языка басен Крылова.»
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Целевые установки для достижения результата:
развитие навыков взаимоконтроля,
Личностные: развитие интереса к истории; нравственноэтическая ориентация
(справедливость и непримиримость борьбы со всяческими захватчиками,
стремление к речевому самоусовершенствованию).
Регулятивные:
целеполагания.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции по
отношению к изучаемой проблеме, умение работать в паре, группе.
Познавательные: ориентация в содержании текста и умение выделять главную
информацию, уметь работать со словарем.
Предметные: пробудить интерес к личности баснописца, понимать и
формулировать тему и идею произведения, характеризовать его героев,
понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; владеть элементарной
литературоведческой терминологией при анализе басни, отрабатывать навыки
выразительного чтения, усвоения художественной особенности басни.
прогнозирования, Структура и ход урока.
№ Этап урока
Деятельность
1
Организа
ционный
ученика
Приветствуют
учителя
2 Мотивация
Отвечают
вопросы
на
Деятельность
учителя
Приветствует
учеников, прове
ряет готовность к
уроку
Задает вопросы
3
Определе
ние
урока
цели
на
Слушают,
отвечают
вопросы,
прогнозируют,
формулируют
цель урока
Задает наводящие
вопросы,
помогающие
учащимся
сформулировать
цели, задачи урока
4
Актуализа
ция опорных
знаний
Соединяют героев
одной басни
Предлагает
выполнить
задание
Взаимопро
верка
взаимо
оценка
и
Обмениваются
работами
(с
соседом по парте),
проверяют
по
ключу
Предлагает
проверить работу
Дидактический
материал урока
Мы сегодня вспомним басни И.А.
Крылова, познакомимся с новой,
потому что многие высказывания из
его басен стали крылатыми, и
образованному человеку нужно
знать значение этих выражений.
Демонстрируется
изображение
памятника И.А. Крылову в Санкт
Петербурге
(http://spbfoto.spb.ru/foto/data/media/
4/kryl.jpg). Скульптор П.К. Клодт.
Обращается внимание на героев
произведений басен И.А. Крылова.
Ребята, почему героями басен
Крылова являются животные?
Открывается запись темы урока.
Какая цель может быть поставлена в
связи с темой урока?
Какие задачи мы должны с вами
решить на этом уроке, чтобы
достичь поставленной цели?
Проверка Д/з.
Учащиеся получают карточки, на
которых герои басен И.А. Крылова
«перепутались».
Предлагается навести порядок,
соединив героев одной басни.
Герои басен И.А. Крылова
Ворона
Стрекоза
Зеркало
Орел
Мышь
Листы
Кукушка
Осел
Обезьяна
Лисица
Крыса
Муравей
Петух
Пчела
Соловей
Корни Предлагает
посмотреть
презентацию,
ответить
вопрос
просмотра
презентации
на
после
1.
Демонстрация презентации
«Интересные факты биографии И.А.
Крылова».
Задание классу: после просмотра
презентации ответить на вопрос:
Какие моменты в биографии
писателя запомнились больше всего.
5
Изучение
нового
материала
рамках
В
реализации
индивидуального
домашнего
задания ученики
показывают
(рассказывают)
презентацию.
Остальные
слушают,
готовятся
ответить
вопрос.
на
Она
2. Слово учителя: Басня стала
острым оружием борьбы Крылова
патриота.
отражает
положение
затруднительное
Наполеона, в котором тот очутился
после Бородинского сражения. В
основе басни – конкретный
исторический
фактпосылка
Наполеоном французского посла
Лористона к Кутузову с мирными
предложениями и решительное их
последним.
отклонение
Произведение
Крылова
пользовалось огромным успехом,
его знала наизусть вся Россия.
3. Беседа по тексту:
(базовый)
Прочитайте начало басни. Как
баснописец рисует тревогу при
появлении врага и вместе с тем
готовность к отпору?
(повышенный)
Какими должны быть интонации
первых девяти строк?
(базовый)
Как описан Волк?
Какими чертами наделяет его
автор?
(повышенный)
Как меняются интонации Волка во
Как
время
характеризует
его
пространная речь?
Нельзя ли на основании
наблюдений над языком, которые
избрал Крылов для изображения
Волка, сделать вывод о том, как
автор относится к нему?
Кто в басне противопоставлен
Волку?
Прочитайте реплику Ловчего.
Вдумайтесь в каждое слово и
переговоров?
Волка
Слушают басню.
Выразительно
читает басню
Отвечают
вопросы.
на
Задает вопросы
Читают первые
две
строки
спокойно,
последующие – с
повышением
голоса, энергично.
Предполагают,
отвечают.
Помогает
определить
интонации.
Помогает найти
правильный ответ.
Находят и читают реплику
Слушает,
помогает найти
правильный ответ
Дополняют
признаки, которые
характерны для
басни как жанра
эпоса
Работают
словарем
со
Помогает
комментариями
с
6
Динамичес
кая пауза
Делают разминку
Предлагает
пятиклассникам
выполнить
упражнения для
статье
главные
отношениях.
ответьте, каков ЛовчийКутузов в
крыловской басне.
Какова главная мысль басни? Чему
она учила?
Прочитайте строки, выражающие
идею произведения.
4. Чтобы особенности такого жанра
как басни были более понятными,
обратимся к
В.А.
Жуковского «О басне и баснях
Крылова», в которой поэт выделил
четыре
жанровые
особенности басни.
I. Животные представляют в баснях
человека, но человека в некоторых
только
Волк
олицетворяет
кровожадного
хищника, лиса – льстеца или
обманщика.
(повышенный)
Вспомните других героев басен и
определите главные их черты.
II. Нравственный урок, мораль,
осуждающая
отрицательное
качество персонажа.
III. Сравнение вымышленного с
существующим.
IV. Вместо людей в басне оживают
животные и предметы и начинают
действовать.
5. Демонстрируется запись:
а)
Нравоучительное
сатирическое содержание
б) Аллегория
в) ……. (Мораль)
г) ……. (Чаще стихотворная форма)
д) Часто диалог
е) ……. (С большой буквы названия
животных)
ё) Зачин и повторы
или
Остановимся на понятии
6)
аллегории.
Найти объяснение в словаре.
Прокомментировать с примерами из
басен.
http
13.
narod
:// mitia
. ru / deti
/ html
/ fizo 7
Закрепление Выполняют
работу
разминки
Выслушивает
ответы, в качестве
обобщения
по
первому заданию
предлагает
прочитать
определение
словаре
в
№ Этап урока
8
Рефлексия
Деятельность
ученика
Заполняют
таблицу
Деятельность
учителя
Предлагает
заполнить таблицу
9
Домашнее
задание
Записывают д/з
10 Подведение
итогов
Подают дневники
на выставление
отметки
Объясняет
сущность
домашнего
задания
Оценивает
деятельность
учащихся
на
ставит
уроке,
оценки
Дать определение басни.
1.
(базовый)
2. Докажите, что произведение И.А.
Крылова «Волк на псарне» является
басней. (повышенный)
Дидактический
материал урока
Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из
двух граф.
В первую
графу «Узнал»
записывается все, что ученик узнал
на уроке.
В графу «Хочу знать» что еще
хотел бы узнать, вопросы учителю
Базовый:
Вопросы 2, 3, 4 стр. 67
Повышенный:
Попробуй сочинить собственную
басню. Если получится, напиши
басню в стихах.
Как вы считаете, почему И.А.
Крылова называют великим русским
баснописцем?
Урок литературы в 5 классе "Басни Крылова И.А."
Урок литературы в 5 классе "Басни Крылова И.А."
Урок литературы в 5 классе "Басни Крылова И.А."
Урок литературы в 5 классе "Басни Крылова И.А."
Урок литературы в 5 классе "Басни Крылова И.А."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.