Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
Оценка 4.7

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
18.01.2017
Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
Урок по Севастопольским рассказам.doc
Урок по литературе Перевозкиной Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы высшей  категории МАОУ «СОШ№2» г.Заводоуковска Предмет:  литература Класс:  7В Автор УМК : Г.С.Меркин Тема урока: «Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя.  Авторское отношение к героям». Тип урока: интегрированный урок Цель: определить, кто же был истинным героем Севастопольской эпопеи и что такое война в понимании Толстого  Задачи:1)Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь  в декабре месяце»; выявить авторское отношение;  2)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать  факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать  полученные сведения;  3)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;  4)способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;  5)на примерах мужества и героизма защитников Севастополя    вызвать гордость историей своих  предков, чувство любви к Родине.  Методические приёмы организации урока: творческое чтение, опережающие задания, отбор  информации (репродукции, стихотворения о Крымской войне 1853­1856гг.), работа в парах. Оборудование урока: Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”; учебник литературы под ред. Г.С. Меркина; мультимедийная поддержка; Моцарт «Реквием»; презентация к уроку. Межпредметные связи: русский язык, культура речи, история, искусство, музыка. Теория литературы: очерк, рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Развитие речи: подбор материалов для ответа. Формы работы: фронтальная, групповая, по вариантам. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Этап I. Постановка целей и задач занятия.    1).Здравствуйте, ребята, начнём урок с высказывания академика  Д.С. Лихачева. Он утверждал:       «… Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека  интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимания жизни, всех ее сложностей,  служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердце людей. Одним  словом, делает вас мудрыми». ­С какой наукой тесно связана литература? ­Как слова Д.С. Лихачева можно связать связаны с темой сегодняшнего урока, посвященного рассказу  «Севастополь в декабре месяце» Л.Н. Толстого? ­Как вы считаете, с какими ещё науками мы соприкоснемся, изучая рассказ Л.Н.Толстого? ­Обратите внимание и на эти строки: «…литература… раскрывает перед нами сердце людей…». О чем, о ком в основном пойдёт речь на уроке?   Сообщение темы учителем:  Тема сегодняшнего урока «Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре  месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям». Мы должны в конце урока найти ответ на вопрос:  Кто  является истинными героями Севастопольской эпопеи ? Что такое война в  понимании Толстого? ­ Теперь попробуйте сформулировать задачи предстоящей работы на сегодняшнем занятии (для себя  лично). (выслушать предложенные варианты)  Я предполагала ваши варианты и тоже определила задачи сегодняшнего урока: (На слайде появляется запись) (Задачи, сформулированные учителем): 1)Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре  месяце»; выявить авторское отношение; 2)развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты,  делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные  сведения; 3)обучать умению выделять главное в описании героев рассказа; 4)способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия; 5)на примерах мужества и героизма защитников Севастополя    вызвать гордость историей своих предков,  чувство любви к Родине. На уроке вам, ребята нужно будет работать по рабочему листу урока, где каждый этап предполагает  самооценку. Оценка за урок будет определяться как среднее арифметическое оценок за все этапы. Этап II.  Изучение нового материала. Одним из домашних заданий было следующее: выписать цитаты, выражающие суть прочитанного  рассказа, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку:  Зачитайте свои записи. (2­3 человека) Я тоже, перечитав рассказ, подготовила цитаты. СЛАЙД  Первую цитату я выписала из рассказа Толстого: …Надолго оставит в России великие следы эта эпопея  Севастополя, которой героем был народ русский…       Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» Вторая – это запись из дневника писателя, фрагмент которой включен в рассказ: … Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!», говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание… Л.Н.Толстой ( Из дневника) Вы отобрали замечательные слова, пусть они будут записаны не только в ваших тетрадях, но и в сердце.  Строки, которые мы выбрали, трогают душу. В эпиграфах, отобранных нами, встретились такие слова: дух русского народа, герои, геройство, а также Севастополь , Россия… С какой наукой связывают нас последние 2 слова?    СЛАЙД     Давайте обратимся к географии.     Севастополя. Расскажите о причинах Крымской войны и   докажите, что характер этой войны  захватнический со стороны всех участников. Отвечая, покажите географические названия на карте.      У вас на листах и на слайде презентации есть карта обороны ( материал для учителя: Крымская война (1853 – 1856 гг.) – война России с Турцией, которую поддерживали Англия и Франция. Была вызвана обострением «восточного вопроса».  Накануне войны Россия имела ряд военных и дипломатических успехов борьбе с Турцией. Международные успехи России вызвали негативную реакцию на Западе. В результате перед Крымской войной Россия оказалась в политической изоляции.  Причины войны. 1) Стремление России захватить черноморские проливы и расширить влияние на Балканах;  2) Стремление Англии и Франции не допустить усиления России на ближнем Востоке, полностью вытеснив ее с берегов Черного моря и из пределов Кавказа, утвердив свое влияние на новых рынках, превратив Турцию в полуколонию;  3) Стремление Турции покончить с национально­освободительным движением на Балканах, взять реванш у России и восстановить господство в Крыму и на Кавказе.  Характер войны – захватнический со стороны всех участников.  В октябре 1853 г. Турция объявила войну России. Поводом к войне послужил спор о «палестинских святынях» ­ праве православной церкви контроля над святыми местами в Иерусалиме. По вине обоих сторон спор не был решен мирным путем.  СЛАЙД     Обратимся к истории.     Расскажите, каков был ход военных действий, в чем заключаются причины поражения, сжав  предложенный текст до 5­6 предложений.   У вас на листах есть текст, посвященный  обороне Севастополя.  В первый период войны (октябрь 1853 – март 1854 гг.) борьба с Турцией один на один была успешной для России. После уничтожения турецкой эскадры в Синопской бухте в войну на стороне Турции вступили Англия и Франция, видимо, испуганные успехами российских воиск. В декабре 1853 г. английская и французская эскадры вошли в Черное море. Англии и Франции удалось высадиться в Крыму и 8 сентября 1854 г. разбить русские войска у реки Альма. 17 октября началась  осада Севастополя. Гарнизон города   насчитывал 30 тыс. чел., город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам. 27 августа 1855 г. французские войска захватили южную часть города и господствующую   над   городом   высоту   ­   Малахов   курган.   После   этого   русским   войскам   пришлось оставить   город.   Осада   города   длилась   349   дней,   попытки   отвлечь   войска   от   Севастополя   не   дали желаемого результата, после чего Севастополь все же был взят союзными войсками.  Война   закончилась   подписанием   18   марта   1856   г.   в   Париже   мирного   договора,   по   которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Аналогичные требования были предъявлены Турции.  Причины поражения России: экономическая отсталость России; слабость военного потенциала; политические просчеты Николая I.  Последствия   поражения:  подорван   престиж   России   на   международной   арене;   Россия   стала уязвимой с южных флангов.  Обратимся к     «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 1. История­ строгая наука:  даты, факты –все проверено и соответствует истине. Л.Н.Толстой не  историк, но мы верим каждому слову автора. Оправдано ли наше доверие? (Ответ подготовленного ученика: Л.Н.Толстой тоже был участником данных событий. Все ужасы, лишения и страдания,  выпавшие на долю геройских его защитников, перенес и Толстой. Он долго жил на страшном 4­м бастионе, командовал  батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Курган.  Как и все храбрые  севастопольцы, он скоро привык к ужасам войны. Толстой написал в это время первый из трех «Севастопольских рассказов»  «Севастополь в декабре 1854 г.». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвел  потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. За оборону Севастополя Толстой  был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853— 1856 гг.»)             В чём особенность построения повествования в рассказе?  ( Ответ ученика:  Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в форме лирического монолога.  Автор прямо обращается к читателю, приглашая следовать за собой: «вы подходите», «вы выбираете», «вы входите». Рассказчик словно проводит экскурсию. Повествование ведётся таким образом, что читатель как бы является очевидцем и участником событий. Обращение к читателю напрямую, повествование от лица рассказчика делают картину максимально достоверной.) 2. Мы проживаем с героями рассказа только один день. Рассказ начинается с утреннего пейзажа,  заканчивается вечерним.  Очень часто писатели обращаются к пейзажным зарисовкам. Пейзаж в  произведении выполняет различные функции: это характеристика места и времени действия, это  психологическая функция, это выражение авторской позиции, философских взглядов писателя. Как вы  думаете, почему Толстой начинает описания утра и заканчивает описанием заката? Чтение отрывка наизусть подготовленным учеником:  «Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун­горою; темно­синяя поверхность  моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты  несет холодом и туманом; снега нет ­ все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под  ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в  Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.» Чтение отрывка наизусть подготовленным учеником:   «Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из­за серых туч, покрывающих небо, и вдруг  багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся  звуки какого­то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с  бастионов, которые странно вторят им.» ­Итак, почему Толстой начинает описания утра и заканчивает описанием заката?                                           (Ответ подготовленного ученика: Автор как бы ведет читателя по Севастополю, показывая город в утренние часы. Описание  утра воссоздает атмосферу настороженного ожидания грядущих событий. В финале рассказа описание вечера подчеркивает  будничность происходящего. Толстой, используя кольцевую композицию, словно еще раз говорит нам: закончился еще один  день. Картины природы словно смягчают весь ужас, который происходит вокруг. Новые жизненные обстоятельства,  трудности, вызванные войной, стали для жителей осажденного города привычными условиями, и люди в этих труднейших  условиях живут своей обычной жизнью. Две пейзажные зарисовки словно служат обрамлением к страшному месту смерти) 3.­Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Что подчеркивает Л.Н. Толстой, изображая раненых? ( Ответ подготовленного ученика: Толстой называет госпиталь «домом страданий». Война — это кровь, страдания, смерть. Именно поэтому Толстой начинает описание событий с госпиталя, т.е.он как бы готовит нас, читателей, к ещё более ужасным картинам, которым мы станем свидетелями.) ­ Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка того, что мы увидели в госпитале.( ответ на стр.342­343 («…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с  развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении ­ в крови, в страданиях, в  смерти…», «…вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но  изумительные, возвышающие душу зрелища». ) 4. После госпиталя вы проделываете немалый путь к четвёртому бастиону, о котором говорят, что это «верная  смерть для каждого, кто пойдёт на него». Докажите справедливость данного мнения словами рассказа (стр.346­ 347)                                                                                                                                                                                            (Словарная работа:  Аффектация (лат. affectatio) — согласно Словарю Ожегова: «неестественная, обычно показная возбуждённость в поведении, в речи».)  (Ответ ученика: площадка изрыта ямами,5­го числа было цело только одно орудие и остались живы 8 человек прислуги.  Бомбой ,попавшей в землянку убило 11 человек. Враг находится в 30­40 саженях.) Обратимся к математике.      Враг находится в 30­40 саженях. Сажень –русская мера длинны, равная 2,134м. На каком расстоянии находился враг от  четвёртого бастиона. ( Вариант: Война обнажила отсталость России, слабость ее промышленности, косность высшего военного командования. 96% русских пехотинцев были вооружены устаревшими гладкоствольными кремниевыми ружьями (дальность  боя 300 м), в то время как во французской армии 33%, а в английской 50% солдат имели нарезные дальнобойные винтовки  (дальность боя 1300 м). Из­за отсутствия железных дорог воинские пополнения и боеприпасы прибывали крайне медленно.  Паровой флот союзников превышал русский в 10 раз. У России было115 судов, включая 24 парохода, а у союзников ­ 454  корабля, включая 258 пароходов.) Вернёмся   к       «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 5.­Почему Толстой не дает имен своим героям?                                                                                                   (Ответ подготовленного ученика: В рассказе воссоздана обобщенная картина событий, дан собирательный образ защитника  Севастополя.) Слово учителя: Рассмотрите таблицу, в первом столбике дан собирательный образ защитника города по историческим источникам. Второй столбик предстоит заполнить нам. Давайте прослушаем отрывок из рассказа и впишем  слова. Собирательный образ защитника города по историческим источникам: Собирательный образ защитника Севастополя из рассказа Толстого: героизм уверен в себе исполняет дело нет готовности к смерти твёрдость духа гордость               Чтение отрывка наизусть подготовленным учеником:   «…Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого  скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу  русского,­ простоты и упрямства; но здесь на каждом лицо кажется вам, что опасность, злоба и  страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и  высокой мысли и чувства…» (вписываем выделенные слова) 6. Беседа.  ­ В «Севастопольских рассказах» солдаты  на вопрос: «Ты разве боишься?» часто отвечают  утвердительно. Л.Н.Толстой не раз ставит вопрос о том, что можно считать храбростью и кто  действительно храбр. Как он на него отвечает?  (отвечает определенно: Храбр тот, кто при любых обстоятельствах  исполняет свой долг. Истинно храбрые люди – солдаты – на вопрос: «Ты разве боишься?» ­ часто отвечают у Толстого  утвердительно. Солдаты не считают постыдным или унизительным наклонить голову или лечь на землю, когда разрывается  граната; но те же солдаты, не задумываясь, идут в адский огонь, когда это нужно. Вот она, истинная храбрость, без ложного  стыда и стремления  к славе.) ­ Кто является героем севастопольской эпопеи?  (народ) ­В чем причина стойкости севастопольцев? (любовь к родине) ­Чем гордиться офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата? (восхищен мужеством простого  солдата, стойкостью) Обратимся к искусству.               Какие качества присущи каждому герою?   Как эта Давайте вглядимся в лица героев­севастопольцев.   общность   подчеркнута   в   портретах?     Найдите   в   тексте   эпизоды,   соответствующие   содержанию иллюстраций Обратимся к учебнику:  ­ стр. 348 Художник А.В. Кокорин Портреты героев­севастопольцев,  Стр 339 («…Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем  другое. Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведет поить какую­то гнедую  тройку и так спокойно мурлыкает себе что­то под нос, что, очевидно, он не заблудится в этой разнородной толпе, которой для него и не существует, но что он исполняет свое дело, какое бы оно ни  было ­ поить лошадей или таскать орудия,­ так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все  это происходило где­нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого  офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит,  сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего  Собрания…»). ­ стр. 350  Художник А.В. Кокорин На бастионе   Стр 349 («…  выстрела вы услышите различные толки матросов и увидите их одушевление и проявление  чувства, которого вы но ожидали видеть, может быть,­ это чувство злобы, мщения врагу, которое таится  в душе каждого. "В самую абразуру попало; кажись, убило двух... вон понесли",­ услышите вы радостные  восклицания. "А вот он рассерчает: сейчас пустит сюда",­ скажет кто­нибудь …»)      Обратимся к учебнику:   ­ стр. 334: Литография Василия ФедоровичаТимма «Обстрел Севастополя турецко­англо­ французским флотом 5 октября 1854г»  ­ стр. 347 Литография Д.Россова по рисунку с натуры Николая Васильевича Берга «Севастополь. Угол 4­го бастиона,  ближайший к неприятельским позициям» 1854­1855 гг.  Каким настроением проникнуты  эти работы? Какое впечатление они производят? ( 1­2 ответа)  А вот каким показывает Севастополь художник Айвазовский. Его картина  «Осада Севастополя» были создана под  непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города.                           Сообщение подготовленного ученика о картине   Ивана Константиновича   Айвазовского        Севастополя».  ( материал для учителя: Во многих картинах воссоздал Айвазовский героические дни севастопольской обороны. Среди картин, написанных Айвазовским о Крымской войне и героической обороне Севастополя, выделяются «Гибель английского флота у Балаклавы», «Буря у Евпатории», «Переход русских войск на Северную сторону», «Оборона Севастополя».  «Осада  Только два дня пробыл Айвазовский в Севастополе. Бомбардировка почти не прекращалась. Корнилов понимал, как важно сохранить жизнь художника. Его кисть должна была запечатлеть для современников и потомков подвиг Севастополя. Ивану Константиновичу пришлось подчиниться приказу своего друга и покинуть осажденный город. Расставание с Корниловым и Нахимовым было коротким, но запомнилось Айвазовскому на всю жизнь. Заходило солнце; ощетинившийся Севастополь, грозный и величественный, утопал в золотистой пыльной дымке. Едва Айвазовский успел вернуться в Харьков, как его догнала страшная весть: 5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. В этот день неприятель обрушил со своих кораблей шквальный огонь на Севастополь. Севастопольцы мужественно держались. За несколько минут до смерти Корнилову сообщили, что сбиты английские орудия. Умирающий Корнилов произнес: - Ура!.. ура!.. Это были его последние слова. Ясный летний догорающий вечер, но небо над городом затянуто клубами порохового дыма. Идет артиллерийская дуэль между союзным флотом, стоящим вдали на рейде, и севастопольскими береговыми батареями. На переднем плане картины пленные французы под охраной русского конвоя. Эту картину Айвазовский написал в 1859 году и назвал «Осада Севастополя». Сообщение подготовленного ученика «Панораме «Оборона Севастополя»». ( материал для учителя: Панорама «Обор на Севаст поля Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич РубО положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75­тысячная русская армия успешно отразила натиск 173­тысячного англо­французского войска. » — музей­панорама, посвященный первой обороне Севастополя. оо оо  Главным героем сражения Ф. А. Рубо считал народ, в прославлении его подвига он и видел основную свою задачу. Работу над панорамой художник начал в 1901 году. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, знакомился с местами боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 м  × 115  м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².  Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50­летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего   обозрения.   Одними   из   первых   ее   посетителей   были   ветераны   севастопольских   сражений,   которых   удивила   и   растрогала   доподлинность воспроизведенных событий.). Вариант. На фоне последнего слайда: События, происходящие в Севастополе 1853­1856 гг. не могли  никого оставить равнодушными. Многие поэты и художники обращались к этой теме. Стихотворение  А.А.Фета «Севастопольское братское кладбище» было написано 4 июня 1887 года. (Чтение учителем или подготовленным учеником  стихотворения на фоне «Реквиема» Моцарта)   Какой тут дышит мир! Какая славы тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов! Рукою набожной сложила здесь отчизна           Священный прах своих сынов.  Они под землей отвагой прежней дышат... Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат,           Но лишь молитвенно молчат. Счастливцы! Высшею пылали вы любовью: Тут что ни мавзолей, ни надпись ­ всё боец, И рядом улеглись, своей залиты кровью,           И дед со внуком и отец. Из каменных гробов их голос вечно слышен, Им внуков поучать навеки суждено, Их слава так чиста, их жребий так возвышен,           Что им завидовать грешно...   Вариант.   Вопрос о жанре «Севастопольских рассказов»    А теперь переходим к вопросу о жанре «Севастопольских рассказов».       Рассказ в современном понимании этого термина – это художественная проза, краткая история со своими персонажами и сюжетом, особым образом  построения, значимый и оформленный, завершенный фрагмент жизни.     Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в апреле 1855 г., когда Толстой сам сражался на самом опасном и прославленном его укреплении –  четвертом бастионе. Между атаками, в свободное от боевого дежурства время и писался рассказ.     Современники писателя воспринимали его рассказ не как художественное произведение, а как очерк с места событий.   ­  Обратимся к теории литературы. Что такое ОЧЕРК?                                                                                     (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность)    Военные рассказы молодого Толстого являются примером данного жанра –это газетно­журнальные документальные очерки, они близки к тому, что мы  сегодня называем репортажем. Это именно рассказы очевидцев о происходящем в крепости во время осады, описания реальных людей и событий, интересные массовому читателю.  ­   И все­таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему? Автор проявил себя как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра. Толстой ведь не  только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении». Толстой был художником и не мог удовлетвориться жанром очерка, простыми поверхностными описаниями типов и событий. Его главный интерес – человек, его движущаяся душа, развивающийся характер. Опыт работы над этой очерковой книгой о войне помог писателю перейти к несравнимо более масштабному  творческому замыслу – написанию романа­эпопеи «Война и мир». Этап III. Рефлексия 1).Подведение итогов урока с формулированием учащимися собственных выводов. Перевернута последняя страница рассказа ­ Какова же его основная идея? О чем говорит нам автор своим произведением? Что же такое война в  понимании Толстого? Он убежден в героизме русского народа; Рассуждает о жестокости любой войны. ­Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?  Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н.  Толстым. По мысли Толстого, в конечном счёте народ, массы решают коренные вопросы истории,  определяют судьбу государства ВЫВОД: Итак, Л.Н.Толстой  позволил нам увидеть главные черты русского народа . А такой народ не  может не иметь будущего. Так будем же верить в Россию и любить ее так, как любят герои рассказа  «Севастополь в декабре месяце», как любил поручик артиллерии Л.Н Толстой. И закончить мне хотелось бы словами Л.Н.Толстого: «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,­ это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта  причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души  каждого,­ любовь к родине.»      Домашнее задание по выбору( письменно): 1. Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме  письма с фронта.(стр.342) 2. Художественное чтение выбранного отрывка из рассказа «Севастополь в декабре месяце» (наизусть) Анкетирование. Подчеркните во 2 столбике вашу позицию. Если успеваете, то аргументируйте свой ответ. 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно Вариант 2.  На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Поставьте любой знак у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока. Использованные ресурсы: 1. http   ://   kolobook    .  o  ­  sudbe  2. www   .  ru   .  ru .  in   .  ua   /  ob   /1148851525­  html    .  ru   /  sevastopol  _21.        httpkorrespondentnetworldabus    1124108.    html     ://   newzz  ://   artvit    3. http   4. http   5.http://www.rusarchives   6. http   .  ru   ://   mono  ­  z  .  ucoz  .  narod

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017