Урок по рассказу Рея Бредбери "Улыбка"
Оценка 4.9

Урок по рассказу Рея Бредбери "Улыбка"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
16.01.2017
Урок по рассказу Рея Бредбери "Улыбка"
Презентация по рассказу Р.Бредбери, отражающая ход урока
Публикация является частью публикации:
урок.doc

 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рощинский муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

 

 

"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Екимов «Ночь исцеления»

 

Урок – мастерская ценностных ориентаций

 

 

 

 

Предмет: литература

Класс: 7 класс

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Рощинский

Стерлитамакского района РБ

 Каримова Рамзия Зайнетдиновна

 

 

 

 

 

 

 

 


Б. Екимов «Ночь исцеления»

Конспект урока литературы в 7 классе по программе  Г. Меркина.

( Урок – мастерская ценностных ориентаций)

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Урок внеклассного чтения по  УМК «Вокруг тебя - мир» является логическим продолжением темы войны после изучения поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». 71 год тому назад закончилась Великая Отечественная, выросло  уже четыре мирных  поколения, отдалились события тех лет, но тема  войны продолжает волновать писателей и поэтов, через изображение давних событий  помогающих читателям осмыслить настоящее.

Вступая в диалог с писателем, одобряя его позицию или споря с ним, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические моменты, приходит к катарсису, душевному очищению. Здесь переплавляются и приобретают высокое гражданское значение житейские представления и эмоции. Идёт процесс самопознания, самовоспитания, самостроения личности. Такова философия учительского подхода к изучению темы, воплощенная в методический замысел урока.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний, выработки умений самостоятельно применять их в новых условиях.

Форма урока: урок – мастерская ценностных ориентаций.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная: групповая.

Цели и задачи урока:

1. Знакомство  учащихся  с личностью писателя Б. Екимова  и с его  рассказом «Ночь исцеления».

2.Развитие исследовательских навыков, умения анализировать  художественное  произведение, углубление  представления о характере героя, данном в развитии.

3.Воспитание патриотизма, чувства  уважения к истории нашей Родины.

3. Развитие навыков эмпатии, то есть таких качеств, как  терпимость, заботливость, уважение к людям преклонного возраста и тем, кто перенес какие-либо трагические испытания, понимание их проблем, бескорыстная  готовность разделить боль другого человека, утешить страдающего; воспитание активной жизненной позиции.

Методы обучения: практический; продуктивно- творческий;  проблемный.

Технологии обучения: компьютерные  технологии; проблемного обучения.

Приёмы деятельности учителя: эмпатическое погружение в эпоху; эвристическая беседа; анализ художественного текста;  вопросы и задания для  работы в группах.

Оборудование  урока: мультимедийная установка, компьютер;   выставка книг  о войне;

раздаточный материал;  диск с музыкой М.Таривердиева к кинофильму «Семнадцать мгновений весны».

Эпиграф к уроку:

Как важно вовремя успеть…

А.Дементьев

 

А говорили: всё проходит                                               Самое главное человеческое

   И позабудется в свой срок.                                         качество – умение сопереживать,

         Но боль войны живёт в народе                             сострадать кому – то и в горе,

   И бродит, как в берёзе сок.                                                              и в радости.

             А. Селезнёв.                                                                       В. Сухомлинский

                         

                                                                                                                                  

Ход урока.

1.Звучит мелодия «Память» М.Таривердиева, на экране слайды  - память

 ( кадры фотохроники: война-фронт, тыл, сегодняшний день).

На фоне всего звучит голос учителя.

- Более 70  лет тому назад отгремели залпы последней, страшной войны, которая унесла 22 миллиона жизней  нашей страны. Четыре поколения сменили погибших дедов и прадедов, но боль от потерь не стихает, а отзывается в сердцах поколений, отражается во множестве замечательных книг, картин, песен , фильмов.

«Василий Тёркин» был написан в ходе войны, а мы сегодня познакомимся с рассказом современного писателя Б.Екимова, не видевшего войны.

(слайд№1- портрет Б.Екимова).

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине..

Первая книга писателя — "Девушка в красном пальто" — появилась в издательстве "Современник" в 1974 году. Она стала "заявкой" на собственное место в литературе. Потом были другие книги: "У своих", "Офицерша", "Доехали благополучно", "Последняя хата", "Тёплый хлеб", "Ночь исцеления" и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах.

Но "открытие" Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в "Нашем современнике"  рассказа "Холюшино подворье", вызвавшего баталии на страницах "Литературного обозрения".

Он работал корреспондентом в "Новой газете", заместителем редактора журнала "Отчий край". Ныне сотрудничает в "Волгоградской правде".
      В 1999 году — лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии "Сталинград".

Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.

-Учитель: Сегодня мы поговорим о рассказе «Ночь исцеления», который дан в сборнике «Вокруг тебя – мир» (слайд №2). Вдумайтесь, какое хорошее, теплое название. Вокруг тебя мир, покой родных людей. Это сегодня, здесь, у нас.

     Но все ли испытывают подобные чувства?

В год 71-летия Великой Победы мы не можем не думать о людях, переживших войну, у которых до сих пор болят душевные раны, которые кричат по ночам от страшных воспоминаний.

    Борис Петрович Екимов в годы войны был совсем маленьким, но рассказы мамы и других очевидцев запали ему в душу, заставили взяться за перо.

Выявление восприятия и постановка задач.

Ребята, вы уже познакомились с произведением. Какое впечатление оно произвело на вас? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
       Попытайтесь очень коротко передать сюжет рассказа.

Аналитическая работа по тексту.

- Кого бы вы назвали  главным героем рассказа и почему?

 - Определите тему рассказа.

 - На сколько частей можно разделить рассказ? (три части, первая часть – приезд Гриши, вторая часть – первая ночь в деревне, третья часть – ночь исцеления).

 - Поделив рассказ на части, мы разбили его на микротемы.

- С кем из главных героев рассказа мы встречаемся, как только начинаем читать первые его строчки?

-   Найдите ключевые слова первой части (одна, одиночество).

-Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме», «И снова  баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество»). По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Сама жизнь бабушки менялась с приездом внука. Писатель для раскрытия образов героев и темы рассказа использует антитезу. Запишем определение антитезы в тетради.

( Антитеза – стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении  явлений  и понятий. Слайд №3). Попробуем найти в тексте примеры антитезы и запишем их в таблицу (слайд№4).

 

Бабушка

Внук

Внешность

« казалась совсем старой: согбенное оплывающее тело, «седая голова тряслась,  и  в глазах уже виделось что-то нездешнее», «казалась слабой и одинокой».

 «краснощёкий», «длинноногий, большеротый подросток с чёрным пушком на губе», « такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем»

 

Течение жизни

«..старость и  несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом».  Слабость, одиночество. «Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон».

«Поел, как подмёл, и снова умчался».

« Лежала на диване  рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, всё вразлад. И живым духом веяло в доме».

«Зимой и летом рыбачил на Дону, грибы собирал, катался на коньках да на лыжах, дружил с уличными ребятами,- словом, не скучал».

«Загромыхал на крылечке, в  хату влетел краснощекий, с морозным духом…».

Сон

Тревожный сон.

«Я, бабаня, сплю мёртвым сном, ничего не слышу «.

Работа в группах (слайд№5).

Группа №1

- А почему получилось так, что баба Дуня почти всегда была одна, разве у нее не было родственников, детей?

 Почему она редко ездила  в гости? Как дети относились к её «болезни?». («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела…  Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролёт не спали. Хорошего мало»). Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили её к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего  не помогало».

Группа №2

Почему лекарства не помогали бабе Дуне? ( Следовательно, хворь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами).

 -Как баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение  героини к своим недугам («совестясь… чувствовала себя такой виноватой … горевала»).

Группа№3( слайды № 6,7,8).

       Бабушка многое пережила в годы войны, но ничего не рассказывала внуку. Почему? Что же пережила баба Дуня в годы войны? Из обрывочных фраз ночного сна Гриша понял, что рассказать было о чем. О чем могла рассказать баба Дуня внуку? Какие детали помогают нам узнать происходящее много лет назад?

   Сны – это художественная деталь (записываем определение в тетрадь).

Художественная деталь – мельчайшая изобразительная подробность,  которая призвана представить изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии, неповторимости (слайд№9).

 -  Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. О каких карточках идёт речь? Что они  значили для людей во время войны, и почему так страшно было их лишиться? (слайды № 10,11).

 - Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в  случае утери (слайд№12).  Давайте попробуем прочувствовать состояние героини в  момент утери карточек.

 Дома вы должны были расспросить о жизни в тылу в военные годы. О чём рассказывали ваши прабабушки бабушкам? (слайд№13).     

-. Проследите, как Гриша пришел к мысли, что именно он должен вылечить бабушку. Обратите внимание на каждый эпизод, посвящённый сну героини. Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. Поначалу то, чему стал свидетелем ночью, не слишком занимало мысли мальчика: «Стало думаться  об утре, о рыбалке…»

- Когда  Гриша  задумался  о  том, что с бабушкой происходит что-то серьезное, страшное? (Ночной кошмар повторяется. Бабушка кричит, а душа внука рвется на части: чем помочь, как вылечить? Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило её, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «А зачем тебе жёлуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели»).

- Гриша поражён тем, что сны могли стать причиной настоящих слёз, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью. Докажите эту мысль. Назовите ключевые слова второй части  (про бабушку думать было больно, что-то жгло, жгло).

- Зачитаем выразительно третью часть рассказа (слайд№14).

 - Назовите ключевые слова (сердце, слезы).

-О чём думает мальчик после разговора с мамой?

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов.

Чем они отличаются?

Два способа помощи бабушке

Мамин – быстрый, лёгкий, простой,

но жестокий, грубый.

Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим (эгоистичный , не для неё, а для себя).

Гришин – долгий – трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает – гуманный (с любовью, милосердием, состраданием).

 Какое же решение принял Гриша?

- Почему мальчик не послушался совета матери? Правильно ли он поступил?

Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?  Меняется ли Гриша в течение рассказа? (слайд№15)

Работа в группах.

Группа№1

Процитировать, как переживает, что чувствует Гриша в ночь исцеления? (1) «Про бабушку думать было больно» - 2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло. – 3)«Сердце мальчика облилось жалостью» 4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»

«Он не спал, но находился… в той жизни, такое горе, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»

- Какое ключевое слово повторяется? (сердце)

Группа№2

.Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)

- А с каким мотивом неразрывно связан мотив сердца? (почему оно болело – не могло спать?)

- Мотив сна… что он символизирует? (воспоминание, проживание заново давно прошедших событий)

VI. Обобщение:

1) Легко ли удалось Грише реализовать свои планы? Какой эпизод рассказа, на ваш взгляд, является наиболее трогательным?

       Почему после этой ночи мы не просто верим, а уверены, что лечение будет успешным, что оно уже началось? Мы с вами говорили, что в описании бабушки и внука использована антитеза (не только в описании внешности, но и интересов, образа жизни). А в какой момент происходит слияние двух душ, и как это показывает  писатель Екимов? (Мальчик плачет. «Гриша словно увидел тёмную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь»).

О чём говорят   слёзы мальчика? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа.

2) Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа? Почему он принимает решение не говорить бабушке, как  ей помог?

(Он повзрослел и понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться.)

Работа в группах.

Группа№1.

 Рассказ называется «Ночь исцеления». Как вы понимаете значение  слова «исцеление»? Подберите к нему  однокоренные слова (целитель, целебный, целительный, исцеляющий, исцелять). Какие ассоциации вызывают эти слова?

Выразите лексические ассоциации к слову «исцеление» (синонимы: излечение, выздоровление, восстановление здоровья, возвращении к жизни – физическом выздоровлении).

Группа№2.

Выразите стилистические ассоциации (стиль?) (высокий: исцеление – возрождение, воскрешение, очищение, прозрение – духовное – обретение здоровья души)

Какой вывод можно сделать о содержании рассказа? (Речь пойдёт о  духовном выздоровлении бабушки  и прозрении, преображении внука).(слайд№16). О чём же рассказ Б. Екимова? Определите тему, проблемы. Кто же исцелился? (слайд№17). Какой вывод вы сделаете из этих рассуждений? (  -В душе мальчика происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию.

-Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.) В последнее время можно слышать: молодежь не та пошла: грубая, невоспитанная, нечуткая, особенно к старшему поколению.

1. Согласны ли вы с этим? 2. Борис Петрович Екимов тоже не согласен. 3. Каким он изображает своего героя?

Подведём итог сегодняшнего урока.

Тема рассказа:  Как внук помог бабушке. Что волнует автора? Какие проблемы он поднимает?

Проблем, затронутых в рассказе очень много.

    Сейчас вы выполните  следующее задание.

    На экране  перечислены  некоторые проблемы, поднятые в рассказе (слайд№18).

1.        Последствия войны, спустя годы после ее окончания, могут приносить страдания мирным людям.

2.        Молодым, здоровым людям нужно бережно относиться к пожилым, помогать и сострадать им.

3.        Пожилой человек не должен оставаться один со своими воспоминаниями о пережитых страданиях.

4.        Отчужденность между родителями и детьми (внуками) становится обычным явлением нашей жизни.

5.        Болезни, в том числе связанные с психикой человека, нужно лечить, обращаясь к врачам.

6.        Милосердие и война – понятия несовместимые.

Выберите и поместите на свой лист две наиболее важные, на ваш взгляд, проблемы, лишнее уберите, обоснуйте свой выбор.

Обратимся к эпиграфам нашего урока (слайды № 19, 20, 21,22). Как они связаны с нашим сегодняшним разговором?

5. Можно ли сказать, что эти афоризмы относятся только  к пережившим  Великую Отечественную войну, как и  баба Дуня?

6. Давайте подумаем и назовем те качества, которые нужно проявлять в общении с любым человеком, а тем более с тем, которому довелось пережить сложное жизненное испытание – войну.

 Заключительное слово учителя ( сопровождается слайдами №23-28).

- Может, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Они её ждут.  В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть…
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью – то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего – то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

 

IX. Домашнее задание: (на выбор, письменно)

1. Написать сочинение – размышление о прочитанном;

2. Написать письмо Грише;

3. Как связан рассказ с современными событиями? (Дайте развёрнутый ответ).

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села

Б. Екимов «Ночь исцеления» Конспект урока литературы в 7 классе по программе

Б. Екимов «Ночь исцеления» Конспект урока литературы в 7 классе по программе

На фоне всего звучит голос учителя

На фоне всего звучит голос учителя

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении явлений и понятий

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении явлений и понятий

Сны – это художественная деталь (записываем определение в тетрадь)

Сны – это художественная деталь (записываем определение в тетрадь)

Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу

Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу

Сейчас вы выполните следующее задание

Сейчас вы выполните следующее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017