Класс: 7 «В»
Учебник: Коровина В. Я. Литература. Учебникхрестоматия для 7 класса. В 2
х Ч., М.: Просвещение, 2008.
Автобиографическая повесть М. Горького «Детство»
(1 урок)
Цели урока:
познакомить с детством М. Горького; с исторической эпохой написания
повести; отработка термина “автобиографическая повесть”; работа с текстом
и словом писателя; анализ ключевых сцен, эпизодов; учить сравнивать героев,
обеспечить умение анализировать поступки героев.
Ход урока:
Мы начинаем с вами изучать творчество одного из крупнейших писателей XX
века – М. Горького.
1УС: Слово учителя. Заочная экскурсия в Нижний Новгород.
В течение школьной жизни мы не раз будем обращаться к творчеству
Горького, будем подробно узнавать его биографию, знакомиться с
особенностями творческого пути, с извивами и противоречиями его судьбы.
А сейчас давайте с вами проведем небольшое заочное путешествие в Нижний
Новгород, в единственный музей детства Максим Горькова – дом деда
Каширина. (В тетрадь ученики записывают тему урока и дату жизни писателя
–слайд 1). (слайд 2)Дом, в котором сейчас располагается музей, принадлежал деду
писателя по линии матери нижегородскому ремесленникукрасильщику
Василию Васильевичу Каширину. Сюда 3х летний Алеша Пешков с матерью
Варварой Васильевной приехал в конце августа 1871 года из Астрахани, где
умер от холеры его отец.
(слайд 3)Двор небольшой, окружен высоким досчатым забром с гвоздями
поверху "против воров". К забору приставлен огромный дубовый крест. Он
напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был
задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый
ВаняЦыгонок.
Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми
крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый
год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня
(слайд 4) обеспечивала безбедное существование многочисленной семье
Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканные холсты, пряжу.
Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы подживлял
купцам выгоревшие на солнце товары.
В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и
работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в
красильню, чтобы поговорить с Григорием
Рядом с красильней амбар и каретник.(слайд 5) В амбаре хранилась
хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской,
конская упряжь, а в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап единственная
лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня
требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с
Гремячего ключа.
В нижней части дома, в так называемой "подклети" (слайд 6) или "черной"
рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара
2 Васильевна КаширинаПешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов
братьев.
Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с
русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с
глиняной да медной утварью в стряпном углу.
Кухня(слайд 7) самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась
вся семья за трапезной и в часы досуга, ссорились дядья Алеши Яков и
Михаил изза наследства, играли дети, устраивались редкие праздники, здесь
умирал ВанюшаЦыганок, загубленный злобой сыновей Каширина.
По устройству кухня напоминает старинную русскую избу. Каждый угол на
кухне имеет свое назначение и название: рядом с печью бабий кут или
стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном по обычаю старинный
киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали
вечером при свете сальных свечей. Справа у стены низкая широкая лавка. На
такой лавке дед сек розгами провинившихся за неделю внуков. Розги ивовые
прутья мокли в лохани у печки.
Каширины обедали постаринному. За стол садились по старшинству: сначала
дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно.
Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде.
Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось,
пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: "Тащи со всем!".
Небольшую комнату по праву старшентства занимал и Михаил с семьей.
(слайд 8)Обстановка этой комнаты передает колорит быта типичного для
мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены
оклеены обоями, дощатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна
самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не
сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на
кухне, приходилось Алеше Пешкову наблюдать жизнь "неумного племени",
3 когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных,
таких как кроткая тетка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до
смерти.
Светлая, "парадная" комната деда (слайд 9) обставлена в соответствии со
вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром,
нажитым ценой тяжелого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи:
"дрогая" в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых
окладах, диван из карельской березы, в углу под иконами шкатулкаукладка,
в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе книга
"Христианский памятник", изданный в 1841 году, свод ежедневных правил
мещанской жизни. Бывший бурлак Василий Васильвеич Каширин был
грамотным, он и Алешу учил читать по псалтыри и часослову.
Бабушкина спальня. (слайд 10) Эта маленькая и уютная комната почти вся
занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной,
с тяжелым одеялом и горой подушек. В правом углу около небольшого
оконца киот с каширинскими иконами, где день и ночь горит неугасимая
лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной
теплоты и ласки, маленький Алеша слушал чудесные песни и сказки Акулины
Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского
слова.
Ну вот мы и совершили небольшое путешествие в доммузей деда Каширина.
Что вы можете сказать, в какой семье воспитывался Алеша? Что его
окружало в доме деда? Что он видел? (Он видел жестокость и вражду
между людьми. Отец его умер, когда ему было 3 года, дубовым крестом
был задавлен ВаняЦыганок, семья Кашириных была многочисленная,
здесь всегда были ссоры, дед розгами сек внуков, Алеша называл свою
семью – «неумное племя», первая жена дядьи Михаила, была забита до
4 смерти, самим Михаилом, НО одна Акулина Ивановна в этой семье была
«светлым» человеком для Алеши).
Давайте с вами откроем стр. 39 учебника и прочитаем воспоминания
самого М. Горького «О том, как я учился писать». Что говорит сам Горький о
своем детстве? (чтение одним учеником воспоминания)
+ Чтение воспоминания М. Горького «В людях»
Как вы понимаете его высказывание:«Книги...показывали мне иную
жизнь...» (Книги уводили в совершенно иной мир, где он не видел всего того,
что творилось с ним наяву. Ему нравился «тот» мир, он чувствовал себя
здесь совершенно подругому. Он видел другую жизнь, и эта жизнь ему
больше нравилась.)
Давайте прочитаем воспоминание А. Калюжного и ответим на вопрос:
«Почему же он выбрал себе такой псевдоним – Максим Горький»?
(Писатель имел в виду и собственную горькую судьбу саму склонность
страдать за всех угнетенных и несчастных.)
Давайте теперь сделаем вывод: Как вы думаете, какие впечатления у М.
Горького о своем детстве?
Вывод по 1УС: Детство Алеши было очень тяжелым, его отец рано умер и им
приходится уезжать в Нижний Новгород. Здесь он видит бессмысленную
жестокость и вражду людей. Между членами семьи тяжелые отношения,
постоянные ссоры. Маленький Алеша видел все мрачные и трагические
стороны своей жизни, но все же в его детстве есть и светлые и радостные
моменты, которые непосредственно связаны с бабушкой и чтение книг,
которые помогали ему переносить все невзгоды.
2УС: Историческая справка. Теория литературы.
Как вы понимаете слово “детство”?
5 Повесть «Детство» автобиографическое произведение. А что значит
автобиографическая повесть? (Это произведение, в основу которого
положены достоверные события и факты. В этом произведении Горький
основное внимание уделял изображению внутреннего мира ребенка.)
Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни.
Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в
определенную эпоху.
Так вот, повесть «Детство» была написана в 1913 году, в период нового
подъема революционного движения в России. Показывая в повести недавнее
прошлое, мещанремесленников 7080 годов 19 века, писатель стремился
рассказать о жизни, где действовал волчий закон борьбы за существование,
Горький показывал типичные черты того времени. М. Горькому важно было
выразить свою ненависть к миру собственности, показать, как жажда наживы
разлагает человека, не только внешне, но и внутренне. Герой и автор
всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки
зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.
А ктонибудь писал еще автобиографическую повесть?(Л.Толстой)
Давайте прочитаем воспоминание Л. Н. Толстого о своем детстве.(На
слайде 11: Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора
детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания
6 эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником
лучших наслаждений»)
Давайте сравним детство Толстого и Горького. Опираясь на высказывание
Толстого, скажите, каким было детство у Толстого?
Как вы думаете, в чем отличие автобиографической повести Л. Толстого от
повести М.Горького?
(В автобиографической повести Л.Толстого изображается внутренний,
интимный мир ребенка, а в повести «Детство» Горького мы видим,
общность судьбы Алеши с народом, здесь показан не только внутренний
мир ребенка, но вся русская жизнь в определенную эпоху).
Итак, давайте подведем небольшой итог. Вывод по 2 УС: Мы рассмотрели
с вами детство М. Горького, выяснили, что повесть «Детство» это
автобиографическое произведение. И теперь перед нами стоит задача
непосредственно начать знакомство с этой повестью
3 УС: Анализ текста .Комментированное чтение первой главы.
Ребята, вы уже должны были прочитать повесть «Детство». Скажите, какие
факты жизни героя вошли в повесть «Детство»? (вся повесть основана на
реальных событиях).
В чем смысл заглавия? Почему повествование ведется от первого лица, а не
от третьего? (Изображенная в автобиографической повести жизнь
характеризуется через восприятие мальчика, НО в то же время это и взгляд
взрослого человека, для которого детство уже прошлое. А изложение
событий от первого лица более эмоциональнее).
7 А теперь давайте перейдем к работе с текстом, к 1ой главе. Назовите героев
повести, с которыми мы знакомимся в 1ой главе. (Бабушка, мама, дед,
дядья Яков и Михаил).
С кем автор знакомит нас в первую очередь? (С бабушкой)
4УС: Анализ образа бабушки
Какой здесь видит Алеша бабушку? Найдите это описание в тексте.
Какие художественные средства использует автор для описания бабушки?
(В этом описании Горький пользуется много сравнений – « слова, похожие
на цветы», « темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.
В портрете бабушки много эпитетов, рисующих как ее внешность, так и
характер, «ласковые, яркие, сочные» слова, « белые крепкие зубы»,
«ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ», «ОНА СВЕТИЛАСЬ
«неугасимым, веселым и теплым светом» и т.д.)
(Чтение описание бабушки «Говорила она...<...>... она и мягкая такая же,
как этот ласковый зверь»). (Обращение внимания учеников на то, как
насыщен портрет эмоциональными элементами : глаза у нее вспыхивают
«невыразимо приятным светом», что «вся она – темная, но светилась изнутри
– через глаза неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее
напоминают ласковые цветы, а походка – движения ласкового зверя.)
М. Горький нам показывает не только внешность бабушки, но и ее характер,
который и передается через насыщенный эмоциональный портрет.
Какое впечатление у вас сложилось от знакомства с бабушкой?
8 Вывод: Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши? Как сам Алеша
отзывается о бабушке? (она «сразу стала на всю жизнь другом, самым
близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее
бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для
трудной жизни»). Бабушка для Алеши излучает свет, тепло и радость.
Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее
умение видеть красоту природы, восхищается ею до слез, ее рассказы,
которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимали его.
5 УС: Анализ образа деда
Акулина Ивановна удивляет и восхищает внука. А дед? Есть ли развёрнутый
портрет деда в тексте? Найдите описание деда. ( Развёрнутого портрета
нет, мы находим отдельные детали: “сухонький старичок” с птичьим
носом и зелёными глазками, потому что автор скажет: “ Я сразу
почувствовал в нём врага”) Чтение вслух учениками
Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но какое первое впечатление
складывается у Алеши о деде? (Он вглядывается в деда, но в нем нет ни
одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу ребенка,
расположила его к себе).
Алеша чувствует властность, энергию деда. Рыжая борода, птичий нос,
зеленые глазки настораживают Алешу. Как дед ведет себя при первом
знакомстве с Алешей? Найдите в тексте этот эпизод ( «Дед
выдернул...<...>...Скулыто отцовы...Слезайте в лодку!»)Чтение вслух
учениками
9 Почему же Алеша «сразу почувствовал в нем врага»? (Его обижает, что
дед выдернул его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался
ответа; отодвинув мальчика в сторону, как вещь).
Понравились ли Алеши остальные члены семьи, с которыми он познакомился
на палубе? Почему? (нет, они все были молчаливые, неприветливые,
равнодушные).
Найдите описание дядьев Алеши («За ними молча...<...> все тихие»)
А какое впечатление складывается у мальчика о доме, в котором он теперь
будет жить? Найдите в тексте «портрет» дома («На самом
верху...<...>...всюду стоял едкий незнакомый запах».Знакомство со своей
семьей не приводит в восторг маленького Алешу, поэтому впечатления о
доме, в котором он теперь будет жить еще хуже угнетают главного
героя).
Давайте же теперь подведем итог. Какие же первые впечатления сложились
у Алеши от знакомства с семьей Кашириных? (...)
Вывод по 5УС: Дед полная противоположность бабушки. Алеша
вглядывается в него, ноне находит ничего для себя близкого: добра, ласки,
понимания. Не понравились ему и все остальные члены этой семьи.
Нарастающее чувство одиночества и отчужденности накладывает даже на
впечатление от дома, которое не может быть приятным, поскольку живут в
нем эти суровые люди.
10 Вывод по уроку: Мы с вами приступили к изучению повести М. Горького
«Детство». Мы с вами увидели «бесконечно трудный и мучительный путь»,
который суждено было пройти М. Горькому, прежде чем он станет писателем
с мировым именем. Эта повесть – рассказ о подвиге, которым являлась вся
его жизнь, его книга, повествующая о жестоких судьбах русского народа в
прошлом, о замечательных людях из народа. И с некоторыми из них мы
познакомились на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание: Чтение глав 24. Письменно в тетради: выделить из этих
глав, основные сценыфрагменты, которые будут характеризовать основных
героев повести.
11
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.