Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
14.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
GOR`KIJ 1 yrok.doc
Класс: 7 «В» Учебник: Коровина В. Я. Литература. Учебник­хрестоматия для 7 класса. В 2­ х Ч., М.: Просвещение, 2008.                        Автобиографическая повесть М. Горького «Детство»                                      (1 урок) Цели урока:  познакомить с детством М. Горького; с исторической эпохой написания  повести; отработка термина “автобиографическая повесть”; работа с текстом  и словом писателя; анализ ключевых сцен, эпизодов; учить сравнивать героев,  обеспечить умение анализировать поступки героев. Ход урока: ­Мы начинаем с вами изучать творчество одного из крупнейших писателей XX века – М. Горького. 1УС: Слово учителя. Заочная экскурсия в Нижний Новгород.   ­ В течение школьной жизни мы не раз будем обращаться к творчеству  Горького, будем подробно узнавать его биографию, знакомиться с  особенностями творческого пути, с извивами и противоречиями его судьбы. А сейчас давайте с вами проведем небольшое заочное путешествие в Нижний  Новгород, в единственный музей детства Максим Горькова – дом деда  Каширина. (В тетрадь ученики записывают тему урока и дату жизни писателя  –слайд 1). ­(слайд 2)Дом, в котором сейчас располагается музей, принадлежал деду  писателя по линии матери ­ нижегородскому ремесленнику­красильщику  Василию Васильевичу Каширину. Сюда 3­х летний Алеша Пешков с матерью  Варварой Васильевной приехал в конце августа 1871 года из Астрахани, где  умер от холеры его отец.  (слайд 3)Двор небольшой, окружен высоким досчатым забром с гвоздями  поверху "против воров". К забору приставлен огромный дубовый крест. Он  напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был  задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый  Ваня­Цыгонок.  Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми  крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый  год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня  (слайд 4) обеспечивала безбедное существование многочисленной семье  Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканные холсты, пряжу.  Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы ­ подживлял купцам выгоревшие на солнце товары.   В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и  работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в  красильню, чтобы поговорить с Григорием  Рядом с красильней ­ амбар и каретник.(слайд 5) В амбаре хранилась  хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской,  конская упряжь, а в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап ­ единственная  лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня  требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с Гремячего ключа. В нижней части дома, в так называемой "подклети" (слайд 6) или "черной"  рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара  2 Васильевна Каширина­Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов  братьев.  Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с  русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с  глиняной да медной утварью в стряпном углу.  Кухня(слайд 7) ­ самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась  вся семья за трапезной и в часы досуга, ссорились дядья Алеши Яков и  Михаил из­за наследства, играли дети, устраивались редкие праздники, здесь  умирал Ванюша­Цыганок, загубленный злобой сыновей Каширина.   По устройству кухня напоминает старинную русскую избу. Каждый угол на  кухне имеет свое назначение и название: рядом с печью ­ бабий кут или  стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном по обычаю ­ старинный  киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали вечером при свете сальных свечей. Справа у стены ­ низкая широкая лавка. На такой лавке дед сек розгами провинившихся за неделю внуков. Розги ­ ивовые  прутья ­ мокли в лохани у печки.  Каширины обедали по­старинному. За стол садились по старшинству: сначала  дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно.  Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде.  Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось,  пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: "Тащи со всем!". Небольшую комнату по праву старшентства занимал и Михаил с семьей.  (слайд 8)Обстановка этой комнаты передает колорит быта типичного для  мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены  оклеены обоями, дощатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна ­  самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не  сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на  кухне, приходилось Алеше Пешкову наблюдать жизнь "неумного племени",  3 когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных,  таких как кроткая тетка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до  смерти.  Светлая, "парадная" комната деда (слайд 9) обставлена в соответствии со  вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром,  нажитым ценой тяжелого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи:  "дрогая" в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых  окладах, диван из карельской березы, в углу под иконами ­ шкатулка­укладка, в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе ­ книга  "Христианский памятник", изданный в 1841 году, свод ежедневных правил  мещанской жизни. Бывший бурлак Василий Васильвеич Каширин был  грамотным, он и Алешу учил читать по псалтыри и часослову.  Бабушкина спальня. (слайд 10) Эта маленькая и уютная комната почти вся  занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной,  с тяжелым одеялом и горой подушек. В правом углу около небольшого  оконца ­ киот с каширинскими иконами, где день и ночь горит неугасимая  лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной  теплоты и ласки, маленький Алеша слушал чудесные песни и сказки Акулины  Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского  слова. ­Ну вот мы и совершили небольшое путешествие в дом­музей деда Каширина. ­ Что вы можете сказать, в какой семье воспитывался Алеша? Что его  окружало в доме деда? Что он видел? (Он видел жестокость и вражду  между  людьми. Отец его умер, когда ему было 3 года, дубовым крестом  был задавлен Ваня­Цыганок, семья Кашириных была многочисленная,  здесь всегда были ссоры, дед розгами сек внуков, Алеша называл свою  семью – «неумное племя», первая жена дядьи Михаила, была забита до  4 смерти, самим Михаилом, НО одна Акулина Ивановна в этой семье была  «светлым» человеком для Алеши). ­ Давайте с вами  откроем стр. 39 учебника и прочитаем  воспоминания  самого М. Горького «О том, как я учился писать». Что говорит сам Горький о  своем детстве? (чтение одним учеником воспоминания)  + Чтение воспоминания М. Горького «В людях»     Как вы понимаете его высказывание:«Книги...показывали мне иную  жизнь...» (Книги уводили в совершенно иной мир, где он не видел всего того,  что творилось с ним наяву. Ему нравился «тот» мир, он чувствовал себя  здесь совершенно по­другому. Он видел другую жизнь, и эта жизнь ему  больше нравилась.) ­Давайте прочитаем воспоминание А. Калюжного и ответим на вопрос:  «Почему же он выбрал себе такой псевдоним – Максим Горький»?  (Писатель имел в виду и собственную горькую судьбу саму склонность  страдать за всех угнетенных и несчастных.) ­Давайте теперь сделаем вывод: Как вы думаете, какие впечатления у М.  Горького о своем детстве? Вывод по 1УС: Детство Алеши было очень тяжелым, его отец рано умер и им приходится уезжать в Нижний Новгород. Здесь он видит бессмысленную  жестокость и вражду людей. Между членами семьи тяжелые отношения,  постоянные ссоры. Маленький Алеша видел все мрачные и трагические  стороны своей жизни, но все же в его детстве есть и светлые и радостные  моменты, которые непосредственно связаны с бабушкой и чтение книг,  которые помогали ему переносить все невзгоды. 2УС: Историческая справка. Теория литературы.  ­ Как вы понимаете слово “детство”? 5 ­Повесть «Детство» ­ автобиографическое произведение. А что значит  автобиографическая повесть? (Это произведение, в основу которого  положены достоверные события и факты. В этом произведении Горький  основное внимание уделял изображению внутреннего мира ребенка.) ­Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни.  Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в  определенную эпоху.  ­ Так вот, повесть «Детство» была написана в 1913 году, в период нового  подъема революционного движения в России. Показывая в повести недавнее  прошлое, мещан­ремесленников 70­80 годов 19 века, писатель стремился  рассказать о жизни, где действовал волчий закон борьбы за существование,  Горький показывал типичные черты того времени. М. Горькому важно было  выразить свою ненависть к миру собственности, показать, как жажда наживы  разлагает человека, не только внешне, но и внутренне. Герой и автор  всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. ­ А кто­нибудь писал еще автобиографическую повесть?(Л.Толстой)  ­ Давайте прочитаем воспоминание Л. Н. Толстого о своем детстве.(На  слайде 11: Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора  детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания  6 эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником  лучших наслаждений») ­ Давайте сравним детство Толстого и Горького. Опираясь на высказывание  Толстого, скажите, каким было детство у Толстого?  Как вы думаете, в чем отличие автобиографической повести Л. Толстого от  повести М.Горького? (В автобиографической повести Л.Толстого изображается  внутренний,  интимный мир ребенка, а в повести «Детство» Горького мы видим,  общность судьбы Алеши с народом, здесь показан не только внутренний  мир ребенка, но вся русская жизнь в определенную эпоху). ­ Итак, давайте подведем небольшой итог.  Вывод по 2 УС: Мы рассмотрели  с вами детство М. Горького, выяснили, что повесть «Детство»­ это  автобиографическое произведение. И теперь перед нами стоит задача  непосредственно начать знакомство с этой повестью  3 УС: Анализ текста .Комментированное чтение первой главы. ­ Ребята, вы уже должны были прочитать повесть «Детство». Скажите, какие  факты жизни героя вошли в повесть «Детство»? (вся повесть основана на  реальных событиях). ­ В чем смысл заглавия? Почему повествование ведется от первого лица, а не  от третьего? (Изображенная  в автобиографической повести жизнь  характеризуется через восприятие мальчика, НО в то же время это и взгляд  взрослого человека, для которого детство­ уже прошлое. А изложение  событий от первого лица более эмоциональнее). 7 ­ А теперь давайте перейдем к работе с текстом, к 1­ой главе. Назовите героев повести, с которыми мы знакомимся в 1­ой главе. (Бабушка, мама, дед,  дядья Яков и Михаил). ­ С кем автор знакомит нас в первую очередь? (С бабушкой)  4УС: Анализ образа бабушки ­ Какой здесь видит Алеша бабушку? Найдите это описание в тексте.  ­ Какие художественные средства использует автор для описания бабушки?  (В этом описании Горький пользуется  много сравнений – « слова, похожие на цветы», « темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.  В портрете бабушки много эпитетов, рисующих как ее внешность, так и  характер,­ «ласковые, яркие, сочные» слова, « белые крепкие зубы»,  «ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ», «ОНА СВЕТИЛАСЬ   «неугасимым, веселым и теплым светом» и т.д.) (Чтение описание бабушки «Говорила она...<...>... она и мягкая такая же,  как этот ласковый зверь»). (Обращение внимания учеников на то, как  насыщен портрет эмоциональными элементами : глаза у нее вспыхивают  «невыразимо приятным светом», что «вся она – темная, но светилась изнутри  – через глаза­ неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее  напоминают ласковые цветы, а походка – движения ласкового зверя.) ­ М. Горький нам показывает не только внешность бабушки, но и ее характер,  который и передается через насыщенный эмоциональный портрет. ­Какое впечатление у вас сложилось от знакомства с бабушкой? 8 Вывод: Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши? Как сам Алеша  отзывается о бабушке? (она «сразу стала на всю жизнь другом, самым  близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее  бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для  трудной жизни»). Бабушка для Алеши излучает свет, тепло и радость.  Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее  умение видеть красоту природы, восхищается ею до слез, ее рассказы,  которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимали его. 5 УС: Анализ образа деда ­ Акулина Ивановна удивляет и восхищает внука. А дед? Есть ли развёрнутый портрет деда в тексте? Найдите описание деда. ( Развёрнутого портрета  нет, мы находим отдельные детали: “сухонький старичок” с птичьим  носом и зелёными глазками, потому что автор скажет: “ Я сразу  почувствовал в нём врага”)­ Чтение вслух учениками ­ Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но какое первое впечатление  складывается у Алеши о деде? (Он вглядывается в деда, но в нем нет ни  одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу ребенка,  расположила его к себе). ­Алеша чувствует властность, энергию деда. Рыжая борода, птичий нос,  зеленые глазки настораживают Алешу. Как дед ведет себя при первом  знакомстве с Алешей? Найдите в тексте этот эпизод ( «Дед  выдернул...<...>...Скулы­то отцовы...Слезайте в лодку!»)­Чтение вслух  учениками 9 ­Почему же Алеша «сразу почувствовал в нем врага»? (Его обижает, что  дед выдернул его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался  ответа; отодвинув мальчика в сторону, как вещь). ­Понравились ли Алеши остальные члены семьи, с которыми он познакомился  на палубе? Почему? (нет, они все были молчаливые, неприветливые,  равнодушные). ­ Найдите описание дядьев Алеши («За ними молча...<...> все тихие») ­А какое впечатление складывается у мальчика о доме, в котором он теперь  будет жить? Найдите в тексте «портрет» дома («На самом  верху...<...>...всюду стоял едкий незнакомый запах».Знакомство со своей  семьей не приводит в восторг маленького Алешу, поэтому впечатления о  доме, в котором он теперь будет жить еще хуже угнетают главного  героя). ­Давайте же теперь подведем итог.  Какие же первые впечатления сложились  у Алеши от знакомства с семьей Кашириных? (...)  Вывод по 5УС: Дед полная противоположность бабушки. Алеша  вглядывается в него, ноне находит ничего для себя близкого: добра, ласки,  понимания. Не понравились ему и все остальные члены этой семьи.  Нарастающее чувство одиночества и отчужденности накладывает даже на  впечатление от дома, которое не может быть приятным, поскольку живут в  нем эти суровые люди. 10 Вывод по уроку:  Мы с вами приступили к изучению повести М. Горького  «Детство». Мы с вами увидели «бесконечно трудный и мучительный путь»,  который суждено было пройти М. Горькому, прежде чем он станет писателем  с мировым именем.  Эта повесть – рассказ о подвиге, которым являлась вся  его жизнь, его книга, повествующая о жестоких судьбах русского народа в  прошлом, о замечательных людях из народа. И с некоторыми из них мы  познакомились на сегодняшнем уроке. Домашнее задание: Чтение глав 2­4. Письменно в тетради: выделить из этих  глав, основные сцены­фрагменты, которые будут характеризовать основных  героев повести. 11
скачать по прямой ссылке