Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Система уроков по М. Горькому в 7 классе

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
14.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
GOR`KIJ 2 yrok.doc
«Свинцовые мерзости жизни» (Жизнь в доме деда – будни семьи Кашириных, развлечения и праздники в семье. Впечатления Алеши от «неумного племени»). Цели: продолжить работу по обучению характеристике героев; показать  раскрытие        образов в динамике;  развивать навыки сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию  через портрет, речь, внутренние монологи 1УС: Актуализация знаний, работа с планом.   На прошлом уроке мы с вами познакомились с первым впечатлениями  мальчика – оно было скорее зрительным представлением, все то, что прежде  всего он видит и отмечает в людях. Сегодня на уроке мы будем анализировать героев, их поступки, рассматривать их характеры . Мы уже с вами говорили, что в повести «Детство» рассказывается не только о восприятии жизни Алешой, но «Детство» ­ это и важный этап в нравственное  становлении личности.   Мы не успели с вами рассмотреть дом Кашириных. Каким вы себе его  представляете? И нравиться ли он Алеше? (Нарастающее чувство  одиночества и отчужденности накладывается даже на впечатление от  дома, которое не может быть приятным, поскольку живут в нем эти  суровые люди). ­Обратите внимание на доску:         1) История с наперстком (2)         2) Наказание Алеши (3)          3) Ссора во время обеда (1)          4)Праздничные вечера (5)          5) Знакомство с Цыганком (4)         6) Пляска бабушки (6)          7) Смерть Цыганка (7) ­ Это основные сцены из произведения, с которыми мы с вами будем работать. В правильной ли последовательности здесь записаны сцены? Давайте  восстановим последовательность сцен в соответствии с произведением. ­ Тема сегодняшнего нашего урока: «Свинцовые мерзости жизни» М.  Горький .Давайте запишем тему урока в тетради.  ­ Как вы думаете, почему именно такое впечатление складывается у М.  Горького? ( М. Горький видел ничтожную, повседневную жизнь.  Окружающие его люди, взаимоотношения с этими людьми влияют на  становление личности человека, но многое зависит и от него самого.  Изображенная в повести действительность названа писателем  «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». И в таких условиях  формируется сам Алеша). Вывод: Сегодня мы с вами и посмотрим как проявляются характеры этих  самых людей, которые влияют на формирование маленького Алеши. Но это не просто какие­то люди «с улицы», а это его родные люди. Постараемся  разобраться во взаимоотношения в их семье. 2УС: Анализ деда.  ­ На прошлом уроке мы с вами успели рассмотреть отношение Алеши к  бабушке. Мы выяснили что она «сразу стала на всю жизнь другом, самым  близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее  бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для  трудной жизни». ­ Акулина Ивановна удивляет и восхищает Алешу. А каково первое  впечатление о деде? Как ведет он себя при первой встрече с Алешой?  (Выразительное чтение портрета деда + выборочное чтение эпизодов,  характеризующие деда) ­ Почему Алеша в нем «сразу почувствовал врага»?  Вывод:Алеша еще ничего не знает о своем деде. Мальчик тянется к добру,  ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула  бы чувствительную душу ребенка, расположила бы его к себе). 3УС: Анализ сцены «Ссора во время обеда» ­Вот и «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая,  невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая  сказка...слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Давайте обратимся к эпизоду «Обед в доме Кашириных», во время которого  происходит ссора и дикая драка между дядьями. Лишь впоследствии Алеше  становятся понятны причины «взаимной вражды всех со всеми». Пока он лишь наблюдает за происходящим и все увиденное воспринимает в «жутком  изумлении». ­ Как же ведут себя члены семьи во время этой ссоры? Но для ответа на этот  вопрос предлагаю вам разделиться: 1 ряд парт – следит за поведением дядьев, 2 ряд – за поведением бабушки и деда, и 3 ряд – за остальными членами  семьи. (Выразительное чтение этой сцены одним учеником). Дядья – «внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и  рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»; «дядя Михаил ударил наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба  покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь». Дед – «стуча, ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом –  закричал: «По миру пущу!»Во время драки бегал вокруг стола, жалобно  вскрикивал». Бабушка – «болезненно искривив лицо, говорила: «Отдай им все, отец, ­  спокойней тебе будет, отдай!» смывает... кровь с разбитого лица дяди Якова». Мать Алеши­ «встала из­за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась  ко всем спиною». Дети – «заплакали». Алеша – «испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении  смотрел...» Цыганок – «сел верхом на спину дяди Михаила», пытаясь сдержать  разбушевавшегося «героя». Григорий Иванович – «спокойно связывал руки дяди полотенцем». ­ Из­за чего произошла такая ссора? (из­за наследства) ­ Как вы думаете, часто ли происходили такие ссоры в семье? (да) ­ Почему бабушка называет своих сыновей – «диким племенем»? ­ И почему эта сцена вызывает у Алеши жуткое изумление? Вывод: Автор­рассказчик рисует один из обычных эпизодов темной жизни  «неумного дикого племени». не случайно ему предшествует обобщенная  авторская характеристика этой жизни, наполненной «горячим туманом  взаимной вражды всех со всеми». Звериными законами, жестокостью, полным  отсутствия уважения к личности отличается мир Кашириных и им подобных.  Раньше Алеша жил с родителями, где царила дружба, взаимное уважение,  бескорыстие. И эта обстановка оставила неизгладимый след в душе мальчика.  Вот почему жизнь в доме деда кажется ему «невыразимо странной»,  противоестественной, вызывает «жуткие» ощущения. 4 УС: Анализ сцены с наперстком. ­Давайте теперь обратимся к истории с наперстком. Перескажите эту  историю. ­ Что же нового несет эта сцена, в которой жестокость каширинского племени обобщена? (Этот эпизод особенно отчетливо выявляет холодную  жестокость, хитрость и коварство дядьев). ­Почему терпит издевательства Григорий Иванович? («все сносил молча»,  «только крякал тихонько», «когда ему было больно, на лице являлась  волна морщин»). Вывод: Молодые Каширины не любят Григория за то, что он стар и слеп. Они давно бы его выгнали, будь хозяевами мастерской. Однако, не имея пока  формальных прав, пользуются правами сословными: чувствуя свою  безнаказанность, издеваются над человеком, которому некуда деваться, кроме Кашириных ему некуда идти. 5 УС: Анализ сцены наказания Алеши. ­ Как воспитываются дети в этой семье? (в конце каждой недели дед их  порол за любую провинность). ­А в чем же провинился Алеша? Перескажите эту историю. ­ И что же происходит с Алешей? Как меняются его взгляды на жизнь? ( Сам  Алеша говорит: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к  людям, и точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо  чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Алеша повзрослел,  обострилось его восприятие мира, дни нездоровья стали для него  большими днями жизни). ­Под влиянием чего меняется отношение Алеши к деду? (под влиянием  рассказа деда о своей жизни). ­Как меняется отношение после посещения деда? (дед рассказывал вплоть  до вечера, и когда ушел, ласково прощаясь с Алешей. Алеша понял, что  деде совсем не злой и не страшен). ­Почему же дед выделяет Алешу среди других своих внуков? (Дед уважает  личность Алеши, он не Каширин, а Пешков, он не впитывает в себя всю  злобу и неприязнь, которую видит вокруг себя). Вывод: Здесь мы увидели деда, пользующийся в доме неограниченной  властью, спокойно, деловито сечет детей, считая это занятие своеобразными  «уроками морали», очищения души, полезными и необходимыми для  воспитания человека. И с одной стороны, мы это увидели на примере Алеши,  как он стал по­другому смотреть на мир, как он на наших глазах повзрослел. Вывод: На сегодняшнем уроке мы очутились в каширинском мире. Мы с вами увидели особенности характеров каждого героя, их склонности к добру и злу. Но это всего лишь часть тех «свинцовых мерзостей жизни», которые видел  Алеша. Домашнее задание: чтение глав 4­ 7. стр. 103. задание 5. Подготовить  художественный пересказ одного из эпизодов – «Пожар», «Пляска бабушки»,  «Цыганок».
скачать по прямой ссылке