Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова
Оценка 4.7

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
29.03.2017
Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова
Урок литературы по творчеству А. Платонова предназначен для учителей, работающих в 7 классе по программе Коровиной. ТЕМА: «ВЕЛИЧИЕ ПРОСТЫХ СЕРДЕЦ» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА") Цели: Обучающие:  продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;  осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;  размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;  обучение умению анализировать текст художественного произведения;  выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;  уметь работать со словарём;  познакомить учащихся с текстом Нагорной проповеди из Евангелия.Урок по литературе по творчеству А. Платонова "«ВЕЛИЧИЕ ПРОСТЫХ СЕРДЕЦ» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.docx
ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  в 7 классе ТЕМА: «ВЕЛИЧИЕ ПРОСТЫХ СЕРДЕЦ»  (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА) Цели: Обучающие:  продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;  осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;  размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;   обучение умению анализировать текст художественного произведения;  выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;   уметь работать со словарём;  познакомить учащихся с текстом Нагорной проповеди из Евангелия. Развивающие:  ­   включить   ребят   в   творческий   процесс   постижения   платоновской   прозы   с параллельным  ее сопоставлением с текстами из Евангелия; ­ развивать ассоциативное мышление. Воспитывающие: ­   Приобщать   детей   к   самостоятельной   исследовательской   и   творческой деятельности; ­воспитывать   личность   социально   значимую,   духовно   –   нравственную, умеющую сострадать; ­ попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям.» ­ прививать охоту к чтению Евангелия и серьезной классической литературы; ­  помочь   ученику   раскрепоститься,   раскрыть   свои   индивидуальные способности, почувствовать себя личностью. Оборудование:  портрет   писателя,   иллюстрации   к   рассказу,   Евангелие, высказывания великих людей о любви, об отношении к ближнему, опорные слова из текста   произведения,   карточки   с   заданиями,   видеопроектор,   экран,  презентация   к уроку. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы и цели урока.  (На экране проецируется портрет писателя и тема урока). Слайд №1 Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем  Андреем  Платоновичем Платоновым.  Попытаемся  осмыслить  содержание рассказа   «Юшка»,   который   вы   прочитали   к   сегодняшнему   уроку.   Поразмышляем   о природе   любви   к   ближнему,   о   добре   и   зле,   выясним   те   философские     проблемы, которые   ставит   в   своём   произведении   автор.   А   к   концу   урока   мы   попытаемся дополнить наше читательское представление о платоновской « формуле жизни». На экране  ­ схема: (проецируется 2 слайд) Формула жизни по А.Платонову   Любовь к Родине Любовь ко всему живому ЖИЗНЬ ? ? 3. Слово учителя.    А)  ­   Давайте   вспомним   те   произведения     довольно   самобытного   писателя, которые вы читали в 6 классе?   ­   И   что   вы   помните   о   его   жизни   из   автобиографии,   с   которой   мы   тоже знакомились в прошлом учебном году? (Ребята   называют   в   первую   очередь   такие   произведения,   как   «Корова»,   в «Прекрасном   и   яростном   мире»,   вспоминают   народные   сказки   в   переработке А.Платонова, например «Волшебное кольцо», «Финист – Ясный Сокол»). Б) Учитель дополняет биографические сведения о писателе. В)   Перспективное   задание   ученику,   работающему   с   карточкой,   на   которой эпизоды из  жизни писателя. Учитель. «Родился   в   Ямской   слободе   на   окраине   Воронежа   в   1899году.   Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки   и   перезвоны   колокола   «Чугунной   церкви»   ­   окружал   будущего   писателя   с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и тёплой  любовью.      Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем   железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, состояла из 12 детей, а он был старшим,  поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе ­       2 литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию. Только в 1924 году он смог окончить Воронежский политехникум. Некоторое время   учился   на   историко­филологическом   факультете   университета.   Работал инженером, мелиоратором, журналистом.  Жизнь   Платонова   и   его   литературная   судьба   были   нелёгкими,   но   в   своих многочисленных романах, пьесах, рассказах он был верен своему голосу художника, и , несмотря на сокрушительную критику, описывал жизнь, её трагические стороны так, как он видел и считал правильным.  Первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы» появляется в 1927 году. С 1926 года работает над  романом о революции  «Чевенгур», который  был опубликован только в 1988году, как и многие другие произведения писателя, которые увидели свет только в годы перестройки ( «Котлован», «Ювенильное море» и др.) Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.  Дополнение учащимся, работающим по карточке: А.Платонов   ещё   подростком   писал   стихи,   которые   печатались   в   местных КАРТОЧКА ­ ИНФОРМАТОР газетах и журналах. Начинал   своё   обучение   в   церковно­приходской   школе,   затем   учился   в городском училище до 13­летнего возраста, а потом ­ трудовая жизнь.  «Кроме   поля,   деревни,   матери   и   колокольного   звона»,   он   любил   ёщё «паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу».  А.Платонов   был   участником   Гражданской   войны.   Служил   на   паровозе, выполнявшем военные перевозки, затем в частях особого назначения. После болезни тифом и воспалением лёгких был в 1924 году демобилизован из частей Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был специальным корреспондентом газеты «Красная Звезда». В 30­годы Платонов ждал ареста. В это время в период сталинских репрессий исчезали многие известные люди, писатели. Но власти нашли иной способ воздействия на писателя: был арестован   его 15­летний сын, обвинённый в подготовке убийства Сталина. Хотя его сумели вызволить из заключения, сын всё же   вернулся больным туберкулёзом и умер в 1944г. В последние годы жизни Платонов очень болел, но продолжал много работать. Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.  3. Итоги 1 этапа урока. Как     можно   дополнить   наше   читательское   представление   о   платоновской формуле жизни после знакомства с биографией писателя? ­ Это и любовь к «потному труду».  4.Работа по теме урока. А) ­ «Величие простого сердца»... Как вы понимаете эти слова? 3 Слушаем 2­3 предположения ребят. Вывод учителя. Читая рассказ, вспоминаешь высказывание Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна».     За   видимой   «нагой   простотой»     главного   героя   Юшки,   за   такой   его понятностью для всех, с кем он рядом живёт, скрывается настоящая его сущность, непохожесть на других, наделённых «слепым сердцем». Вот мы и попытаемся выяснить, в чём же проявляется его «величие»?  Б) ­  Посмотрите   на   предложенные   высказывания   известных   людей   и попробуйте выбрать в конце урока то, которое больше всего подходит к нашей теме.   Проецируются на экран высказывания: ( Слайд №3) Великое – не умирает. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине. И.В. Панфилов. Уважай в себе и других человеческую личность. А. Франс. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Д.И. Писарев. Великие души переносят страдания молча.  Гнев есть оружие бессилия. Б. Паскаль. Ф.Шиллер. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. С Сегюр. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение,  М Горький. надо перечувствовать его горе и радость. Д.И Писарев. Нет величия там, где нет простоты, добра и  правды. Л.Н.Толстой.  Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак. Я счастлив счастием мне чуждым И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. И. Суриков.  4 В) Беседа учителя с классом по вопросам: 1.Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают? (Перед нами старый на вид человек,   слабый,   больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый   взгляд   незаметную,   но   нужную.   Он   первым   идёт   на   работу   и   последним покидает   кузницу.   Но   в   глазах   взрослых   Юшка   человек   ущербный,   не   умеет   жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда­то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё,  что о нём знают.) 2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели? (В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым   для   окружающей   его   природы.   «Добрый   человек   –   брат   всей   твари». Приводятся цитаты из текста. Юшка свою любовь отдаёт девочке­сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)  2.Почему   же   люди   так   относятся   к   Юшке?   Хотя   он   утверждает   в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на эти вопросы,  которые открывают  тайну Юшки,  давайте попробуем поработать в группах. Класс делится на три группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста. (Проецируется 4 слайд ) 1 группа. Встреча Юшки с детьми. Что   влечёт   детей   к   Юшке?   Как   Юшка   отвечает   на   их   жестокость? Обижается ли он на них? (Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник   радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». «Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он верил , что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.) 5 2 группа. Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? (Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку. (Чтение   отрывка   из   Евангелия   от   Матфея   –   Нагорная   проповедь Христа.) Текст  и иллюстрация проецируются на экран. Слайд №5­6. 3 группа. Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни?  (Кто в этой жизни «годный», а кто «негодный»   на существование, не этому весёлому прохожему решать, который покушается на саму жизнь. Следует цитата из текста.). Работа с иллюстрацией к данному эпизоду. Слайд проецируется на экран. (7 слайд) Когда  узнали имя  Юшки (Ефим Дмитриевич)?  Стало ли  лучше  жить людям без него?  Значение   имени   героя    не   случайно.(Ефим   –   благочестивый, благожелательный;   Дмитрий   восходит   к   имени   Деметры,   древнегреческой   богини земледелия   и   плодородия.   Благие   зёрна   ,   взращённые   на   плодородной   почве родительской любви, приносят щедрые плоды) (Слайд №10) Добро   и     любовь,   по   Платонову,   не   уходят   ,   не   иссякают   из   мира   со смертью   человека.   Добро   прорастает   и   даёт   свои   плоды.   Что   подтверждает сказанное? (Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям, утоляет чужое страдание и горе). Какие чувства вызывает у вас рассказ? Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой   действительностью,   людьми   (детьми   и   взрослыми),   которым   недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта. Работа со словарём. Значение слов: сострадание, сочувствие, милосердие. Запись в тетрадь (слайд №  8­9) Выяснить сходство и различие в значениях.   Составить   словарь   с   объяснением   слов,   передающих   различные  ярость —   …; состояния,   чувства   человека: блаженный — …; слепое сердце — …; недуг — …; терзать — …; потешиться — …; глумление — …; утолять страдание — … .  радость —   …;  обида —   …; Как вы думаете, в чём смысл жизни Юшки? (Слайд 11) 6 —   Какого   человека   мы   называем   нравственным?   Легко   ли   быть нравственным   человеком?   Можем   ли   мы   Юшку   назвать   нравственным человеком?  (Нравственный человек  ­  это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным   человеком   очень   трудно,     потому   что   надо   уметь   понимать   других. Юшка ­ нравственный человек.  Он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый. ­ Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло   добром», —   сказано   в   Библии.   Юшка   и   был   таким   человеком,   поэтому   он нравственный человек. Выбор эпиграфа к уроку (обращение к цитатам)  (13­16 слайды) Добавляем   формулу   жизни   по   Платонову   (любить   ближнего,   уметь сострадать, иметь доброе сердце). Запись в тетрадь. Итоги урока.  Домашнее задание.  1.Письменно ответить на вопрос: «Какого человека я считаю красивым»? 2.Прочитать рассказ Платонова «Неизвестный цветок» 7

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова

Урок литературы в 7 классе по творчеству А. П. Платонова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017