Тема урока. М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (первый урок) Предмет: литература
Класс: 7
Цель: формировать умение учащихся анализировать и синтезировать учебный материал, развивать умение свободно мыслить по теме; помочь осмыслить основные этапы жизни и творчества писателя; подготовить учащихся к восприятию творчества А. М.Горького, художественного мира автобиографического цикла, повести «Детство».
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к познанию, умение оценивать ситуации и поступки. Самосознание.
Метапредметные:
регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана; осуществлять самоконтроль; определять успешность своей работы и понимать причины своего неуспеха, находить способы выхода из такой ситуации. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью членов группы. Определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. познавательные УУД: выполнять анализ и синтез, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждении; относить объекты к известным понятиям; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; представлять информацию в виде опорного конспекта; сопоставлять и отбирать полученную информацию. коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться критично относиться к своему мнению, понимать позиции других; организовывать учебное взаимодействие в группе; быть готовым корректировать свою точку зрения; предвидеть последствия коллективных решении; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Образовательная задача – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая задача – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная задача – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Оборудование: мультимедийная установка, презентации.
Этап урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Организационн ый момент
|
Проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка посещаемости обучающихся. |
Приветствие преподавателя, настрой на урок |
Определение темы.
|
- Сегодня мы знакомимся еще с одним автором. Это М. Горький. - для того что бы озвучить тему урока, предлагаю обратиться к словам Ф.Достоевского «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства…» В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо” (записаны на доске) |
обучающиеся осмысливают информация; высказывают свои предложения по теме урока. |
Целеполагание. |
Определим тему урока. - Давайте познакомимся с творчеством М. Горького, фактами из его биографии. (материалы учебника о биографии писателя с. 20-22)
|
Узнают факты из биографии и творчества М. Горького |
Изучение нового материала |
Несколько обучающихся (подготовленных заранее) выступают с сообщением: «Особенности раннего творчества М. Горького» Особенности творчества М. М. Горького. |
осмысливают информацию; слушают индивидуальные сообщения учащихся; |
|
1. В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека естественной для него социальной и творческой свободы. Проблема человеческой свободы или несвободы – центральная тема всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех оков внешнего социального мира, но уже тогда содержала в себе сомнения в ценности такой свободы для человека. Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие философские положения. 2. С именем М.Горького связано появление нового реализма, в котором формируется новая концепция личности – человек не просто реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Поставив человеческую судьбу в контекст исторического времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого столетия. Самым важным, самым ценным мыслится жизнь общественная, и ценность личности ставится в прямую зависимость от участия в этой жизни. В эпосе Горького присутствуют два предмета изображения: объективной действительности и сознания героя, эту действительность воспринимающего. Взаимодействие этих двух предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием и в конечном счете – проблематику произведения. |
просмотр слайдов презентации; изучают материал; выделяют основные особенности творчества М.Горького
|
|
3. Романтические рассказы Горького В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель – романтик. Главная черта романтического художественного мира – двоемирие. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – основная черта этого литературного направления. Именно такими представлены герои ранних романтических рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере – любовью и гордостью – мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь смертью. Композиция повествования в романтических рассказах подчинена одной цели – наиболее полно показать образ главного героя, а романтическая легенда – важнейшее средство для создания его образа. С помощью ее автор представляет систему ценностей, показывает, какие черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или презрения. Очень важной композиционной особенностью ранних романтических рассказов Горького является наличие образа повествователя, которым является автобиографический герой.
- Познакомившись, с особенностями раннего творчества М. Горького мы переходим к работе над произведением. В середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я |
|
|
рассказываю». - Вспомним, что такое автобиография. -Чем автобиография отличается от художественной автобиографии?
|
Дают определение понятию автобиография. |
Закрепление. |
Проведем исследовательскую работу: сравним факты биографии писателя и их отражение в повести. Для этого необходимо заполнить таблицу. |
Учащиеся работают в группах (четверках) с выданными раздаточными материалами (автобиографией А.М.Горького - см. Приложение № 1) и текстом повести «Детство», заполняют таблицу примерами из текста повести (примерный вариант заполнения рабочего листа см. в Приложении № 2) |
Рефлексия |
Предлагаю сделать выводы по изучении темы урока Ответьте на вопросы: - Достигли цели урока? - Справились с задачами урока? В какой мере? - Что нового вы узнали на уроке? - Чем был полезен урок?
|
Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы: Повесть «Детство» - автобиографическое произведение, в котором писатель А.М.Горький отразил факты биографии. Образ автора-повествователя не совпадает с личностью писателя А.М.Горького. |
|
|
Герой-повествователь Алёша Пешков - творческое переосмысление автором самого себя. Обучающиеся анализируют достижимость цели урока и исследования, отмечают, справились ли они с задачами урока, выделяют положительные стороны и недостатки своей работы в группе, планируют, с чего нужно будет начать следующий урок.
|
Итоги.
|
Комментированное выставление оценок за урок |
|
Д.З.
|
Письменное рассуждение по теме: «Является ли автор текста автобиографии и герой-рассказчик в повести «Детство» одним и тем же лицом?» (с опорой на материалы урока: записи в тетради, слайды презентации).Прочитать повесть М.Горького «Детство» и составить вопросы (6-7 вопросов) для викторины по тексту произведения. |
Слушают, записывают |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Автобиография А.М.Горький
Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький
Родился 14 марта 1869 года в Нижнем Новгороде. Отец - сын солдата, мать - мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него. Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, - он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.
Дед со стороны матери начал свою карьеру бурлаком на Волге, через три путины был уже приказчиком на караване балахнинского купца Заева, потом занялся окраской пряжи, разжился и открыл в Нижнем красильное заведение на широких началах. Вскоре он имел в городе несколько домов и три мастерских для набойки и окраски материи, был выбран в цеховые старшины, служил в этой должности три трехлетия, после чего отказался, оскорблённый тем, что его не выбрали в ремесленные головы. Он был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп. Жил девяносто два года и за год перед смертью сошёл с ума, в 1888 году.
Отец и мать обвенчались "самокруткой", ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова. Потом, семи лет, меня отдали в школу, где я учился пять месяцев. Учился плохо, школьные порядки ненавидел, товарищей тоже, ибо всегда я любил уединение. Заразившись в школе оспой, я кончил учение и более уже не возобновлял его. В это время мать моя умерла от скоротечной чахотки, дед же разорился. В семье его, очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней. Дядья мои любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть. Напившись, обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жён. Один дядя вколотил в гроб двух жён, другой - одну. Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники - народ полуграмотный.
Восьми лет меня отдали "в мальчики" в магазин обуви, но месяца через два я сварил себе руки кипящими щами и был отослан хозяином вновь к деду. По выздоровлении меня отдали в ученики к чертёжнику, дальнему родственнику, но через год, вследствие очень тяжёлых условий жизни, я убежал от него и поступил на пароход в ученики к повару. Это был гвардии отставной унтер-офицер, Михаил Антонов Смурый, человек сказочной физической силы, грубый, очень начитанный; он возбудил во мне интерес к чтению книг. Книги и всякую печатную бумагу я ненавидел до этой поры, но побоями и ласками мой учитель заставил меня убедиться в великом значении книги, полюбить её. http://prochtu.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Образец заполнения рабочего листа (работа в группах)
Факты из автобиографии А.М.Горького |
Факты из повести «Детство» |
Дед Каширин открыл в Нижнем красильное заведение |
«... мы ехали до Нижнего очень долго» «Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою... невидимы человек говорил странные слова: - Сандал - фуксин - купорос... |
Он был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп. |
«Однажды дед спросил: ... - А «Отче наш» заучил? Тетка тихонько сказала: - У него память плохая. - А коли так, высечь надо!» «Дед охал и взвизгивал: - Опиваете вы меня, объедаете до корней, эх вы - и...» |
За год перед смертью сошёл с ума |
«... лет через десять, когда бабушка уже успокоилась навсегда, дед сам ходил по улицам города нищий и безумный...» |
Мать не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова |
«Вскоре мать, действительно исчезла из дома. Уехала куда-то гостить» «Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим» |
В семье деда, очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи |
«Это - дядя Михайло, это - Яков... Тетка Наталья, это братья, оба Саши, сестра Катерина, это все наше племя |
Дядья мои любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть. Напившись, обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жён. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.