Предмет: математика
Класс – 2
УМК «Перспектива»
Тема урока: "Делимое. Делитель. Частное".
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (ввести понятия «делимое", "делитель", "частное")
Задачи урока:
Предметные. В совместной деятельности с учителем учиться: использовать математическую терминологию (делимое, делитель, частное) при прочтении и записи действия деления; выполнять умножение и деление в пределах изученных табличных случаев умножения и деления.
Метапредметные:
регулятивные: под руководством учителя учиться
определять цель учебной деятельности; составлять план выполнения учебных
заданий, проговаривая последовательность выполнения действий; работать по
заданному плану, алгоритму; соотносить выполненное задание с образцом,
предложенным учителем; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической
и мыслительной форме;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации ( таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения);
коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; отвечать на вопросы учителя.
Личностные. Элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; адекватная оценка результатов своей учебы, понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к школе, к предмету математики; осознанно выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята все ли вы готовы к уроку?
- Если да, тогда улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех.
- Подумайте, какие качества нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность...)
II. Устный счет.
Игра "Молчанка" (запись на экране).
- Запишите только ответы в тетради:
7 12 9 16 10 2 20
- Все однозначные числа умножь на 2, а двузначные раздели на 2.
( На экране образец).
- Оцените свою работу.
- Что повторили, выполняя это задание? (таблицу умножения и деления на 2).
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. На экране даны числовые выражения:
3 х 2 = 12 - 5 = 6 + 8 = 19 - 15 =
18 : 2 = 6 х 3 = 3 х 3 = 12 + 7 =
- Распределите примеры на группы (примеры на сложение, вычитание, умножение, деление)
- (Работа в парах) Ребята, у вас на партах лежат карточки с названиями компонентов и результатом действия. Подберите к этим карточкам нужные примеры и решите их. (По рядам)
слагаемое, слагаемое, сумма
уменьшаемое, вычитаемое, разность
множитель, множитель, произведение
- Какие умения нам пригодились?
- Что вы заметили? (остался один пример 18 : 2)
- В чем возникло затруднение? (не знаем, к какой карточке отнести пример на деление)
IV. Постановка целей и формулирование темы урока.
- Какая же цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Цель урока:
Познакомиться с названием компонентов действия деления.
- Тип урока?
- Для достижения цели нам нужен план действий.
V. Открытие нового знания.
Выложите на парте 18 счётных палочек. Разделите их на 2 группы. Как будем делить?
18 : 2 = 9
- Назовите первое число в выражении. Что делают с этим числом? Подумайте, какое бы название можно дать этому числу?
-Число, которое делят, называется ДЕЛИМОЕ.
- Назовите число в выражении, на которое делят. Его называют ДЕЛИТЕЛЬ.
- Чему равно значение этого выражения?
- 9 - это часть от деления чисел 18 и 2. Попробуйте предположить, как называется результат действия деления... ЧАСТНОЕ
- Запомните, что и сам пример 18 : 2 также называют ЧАСТНЫМ.
- Какие же главные слова будут звучать сегодня на уроке? (Делимое. Делитель. Частное.)
- Значит, тема урока будет…Делимое. Делитель. Частное.
- А какие еще задачи нам предстоит решить в ходе урока?
Научиться читать выражения разными способами, называя компоненты при делении.
- А теперь прочитайте сами это выражение
18 : 2 = 9
VI. Первичное закрепление.
- Для того, чтобы потренироваться в умении называть компоненты действия деления, давайте выполним задания из учебника.
Учебник стр.88 №1
- Как называется первое число в выражениях? Почему его так назвали?
- Как называется второе число в выражениях? Почему его так назвали?
- Как называется результат действия деления? Почему?
VII. Физминутка. Гимнастика для глаз " Поймай точку".
VIII. Тренировочные упражнения по теме урока.
- Давайте решим задачу, используя новые знания.
1. Работа с учебником. Решение задачи. Проговаривание решения задачи, используя термины: делимое, делитель, частное. № 5 с.89
– Прочитайте задачу. Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи.
- Что обозначает число 15?
- Что обозначает число 3?
- Какой вопрос задачи?
- Можно сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Каким действием будем решать задачу?
- Запишите решение в тетради. Сверьте по образцу.
- Какой вид деления использовали для решения задачи? (Деление на равные части).
- Проговорите решение задачи, используя новые знания.
- Какой будет ответ?
2.Работа в парах.
- Сейчас вы займетесь исследовательской деятельностью.
3. Работа в рабочей тетради (с. 76)
№ 2 - Заполни пропуски в таблицах, выполнив вычисления.
- Поднимите руку, кто сам сможет найти неизвестный компонент, воспользовавшись полученными знаниями. Кому нужна помощь?
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверь работу соседа. Сверяют правильность с образцом на экране.
3. Тест
а) Подчеркните выражения, в которых нужно найти частное:
4 + 3 5 х 2 6 : 3
б) В данных равенствах подчеркни делитель:
16 : 2 = 8 3 х 5 = 15 8 : 4 = 2
в) В данных равенствах подчеркни частное чисел:
2 х 9 = 18 18 : 3 = 6 12 : 4 = 3
г) В данных равенствах обведи кружочком делимое:
15 : 3 = 5 14 : 2 = 7 9 - 4 = 5
д) Подчеркни правильный ответ на вопрос:
"Какое самое большое число при делении?"
частное делимое делитель
(Самопроверка по образцу на экране)
- Оцени свою работу.
IХ.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели?
- С какими математическими терминами сегодня познакомились?
- Что такое делимое? (Число, которое делят)
- Что такое делитель? (Число, на которое делят)
- Что такое частное? (Это результат, число от делимого)
- Какое задание было самым трудным?
- Расскажите, что удалось достичь за урок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.