Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
2 кл
26.11.2017
Данный урок является частью раздела, который формирует представления о действии деления, раскрывает его смысл и взаимосвязь с действием умножения, знакомит детей с соответствующей терминологией и символикой.
До этого урока учащиеся решали задачи на деление, в которых предметы или величины делились на данное число равных частей. На этом уроке - уроке «открытия» новых знаний, они знакомятся с делением по содержанию через технологию деятельностного метода, которая предполагает следующую структуру урока:
1.Мотивация(самоопределение) к деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
3.Выявление места и причины затруднения.
5.Реализация построенного проекта.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8.Включение в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия деятельности(итог урока).
Такое построение урока позволяет не только сформировать у учащихся устойчивую систему математических знаний, но и вовлекает их в выполнение в ходе каждого урока всего комплекса универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Деление по содержанию.doc
Математика. Технология деятельностного метода.
Тип урока: ОНЗ во 2 классе.
Тема: «Деление по содержанию».
Основные цели:
Познавательные и регулятивные:
сформировать представление о делении по содержанию;
выявить и сопоставить различные типы задач на деление;
тренировать вычислительный навык
формировать умение фиксировать затруднение ,формулировать проблему и решатьеё.
Коммуникативные:
учиться доносить свою и понимать другие позиции
Личностные:
учиться оценивать свою работу, осмысливать свои действия
Воспитательные:
учить проявлять трудолюбие, настойчивость, взаимопомощь
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез,
сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1.Слайды.
2.Эталоны.
3.Карточкиопоры для сравнения задач двух видов
Раздаточный материал:
1) карточки с примерами для этапа повторения;
2) эталоны к уроку части 2 М2 из пособия «Построй свою математику»;
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность .
2) определение содержательных рамок урока: действие деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Звучит песенка «Как положено друзьям»…
Как положено друзьям
Всё мы делим пополам
Даже дружбу делим дружно
Пополам, пополам, пополам,лам,лам…
Вы догадались какое действие мы продолжим изучать?
Сегодня на уроке вы продолжите изучать действие деление.
На доске девиз урока:
У нас все получится!
Прочитайте девиз урока.
Какие 2 шага на уроке вы должны обязательно постараться выполнить? (Понять, что мы
еще не знаем, и самим постараться «открыть» новое знание.)
1 Какие качества характера помогут нам на уроке? (трудолюбие, терпение, настойчивость,
смелость…)
Я желаю вам на уроке верить в собственные силы и в собственный успех, и тогда
действительно у вас все получится.
С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать смысл действия деления, умение решать задачи на деление на равные части,
знание таблицы умножения и деления на 2;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в
выполнении пробного действия или его обосновании.
1) Актуализация вычислительного навыка.
8 : 4 ∙ 2
9 : 9 ∙ 1
56 : 56 ∙ 2
6 : 6 ∙ 3
10 ∙ 1 : 2
4 : 4 ∙ 6
Запишите на карточках только ответы. (Карточки в тетрадях у детей)
Итак, какие значения выражений вы получили? (4, 1, 2, 3, 5, 6.)
Какие правила вам помогли найти значения выражений? (Правила действий с 0 и 1, таблица
умножения и деления на 2.)
2) Актуализация смысла действия деления, решение задач на равные части.
Составьте к задачам выражение и найдите его значение.
Один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
У Дуримара 18 пиявок. Он разместил их в две банки поровну. Сколько пиявок у Дуримара
в одной банке.
Итак, какие выражения вы записали?
Учащийся, выполнявший задание у доски, показывает выражения
Разделите 12 морковок на 3 равных пучка. Сколько морковок в каждом пучке?
18 : 2 = 9 (п.)
12 : 3 = 4 (м.)
Кто составил другие выражения?
Что общего во всех задачах? (Во всех задачах действие деление)
Что обозначают числа 18 и 12? ( общее количество предметов ) на доскекарточки.
Что значат числа 2 и 3 ? (это на сколько равных частей разделили)
Что мы нащли?(Предметы в одной части)
Какое правило применили?( Чтобы узнать сколько предметов в одной части, надо все
предметы разделить на равные части)
Что такое деление? (Деление обратное действие умножению, чтобы разделить число а на
число b, нужно найти такое число с, которое при умножении на b даст а.)
Нарисуйте рисунок к последней задаче.
Один из учащихся выполняет задание у доски:
2 ( Выражения и рисунок оставить на доске.)
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Мы потренировались в счете, потренировались в решении задач на
деление на равные части, вспомнили смысл действия деления.)
Почему мы выполняли эти задания? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будем делать теперь? (Задание, в котором будет чтото новое.)
Зачем вы его получите? ( Для того чтобы узнать, что мы еще не знаем.)
Задание для пробного действия (слайд)
Разделите 12 морковок на равные пучки так, чтобы в каждом пучке было по 3
морковки. Сколько пучков получилось?
Прочитайте задачу.
Попробуйте к данной задаче записать выражение и найти его значение.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание .
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли к данной задаче записать выражение и найти его
значение.)
Кто выполнил это задание?
(Выражения выписать на доску.)
Объясните свой выбор.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем объяснить свой ответ.)
Что будем делать? (Разбираться в затруднении )
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Записать выражение к задаче и найти его
значение.)
Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (Там было известно количество частей, а
в этой задаче количество частей нужно узнать.)
Почему не справились? (Мы не знаем правила, с помощью которого мы могли бы решить
задачу.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Какую цель поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило, по которому мы
могли бы решать такие задачи.)
Что вам может помочь. Вспомните, что помогает решать задачи?
(Схема, рисунок, другие модели.)
Как удобнее изображать морковки? (Их можно зарисовать в виде точек.)
Что с помощью рисунка вы сможете сделать? (Выбрать арифметическое действие.)
А потом? (Решим задачу и сделаем вывод.)
3 5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах.
Постарайтесь сегодня при работе в группах помогать друг другу. а я помогу вам и тогда
всё получится.
В случае возникновения затруднений учитель организует подводящий диалог.
_ Как изобразили морковки?
Что нужно сделать с морковками? (Разложить в пучки по 3 морковки.)
Как это покажете на рисунке? (Обведем по три морковки.)
(Ученик у доски)
Что вы видите? (Получилось 4 группы.)
Каким действием вы можете записать? (Действием деления.)
Запись равенства на доске:
Запишите равенство.
12 : 3 = 4 (гр.)
Ребята посмотрите на доску, какую задачу она вам напоминает? (Задачу из повторения, к
Сделайте вывод. (Чтобы узнать количество равных частей, нужно все количество
предметов разделить на количество предметов в одной части.)
Если работа в группах получилась, то старшие выступают от группы.
Работа по выведению общего правила: Работа с помощью карточек: предметы, предметы в
одной части, количество частей.
которой мы делали рисунок.)
Что в этих задачах общего? (В задачах описывается один сюжет, используются одинаковые
числа, в решении одинаковые выражения.)
Что обозначает 12 в первой задаче? Во второй задаче?(предметы)
Что обозначает 3 в первой задаче? Во второй?(Количество частей ,количество предметов в
одной части)
Что получили в первой задаче?(количество в одной части)
Что получили во второй задаче?(количество частей)
Чем же задачи отличаются друг от друга? (Число 3 в задачах обозначает разные величины:
в первой задаче количество частей, а во второй – количество предметов в одной части,
результатом)
Сколько видов задач существует на деление? (Два.)
Какой первый вид, изученный ранее? (Деление на равные части.)
4 А как назвать новый вид, только что изученный?
В математике такой вид деления называют делением по содержанию.
(записать на доску названия этих видов задач)
Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в эталон.)
Найдите в тетрадях эталон.
Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Решать задачи на деление по содержанию.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять деление на равные части и по содержанию.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
2,
стр.
№
Найдите № 2 на странице 103.
Решите эти задачи .( С комментированием)
103
стр
. 103
2) Работа в парах.
№
3,
Выполните № 3 в парах.
Выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу на слайде.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение решать задачи на различные виды деления.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№
4,
Выполните № 4 на странице 104 самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка : слайд
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение сравнивать выражения.
стр
. 104
5 стр
. 104
Заполните схему.
Запишите решение задачи самостоятельно.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№
7,
Прочитайте задачу.
Один из учащихся заполняет схему на доске.
Что требуется узнать в задаче? (Периметр прямоугольника.)
Что такое периметр? (Это сумма длин всех сторон.)
Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не знаем длину.)
Как узнать длину? (Нужно площадь разделить на ширину.)
Как им способом ещё можно узнать периметр?
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель
:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? («Открыть» правило, с помощью которого мы могли
бы находить количество одинаковых частей.)
Достигли ли вы цели? Докажите.
Прочитайте девиз урока.
У кого получилось все «открыть» самому?
Давайте попробуем самое главное из урока отразить в стихотворении. Для этого ответим на
вопросы.
Какой был урок? ( интересный, поучительный, трудный, весёлый, рабочий…)
Что мы делали на уроке? (Считали, решали, повторяли, открывали, думали…)
Что дал вам урок, чему учились?
Какое главное слово урока? (задачи)
Какие вопросы остались на конец урока?
Как и где их можно развеять?
Д/З. № 5,6 с. 104
Синквейн
Урок
Интересный поучительный
Повторяли открывали решали
Научились мы делить
Сколько в части находить
Задачи
Пособия для составления плана урока:
1. Методические рекомендации к учебнику математика 2 класс. Автор: Петерсон Л.Г.,
Издво «Ювента»,2015
6 2. Устные упражнения на уроках математики 2 класс. Авторы: Петерсон.Л.Г., Липатникова
3.
И.Г.М.: «Школа 2000…»,2011.
Библиотека программы «Школа 2000…».Сценарии уроков к учебнику МАТЕМАТИКА
для начальной школы по программе «Учусь учиться».Научный руководитель – Л.Г.
Петерсон. НОУ УМЦ «Школа 2000…»,2008, часть 3.
7
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Урок математики 2 класс.Тема: Деление по содержанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.