Урок математики в 4 классе
Тема: «Сложение и вычитание величин».
Учитель: Лысова О.В.
Тип урока: ОНЗ по учебнику М.И.Моро
Основные цели:
- Познакомить учащихся с письменными приемами сложения и вычитания.
- Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, решать уравнения и задачи.
Демонстрационный материал: карточки с шагами алгоритма.
Определить, в каких единицах измерения выражено данное число |
Выразить это число в новых единицах измерения (мелких) |
Произвести вычисление |
Заменить мелкие единицы крупными |
Карточки с величинами:
13 дм , 20мм2, 5ц, 2ч, 3га, 180 мин, 120см, 2м2, 600сек, 498 кг, 5м , 2т, 1см2, 7ц, 987г, 4км, 1 сут
Раздаточный материал: карточки с заданием:
6кг + 1кг 800г= 1ч 20 мин + 15 мин = 54м 12мм + 3м 23мм= 12ц36кг – 1т 1ц45кг= |
35 км 820м – 7км 900м 1ч 26мин + 2ч 49 мин = 24 375 кг – 989 кг = |
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- мотивировать к учебной деятельности на уроке через связь с предыдущими уроками;
- определить содержательные рамки урока: сложение и вычитание именованных чисел.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- С какими числами мы работали на последних уроках математики? ( С многозначными, именованными.)
- Что вы умеете делать с этими числами? ( Сравнивать, складывать, вычитать…)
-Сегодня мы продолжим работу с именованными и многозначными числами.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
- актуализировать способность к переводу единиц длины, массы, времени, площади по известным соотношениям, к сравнению, сложению и вычитанию именованных чисел;
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- организовать затруднение в индивидуальной деятельности, связанное с переводом именованных чисел. И его фиксацию учащимися в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Какие величины вы знаете? ( длины, массы, времени, площади)
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете разные величины. (Величины на карточках.)
- Расположите величины в 4 столбика, начиная с самой маленькой и кончая самой большой. ( Работа выполняется в тетрадях.) 4 ученика работают около доски.
13 дм , 20мм2, 5ц, 2ч, 3га, 180 мин, 120см, 2м2, 600сек, 498 кг, 5м , 2т, 1см2, 987г, 4км, 1 сут
- Проверим. У кого все задания выполнены верно, поставьте «+»
120см 20мм2 987г 600сек
13дм 1см2 498кг 2ч
5м 2м2 5ц 180мин
4км 3га 2т 1сут
- Какие действия вы умеете выполнять с именованными числами? (Сравнивать, складывать, вычитать.)
-Потренируемся?
Задание на карточках.
6кг + 1кг 800г=
1ч 20 мин + 15 мин =
54м 12мм + 3м 23мм=
12ц36кг – 1т 1ц45кг=
- Вспомните правила сложения и вычитания именованных чисел. (Складывать и вычитать можно одни и те же величины.)
- На выполнение задания 2 минуты.
- Проверим. Назовите результат первого примера. ( Ответы фиксируются на доске.) Дети объясняют как выполнили сложение и вычитание.
- Назовите ответ последнего примера. ( Выписываются варианты ответов на доску.)
- Каким правилом воспользуемся для выбора правильного ответа в последнем примере? ( Известное нам правило не действует, а другого у нас нет.)
Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности.
Цель:
-выявить и зафиксировать причину затруднения: новое условие применения известного правила действий с именованными числами;
-согласовать цель и тему урока.
-Давайте разберёмся. Какое действие вы выполняли? (Вычитание именованных чисел.)
-Почему же мнения разделились? Разве вы не знаете правило? (Знаем, но здесь оно не подходит.)
- Почему? ( В уменьшаемом и вычитаемом не совпадают единицы длины: уменьшаемое выражено в центнерах и килограммах, а вычитаемое – в тоннах, центнерах и килограммах, вычисление сложно выполнить устно.)
- Что нужно сделать, чтобы мы смогли воспользоваться известным правилом? ( Перевести единицы измерения так, чтобы они стали одинаковыми, выполнить письменное вычисление.)
- Значит, какую цель нам надо поставить перед собой? ( Научиться выполнять письменное сложение и вычитание величин.)
- Как мы можем назвать наш урок? ( Письменные приёмы сложения и вычитания величин.)
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- построить алгоритм письменного сложения и вычитания величин;
- зафиксировать новые знания в речи и знаково.
- Вернёмся к последнему примеру. В каких единицах измерения будем производить вычисления? ( в килограммах)
-Какие числа мы получили? (многозначные)
- Умеем мы складывать и вычитать многозначные числа письменно? (да)
По ходу ответов постепенно вывешиваются на доску шаги алгоритма:
Определить, в каких единицах измерения выражено данное число |
Выразить это число в новых единицах измерения (мелких) |
Произвести вычисление |
Заменить мелкие единицы крупными |
- Какое условие должно быть соблюдено, чтобы всегда можно было пользоваться этим правилом? ( с помощью перевода сделать так, чтобы в обоих компонентах действий были одинаковые единицы измерения.)
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
Создать условия для фиксации изученного способа действия в речи.
- Молодцы! Чем предлагаете заняться дальше? (Надо потренироваться в письменных вычислениях.)
Работа по учебнику. Страница 67 № 333.
Работа фиксируется на доске и в тетрадях с объяснением.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
-проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
- Как вам проверить, насколько хорошо вы поняли письменные приёмы сложения и вычитания величин? ( Надо выполнить самостоятельную работу.)
Задание на карточках.
35 км 820м – 7км 900м
1ч 26мин + 2ч 49 мин =
25 375 кг – 989 кг =
Проверка по эталону.
- Какие трудности возникли при выполнении задания?
- Кто не допусти ошибок? Поставьте себе рядом с заданием «+».
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
-тренировать способность к сравнению, сложению и вычитанию именованных чисел.
- письменные приёмы сложения и вычитания именованных чисел мы будем применять и при решении задач.
Стр.67 № 335 (решение задачи с единицами времени)
Стр.69 №5 (сложение и вычитание многозначных чисел)
Рефлексия деятельности.
Цель:
-зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на роке; перевод величин;
-зафиксировать затруднения которые остались. И способы их преодоления;
-оценить собственную деятельность на уроке;
-согласовать домашнее задание.
- Чему был посвящ1н сегодня урок? ( Письменным приёмам сложения и вычитания именованных чисел.)
-Что осталось непонятным?
-Какие были затруднения?
-Удалось ли их преодолеть?
-Над чем надо ещё поработать?
-Чью работу на уроке вы бы отметили?
-Оцените свою работу.
Домашнее задание.
1.Составить и решить задачу с именованными числами.
2. Составить и решить 3 выражения с именованными числами.(Письмен-ные вычисления.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.