Дидактическая цель урока: ввести определение пропорции;
организовать деятельность учащихся по выведению основного свойства пропорции;
создать условия для формирования у учащихся умения применять основное свойство пропорции для нахождения неизвестного члена пропорции.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся учатся записывать пропорции, проверять полученные пропорции, определяя отношения чисел;
учатся записывать основное свойство пропорции и применять его для нахождения неизвестного члена пропорции.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения;
Осуществлять анализ своих действий и делать выводы;
Участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений;
Личностные: ответственное отношение к учению;
ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи на выполнение действий с отношениями чисел;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной учебно–исследовательской и других видах деятельности;
уважительное отношение к другому мнению при ведении диалога.
Образовательная цель: создать условия для приобретения знаний по теме «Пропорция»;
Урок математики по теме «Пропорции»,
Технологическая карта урока
Класс: 6
Предмет: математика
Дидактическая цель урока: ввести определение пропорции;
организовать деятельность учащихся по выведению основного свойства
пропорции;
создать условия для формирования у учащихся умения применять основное
свойство пропорции для нахождения неизвестного члена пропорции.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся учатся записывать пропорции, проверять полученные
пропорции, определяя отношения чисел;
учатся записывать основное свойство пропорции и применять его для
нахождения неизвестного члена пропорции.
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную
учителем на разных этапах обучения;
Осуществлять анализ своих действий и делать выводы;
Участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений;
Личностные: ответственное отношение к учению;
ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи на выполнение действий с отношениями чисел;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной учебно–исследовательской и других видах деятельности;
уважительное отношение к другому мнению при ведении диалога.Образовательная цель: создать условия для приобретения знаний по теме
«Пропорция»;
способствовать осознанию правила нахождения неизвестного члена пропорции
через применения основного свойства пропорции.
Развивающая цель: способствовать формированию умений анализировать и
систематизировать информацию.
Воспитательная цель: продолжать развитие теоретического мышления,
математической речи, коммуникативных умений делового общения.
Методы обучения: исследовательский; частичнопоисковый.
Средства обучения: математика 6 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Н.Я. Виленкин; наглядный материал.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная,
групповая.
Оформление доски:
«Пишем равные отношения, получаем один результат – целое
идеальное явление»
Тема:
Таблица (приложение 2) на шесть пропорций
Этапы
урока
1 орг.
момент
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Проверяет готовность к
уроку. Создает
дружественную приятную
атмосферу.
Проверяют свою
готовность к
уроку
Познават
ельные
Личнос
тные
Формируемые УУД
Коммун
икативн
ые
Планир
ует
учебно
е
Ответс
твенное
отноше
ние к
Регу
ляти
вныеОсущ
ествл
яют
взаи
моко
нтро
ль
учению. сотрудн
ичество
с
учителе
м и
однокл
ассника
ми
Взаимо
действ
ие с
учителе
м во
время
фронта
льной
работы;
взаимо
действ
ие с
однокл
асснико
м во
время
работы
в паре;
Ясно
точно
грамотн
о
излагат
ь свои
мысли в
устной
речи;
уважит
ельное
отноше
ние к
иному
мнению
во
время
беседы
Работ в
парах;
отработка
устных
вычислите
льных
навыков;
анализир
овать
выделять
существен
ные
признаки;
делать
выводы.
2
подгото
вка к
усвоени
ю
нового
матери
ала
2.1Отвечают на
вопросы учителя.
2.2 Составляют
отношения
2.3 Отвечают на
вопросы учителя.
2.4 Находят
значение
отношения.
2.5 В порядке
очереди выходят
к доске и
заполняют
таблицу.
2.6 Делают
вывод, что если
значения частных
равны, тот и сами
отношения
равны.
2.7Внимательно
читают эпиграф
и делают вывод,
что равенство
двух отношений
называется
пропорцией.
2.8 Участвуют в
беседе
(пропорции есть
в ИЗО на уроках
истории и т. д.)
2.9 Формулируют
тему урока.
2.1 Сообщает детям эпиграф
урока: «Пишем равные
отношения, получаем один
результат целое идеальное
явление»
2.2 Организует фронтальный
опрос учащихся.
1) Что называют отношением
двух чисел?
2) Что показывает
отношение?
2.3 Сообщает ребятам, что у
каждого на столе есть
карточка с числом и на
каждой парте есть карточки:
со знаком деления, знаком
умножения и карточка
символизирующая дробную
черту, а также карточка со
знаком равно одна на две
парты (см. приложение 1)
2.3 Просит с помощью
карточек составить в парах
отношение чисел
2.4 Предлагает ответить на
вопросы:
1) Сколько отношений можно
составить?
2) Как можно прочитать
полученные выражения?
3) Что показывает каждое из
отношений?
4)При помощи каких знаков
можно записать отношение?
2.5 Просит найти отношение
большего числа к меньшему
2.6 Приглашает по одному
человеку из пары заполнить
таблицу на доске. ( Во вторую
строчку пишут значение, впервую само отношение, (см.
приложение 2)) После того
как первый ученик запишет
значение частного,
спрашивает если еще у кого
то такое же значение.
2.7 После того как таблица
заполнена, просит сделать
вывод. (Если значения
частных равны, то и сами
отношения равны)
2.8 Подводит учащихся к тому
что равенство двух
отношений должно как то
называться в математике. 2.9
Просит вернуться к эпиграфу
урока и обратить внимание на
первую букву в каждом слове.
( получается пропорция)
2.10 Вовлекает детей в
беседу, на каких уроках они
сталкивались с этим словом.
2.11 Просит сформулировать
тему урока; записывает ее на
доске.
3.1 Просит записать в
тетрадь тему урока и
определение пропорции.
3.2 Просит объединиться в
группы те пары где
получилась пропорция и
составить пропорцию из
чисел на столе такую как
записано в таблице на доске.
3.3 Далее просит
перевернуть числа (на
обратной стороне буквы см.
приложение 1) Пропорция в
общем виде записывается в
тетрадь двумя способами.
3.4 Детям предлагается
прочесть пропорцию, учитель
корректирует.
3.5 Одна группа детей
приглашается к доске и
выстраивает пропорцию в
общем виде, держа карточки
в руках. С помощью
3.
Усвоен
ие
нового
матери
ала
Взаимо
действ
ие в
группах
Само
пров
ерка
и
взаи
мопр
овер
ка;
Компет
ентност
ь в
общени
и и
сотрудн
ичестве
со
сверстн
иками;
взаимо
выручк
а.
Узнают,
что такое
пропорци
я;
основное
свойство
пропорци
и;
анализиру
ют
визуальну
ю
информац
ию;
делают
выводы;
формулир
уют
правила.
3.1 Записывают
тему и
определение в
тетрадь.
3.2
Объединяются в
группы.
Составляют
пропорцию,
записывают в
общем виде в
тетрадь двумя
способами с
использованием
дробной черты и
знаков деления.
3.3 Учатся
правильно
читать,
корректируя
друг друга в
группах
3.4Одна группанаводящих вопросов
подводит учащихся к тому что
a и d крайние члены, b и c
средние члены.(записывают в
тетрадь)
3.6 Подводит детей к тому,
что все члены пропорции
отличны от нуля
3.7 каждую группу найти
произведение крайних и
средних членов пропорции
один человек выходит к доске
и заполняет таблицу.
3.8 Просит проанализировать
данные таблицы и сделать
вывод (В верной пропорции
произведение крайних членов
равно произведению средних)
3.9Подводит детей к тому что
и обратное утверждение
верно.
3.10 Наталкивает детей на
мысль что в верной
пропорции средние члены или
крайние члены можно
поменять местами и
полученные пропорции тоже
будут верны.
3.11 Просит, работая в
группах, составить
всевозможные пропорции из
четырех чисел и записать их в
тетрадь.(четыре)
3.12 Создает условия, чтоб
учащиеся работая в парах
попробовали найти
неизвестный член пропорции
используя основное свойство
пропорции. Каждой группе
выдается 5 схемы (см.
приложение3)
3.13 Учитель предлагает
учащимся составить верную
пропорцию с помощью
карточек ( 6,4:3,2=4,8:2,4),
затем одну перевернуть и
получить пропорцию с одним
неизвестным членом
учащихся
выходит к доске.
В ходе
обсуждения
делают вывод,
какие члены
пропорции
называются
крайними, какие
средними.
Делают вывод,
что все члены
пропорции
отличны от нуля.
Группа детей
садиться на
место.
3.5 Ведут записи
в тетради.
3.6 Находят
произведение
крайних и
средних членов
пропорции.
3.7 В порядке
очереди
заполняют
таблицу на доске
( 3 и 4 строка)
3.8 Анализируя
данные таблицы
делают вывод,
что произведение
крайних членов
пропорции равно
произведению
средних членов
пропорции.
3.9 Записывают
основное
свойство в
тетрадь.
Формулирую
обратное
утверждение.
3.10 Работая в
парах составляют
четыре( 6,4:b=4,8:2,4) Для этой
пропорции составить
основное
свойство(4,8*b=6,4*2,4) и
найти неизвестный член.( b=
6,4*2,4:4,8) Посчитав можно
себя проверить перевернув
карточку. Одновременно
заполняется схема.
3.14 В четырех других схемах
предлагается заполнить
только первую строку, вписав
в них пропорции из тетради
(пункт 3.11), сделав один член
пропорции неизвестным.
3.15 Просит передать четыре
схемы в другую группу одна
каждому ученику, заполнить
и осуществить контроль
сравнив результаты.
3,16 Осуществляет контроль
за работой в группах.
4.Закре
пление
4.1Учитель предлагает
открыть учебник и решить
№760 Один человек у доски, а
затем №761
пропорции и
записывают в
тетрадь.
3.12 Работая в
парах, ищут
неизвестный
член пропорции
при помощи
карточек,
заполняют схему,
обсуждая
решение.
3.13 Заполняют
в четырех схемах
первую строку и
передают
участникам
другой группы.
3.14 Каждый
человек получает
индивидуальную
схему, выполняет
решение в ней.
3.15 В группах
обсуждают
результаты
устанавливают
взаимосвязь всех
схем и делают
вывод о
правильности
решения.
4.1Выходят к
доске решают
Правильн
о
записыва
ют и
читают
пропорци
и
Грамот
ность
устной
и
письме
нной
речи
5.Подве
дение
итогов;
рефлек
сия
5.1 Предлагает ответить на
вопросы:
1) Что такое пропорция?
2)Сформулируйте основное
свойство пропорции
3)Какие перестановки членов
5.1 Отвечают на
вопросы.
5.2 Делают
вывод что
верность
пропорции можно
Закрепле
ние
изученног
о
материал
а
Анализ
своей
работы
Понима
ть и
воспри
нимать
объясн
ения,
работа
ющего у
доски
ученика
Взаимо
действ
ие с
учителе
м;
умение
само
конт
роль
Оцен
ка
полу
ченн
ых
знанпропорции снова приводят к
верным пропорциям?.
4) Для чего используется
основное свойство
пропорции?
5.2 Просит детей
внимательно посмотреть на
заполненную таблицу. Какой
вывод можно сделать по
данным таблицы?
( Наталкивает детей на
мысль, что верность
пропорции можно проверить
двумя способами)
5.3 Просит детей оценить
полученные на уроке знания.
Для этого свое число
полученное в начале урока
положить на знак деления
если усвоили только, что
такое отношение; на знак
равно, если усвоили, что
такое пропорция; на знак
умножения если запомнили
основное свойство пропорции
и можете его применять для
нахождения неизвестного
члена пропорции.
6.1 Выучить что называется
пропорцией и основное
свойство пропорции. №776
(проверить двумя способами.
6.
Домашн
ее
задани
е
ий
слушат
ь
окружа
ющих
определить,
вычислив
значения частных
или применив
основное
свойство
пропорции.
5.3Кладут свое
число туда куда
считают нужным
6.1Записывают
домашнее
задание.
Ответс
твенное
отноше
ние к
учению
Приложение 1: карточки квадратной формы размер10 см. на 10 см. На одной
стороне число на другой буква.
Первый ряд
1 ученик
1парта
2 ученик
1парта
Второй ряд
1 ученик
1парта
2 ученик
1парта
Третий ряд
1 ученик
1парта
2 ученик
1партаa
6,4
1 ученик 2
b
3,2
2 ученик 2
a
1,8
1 ученик 2
b
0,6
2 ученик 2
a
0,9
1 ученик 2
b
0,1
2 ученик 2
c
парта
4,8
1 ученик 3
парта
1,6
1ученик 4
a
d
парта
2,4
2 ученик 3
парта
0,4
2 ученик 4
b
c
парта
21
1 ученик 3
парта
2,5
1ученик 4
a
d
парта
7
2 ученик 3
парта
0,5
2 ученик 4
b
c
парта
2,7
1 ученик 3
парта
1,4
1ученик 4
a
d
парта
0,3
2 ученик 3
парта
0,2
2 ученик 4
b
парта
2
c
парта
0,5
d
парта
65
c
парта
13
d
парта
35
c
парта
5
d
На каждую парту карточки размер 10см на 10 см. Знак равно один на две парты.
:
:
*
___
___
=
Приложение 2: таблица на доске (на шесть пропорций)
:
*
Отношение
Значение
отношения
Произведени
е крайних и
средних
членов
пропорции
Значение
произведения
крайних и
средних
членов
пропорции
Отношение
Значение
отношения
Произведени
е крайних и
средних
:
*
?
=
?
?
?
=
?
:
*
:
*
:
*
:
*
?
=
?
?
?
=
?
:
*
:
*
:
*
:
*
?
=
?
?
?
=
?
:
*
:
*членов
пропорции
Значение
произведения
крайних и
средних
членов
пропорции
?
?
?
Приложение3: схема решения пропорции пять в каждую группу
Пример заполнения схемы
:
*
:
*
*
=
=
=
=
6,4 : b
4,8 *
b
b
b
=
=
=
=
4,8 : 2,4
6,4 * 2,4
6,
* 2,4
4
4,8
3,2