Урок математики в 10 классе по теме «Предел последовательности»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
10 кл
26.05.2017
Ожидаемый результат: каждый учащийся
1) припоминает – проговаривает свойства числовых последовательностей:
ограниченность, монотонность
2) знает определение окрестности точки, предела последовательности -
проговаривает ассоциации (подведение под понятие)
3) умеет находить окрестность точки и предел последовательности –
проговаривает алгоритм нахождения окрестности точки
4) умеет планировать задание на дом – проговаривает, что не усвоено на
уроке, что необходимо доработать самостоятельно.
Структуру урока я определяла под фазы процесса усвоения знаний
(восприятие, припоминание, осознание, осмысление, запоминание,
применение [1]), продумывая, сможет ли каждый ученик припомнить ранее
изученный материал, как затем воспримет и осмыслит новые знания и
применит их на практике. Определить, что каждый ученик проходить все
фазы процесса усвоения можно только организуя обратную связь на каждом
этапе. Это возможно через организацию оргдиалога учащихся.
1 этап – припоминание: на данном этапе учащимся был предложен речевой
математический диктант по повторению того материала..................
matematicheskiy_boy.doc
Главной особенностью современного урока я считаю то, что учитель должен специально
планировать, продумывать урок: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего
учить? В последнее время стала меньше задумываться о том, что я скажу детям. Больше
думаю, как построить урок, чтобы они говорили, им хотелось говорить, и было что сказать
При планировании данного урока я выделила в содержании учебного материала объект
прочного усвоения, т.е. самое главное, существенное. Это позволило мне четко определить,
что к концу урока должен знать, уметь каждый ребенок. Ожидаемый результат: каждый
учащийся 1) припоминает – проговаривает свойства числовых последовательностей:
ограниченность, монотонность 2) знает определение окрестности точки, предела
последовательности проговаривает ассоциации (подведение под понятие) 3) умеет находить
окрестность точки и предел последовательности – проговаривает алгоритм нахождения
окрестности точки 4) умеет планировать задание на дом – проговаривает, что не усвоено на
уроке, что необходимо доработать самостоятельно. Структуру урока я определяла под фазы
процесса усвоения знаний (восприятие, припоминание, осознание, осмысление, запоминание,
применение [1]), продумывая, сможет ли каждый ученик припомнить ранее изученный
материал, как затем воспримет и осмыслит новые знания и применит их на практике.
Определить, что каждый ученик проходить все фазы процесса усвоения можно только
организуя обратную связь на каждом этапе. Это возможно через организацию оргдиалога
учащихся. 1 этап – припоминание: на данном этапе учащимся был предложен речевой
математический диктант по повторению того материала, на основе которого планируется
объяснение нового. За счет оргдиалога включенность детей на данном этапе стопроцентная.
Двоим десятиклассникам у доски были предложены карточки (два варианта) с вопросами,
которые они поочередно зачитывали вслух. Затем они озвучивали свой вариант ответа, делая
записи и рисунки на доске, но только после того, как все учащиеся соответствующего
варианта отвечали соседу по парте на поставленный вопрос. Все ученики сверяли свой ответ и
ответ соседа по данному образцу, отмечая соответствующие номера вопросов знаком «плюс»
или «минус» на листках учета (правильность ответов у доски контролирует учитель, либо
исправляют во время самоконтроля учащиеся класса) Вариант 1 1.Как называют функцию
y=f(x), x € N ? 2. В чем состоит рекуррентный способ задания последовательности? 3. Какими
свойствами обладает последовательность уn: 1, 2 1 , 3 1 , 4 1 , 5 1 ,.., n 1 ,…? Почему? Вариант
2 1. Как называют функцию y=f(n)? Как ещё её можно обозначать? 2. В чем состоит
аналитический способ задания последовательности? 3. Какими свойствами обладает
последовательность хn: 1, 4, 9, 16,…, n 2 ,…? Почему? Пока учащиеся сдают листки учета,
ученики, работающие у доски выполняют дополнительное задание: изобразить
последовательности хn и уn на числовой прямой (для использования при объяснения нового
материала рисунки остаются на доске до конца урока) 2 этап – восприятие и осмысление
нового материала: осмысление достигается в результате переходов образного и логического в
мышлении, сознательного и подсознательного компонентов. Чтобы подвести учащихся под
понятия, на данном этапе учащимся было предложено в оргдиалоге ассоциировать новые
термины: сгущение, сходится расходится, окрестность, радиус окрестности, предел с ранее
известными представлениями. Внимательно прочитав новые понятия, учащиеся рассуждали
об их смысле, рассказывали свои ассоциации друг другу, используя речевые обороты для
ассоциации: Слово (понятие)……ассоциируется у меня со словом (понятием)……. Слово
(понятие)……….вызывает у меня зрительный образ…………… (он выглядит так: можно
нарисовать……….) Думаю, что слово (понятие) ……………обозначает……………………
Используются умозаключения по аналогии важнейшему элементу творческого мышления. На
основе установленных аналогий, на примере последовательностей хn и уn учащимся было
предложено создать модели точки сгущения, последовательности сходящейся и
расходящейся с помощью цветных магнитов, изобразить на рисунках, проговаривая
объяснение друг другу. На основе ассоциаций учащиеся изображают и дают определения понятиям: окрестность точки, радиус окрестности. На примере уn = n 1 , у которой точка
сгущения равна 0 , вводится понятие предела и формы записи n 1 0 или lim n 1 =0. Учащиеся
сверяются с определениями в учебнике, проговаривают их друг другу, задают вопросы на
уточнение. 3 этап – применение: учащиеся в парах выполняют задания (№ 633(а,б), 634(а,б),
635 (а, г) [2] ) на нахождение окрестности точки по заданному радиусу, используя речевые
обороты Чтобы найти левый конец окрестности нужно…………………………. Чтобы найти
правый конец окрестности нужно……………………….. Окрестностью точки …..будет
интервал ……………………………….. Для последовательности 1 2 n n подбором,
аналитически, графически находят предел у доски во фронтальной работе. 4 этап –
рефлексия: исходя из осознания того, что усвоено и что нет, определяются с домашним
заданием (выбирают из предложенного перечня № 633,634,635,652, 654,639, 638, расставляют
акценты), находят способы преодоления затруднений. Учащиеся, на основе оргдиалога,
проводят рефлексию, используя вопросы: Какова была цель выполнения заданий? Какими
имеющимися умениями пользовались? Какие задания, элементы заданий вызвали
затруднения? Чем были вызваны затруднения? Какими способами преодолевались
затруднения? Какие ошибки допустил? Какие новые умения появились? На что особое
внимание следует обратить при выполнении домашнего задания? При выполнении, каких
заданий тебе потребуется дополнительная консультация, помощь? Где её получить?
Запоминание в течение всего урока происходит за счет обобщения – генерализация и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение
существенных признаков и их синтез; установление аналогий (ассоциаций) проговаривания
всех основных понятий в оргдиалоге Осмысление и осознание в оргдиалоге позволяет
каждому ученику вступить в коммуникацию, тем самым обеспечивая, в частности, процессы
рефлексии, понимания; позволяет «запускать» процессы мышления согласно схеме
мыследеятельности Г.П.Щедровицкого: каждый ученик по поводу изучаемой темы думает,
размышляет и старается понимать; каждый ученик оказывается в ситуациях, когда он
восстанавливает, обсуждает содержание изучаемого материала; каждый ученик выполняет
определенные действия по поводу изучаемой темы. Литература: 1. Педагогика 1988, с. 357
359 2. Мордкович А.Г., Алгебра и начала анализа 1011 класс, задачник. 3. Селевко Г.К.
Современные образовательные технологии
Урок математики в 10 классе по теме «Предел последовательности»
Урок математики в 10 классе по теме «Предел последовательности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.