Урок математики в 11 классе "Общие методы решения уравнений"
Оценка 4.6

Урок математики в 11 классе "Общие методы решения уравнений"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
11 кл
10.02.2017
Урок математики в 11 классе "Общие методы решения уравнений"
Цель: Познакомить обучающихся с общими методами решения уравнений. Задачи урока:  Создание условий для открытия новых знаний: методов решения уравнений, формирования умений и навыков правильно определять и применять эти методы при решении уравнений любых видов, переносить знания в новую ситуацию.  Формирование умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.  Воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.
11_Общие методы решения уравнений.doc

Математика 11 класс

Тема урока: Общие методы решения уравнений.

Цель: Познакомить обучающихся с общими методами решения уравнений.

Задачи урока:

ü Создание условий для открытия новых знаний: методов решения уравнений, формирования умений и навыков правильно определять и применять эти методы при решении уравнений любых видов, переносить знания в новую ситуацию.

ü Формирование умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

ü Воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.

Оборудование:

ü Дидактические материалы – опорные конспекты.

ü Компьютер.

ü Мультимедио.

ü А. Г. Мордкович Алгебра 11 . Учебник для общеобразова­тельных учреждений. Мнемозина 2008 года.

ü А. Г. Мордкович Алгебра 11 . Задачник для общеобразова­тельных учреждений. Мнемозина 2008 года.

Основные формы работы учащихся во время урока:

ü фронтальная,

ü индивидуальная,

ü групповая.

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости, приглашаю Вас на урок математики. Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

 2. Самоопределение к деятельности.

ü Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? - об уравнениях.

3. Актуализация знаний. Систематизация знаний, умений и навыков по  теме «Уравнения».

ü Что называется уравнением? -  это равенство, содержащее переменную.

ü Что называется корнем уравнения? – значение переменной, которое приводит уравнение в верное равенство.

ü Что значит решить уравнение? – значит найти корни уравнения.

ü Какие уравнения мы называем равносильными? – два уравнения с одной переменной f(x) = g(x) и p(x) = h(x) называются равносильными, если множество их решений совпадают, другими словами два уравнения будут равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.

ü Что знаете об уравнение-следствие? – если каждый корень уравнения f(x) = g(x) – (1)  является корнем уравнения p(x) = h(x) – (2), то уравнение 2 является следствием уравнения 1.

ü Какие этапы решения уравнений мы выделяем? – технический, анализ решения и проверка.

ü Сформулируйте теоремы о равносильности уравнений.

Ø Если любой член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.

Ø Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, по получится уравнение, равносильное данному.

Ø Показательное уравнение аf(x) = аg(x) (где а > 0, а = 1) равносильно уравнению f(x) = g(x).

Ø Если обе части уравнения f(x) = g(x) умножить на одно и то же выражение h(x), которое имеет смысл в области определения уравнения и  нигде в области определения не обращается в нуль, то получится уравнениеf(x)h(x) = g(x)h(x) , равносильное данному.

Ø Если обе части уравнения f(x) = g(x) неотрицательны в области определения, то после возведения обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень п получится уравнение, равносильное данному f(x)п = g(x)п.

Ø Если f(x) > 0, g(x) > 0, то логарифмическое уравнение logaf(x) = logag(x) (где а > 0, а = 1)равносильно уравнению f(x) = g(x).

ü Что такое область определения уравнения? – или ОДЗ – это множество тех значений переменной х, при которых имеют смысл выражения  f(x) и  g(x).

ü Когда происходит расширение области определения? – избавление от знаменателей, избавление от корней четной степени, избавление от знаков логарифмов.

ü К чему это приводит? – к появлению посторонних корней.

ü Причины потери корней? – деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение (кроме тех случаев, когда точно известно, что в области определения это выражение не обращается в нуль), сужение ОДЗ в процессе решения уравнения.

4. Открытие «новых» знаний.

ü Как вы думаете, что же мы сегодня будем делать с уравнениями? – решать уравнения.

ü Рассмотрим общие методы решения уравнений.

ü А какие методы вы знаете из курса математики 5-9 классов? – замена, введение новой переменной, графический, разложение на множители.

ü Рассмотрим общие методы решения уравнений.

1 метод: замена данного уравнения более простым уравнением.

ü Решить уравнение:

ü Какой способ применяли? – замена одного уравнения более простым.

ü При решении каких уравнений мы его применяем? – показательных, логарифмических, иррациональных.

ü Всегда ли можно применять этот способ? – нет.

ü Решить уравнение:

ü Этот метод можно применять только тогда, когда y=h(x) – монотонная функция, если немонотонная, то этот метод применять нельзя, так как возможно потеря корней.

1 метод     Замена уравнения

 уравнением

При решении показательных уравнений

  >0, а≠1) 

При решении логарифмических уравнений

 

При решении иррациональных уравнений

   .

2 метод: разложение на множители.

ü Решить уравнение:

ü Какой метод применили? – разложение на множители.

ü В чем он заключается? – уравнение f(x)g(x)h(x) = 0? заменяется совокупностью уравнений f(x) = 0, g(x) = 0, h(x) = 0. Решив совокупность этих уравнений, выбирают те корни, которые входят в ОДЗ исходного уравнения, остальные корни являются посторонними.  Необходима проверка корней!

ü Это способ полезен, если в уравнение входят функции разного вида.

3 метод: введение новой переменной.

ü Решить уравнение:

ü Какой метод применили? – введение новой переменной.

ü В чем он заключается? - Уравнение   преобразуем к виду:  

вводим новую переменную:   решаем совокупность уравнений 

ü Новая переменная иногда очевидна сразу, а иногда «проявляется» в ходе некоторых преобразований. Важно не забыть возвратиться к исходной переменной.

4 метод: функционально-графический.

ü В чем он заключается? - для решения уравнения   строим графики функций .

Выдаются опорные конспекты всем учащимся.

5. Физминутка.

6. Этап первичной отработки умений и навыков по выбору метода решения уравнений

Группам (на парты) выдаются задания на карточках.

Предлагается каждой группе решить по одному уравнению.

7. Этап проверки первичных умений и навыков применения изученных методов решения уравнений (тест, практическая часть выполняется на компьютере).

ü Выдаются каждому учащемуся тесты.

ü Взаимопроверка.

 

 8. Подведение итогов (рефлексия).

Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!

9. Оценка работ.

10. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Математика 11 класс Тема урока:

Математика 11 класс Тема урока:

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, по получится уравнение, равносильное данному

Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, по получится уравнение, равносильное данному

Рассмотрим общие методы решения уравнений

Рассмотрим общие методы решения уравнений

Решить уравнение: ü Какой метод применили? – введение новой переменной

Решить уравнение: ü Какой метод применили? – введение новой переменной

Подведение итогов (рефлексия).

Подведение итогов (рефлексия).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017