Математика 11 класс
Тема урока: Общие методы решения уравнений.
Цель: Познакомить обучающихся с общими методами решения уравнений.
Задачи урока:
ü Создание условий для открытия новых знаний: методов решения уравнений, формирования умений и навыков правильно определять и применять эти методы при решении уравнений любых видов, переносить знания в новую ситуацию.
ü Формирование умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
ü Воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.
Оборудование:
ü Дидактические материалы – опорные конспекты.
ü Компьютер.
ü Мультимедио.
ü А. Г. Мордкович Алгебра 11 . Учебник для общеобразовательных учреждений. Мнемозина 2008 года.
ü А. Г. Мордкович Алгебра 11 . Задачник для общеобразовательных учреждений. Мнемозина 2008 года.
Основные формы работы учащихся во время урока:
ü фронтальная,
ü индивидуальная,
ü групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости, приглашаю Вас на урок математики. Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
2. Самоопределение к деятельности.
ü Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? - об уравнениях.
3. Актуализация знаний. Систематизация знаний, умений и навыков по теме «Уравнения».
ü Что называется уравнением? - это равенство, содержащее переменную.
ü Что называется корнем уравнения? – значение переменной, которое приводит уравнение в верное равенство.
ü Что значит решить уравнение? – значит найти корни уравнения.
ü Какие уравнения мы называем равносильными? – два уравнения с одной переменной f(x) = g(x) и p(x) = h(x) называются равносильными, если множество их решений совпадают, другими словами два уравнения будут равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
ü Что знаете об уравнение-следствие? – если каждый корень уравнения f(x) = g(x) – (1) является корнем уравнения p(x) = h(x) – (2), то уравнение 2 является следствием уравнения 1.
ü Какие этапы решения уравнений мы выделяем? – технический, анализ решения и проверка.
ü Сформулируйте теоремы о равносильности уравнений.
Ø Если любой член уравнения перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, то получится уравнение, равносильное данному.
Ø Если обе части уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень, по получится уравнение, равносильное данному.
Ø Показательное уравнение аf(x) = аg(x) (где а > 0, а = 1) равносильно уравнению f(x) = g(x).
Ø Если обе части уравнения f(x) = g(x) умножить на одно и то же выражение h(x), которое имеет смысл в области определения уравнения и нигде в области определения не обращается в нуль, то получится уравнениеf(x)h(x) = g(x)h(x) , равносильное данному.
Ø Если обе части уравнения f(x) = g(x) неотрицательны в области определения, то после возведения обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень п получится уравнение, равносильное данному f(x)п = g(x)п.
Ø Если f(x) > 0, g(x) > 0, то логарифмическое уравнение logaf(x) = logag(x) (где а > 0, а = 1)равносильно уравнению f(x) = g(x).
ü Что такое область определения уравнения? – или ОДЗ – это множество тех значений переменной х, при которых имеют смысл выражения f(x) и g(x).
ü Когда происходит расширение области определения? – избавление от знаменателей, избавление от корней четной степени, избавление от знаков логарифмов.
ü К чему это приводит? – к появлению посторонних корней.
ü Причины потери корней? – деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение (кроме тех случаев, когда точно известно, что в области определения это выражение не обращается в нуль), сужение ОДЗ в процессе решения уравнения.
4. Открытие «новых» знаний.
ü Как вы думаете, что же мы сегодня будем делать с уравнениями? – решать уравнения.
ü Рассмотрим общие методы решения уравнений.
ü А какие методы вы знаете из курса математики 5-9 классов? – замена, введение новой переменной, графический, разложение на множители.
ü Рассмотрим общие методы решения уравнений.
1 метод: замена данного уравнения более простым уравнением.
ü Решить уравнение:
ü Какой способ применяли? – замена одного уравнения более простым.
ü При решении каких уравнений мы его применяем? – показательных, логарифмических, иррациональных.
ü Всегда ли можно применять этот способ? – нет.
ü Решить уравнение:
ü Этот метод можно применять только тогда, когда y=h(x) – монотонная функция, если немонотонная, то этот метод применять нельзя, так как возможно потеря корней.
1 метод Замена уравнения
уравнением
При решении показательных уравнений
(а>0, а≠1)
При решении логарифмических уравнений
При решении иррациональных уравнений
.
2 метод: разложение на множители.
ü Решить уравнение:
ü Какой метод применили? – разложение на множители.
ü В чем он заключается? – уравнение f(x)g(x)h(x) = 0? заменяется совокупностью уравнений f(x) = 0, g(x) = 0, h(x) = 0. Решив совокупность этих уравнений, выбирают те корни, которые входят в ОДЗ исходного уравнения, остальные корни являются посторонними. Необходима проверка корней!
ü Это способ полезен, если в уравнение входят функции разного вида.
3 метод: введение новой переменной.
ü Решить уравнение:
ü Какой метод применили? – введение новой переменной.
ü В чем он заключается? - Уравнение преобразуем к виду:
вводим новую переменную: решаем совокупность уравнений
ü Новая переменная иногда очевидна сразу, а иногда «проявляется» в ходе некоторых преобразований. Важно не забыть возвратиться к исходной переменной.
4 метод: функционально-графический.
ü В чем он заключается? - для решения уравнения строим графики функций .
Выдаются опорные конспекты всем учащимся.
5. Физминутка.
6. Этап первичной отработки умений и навыков по выбору метода решения уравнений
Группам (на парты) выдаются задания на карточках.
Предлагается каждой группе решить по одному уравнению.
7. Этап проверки первичных умений и навыков применения изученных методов решения уравнений (тест, практическая часть выполняется на компьютере).
ü Выдаются каждому учащемуся тесты.
ü Взаимопроверка.
8. Подведение итогов (рефлексия).
Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!
9. Оценка работ.
10. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.