Урок математики в 5 классе "Калькулятор"
Оценка 4.6

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
21.04.2019
Урок математики в 5 классе "Калькулятор"
Цели урока:Образовательные: -знакомство с первыми измерительными инструментами для вычислений: абак, русские счёты; - формирование (воспроизведение) знаний об устройстве микрокалькулятора; - выполнение действий сложения, вычитания, деления, умножения натуральных чисел, десятичных дробей на микрокалькуляторе; Развивающие: - развитие представлений учащихся о средствах вычислений; - развивать: * вычислительные навыки учащихся через использование рациональных способов; * надпредметные навыки учащихся: постановка цели, самоконтроль и взаимоконтроль, умение обобщать и делать выводы; Воспитательные: - воспитание чувства само- и взаимоуважения; интереса к истории математики, как науки; - привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, навыков самооценки; - воспитание уверенности в своих знаниях.
Урок математики 5 класс Микрокалькулятор.docx
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Егорьевская основная  общеобразовательная школа» Должанского района Орловской области. Учитель математики и информатики высшей квалификационной  категории Ловчикова Людмила Васильевна. Предмет:  Математика. Тема: Микрокалькулятор (по УМК Н.Я.Виленкина) Класс: 5 Тип урока: урок изучения нового материала. Вид: Комбинированный урок Технология: Личностно­ориентированная Формы   организации   учебной   деятельности:  индивидуальная,   групповая, фронтальная. Методическая   цель:  организация   учебной   деятельности   учащихся   с использованием ИКТ. Цели урока:  Образовательные:  ­знакомство   с   первыми   измерительными   инструментами   для   вычислений: абак, русские счёты; ­ формирование (воспроизведение) знаний об устройстве микрокалькулятора; ­ выполнение действий сложения, вычитания, деления, умножения  натуральных чисел, десятичных дробей на микрокалькуляторе; Развивающие: ­ развитие представлений учащихся о средствах вычислений; ­ развивать: *   вычислительные   навыки   учащихся   через   использование   рациональных способов; *   надпредметные   навыки   учащихся:   постановка   цели,   самоконтроль   и взаимоконтроль, умение обобщать и делать выводы;  Воспитательные: ­   воспитание   чувства   само­   и   взаимоуважения;   математики, как науки;  ­   привитие   аккуратности,   навыков   самостоятельной   работы,   навыков самооценки;     интереса   к   истории ­ воспитание уверенности в своих знаниях.  Оборудование урока: тетради; учебник «Математика 5», Н.Я.  Виленкин, «Мнемозина», 2017г; презентация «Микрокалькулятор»;  ноутбуки, микрокалькулятор у каждого учащегося,  компьютер,  мультимедийный проектор, экран, карточки для устного счета,  картинки с животными, карточки с заданиями для игр «Математический экспресс», «Кто быстрее». Ход урока Слайд 1.   1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть Вас сегодня. А сейчас друг другу  улыбнитесь, и с хорошим настроением садитесь. Настройтесь на  плодотворную работу. 2. Устно. А сейчас  устная минутка нашего  урока. К нам в гости пришел зоопарк. На  листе прикреплены различные зверюшки. Вы выбираете любую  понравившуюся, а на обратной стороне рисунка вас ждет вопрос. Ваша задача: правильно и грамотным математическим языком ответить на этот вопрос.  Итак,  выбираем. (Ученики выбирают зверя и отвечают на вопросы).   3.Мотивация учебной деятельности. Вступительное слово.  Вы   уже   научились     выполнять   все   действия   с   десятичными   дробями,   с многозначными числами. Действия производили  столбиком, уголком, устно. А что делать, если вычислений много, а времени мало? Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока: Этот друг надежен очень – Мал, удобен, быстр и точен. Думать много не заставит, запятые сам расставит. (Микрокалькулятор.)Слайд 2  .  Этап постановки целей урока – Ребята, как вы думаете какие цели урока? ­ Как достигнуть поставленных целей?  4.Этап ознакомления с новым материалом Для знакомства с ним давайте посмотрим видеоролик:  «МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР»  А сейчас, ребята, откроем тетради и запишем на полях дату урока. Запишем «Классная работа» и тему урока «Микрокалькулятор». Сегодня мы с вами научимся работать с обыкновенным карманным калькулятором, узнаем о том, что в компьютере тоже есть программа «Калькулятор» и научимся работать с двумя этими программами одновременно. Положите ручки и слушайте меня внимательно.   История   вычислительной   техники   началась   едва   ли   не   раньше,   чем сформировалось   понятие   числа.   Неспроста   в   некоторых   языках   слово «цифра» происходит от слова «палец» ­ поначалу счет был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали первой «вычислительной машиной». По мере   развития   счета   развивалась   и   техника   вычислений.   Оказалось,   на пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать числа.  Слайд 3. Перед вами фрагмент картины Аполлинария Михайловича Васнецова «Новгородский торг» написанной в 1909г, на которой изображен  торг с использованием счёта на пальцах в древнем Новгороде. Слайд   4.   Простейший   пример:   вы   забыли таблицу   умножения   на   9,   а   нужно   быстро   сообразить,   сколько   будет   9 умножить   на   7.   Нет   ничего   проще!   Вы   кладёте   перед   собой   2   руки, отсчитываете   слева   7   палец   и   загибаете   его.   Готово:   первая   цифра произведения 9*7 – слева от загнутого пальца, вторая – справа. Получился правильный ответ: 63. Можно перемножать и другие числа, правда сложнее. Теперь эти методы никто не вспоминает, но в средние века пальцевый счет был широко распространен.   Так   как   пальцы   всегда   при   нас,   то   и   считать   стали   по   пальцам.   Таким образом, наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. Даже в настоящее время ещё используют этот древний «прибор». Маленькие дети, начиная учиться считать, часто пользуются при счете своими пальцами. На пальцах можно решать примеры не только в пределах десяти. Слайд   5. Чтобы   лучше   выполнять   длинные вычисления, люди с древних времен изобретали различные приспособления. В древнем Риме использовали счетные камешки  калкули,  в Древней Греции – счетную  доску  абак  , в Древнем Китае – приспособление  суан­пан,  которое очень   похоже   на   обыкновенные   счеты.   Счетами   пользовались   еще   совсем недавно,   особенно   продавцы   в   магазинах.   Счеты   в   России   использовались почти 300лет и сменили их только дешевые карманные калькуляторы. Первое   в   мире   автоматическое   устройство,   которое   могло   выполнять сложение,   было   создано   на   базе   механических   часов,   и   разработал   его   в 1623году Вильгельм Шикард, профессор кафедры восточных языков в одном из университетов Германии. Слайд   6.   Но   неоценимый   вклад   в   развитие устройств,   помогающих   выполнять   вычисления,   безусловно   внесли   Блез Паскаль, Годфрид Лейбний. Слайд   7. В   1673г.   немецкий   физик, изобретатель     и   математик   Готфрид   Вильгельм   Лейбниц   создал   первый арифмометр, который выполнял все четыре арифметических действия.   Слайд   8. Наиболее   совершенный   для того   времени   арифмометр   изобрел   в   1878г.   Великий   русский   математик Пафнутий Львович Чебышёв. В 17 веке английский математик В. Оутред изобрел счетный инструмент ­ логарифмическую линейку. Сейчас МК имеет почти каждый, они удобны при вычислениях с большими числами. Они есть и в сотовых телефонах, в компьютере, на часах и т.д. Почему же устройство называется «микрокалькулятор» и как он описан в  энциклопедии (ученик зачитывает)?Слайд 9. 5.Этап применения знаний на практике Осваиваем микрокалькулятор. Решение задач по новой теме  Слайд 10  Выполните действия на микрокалькуляторе.  Арифметические действия СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ УМНОЖЕНИЕ ДЕЛЕНИЕ Задание Последовательность операций 8,6 + 0,7 = 8,6 ­ 0,7 = 9,6 ∙ 3 = 9,6 : 3 = 8.6      0.7      9.3 + = 8.6      0.7      7.9 = ­                9.6      3       28.8 × =                9,6      3       3,2 = ÷ Тренировочные упражнения. Работа с учебником №1536 Слайд 11. Стр234, №1538 ­ Прочитайте задание. Составьте программу вычисления для пункта а). Первое слагаемое = + Второе слагаемое ­ Выполните вычисления по этой программе. Результаты вычисления занесите в  тетрадь. Учащиеся работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь. 39,614+89,213=128,827 560,98+1039,71=1600,69 0,0876+0,0876=0,1752 0,0876+0,91469=1,00229 24 714 395+39 623 008=64 337 403 Самопроверка по слайду.  ­ Чем будет отличаться программа для пункта б) ? Слайд 12. Уменьшаемое - Вычитаемое = ­ Выполните вычисления по этой программе. Результаты вычисления занесите  в тетрадь. Учащиеся работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную  помощь. 98,542­67,413=31,129 714,932­521,081=193,851 0,09854­0,05421=0,04433 76 539 086­22 612 007=53 927 079 Самопроверка по слайду. ­ Составьте программу вычисления для пункта в). Слайд 13. Выполните вычисления по программе. Результаты вычисления занесите в  тетрадь. 24,15×39,52=954,408 1,987×2,608=5,182096 0,5637×0,451=0,2542287 0,0567×2,371=0,1344357 Самопроверка по слайду.  ­ Составьте программу вычисления для пункта г). Слайд 14. Выполните вычисления по программе. Результаты вычисления занесите в  тетрадь. 18,324169:3,427=5,347 621,83538:24,501=25,38 673 074,72:941,1=715,2 Самопроверка по слайду. 6. Физминутка для глаз.  «Рисуй глазами треугольник». Слайд 15. (Показ слайда происходит автоматически до появления сообщения «Ты­ молодец!», далее смена слайда по щелчку мыши) Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. И головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И слева ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открыли, наконец. Зарядка окончена. Ты – молодец! 7.   Этап   обобщения,   систематизации   знаний   и   закрепления   изученного материала. Игра «Математический экспресс». Слайд 16. Каждому ученику присваивается название: «Ракета», «Метеор» и «Комета». Получают «Маршрутные карты» с заданиями и приступает к их выполнению. Ответы на задания заносятся в специально отведенные ячейки карточек. За каждое правильно выполненное задание ученик получает 5 баллов. Плюс 5  баллов первому выполнившему и 4 балла второму выполнившему задание .  Баллы учитываются при выставлении оценок за работу на уроке. Игра «Кто быстрее». (раздаются карточки) 1. Один считает на калькуляторе, другой письменно: 2,0435 ­ 1,0435 = 5481• 100 = 8,2346•0 = 12,1278 + 5,94 = Делают вывод. ­Ребята, сегодня на уроке вы узнали историю развития вычислительной  техники, познакомились с вычислениями на микрокалькуляторе. ­Как вы думаете, в каких случаях возникает необходимость применять  микрокалькулятор для вычислений? 8. Подведение итогов урока   и рефлексия. Выставление оценок за работу на уроке. 9. Домашнее задание.  Слайд 17.  Стр. 235, №1556 (1 столбик), стр.236, №1557, №1558.  Сообщение «Исторические сведения о развитии вычислительной техники» Спасибо за урок. Слайд 18. Игра «Математический экспресс». Приложение 1 Класс делится на  «Ракета», «Метеор», «Комета». Каждая команда получает «Маршрутные карты» с заданиями.  Ответы на задания заносятся в специально отведенные ячейки карточек. «Маршрутные карты» с заданиями игры «Математический экспресс». Маршрутная карта  «Ракета»                                                   СТАРТ 1. Вычислите с помощью микрокалькулятора:    Ответ:                                 0,336226:0,638∙0,355­0,094085 2. Найдите среднее арифметическое чисел:             34,51641; 32,72128; 30,92870; 23,86543; 20,92874. 3. Решите уравнение:              ( х + 4,5) ∙ 3,1 = 28,52.          Ответ:          Ответ:                                                        ФИНИШ Маршрутная карта  «Метеор»                                                     СТАРТ 1. Вычислите с помощью микрокалькулятора:    Ответ:                                 (64,324+27,547)∙3,27­24,00817. 2. Найдите среднее арифметическое чисел:             23,86543; 22,75461; 36,12413; 34,51641; 38,72123. 3. Решите уравнение:             ( х + 3,5 ) ∙ 5,1 = 36,72.          Ответ:          Ответ:          ФИНИШ Маршрутная карта  «Комета» 1. Вычислите с помощью микрокалькулятора:             СТАРТ                                 (324,63666:4,293+18,48)∙3,8475. 2. Найдите среднее арифметическое чисел:             42,51641; 38,72123; 20,92874; 22,75461; 36,12413. 3. Решите уравнение:       ( k ­ 4,5) ∙ 4,2 = 16,38. Ответ:          Ответ:          Ответ:        ФИНИШ Приложение 2 Урок понравился, он был полезным и важным Урок понравился, он был полезным и важным  Урок понравился, он был полезным и важным Урок не понравился, не думаю, что мне это нужно знать Урок не понравился, не думаю, что мне это нужно знать Урок не понравился, не думаю, что мне это нужно знать Урок понравился, он был интересным Урок понравился, он был интересным  Урок понравился, он был интересным      Урок понравился, я комфортно чувствовали на нем Урок понравился, я  комфортно чувствовали на  нем Урок понравился, я комфортно чувствовали на нем

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"

Урок математики в 5 классе "Калькулятор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2019