Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
13.02.2018
Урок по математике в 5 классе рассчитан на 45 минут. Разработан для учебника автора Виленкин. Проводится в конце темы, когда прошли все действия с десятичными дробями (сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число).
Цель: проверка практических навыков и умений при работе с десятичными дробями; знакомство с историческим материалом по теме; активизация работы учащихся при работе с десятичными дробями.Урок математики в 5 классе
Все действия с дробями.doc
Все действия с десятичными дробями (сложение, вычитание,
умножение и деление на натуральное число)
Цель:проверка практич навыков и умений при работе с десятичными дробями;
знакомство с историч материалом по теме; активизация работы учащихся с
десятич дробями.
Эпиграф: « Число, выраженное десятичным знаком,
прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково».
Д.И.Менделеев
Тема «Полет на планету МиФ»
Учит: Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и
фантазия), население которой составляют дробные числа. В путешествие
отправляется весь классэкипаж ракеты. Следить за путешествием будет
центр управления полетом. ( Приглашенные к нам на урок учителя).
Учит: Мы побываем с вами в Волшебном саду и Музее истории дробей, наш
путь будет лежать через Озеро неизвестности и Водопад приближений. мы
увидим Город Законов и Дворец Смекалки. В дороге нам помогут строки
стихотворения:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям.
Учит: Наш урок будет построен таким образом. Вы будете получать задания,
а я буду следить за тем, чтобы все члены экипажа принимали участие в
работе.
1) Операция «Компьютер».
Учит: Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки»
(ошибки в вычислениях). Приглашаю выйти к доске 2 человека, вы их
выполняете самостоятельно.
1.Восстановите запятые в примерах:
а) 32+ 18 = 5 г) 736 – 336 = 4
б)3 + 108 = 408 д) 63 – 27 = 603
в) 42 + 17 = 212 е) 57 – 4 =17
2.Найдите ошибку и запишите правильное решение: а) 1,083 б) 2,3 4 в) 0,12 8 20,15 5
5 20 5,75 8 0,15 20 4,3
5415 30 40 15
28 40 15
20 0 0
20
0
Учит: Исправив «неполадки», проконтролируйте работу компьютера
Учит: А с вами, ребята, мы проведем Мозговой штурм (устно):
1.Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных
дробей.
(чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях число знаков после запятой; 2) записать их друг под другом
так, чтобы запятая была записана под запятой; 3) выполнить сложение(вычитание), не
обращая внимания на запятую; 4) поставить в ответе запятую под запятой в данных
дробях).
2.Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натур.
число.
(чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1)
умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в
полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько
их отделено запятой в десятичной дроби)
3. Как умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т.д?
(чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести
запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в можителе после единицы).
4.В десятичной дроби запятую перенесли на 4 разряда вправо. Как
изменилась дробь?
5.Как разделить десятичную дробь на число? (чтобы разделить десятичную
дробь на натур число, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на
запятую; 2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.
Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых).
6. Как разделить десятичную дробь на 10, 100,1000 и т.д? ( чтобы
разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д, надо перенести запятую в этой
дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе. При этом
иногда приходится написать перед целой частью написать нуль или несколько нулей).
7.В десятичной дроби запятую перенесли на 5 разрядов влево. Во
сколько раз дробь уменьшилась?
8.Как записать обыкновенную дробь в виде десятичной? ( с помощью
деления находят десятич дробь, равную данной обыкновенной дроби,
выполнив деление)
. 2) Ракета ( все плакаты с изображением ракеты, компьютера
и т.д. вывешены на доске заранее).
Учит: Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в нее попасть, надо
преодолеть по 8 ступенек с каждой стороны.
3) Волшебный сад.
Учит: Поздравляю, вы прилетели на планету МиФ и приземлились в
Волшебном саду. Вам нужно сорвать по цветку с плаката и ответить на
содержащийся там вопрос. ( это задание для девочек)
а) найдите значение выражения (16,18∙ 35 + 1,24) ∙64;
б) упростите выражение 1,8а – 0,2а + а и найдите его значение при а=10 ;
в) найдите произведение чисел 2,4 и 3;
г) делитель 8, частное 1,2 , найдите делимое;
д) представьте в виде десятичной дроби 2
5
е) найдите значение выражения 12,378у, если у=100.
4) Озеро неизвестности
Учит: В «Озере неизвестности» плавают рыбы – уравнения. Их нужно «
поймать», т.е. решить.
( Так же, как в волшебном саду, «рыб» можно прикрепить к плакату).
1. 5х + 3х – 1,3 = 1,1
2. (х + 0,3) : 7 = 0,2
3. 17 (0,6 – х) = 3,4
4. х : 7 – 0,3 = 0,4
5. 57,3 – 11х = 18,14
6. 4,36 – 5,28: х = 1,36
7. 10х + 3,72 = 5,69
5) Музей истории дробей
Учит: Благополучно переплыв Озеро неизвестности, мы подошли к Музею
истории. Пройдем в его библиотеку и узнаем много интересного о
происхождении дробей (сообщения учащихся).
1учен: С незапамятных времен охотникам при дележе добычи уже
приходилось иметь дело с долями целого. Трудно было обходиться без
дробей и при измерении различных величин.
Древние египтяне использовали лишь единичные дроби 1 , 1 , 1
2 3 4 и т.д., то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с
дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что
было очень сложно. Поэтому вычисления с дробными числами могли
выполнять лишь специально обученные писцы.
2учен:Современная форма записи обыкновенных дробей стала
применяться лишь в 18 веке. Первым дробную черту стал применять
арабский ученый ал Халар. В Европе дробную черту для записи
обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо
Пизанский, названный также Фибоначчи.
3 учен: Долгое время действия с дробными числами считались по праву
очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «Попасть в
дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже еще в
18 веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда
назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом.
4учен:Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел,
которые позволили бы упростить действия с ними. Такой формой
оказалась десятичная запись дробных чисел. Правила вычислений с
десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья альКаши
Джемшид Ибн Масуд. Эти правила очень просты и похожи на правила
действий с натуральными числами. АльКаши десятичные дроби записывал
так же, как и сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он
записывал красными чернилами или отделял вертикальной
чертой.
5учен:Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон
Стевин открыл заново десятичные дроби, но записывал очень сложно,
например, число 24,56 выглядело так: 24 0 5 1 6 2 – вместо запятой нуль
в кружке(или 0 над целой частью), цифрами 1, 2, 3, … помечалось
положение остальных знаков. Запятую после целой части в десятичной
дроби предложил ставить немецкий математик Иоганн Кеплер (1571 –
1630). В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий
Филиппович Магницкий в 1703году в первом учебнике математики
«Арифметика, сиречь наука числительная».
6) Город Законов
Учит: Найти значение выражения(использовав распределительный закон
умножения)
1. 3,6 ∙23 + 3,6 ∙ 77 2. 2,07 : 17 + 1,36 : 17
3. 12,83 ∙ 356 + 644 ∙ 12,83
4. 0,271 ∙ 56 + 0,271 ∙ 33 – 0,271 ∙ 79
7) Водопад приближений
Учит: Чтобы благополучно пройти водопад, требуется выполнить такое
задание:
1. Выполните умножение и округлите ответ до тысячных
0,00203 ∙ 118
2. Выполните деление и округлите результат до десятых
410,522 : 49
8) Дворец Смекалки
Учит: И, наконец, конечный и главный пункт нашего путешествия –
Дворец ЕЕ Величества – Смекалки. Нужно решить задачи:
1. Найдите пропущенное число:
а) 3,2 5,1 1,9 б) 0,8 1,5 2,3
2,6 4,5 1,7 2,2
2. Если в данном числе перенести запятую вправо через одну цифру и из
результата вычесть данное число, то получится 31,86. Найдите данное
число.
3. Взвесили 5 цыплят разной породы: белого, серого, черного, рыжего и
пестрого. Получили следующие результаты: 0,3кг, 0,52кг, 0,16кг, 0,88кг,
0,28кг. Известно, что рыжий цыпленок легче серого, но тяжелее белого.
Черный тяжелее пестрого цыпленка, а пестрый тяжелее серого. Сколько
весит каждый цыпленок?
Учит: Молодцы, ребята! Наше путешествие окончено. Возвращаемся
домой.
Подводим итоги урока.
Задание на дом: №1359(а,е,ж), 1376, 1379(г,ж). 1учен: С незапамятных времен охотникам при дележе добычи уже
приходилось иметь дело с долями целого. Трудно было обходиться без
дробей и при измерении различных величин.
Древние египтяне использовали лишь единичные дроби
1 , 1 , 1
2 3 4 и т.д., то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с
дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что
было очень сложно. Поэтому вычисления с дробными числами могли
выполнять лишь специально обученные писцы.
2учен:Современная форма записи обыкновенных дробей стала
применяться лишь в 18 веке. Первым дробную черту стал применять
арабский ученый ал Халар. В Европе дробную черту для записи
обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо
Пизанский, названный также Фибоначчи.
3 учен: Долгое время действия с дробными числами считались по праву
очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «Попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже еще в
18 веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда
назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом.
4учен:Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел,
которые позволили бы упростить действия с ними. Такой формой
оказалась десятичная запись дробных чисел. Правила вычислений с
десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья альКаши
Джемшид Ибн Масуд. Эти правила очень просты и похожи на правила
действий с натуральными числами. АльКаши десятичные дроби записывал
так же, как и сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он
записывал красными чернилами или отделял вертикальной
чертой.
5учен:Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон
Стевин открыл заново десятичные дроби, но записывал очень сложно,
например, число 24,56 выглядело так: 24 0 5 1 6 2 – вместо запятой нуль
в кружке(или 0 над целой частью), цифрами 1, 2, 3, … помечалось
положение остальных знаков. Запятую после целой части в десятичной
дроби предложил ставить немецкий математик Иоганн Кеплер (1571 –
1630). В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий
Филиппович Магницкий в 1703году в первом учебнике математики
«Арифметика, сиречь наука числительная».
1.Восстановите запятые в примерах:
а) 32+ 18 = 5 г) 736 – 336 = 4
б)3 + 108 = 408 д) 63 – 27 = 603
в) 42 + 17 = 212 е) 57 – 4 =17
2.Найдите ошибку и запишите правильное решение:
а) 1,083 б) 2,3 4 в) 0,12 8 20,15 5
5 20 5,75 8 0,15 20 4,3
5415 30 40 15
28 40 15
20 0 0
20 0
Найдите значение выражения (использовав распределительный закон
умножения)
1. 3,6 ∙23 + 3,6 ∙ 77
2. 2,07 : 17 + 1,36 : 17
3. 12,83 ∙ 356 + 644 ∙ 12,83
4. 0,271 ∙ 56 + 0,271 ∙ 33 – 0,271 ∙ 79
1.Выполните умножение и округлите ответ до тысячных
0,00203 ∙ 118
2. Выполните деление и округлите результат до десятых
410,522 : 49
1.Найдите пропущенное число:
а)
3,2 5,1 1,9
4,5
2,6
б)
0,8 1,5 2,3
1,7
2,2
2. Если в данном числе перенести запятую вправо через одну цифру и из
результата вычесть данное число, то получится 31,86. Найдите данное
число.
3. Взвесили 5 цыплят разной породы: белого, серого, черного, рыжего и
пестрого. Получили следующие результаты: 0,3кг, 0,52кг, 0,16кг, 0,88кг,
0,28кг. Известно, что рыжий цыпленок легче серого, но тяжелее белого.
Черный тяжелее пестрого цыпленка, а пестрый тяжелее серого. Сколько
весит каждый цыпленок?
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Урок математики в 5 классе по теме "Все действия с дробями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.