Вялкова Ксенья Алексндровна
КГУ «Средняя школа №1» им. Н. Островского
города Степногорска
4 класс
Тема урока: Решение задач на движение.
Цель: Закрепить умение решать задачи на движение
Задачи:
1. Закреплять знание формул нахождения скорости, времени, расстояния.
2. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве
3. Воспитывать интерес к предмету
Оборудование: лист самооценивания, карточки для индивидуальной работы, красный карандаш, попугайчики, простой карандаш.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: «Встали ровненько, красиво!
Поздоровались учтиво!»
Ученица: Мы рады
приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, нельзя время терять.
Учитель: Посмотрю - ка я на вас!
Ах, какой хороший класс!
Я желаю вам удачи!
За работу - в добрый час!»
II. Актуализация знаний:
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Внимание на слайд (Слайд)
-Единицы, какой величины вы видите?
70км/ч 65 км/ч 9км/ч 320 км/ч 8 км/с
- Подумайте, какая скорость лишняя? Почему? (это самая быстрая скорость). Что может двигаться с такой скоростью? (ракета, космический спутник)
- Как вы думаете, что может двигаться со скоростью 65 км/ч? (машина)
- Выберите из этих чисел, какая скорость может быть у пешехода, самолёта? (у пешехода – 9 км/ч, самолёта – 320 км/ч )
- На панели управления машины есть прибор для определения скорости
- Кто знает как называется этот прибор?
спидометр (показать картинку) Слайд
- Что нужно знать, чтобы найти скорость?
Как найти скорость? Слайд (V=S:t)
- В каких единицах измеряется время? (в часах, секундах, минутах)
- Как найти время? (t=S:V)
- В каких единицах измеряется расстояние? (км, м, см, мм,)
- Как найти расстояние? (S=V∙t)
На слайд выводятся формулы:
(V=S:t) (t=S:V) (S=V∙t)
Работа с карточками:
- Выполним задание тренажера по группам.
Тренажер
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? |
s = 12 км v = 3 км/ч t - ? |
s = 2 м t = 2 мин v - ? |
v = 10м/мин t = 8 мин s - ? |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? |
s = 8 км t = 2 ч v - ? |
v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? |
s = 12 м t = 6 ч v - ? |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? |
v = 6 м/мин t = 15мин s - ? |
s = 60 см v = 15 см/с t - ? |
s = 90 км t = 6 ч v - ? |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? |
s = 70 км v = 14 км/ч t - ? |
v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? |
s = 60 км t = 12 мин v - ? |
v = 4 м/мин t = 15 мин s - ? |
s = 18 км t = 3 ч v - ? |
v = 35 км/ч t = 3 ч s - ? |
s = 80 км t = 16 мин v - ? |
Проверка по эталону. |
|||
v = 2 км/ч t = 6 ч s - ? 12км |
s = 12 км v = 3 км/ч t - ? 4ч |
s = 2 м t = 2 мин v - ? 1 мин. |
v = 10м/мин t = 8 мин s - ? 80 м |
v = 6 км/ч t = 3 ч s - ? 18 км |
s = 8 км t = 2 ч v - ? 4 км\ч |
v = 20 км/ч t = 4 ч s - ? 80 км |
s = 12 м t = 6 ч v - ? 2 м\ч |
v = 12 км/ч t = 5 ч s - ? 60 км |
v = 6 м/мин t = 15мин s - ? 90 м |
s = 60 см v = 15 см/с t - ? 4 с |
s = 90 км t = 9 ч v - ? 10 км\ч |
v = 5 м/мин t = 16 мин s - ? 80 м |
s = 70 км v = 14 км/ч t - ? 5 ч |
v = 25 км/ч t = 4 ч s - ? 100 км |
s = 60 км t = 12 мин v - ? 5 км\мин |
v = 4 м/мин t = 15 мин s - ? 60м |
s = 18 км t = 3 ч v - ? 6км/ч |
v = 35 км/ч t = 3 ч s - ? 105 км |
s = 80 км t = 16 мин v - ? 5км/м |
Взаимопроверка . (Возьмите в руки карандаши. Свою карточку передайте соседней группе по часовой стрелке слева. И проверьте соседние группы, верните обратно и проверьте по экрану.
Сверьте ответы по образцу.)
Учитель: - Молодцы! Если нет ошибок –«5», одна ошибки – «4», две – «3».
- Как вы думаете, для чего мы повторяли, как найти скорость, время расстояние? Попробуйте сформулировать тему урока.
III. Объявление темы урока: Решение задач на движение. Повторение
Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с задачами на движение. И сегодня мы отправимся в зоопарк.(Слайд)
IV. Работа в тетрадях
- Что нужно знать и уметь, чтобы правильно решать задачи на движения
(Знать как находить скорость, время, расстояние, уметь правильно считать)
- Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число. Чтобы запомнить день, когда вы отправились в зоопарк. ( Запись числа и классной работы на доске)
- Дайте характеристику этому числу.
-Какое число можно составить из данных цифр? (32)
Каллиграфическая минутка.
-Запишите эти числа в строке чистописания, чередуя их друг за другом.
Работа над задачей:
Внимание на экран. (Слайд)
Прочитайте пожалуйста задачу. (Читает задачу ученик.)
Задача № 1.
Расстояние от дома до зоопарка 120 км. Автомобиль едет по дороге со скоростью 60 км/ч. Сколько времени потребуется, чтобы доехать до зоопарка?
Учитель: - Какое условие задачи?
- Какой вопрос в задаче?
-Запишите в тетрадь решение этой задачи самостоятельно. (Возьмите в руки карандаши. Свою тетрадь передайте соседу слева. Взаимопроверка . Сверьте ответы по экрану.)
(Слайд решение задачи)
Учитель: - Молодцы! Командиры в листе самооценивания в соответствующей графе отметили «+» или «-».
- Какую формулу мы использовали для нахождения времени? t=S:v (Слайд)
Учитель: -Итак, мы на месте. У самых ворот нас встречают 2 огромные черепахи. (Слайд с задачей про черепах)
Задача № 2. Реши задачу устно. (задача решается устно)
Первая черепаха проползла 15 метров за 3 минуты, а вторая – 12 метров за 2 минуты. Какая из них двигалась быстрее?
(Обсудите в группе, какое условие задачи, какой вопрос, какое решение. Самостоятельно)
Первый решивший в группе сообщает командиру.
Учитель: -Какая же черепаха двигалась быстрее? (Проверка по слайду)
Командиры в листе самооценивания в соответствующей графе отметили «+»
или «-».
-Какой формулой мы воспользовались для нахождения скорости? v=S:t
Учитель: Внимание на экран (Слайд)
- Отгадайте загадку.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета.
(Заяц)
- А вот и он.
Задача № 3. (на интерактивной доске) устно (Слайд)
Заяц бежит со скоростью 20м/сек. Какое расстояние он пробежит за5 секунд.
(Обсудите в группе, какое условие задачи, какой вопрос и решите самостоятельно)
Первый решивший в группе сообщает командиру. (Проверка по слайду.)
Командиры в листе самооценивания в соответствующей графе отметили «+»
или «-».
- Какую форму мы использовали в этой задаче? (S=v*t)
Физминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.
4) Решение задач на движение.
Задача № 4.
Внимание на экран (Слайд)
Прочитайте задачу.
Две улитки поползли одновременно в противоположных направлениях.
первая улитка ползла со скоростью 3 м/ч, а вторая 4 м/ч. Какое расстояние будет между улитками через 6 ч?
- Как удобнее оформить краткую запись к этой задаче? (чертежом)
- Что известно? (скорость первой улитки, скорость 2 улитки, время движения)
- Что нужно узнать в задаче? (расстояние между улитками через 6 часов)
Выполнение задачи самостоятельно в тетрадях, взаимопроверка проверка по слайду. (Возьмите в руки карандаши. Свою тетрадь передайте соседу слева. Взаимопроверка . Сверьте ответы по экрану.)
Командиры в листе самооценивания в соответствующей графе отметили «+»
или «-».
- К какому виду эта задача относится? (в противоположное направления)
Задача №5
- А теперь усложним задачу. Посмотрите, на встречу нам идут два слона. (Слайд) (картинка слонов)
Прочитайте задачу. (Слайд)
Два слона вышли навстречу друг другу. Один слон движется со скоростью 12 км/ч, а другой – на 3 км/ч быстрее. На каком расстоянии будут слоны друг от друга через 2 часа, если весь путь равен 75 км?
- Как удобнее оформить краткую запись к этой задаче? (чертежом)
- Что известно? (скорость первого слона, время движения и общее расстояние между слонами)
- Что нужно узнать в задаче? (расстояние между слонами через 2 часа) Самостоятельно в тетрадях
- Чья группа закончит раньше, та работает у доски
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему? (неизвестна скорость второго слона и расстояние, которое они прошли)
- Можем узнать скорость второго слона? (да, 12+3=15 км/ч.)
- Можем ли узнать пройденное расстояние каждого слона?
(да, 12*2=24 (км) – прошел первый слон),
(15*2=30 (км) – прошел второй слон)
- Что нужно узнать еще? (Пройденное расстояние между двумя слонами, 24+30=54 (км) – прошли слоны за 2 часа.)
- Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? (можем, 75-54=21(км) – осталось пройти)
Задача (решение у доски, проверка на экране.)
В листе самооценивания в соответствующей графе отметили «+»
или «-», а тот кто работал у доски, ставит себе полученную отметку.
- К какому виду эта задача относится? (на встречное движение)
VI. Работа с учебником:
Внимание на экран. (Слайд)
- Подходим к следующей клетке. А кто в ней живет, вы узнаете, отгадав загадку
- Этот зверь собой прекрасен,
Грива пышная на нем.
Побежит быстрее ветра
За добычею своей.
Повезет ему, поверь,
Ведь он главный царь зверей! (лев)
(появляется картинка льва)
- Лев предлагает вам поработать самостоятельно.
Учитель: с учебником стр.65 №7
Прочитайте задание. Давайте повторим порядок действий. Решение в тетрадях самостоятельно.
Проверка на экране (Возьмите в руки карандаши. Свою тетрадь передайте соседу слева. Взаимопроверка . Сверьте ответы по экрану.)
Командиры в листе самооценивания в соответствующей графе отметили «+»
или «-».
VI. Итог урока.
«Математический квадрат»
- Ребята, наше путешествие по зоопарку подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.
- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это ответы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.
1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)
2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)
3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)
4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)
5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)
6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)
7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)
8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)
10 |
2 |
30 |
15 |
50 |
25 |
90 |
4 |
35 |
6 |
7 |
200 |
150 |
40 |
60 |
70 |
80 |
120 |
180 |
100 |
- Что у вас получилось? (цифра 5) Покажите свои карточки.
- На самом ли дели вы достойны оценки «5», нам скажут наши командиры.
Лист самооценивания (Подсчет баллов)
-Если за время экскурсии вы набрали
Нормы:
2-3 баллов –«3» 4-5 баллов – «4» 6 и более баллов – «5»
IX. Рефлексия.
- На этом наш урок подходит к концу.
На ваших столах лежат попугайчики, давай рассадим их в клетки.
«Красная клетка» – мне все удалось, «желтая» - мне не все удалось, «зелёная» - у меня ничего не получилось.
- Что мы сегодня повторяли на уроке ?
- Что нужно знать, чтобы решить задачи?
- Как найти скорость время расстояние?
Домашнее задание. Стр. 65 №6, №9 Слайд
Спасибо за урок! Слайд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.