Развивающее обучение - это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для её развития. Формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций) - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА.
Урок математики в начальной
школе с элементами
развивающего обучения
.
Творчеству научить нельзя. Зато
научить людей позволять себе
творить можно вполне.
( Джулия Камерон)
Учитель начальных
классов
СОШИ №16
г. Горловка
Донцова Наталья Георгиевна
Моё педагогическое
кредо:
«Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов
для встречи с ним в ребёнке»
Способности человека
можно представить в
виде дерева:
• корни —
природные задатки
человека;
• ствол — общие
способности;
• ветви —
специальные
способности, в том
числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево
мощней, пышней и ветвистее его
крона!
Развивающее обучение
это обучение, ориентированное на закономерности
развития личности, в котором развивающий эффект
является не побочным, а прямым результатом. Оно
рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и
создаёт максимум благоприятных условий для её развития.
4
Урок можно дать, можно провести,
но луч ше исполнить, как исполняет
свою роль артист на сцене!
Любой урок - это творчество учителя
Развитие познавательного интереса
и учащихся.
к предмету.
Формирование личности ребенка.
Цели:
5
• развитие
предмету;
познавательного
интереса
к
• формирование у учащихся умения применять
практической
полученные
эффективно
деятельности
фиксируются в памяти учащегося, если
получены в процессе решения проблемных
ситуаций);
знания
(они
в
более
• развитие способностей, которые позволяют
найти выход из любой ситуации (способность к
рефлексии, целеполаганию, планированию,
моделированию и активной коммуникации).
6
Задачи:
ученику
• помочь
стать
свободной,
творческой и ответственной личностью,
помочь ему найти своё индивидуальное
место в жизни.
Планируемые
результаты:
1.Повышение интереса к
предмету.
2.Осуществление личностно
ориентированного подхода в
изучении математики.
3. Превращение учащегося из
пассивного наблюдателя в
активного деятеля.
4. Повышение качества
знаний.
5.Формирование способности
к рефлексии в сфере
контроля, и оценки , и при
решении учебной задачи .
8
Приемы развивающего обучения,
способствующие повышению познавательного
интереса учащихся:
• Создание проблемных ситуаций.
• Практическая направленность.
• Самостоятельная поисковая работа.
• Работа над минипроектами.
что это? как это?
где это? зачем это?
9
«Учить надо не тому, что ребенок
может сделать сам, а тому, что он еще
не умеет, но в состоянии сделать под
руководством учителя».
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Содержательный
компонент
Традиционный
урок
-Преобладают ЗУНы
-Дети решают
практические
задачи – что делать?
(вставить орфограммы)
• Развивающий урок
-
-
- дети должны уметь решать
-Компетентностный
подход
-Связь обучения с жизнью
различные (практические задания,
используя свои знания)
-Опыт творческой
деятельности и
ценностных ориентаций
(все задания должны быть
развивающими)
- Дети решают учебные
задачи – как делать?
(составить алгоритм или рассказать,
как они это делали, чему
научились)
-
-
Методы обучения
Традиционный
урок
Преобладают
традиционные
методы:
1)объяснительно-
иллюстративный
(знания даются в готовом
виде)
2)репродуктивный
(воспроизведение знаний:
беседа, выполнение
типовых упражнений)
1)Проблемное изложение
Развивающий урок
материала - ставится
проблема , и дети ее решают
под руководством учителя, без
учителя (как правило в мини-
группах); можно дать детям
выбрать правильный вариант
решения проблемы, или
рациональный, учитель может
дать свой вариант
обсуждение)
2)Частично-поисковый
метод - на уроках можно
использовать задания-ловушки
(нельзя выполнить, нет
решения , житейские ловушки)
метод – составить алгоритм,
восстановить порядок
алгоритма;
3)Исследовательский
Формы учебной
работы
Развивающий
урок
- Разнообразие форм
работы
- Широкое использование
работы в парах или
микро-группах (может быть
совместная игра, обсуждение проблемы,
совместное выполнение задания с
распределенными функциями
Традиционн
ый урок
-Фронтальные
формы
работы (под
руководством
учителя или
учеников)
- Индивидуальная (д.б. с
проверкой, с коррекцией, с обсуждением
вариантов выполнения),
самостоятельная работа
(научиться ребенок может только сам)
Субъективность учебной деятельности –
предполагается, что ребенок сам ставит
учебную задачу, выбирает адекватные
учебные действия, сам себя контролирует,
оценивает, у него есть познавательные
мотивы