Урок математики "Задача и её основные части"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебник «Математика, 2 класс, 1 часть» И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина, 2012 г. Дополнительные: схема состава задачи, карточки для работы в группах и в паре. Организация пространства: - фронтальная работа, индивидуальная работа, - работа в группе, в паре. Цели и задачи урока:  Образовательные: - формировать представление о структуре задачи; - формировать умение различать условие задачи, вопрос; - совершенствовать навык решения простых задач; - способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного вни-мания, наглядно-действенного мышления; - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Иконка файла материала урок Ворожейкиной.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕПЕЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ во 2­б классе по теме: «Задача и ее основные части» Составитель: Ворожейкина Л. А.                                                             учитель начальных классов  КОЛОМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН   15.10.2014 Тема урока: Задача и её основные частиЦели и задачи урока:   Образовательные:                                                                                                                                        ­  формировать представление  о структуре задачи;                                                                                    ­  формировать умение различать условие задачи, вопрос;                                                                          ­  совершенствовать навык решения простых задач;                                                                                    ­  способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно­действенного мышления;                                                                                                   ­  воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь  других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже  известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Планируемый результат:  Предметные:                                                                                                                                         ­ знать  структуру текстовой задачи;                                                                                                ­ знать правило  оформления решения задачи в тетради;                                                                           ­ уметь различать  условие задачи, вопрос;                                                                                      ­ уметь правильно  оформлять решение задачи.   Личностные:                                                                                                                                             ­  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:                                                                                                                                        Регулятивные УУД.                                                                                                                            ­ уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;                                        ­  проговаривать последовательность действий на уроке;                                                                         ­  уметь работать по коллективно составленному плану;                                                                        ­  уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;     ­ планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;                                                  ­  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.  Коммуникативные УУД.                                                                                                                         ­  уметь оформлять свои мысли в устной форме;                                                                            ­ уметь  слушать и понимать речь других;                                                                                              ­ совместно  договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  Познавательные УУД.                                                                                                                                 ­  уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  ­ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке. Ресурсы: Основные:  учебник «Математика, 2 класс, 1 часть» И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина,  2012 г. Дополнительные: схема состава задачи, карточки для работы в группах и в паре.                            Организация пространства:                                                                                                                      ­  фронтальная работа,                                                                                                                                  ­  2индивидуальная работа,                                                                                                                                 ­  работа в группе, в паре. Ход урока I. Организационный  момент. Учитель: Сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Итак, математика, друзья. На вас надеюсь, как всегда. Мы хороший дружный класс. Все получится у нас! Учитель:  Покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете  этот урок. Я думаю, что такое же настроение будет у всех и в конце урока.                                   ­ Я желаю  вам успешной и плодотворной работы.                                                                                ­ Начинаем наш урок  с устного счёта. II. Устный счёт. Игра «Передай кубик» На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик. По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не  возвратится обратно на первую парту. ­ Сосчитайте от 36 до 43, от 58 до 64. Игра с мячом ­ Назовите число, которое при счёте следует за числом 46, за числом 38, за числом 99.                               ­  Какое число предшествует числу 18, числу 70, числу 45?                                                                            ­  Назовите соседей числа 18, 43, 65.                                                                                                                   ­  Назовите число, в котором 2 д. 4 ед.; 3 д. 1 ед.; 7 д.                                                                                      ­  Назовите наименьшее натуральное число;                                                                                                      ­  Назовите наименьшее и наибольшее двузначные числа.                                                                                ­  Назовите наибольшее однозначное число.  Слайд 2 ­ Продолжите ряд чисел, соблюдая закономерность: 24,27,30,33,…                                                              ­  Внимательно рассмотрите ряд чисел и назовите “лишнее” число: 18, 29, 3, 45, 60.                                              ­ Какое число “лишнее” в этом ряду? ( 2, 4, 0, 7, 9, 10,)                                                                                    ­  Чем похожи и чем отличаются числа 27 и 72? (В записи этих чисел используются одинаковые цифры, а различаются числа количеством десятков и  единиц)                                                                                                                                               ­ Выразите  каждое из этих чисел суммой разрядных слагаемых. (20+7, 70+2)  Учитель: В окружающем мире  огромное количество предметов, которые подобны геометрическим  фигурам.                                                                                                                                                ­ Какие  геометрические фигуры вы знаете?                                                                                                 Мы выполняли 3с вами мини­ проекты «Подобные геометрические фигуры»                                 (показ детьми рисунков  и объяснение, из каких фигур состоит) Учитель: Молодцы, ребята, вы неплохо справились. А теперь вам предстоит разгадать кроссворд, но для  этого вам пригодятся знания геометрического материала.                                                    ­ Вы должны  назвать фигуры, которые показаны на экране, и вписать их в клеточки кроссворда. (Как называется фигура под № 1? и т. д.)                                                                                             (Учитель показывает  изображение геометрических фигур, дети называют эти фигуры и отвечают на вопросы учителя) Вопросы к кроссворду: 1) Что такое отрезок?                                                                                                                                         2)  Геометрическая фигура и знак препинания.                                                                                                3)  Назовите свойства данной фигуры. Как по­другому можно назвать эту фигуру?                                   4) Что  вы можете сказать о прямой линии?                                                                                                   5) Что такое  луч?                                                                                                                                              6) Что вы знаете о  ломаной линии? (Эта фигура состоит из отрезков, которые называются звеньями)  Учитель: Все вы, наверное, заметили ключевое слово в данном кроссворде и теперь сможете определить  тему нашего урока математики.                                                                                              ­ Так о чём же  сегодня мы продолжим разговор? (хором ­ О задаче) Учитель: Действительно, тема нашего урока: «Задача и ее основные части». III. Работа над новым материалом.                                                                                                          Учитель: Предлагаю вам составить по рисунку задачу и устно её решить.                                      ­ В одной  коробке было 16 карандашей, а в другой 10.                                                                     Сколько всего  карандашей было в двух коробках?  Учитель: Молодцы! Вы хорошо умеете составлять задачи.                                                                      Но  цель нашего урока ­ научиться выделять в тексте задачи её составные части, а также  усовершенствовать навык решения простых задач.  Прежде, чем мы приступим к работе над задачами, предлагаю вам немножко отдохнуть.  (Физминутка с массажным шариком) III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 1. Сравнение текстов с целью выявления задачи (задание № 106). – Чем похожи, чем отличаются тексты? Можем выявить задачу? – Из каких частей состоит задача? 2. Решите задачу (один ученик у доски).                                                                                                 Сравнение предложенных текстов. Подведение анализируемого объекта под понятие задачи. Дополнение  4предложенного текста до задачи. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.                      (Регулятивные УУД) IV. Построение проекта выхода из затруднения  Сделайте вывод и дополните  схему: ЗАДАЧА: 1. УСЛОВИЕ 2. ВОПРОС 3. РЕШЕНИЕ 4. ОТВЕТ                                                                                                                                                      Уметь  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.                            (Коммуникативные УУД) Уметь работать по коллективно составленному плану.                                                                                (Регулятивные УУД) V. Реализация построенного проекта 1. Работа в группах. Выберите среди текстов задачу и решите её. 1. Лена нарисовала 6 кружочков, а Катя – 5 кружочков.                                                                        Всего  девочки нарисовали 11 кружочков. 2.В вазе лежало 3 яблока, а на столе еще 7 яблок.  3. На одной полке стояло 4 книги, а на другой –10. Сколько книг стояло на двух полках? 1. В куске было 9 метров ткани. Отрезали на платье 3 метра. Осталось 6 метров ткани.  2. На парте лежали 4 синих карандаша и 2 красных карандаша. 3. У Коли было 8 машинок. 3 машинки он подарил другу. Сколько машинок осталось у Коли? 1. Мама купила 2кг яблок, а груш на 8кг больше. Сколько килограммов груш купила мама? 2. Петя сделал 6 самолётиков, а Серёжа 4 самолётика. Всего мальчики сделали 10 самолётиков. 3. На столе лежали  6 конфет,  ещё 7конфет принёс папа. 1. Антон нарисовал 8 машин, а Коля 3 машинки. Всего мальчики нарисовали 11 машинок.               2. На  столе лежало 3 яблока,  ещё 5 яблок принёс папа.                                                                           3. У Маши  было 5 открыток, ей подарили ещё 3 открытки. Сколько открыток стало у  Маши? VI. Работа над пройденным материалом Самостоятельная работа. (На доске таблички со словами: слагаемое, разность, ответ, уменьшаемое, решение, сумма, вычитаемое) Учитель: Ребята, обратите внимание на слова, которые вы видите на доске.                                    ­  Скажите, пожалуйста, есть ли среди них слова, которые на ваш взгляд связаны со словом         “задача”.  (Дети выбирают слова: решение, ответ)  Учитель: Прочитайте слова, которые остались на доске, что вы о них можете сказать.                    (Это  названия компонентов математических действий).                                                                             ­ Какое  задание вы можете предложить сделать с оставшимися словами?                                           (Их можно  разделить на группы)                                                                                                                   ­ С каким  математическим действием связаны слова первой группы? (Со сложением)                   ­ Как называются  числа при сложении?                                                                                                (Первое слагаемое, второе  5слагаемое, сумма) – табличка.                                                                  ­ С каким математическим  действием связаны слова второй группы? (С вычитанием)                                 ­ Как называются числа при  вычитании?                                                                                         (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) –  табличка. Учитель: На парте у каждого из вас есть подписанные листочки для индивидуальной работы. Приготовьте их.                                                                                                                                                   ­ Мы вспомнили  компоненты арифметических действий и сейчас, на основании этих знаний, вам предстоит составить  математические выражения.  1) Уменьшаемое 12, вычитаемое 6, найдите значение разности.                                                                   2)  Найдите сумму чисел 7 и 8.                                                                                                                      3) Первое  слагаемое 14, второе слагаемое 3, найди значение суммы.                                                     4) Найдите  разность чисел 50 и 20. Учитель: С правой стороны листочка у вас есть кружочек. Если вы уверены, что данная работа выполнена  правильно, без трудностей, закрасьте зелёным цветом,  если в чём­то сомневаетесь, желтым цветом. И,  если вам кажется, что в основном работа выполнена неправильно, красным цветом.  ­ А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и сделайте взаимопроверку.                              Образец правильно выполненного задания вы видите на доске.                                                               Если  выражение составлено и решено, верно, рядом с ним ставим плюс, если неверно – минус.  Обменялись листочками. Поднимите руки те, у кого все задания выполнены верно.                                     В  конце урока эти листочки сдадите и я оценю вашу работу.  VII. Рефлексия                                                                                                                                                Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок.                                                                                                        ­  Давайте ещё раз вспомним, из каких частей состоит текст задачи?                                                             ­  Какие части добавляются при решении задачи?                                                                                            ­ Что  вам понравилось сегодня на уроке?                                                                                                     ­ Какие  задания у вас вызвали трудности?                                                                                                      ­ Какие  задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?  ( С помощью сигнальных карточек покажите, с каким настроением вы закончили урок).                           ­ Я благодарю всех за хорошую работу на уроке.                                                                                              ­ А  теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (с. 51  № 109, 110).                              ­ Урок  окончен. 6